Календарно-тематическое планирование уроков музыки по программе Е.Д.Критской УМК Школа России для 3-4 классов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


3 класс (34 ч.)


Темы, входящие в разделы Примерной программы


Тематическое планирование в соответствии с образовательной системой «Школа России»


Количество часов


Широка страна моя родная


Раздел 1:

«Россия — Родина моя»

5 ч

Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия

Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов.

Примерный музыкальный материал

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский: Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.


1

Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей. Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

Природа и музыка. Звучащие картины. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки.

Примерный музыкальный материал

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого: Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков. стихи А. Толстого.

Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.


1

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.


Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

Примерный музыкальный материал

Радуйся, Русской земле; Орле Российский. Виватные кантаты. Неизвестные авторы XVIII в.: Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

1

Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.

Кантата Прокофьева «Александр Невский».Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

Примерный музыкальный материал

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.


1

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

Примерный музыкальный материал

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

1


Хоровая планета

Раздел 2:

«День, полный событий»

4 часа


Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.

Образы природы в музыке. Утро. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера».

Примерный музыкальный материал

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ, . Пьесы. П. Чайковский.

1

Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Примерный музыкальный материал

Болтунья. С. Прокофьев, слова Л. Барто; Золушка Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта".


1

Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.

«В детской». Игры и игрушки.

Примерный музыкальный материал

С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского, Прогулка; Детский альбом, Колыбельная. П. Чайковский,

1

Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.

На прогулке. Вечер.

Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов. Примерный музыкальный материал

Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слона А. Плещеева; слова Л. Майкова. Тюильрийcкий сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский;


1


Мир оркестра

Раздел 3:

«О России петь – что стремиться в храм»


4 часа.


Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Разучивание песен к праздникам (праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ. Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.

Древнейшая песнь материнства. «Радуйся, Мария!...» Образы Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Примерный музыкальный материал

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения»


1

Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.

Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Образы Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси.

Примерный музыкальный материал

С. Рахманинов: Тропарь иконе Владимирской Божией матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. Л. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома "Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.


1

Разучивание песен к праздникам (праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов.

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим. Крещение Руси (988 г.).

Примерный музыкальный материал

Осанна. Хор из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи Л. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.


1

Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный.


Святые земли русской Княгиня Ольга, Князь Владимир. Святые земли коми – Стефан Пермский. Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир.

Примерный музыкальный материал

Песнопения (тропарь, величание) и молитвы 8 церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

Этнокультурная составляющая (ЭКС):Святые земли Коми - Стефан Пермский

1


Музыкальная грамота

Раздел 4:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»


4 часа


Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.

Настрою гусли на старинный лад… Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин).

Примерный музыкальный материал

Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского- Корсакова;

1

Чтение нот хоровых и оркестровых партий.

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала.

Былина о Садко и Морском царе. Образы былинных сказителей (Садко, Баян). Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна.

Примерный музыкальный материал

Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко».

1

Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.

Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.

Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…» Образы былинных певцов-музыкантов (Лель).

Примерный музыкальный материал

Н. Римский- Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков;


1

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.

Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.

Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.


Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

Примерный музыкальный материал

Веснянки. Русские, украинские народные песни.


1


Музыкальная грамота.

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».


Раздел 5:

«В музыкальном театре».


6 часов

Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.


Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)

Примерный музыкальный материал

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.



1

Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.

Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.


Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала.

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика». Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)

Примерный музыкальный материал

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

1

Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала.

Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)

Примерный музыкальный материал

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.



1

Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т. д.).

Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Опера Римского-Корсакова «Садко».Океан-море синее Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)

Примерный музыкальный материал

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.


1

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.

Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.

Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.

Балет Чайковского «Спящая красавица». Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.)

Примерный музыкальный материал

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Этнокультурная составляющая (ЭКС):

Опера и балет «Куратов», «Яг-морт», поставленные в нашем театре оперы и балета.



1

Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов. Соревнование на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».

В современных ритмах (мюзикл).Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Звуки музыки.

Примерный музыкальный материал

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной: Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

1


Формы и жанры в музыке


Раздел 6:

«В концертном зале».

4 часа

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.

Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Музыкальное состязание (концерт). Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский).Примерный музыкальный материал

Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3- я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра.


1

Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.

Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.


Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). Музыкальные инструменты: флейта, фортепиано, гитара, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Примерный музыкальный материал

И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика". К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини;

Этнокультурная составляющая (ЭКС):

Музыкальный народный инструмент сигудэк – родина Коми. Мастера- изготовители музыкального инструмента. Музыкальное звучание на сигудке.


1

Чтение нот хоровых и оркестровых партий.

Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).

Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий.

Звучащие картины. Сюита Э.Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Примерный музыкальный материал

Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты).

Волшебный смычок. Норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.


1

Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.

Героическая (симфония). Мир Бетховена. Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

Примерный музыкальный материал

Л. Бетховен; Соната 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского;

1


Я – артист


Раздел 7:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».


7 часов

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.


Чудо – музыка. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Примерный музыкальный материал

Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня


1

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.

Острый ритм - джаза звуки. Джаз - искусство

XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Примерный музыкальный материал

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин

1

Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.

«Люблю я грусть твоих просторов» Мир Прокофьева. Мир музыки С. Прокофьева.

Примерный музыкальный материал

Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.


1

Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.

Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский) Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ.

Примерный музыкальный материал

Мелодия. П. Чайковский: Утро из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.


1

Двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.

Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна..

Примерный музыкальный материал

Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

.

1

Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.

Обобщающий урок - концерт.


1

Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

Промежуточная аттестация: тестовая работа.


1




4 класс (34 ч.)


Песни народов мира

Раздел 1:

«Россия – Родина моя


4 часа

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.


Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». »

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества.

