Святые воины-Святой Руси (Урок )

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа№2»

Пронский район Рязанская область









Святые воины-

Святой Руси.

























Подготовила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Никитина Светлана Сергеевна




Цель урока: Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.


Задачи урока:

  • познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

  • помочь учащимся объяснить понятие «справедливая война»;

  • познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

  • способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, несправедливая война.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, горошины (по количеству учащихся класса).















Ход урока.


I. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы собрались, чтобы вновь поделиться друг с другом теплотой, добротой. Возьмитесь за руки и передайте друг другу частичку своей теплоты. Мы отправляемся в мир православной культуры.

- Закройте глазки и протяните ладошку. Учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину.

- Что это такое?

- На что похожи эти горошины? (Ответы учащихся).

- А ещё горошины похожи на нашу планету Земля.

- Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. Учащиеся кладут горошину в выбранное ими место.


II. Актуализация знаний.III. Постановка учебной задачи.

- Мы любим своих родных, свой дом, любим свой двор и улицу, на которой живем. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, он всегда вспоминает свой дом, поддерживает связь со своими родными. И всегда возвращается домой, потому что здесь его всегда помнят и ждут. Здесь его Родина.. Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие.


- Подберите к слову «родина» синонимы. Ответы учащихся.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия. •


В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения, то есть страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

- Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать.

- Если обидели тебя - можно стерпеть. Христос говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Ведь зло злом победить нельзя. Можно простить свою обиду. Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.


- Если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого - долг каждого человека встать на защиту.

- Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

- Как вы думаете, влияет ли война на человека?

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога


Послушайте письмо, которое нашли в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.


Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры? ____________________

Дети Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

Кто сформулирует тему нашего урока.

Тема нашего урока «Святые воины -святой Руси»


.IV. Построение проекта открытия нового знания.

Из 650 лет Российской Государственности (начиная с поля Куликова), 300 лет чистого времени из жизни русского народа ушло на войны. Причем все войны были оборонительные. Мы никогда не нападали, только защищали свое и обороняли. Самым главным призванием для мужчины была защита Родины, земли и своего рода. Мальчик, рожденный в русской семье, это будущий воин, его воспитывали истинным защитником.

Вопрос: Можно ли быть защитником Родины, не любя свою Родину?

Нет.

Велико наше Отечество — Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру. Потому вся нечисть, которая шла войной на Россию, всегда стремилась уничтожить в русских людях православную веру, православный дух.

Силу духа русскому человеку выстоять в борьбе с врагом давала православная вера. Вот почему среди русских святых так много воинов:.

Эстафету славы святого воинства Руси, которую начал Александр Невский, продолжилась его правнуком святым благоверным Димитрием Донским.

Дети В XIV веке Русь находилась под монголо-татарским игом. Выплачивала дань золотоордынским ханам, стонала от пожаров и разорений. В это тяжёлое время на московский престол взошёл внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Пользуясь малолетством Дмитрия, князь Суздальский захватил себе великое княжение, но три года спустя одиннадцатилетний Дмитрий сам возглавил московское войско и возвратил себе отцовский титул. С детства духовным наставником Дмитрия был митрополит Московский Алексей. Он учил мальчика быть твёрдым, ковал из него воина, готовил его не для книг, а для меча. учил митрополит Алексей юного Дмитрия родину свою любить и сражаться за неё. Поэтому науку Дмитрию пришлось постигать битвами, а не рукописанием; жизнь познать на окровавленной земле; людей – в воинском стане. Воинскую науку Дмитрий ставил превыше всех наук: век был такой, надо было ковать мечи. Поэтому князь Московский закупал оружие в разных странах на Западе и Востоке. Собирал на московской земле лучших мастеров: оружейников, строителей. Именно при правлении князя Дмитрия Ивановича Москва впервые стала каменной, хорошо укреплённой крепостными стенами, валами, рвами, сторожевыми башнями. От всех своих родственников, духовного наставника митрополита Алексея Дмитрий перенял ненависть к тяжкому ордынскому бремени. Он понял и принял на себя великое обязательство: скинуть с плеч народа ярмо Орды. С детских лет впитал Дмитрий гнев и обиду за Русь, за пролитую кровь единородных братьев.