Примерный музыкальный материал

Концерт 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов;Песня о России. В. Локтев, слова 0. Высотской: Родные места. Ю. Антонов, слова М. Плянковского

Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня;

1

Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).


Чего не выразишь словами. Как сложили песню.

Тайна рождения песни.

Примерный музыкальный материал

Вокализ.С. Рахманинов. Колыбельная в обраб. Д. Лялом: У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ),

1

Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (постепенное, по звукам аккорда, скачками).


Ты откуда русская, зародилась, музыка?.

Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций. ритмов, композиционного строения, манеры исполнения.

Примерный музыкальный материал

Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни в обраб. М. Балакирева. Н. Римского- Корсакова


1

Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.


Патриотическая тема в русской песне. «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь»

патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

Этнокультурная составляющая (ЭКС):Гимн РК.

Примерный музыкальный материал

Александр Невский Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Солдатушки, бравы ребятушки;


1


Музыкальная грамота

Раздел 2:

«О России петь – что стремиться в храм»


4 часов

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.


Святые земли русской. Илья Муромец.

Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир. Илья Муромский и др.). Их почитание и восхваление.

Этнокультурная составляющая (ЭКС):

Образ Перы-богатыря в разных видах искусства: былина (литературная, музыкальная), картина.

Примерный музыкальный материал

Земле Русская. стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты "Картинки с выставки». М. Мусоргский;

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова Л. Толстого;


1

Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.


Кирилл и Мефодий.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения.

Примерный музыкальный материал

Величание святым Кириллу и Мефодию. обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков. слова С. Михайловски;Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова Л. Толстого;


1

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах.

Праздников праздник, торжество из торжеств

Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Примерный музыкальный материал

Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной».


1

Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора). Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.


Родной обычай старины. Светлый праздник.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Примерный музыкальный материал

С. Рахманинов; «Не шум шумит» русская народная песня.

1


Оркестровая музыка

Раздел 3:

«День, полный событий»

Примерный музыкальный материал


5 часа

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. И. Римский-Корсаков. Г. Свиридов и др.).

Примерный музыкальный материал

Осень. Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;


1

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.

Зимнее утро, зимний вечер

Зимнее утро. Зимний вечер.

Примерный музыкальный материал

В деревне. М. Мусоргский Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи Л. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи. стихи А. Пушкина; Зимний вечер М. Яковлев, стихи Л. Пушкина.


1

Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.


«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

Музыкально-литературные вечера в Тригорском; романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт)

Примерный музыкальный материал

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». И. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку. хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление.

1

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.


«Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь».

Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны.

Примерный музыкальный материал

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

1

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.


«Приют, сияньем муз одетый…»

Понятия: романс, дуэт, ансамбль. Музыкальность поэзии А. Пушкина. Приют, сияньем муз одетый.

Примерный музыкальный материал

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

1


Оркестровая музыка

Раздел 4:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»


4 часа

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров.

Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп.

Композитор – имя ему народ.

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность. импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

Примерный музыкальный материал

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико. грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия. итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня.


Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.


Музыкальные инструменты России

Оркестр русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов.

Примерный музыкальный материал

Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни". Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков;

Этнокультурная составляющая (ЭКС):

Песни коми народа в исполнении народных музыкальных инструментов.


Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.

«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке.


Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Народные праздники. «Троица»

Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева.

Примерный музыкальный материал

Троицкие песни.




Музыкально-сценические жанры


Раздел 5:

«В концертном зале».


5 часов

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

Примерный музыкальный материал

Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.

1

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.

Вариации на тему рококо. «Старый замок». «Счастье в сирени живет…»

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки.

Примерный музыкальный материал

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

1

Лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.


Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии),

Примерный музыкальный материал

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; 1

1

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.


Патетическая соната Л. Бетховена. Годы странствий Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена).

М. Глинки (баркарола, хота).

Примерный музыкальный материал

Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

1

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.

Царит гармония оркестра.

Различные жанры: симфонический (симфония, симфоническая увертюра) музыки.

Примерный музыкальный материал.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

1


Музыкально-сценические жанры

Раздел 6:

«В музыкальном театре».

6 часов

Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.


Опера «Иван Сусанин»: «Бал в замке польского короля».

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Примерный музыкальный материал

Интродукция, танцы из IIдействия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка;

1

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский К. Хачатурян», Н.А. Римский-Корсаков


«За Русь мы все стеной стоим».

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Примерный музыкальный материал

Интродукция, танцы из IIдействия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка;

1

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д.

«Исходила младёшенька»

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Примерный музыкальный материал

Песня Марфы ("Исходила младёшенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский

1

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д.

«Русский восток»

Балет. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы втворчестве русских композиторов.

Примерный музыкальный материал

Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила»; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». Д. Хачатурян.

1

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д.

Балет Стравинского «Петрушка»

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.

Примерный музыкальный материал

Танец с саблями из балета «Гаянэ». Д. Хачатурян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.


1

Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).


Театр музыкальной комедии

Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Примерный музыкальный материал

Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина.


1


Музыка кино

Раздел 7:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

6 часов

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.


Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Примерный музыкальный материал

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

1

Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.

Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек

Примерный музыкальный материал

Мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).

1

Учимся, играя

Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.

Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.


В каждой интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты

Примерный музыкальный материал

Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные обриты гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация.

1

Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:

характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;

создание эмоционального фона;

выражение общего смыслового контекста фильма.

Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.

Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.

Музыкальный сказочник.

Примерный музыкальный материал

Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.

1

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.

Я – артист. Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

Рассвет на Москве-реке.

Примерный музыкальный материал

Образ Родины в музыке М. Мусоргского.


1

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты

Обобщающий урок-концерт.


Итоговое оценивание (промежуточная аттестация):тестовая работа.


1