Трудное это было время, но настал час, когда по словам летописца русские люди похоронили свой страх перед татарами, воспряли духом. Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к преподобному Сергию в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагами:


(Колокольный звон)

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием.

Появление среди русского воинства двух всадников в черных монашеских одеяниях, идущих по благословению самого Сергия на брань, чтобы пострадать за веру и обрести вечное спасение, неизбежно должно было произвести на ратников огромное впечатление, послужить им примером, стать залогом справедливости битвы.


Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).


Если про Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и хана Мамая известно немало, то информация о воинах-схимниках минимальна Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарные воины-монахи , герои сражения на Куликовском поле.

Время донесло до нас об этом герое самые скупые сведения, которые иногда больше похожие на легендарные.

Это были два родных брата, подвизавшиеся под руководством Сергия против врагов невидимых, два инока-боярина: Александр-Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей-Ослябя, бывший боярин Любецкий.

Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки великий князь у Преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох ранее хранился в краеведческом музее г. Рязани.






Был Великий князь Дмитрий не только смелым, но и мудрым, сильным полководцем. Отличное место выбрал он для решительного сражения: Куликово поле

Вышли русские полки на Куликово поле раньше Мамая. Уже вечером они приняли боевой порядок и так, в строю, простояли всю ночь. Это оказалось очень важно, так как утром опустился на Куликово поле такой густой туман, что ничего не было видно даже вблизи. И эта тьма стояла до середины дня... Это Всемилостливая Богородица, ставшая Домом Руси, решила укрыть своих воинов плотным туманом, как плотным покрывалом, от смертного боя. И воины чувствовали Её присутствие и молились ей.


И было это в субботу, 8 октября, в день Рождения Богородицы. И стояла Она над полем битвы и помогала русским воинам выстоять.

В те далёкие времена было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска.

Бой начался поединком двух воинов. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, страшной наружности и звали его Челубей Тамир Мурза. навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. Татарин заметно превосходил в силе, а русские воины в вере. На всём скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налёту копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь, оба мёртвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.

Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический подвиг во имя земли Русской, чтобы навечно стать в ее истории героем-витязем


И рухнула тут тишина зловещая. Затрубили ратные трубы, и слились голоса в единый голос, и послышался великий стук от сабель и сбивающихся коней, и прозвенел клич русский: "За Русь Святую!"

Во время сражения Сергий Радонежский и вся Троицкая лавра молились в церкви. Духовными очами святой видел все поле битвы и поминал по имени всех раненых и убитых.


А Сергий в те часы уединился

Перед Святою Троицей молился

Казалось, он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья

Храм наполняли свет и тишина,

Порою старец прерывал молитвы,

Погибших называл он имена

И тех, кто ранен был на поле битвы





. Увидел Дмитрий, что в передовом полку только молодые воины стоят, неопытные. Снял он свои княжеские одежды, отдал их своему боярину Бренку, сам достал доспехи простого ратника (воина) и встал в строй: "

Татары первыми двинулись в атаку. Они рассеяли сторожевой и передовой полки и напали на основные силы – большой полк, стали обходить его слева. Но в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк и татары-ордынцы обратились в бегство.


В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.


Несколько дней хоронили русские погибших. Самого князя Дмитрия с трудом нашли среди убитых – раненого, но живого. После Куликовского сражения стали называть его Дмитрием Донским.


Жены , матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.

Ни когда еще русское воинство не знало такой победы.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами


В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках.

Каждый год в один из осенних субботних дней князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.


«Димитровская суббота» – так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие.


3 мая мы будем праздновать 700 лети Сергия Радонежского

Деяния на благо Родины Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Пересвета и других Святых заступников Руси, с точки зрения современного человека выглядят даже больше, чем просто подвиг отдельно взятого человека. Это были по-настоящему великие люди, настоящие патриоты, отмеченные перстом Божьим. Никто из ныне живущих не вправе забывать о том, кому мы обязаны тем, что имеем сегодня.

Читайте, впитывайте в себя мудрость веков и гордитесь тем, что вы являетесь продолжателями тех великих дел, которые были когда-то заложены в основание нашей Русской государственности.


Почему эти люди стали святыми? ( Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

VII. Рефлексия.

- А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия.





[pic]