Рабочая программа по литературному чтению.Система Л.В.Занкова. 2 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г. Липецка









Приказ № от .08.2015г.








Рабочая программа по литературному чтению

для 2А класса


Учитель Бадулина Татьяна Юрьевна




















2015-2016 учебный год

I. Пояснительная записка

Цели рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших обучающихся; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших учащихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи программы:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы: Свиридова В.Ю. «Литературное чтение. 1 класс», - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011год

II. Общая характеристика учебного предмета

Место и роль учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности и достижению следующих целей:

1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Механизмы достижения планируемых результатов:

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Основными формами организации образовательного процесса по литературному чтению являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок - исследование, урок - театрализация и др.);

- интегрированный урок.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по литературному чтению составлена на 140 часов в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (4 часа в неделю, из которых 1 час выделяется из части, формируемой участниками образовательного процесса, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся).


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспехаучебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.



Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);

  • овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение.

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • делить текст на части, составлять простой план;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте материал для характеристики героя;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

VI. Содержание учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  2. приобщение к литературе как искусству слова;

  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Содержание предмета «Литературное чтение» для 2 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.

  2. Техника чтения.

  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

  5. Литературоведческая пропедевтика.

  6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

«Вступление, или детективное начало…» - 11 часов

«Завязка. Тайны искусства…» - 13 часов

«Погоня за секретами литературы…» - 18 часов

«Новые загадки следствия…» - 21 час

«Кульминация! Вершина изображения…» - 24 часа

«Вперед по дороге открытий…» - 23 часа

«Развязка. Раскрытые тайны» - 15 часов

«Заключение, или счастливый конец»- 15 часов

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;

  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

  1. Развитие умения разъяснять заглавие текста.

  2. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

  3. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

  4. Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

  5. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.

  6. Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир. Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

  1. Стихотворение.

  2. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.

  3. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Развитие устной речи:

  • обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

  • обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

  • работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

  • показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.











VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся



Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

«Вступление, или детективное начало…»

11

Определять и формулировать цель

деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Слушать и понимать речь других.

Учиться выразительно читать и пересказывать текст.

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


2.

«Завязка. Тайны искусства…»

13

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Создавать тексты по предложенному заголовку.

Составлять слова, находить в цепочке однокоренные слова. Составлять рассказы по рисунку, записывать предложения с комментированием.

Читать маленькие тексты, устно продолжать истории.

3.

«Погоня за секретами литературы…»

18

Ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания

Принимать позиции слушателя

Проявлять интерес к общению и групповой работе

4.

«Новые загадки следствия…»

21

Овладеть навыками осознанного чтения

Работать с учебником

Задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения


5.

«Кульминация! Вершина изображения…»

24

Понимать фактическое содержание текста

Выделять в тексте основные части

Искать информацию в учебных текстах

Осуществлять первоначальный контроль своих действий

Уважать мнения собеседников

6.

«Вперед по дороге открытий…»

23

Уметь выбирать книгу в библиотеке

Выполнять учебные действия на основе алгоритма действий

Входить в коммуникативную и игровую ситуацию

7.

«Развязка. Раскрытые тайны»

15

Уметь выделять события, видеть их последовательность в произведении

Понимать цель и смысл выполняемых заданий

8.

«Заключение, или счастливый конец»

15

Различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки

Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности

Входить в игровую и учебную ситуацию










VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя:

-интерактивную доску, компьютер, принтер/копир/сканер;

-демонстрационные таблицы, брошюры серии «Стандарты 2 поколения»;

-электронное приложение к учебнику «Азбука» 1 класс;

-единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов ((например, http://school -collection.edu.ru)


Обучение грамоте и пропедевтический курс литературного чтения обеспечивается учебниками и пособиями:


- В.Ю.Свиридова «Литературное чтение », учебник для 1 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012год

- Методическое пособие для учителя «Уроки обучения литературному чтению по учебнику «Литературное чтение» (под ред. В.Ю. Свиридовой) - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013год


















































Календарно-тематическое планирование





п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактич

по плану

фактич

«Вступление, или Детективное начало…» (11 часов)

1.

Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Знакомство с учебником (обложка, форзац, содержание, словарь). Вступительная статья.

1





2.

Характер литературного героя.

В. Драгунский «Что я люблю».

1





3.

Характер литературного героя.

И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной...»

1





4.

Характер литературного героя.

В. Драгунский «Что любит Мишка»

1





5.

Характер литературного героя.

В. Драгунский «И чего не люблю!»

1





6.

Прием контраста в литературе.

 Б. Заходер «О границах поэтического творчества»,

Дж. Чиарди «…Скажу я слово ВЫСОКО»

1





7.

Прием контраста в литературе.

 К. Ушинский «Четыре желания», А.Усачев «Первое сентября»

1





8.

Яркие поэтические образы в стихотворении Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1





9.

Сравнение научного и художественного текста. М.Пришвин «Осеннее утро», статья из энциклопедического словаря

1





10.

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. А.Пушкин «Тиха украинская

ночь…», В. Драгунский «Тиха украинская ночь…»

1





11.

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. Понятие о видах искусства. Репродукция А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л. Бетховена

1





«Завязка. Тайны искусства…» ( 13 часов)

12.

Звучащие образы в стихотворении И.Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья»

1





13.

Песни осени. Д.Кедрин «Осенняя песня»

1





14.

Песни осени. О. Дриз «Кончилось лето»

1





15.

Олицетворение как поэтический прием. М. Лермонтов «Утес», Ф. Тютчев «Что ты клонишь над водами…»

1





16.

Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И. Левитана «Золотая осень»

1





17.

Картины мира, созданные писателями и поэтами.«Заря-_заряница…»,

И.Пивоварова «Песня зарянки»,

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1





18.

Чудесный дар –видеть красоту мира. М. Цветаева «Одна половина окна растворилась…», С. Козлов «Ежик в тумане»

1





19.

Чудесный дар – видеть красоту мира. Оницура  (хокку), С. Козлов «Красота»

1





20.

Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога»

1





21.

Как смотрят на мир поэт и ученый.

И.Пивоварова «Как я считал»,

Г. Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку».

1





22.

Как смотрят на мир поэт и ученый.

Г. Корнилова «Вертолет»

1





23.

Как смотрят на мир поэт и ученый.

Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь»

1





24.

Как смотрят на мир поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром»

Проверь себя

1





«Погоня за секретами литературы…» ( 18 часов)

25.

Что такое образ? Мир литературы – мир образов. Тие, Басе (хокку )

Э. Нийт «Каменный замок...».

1





26.

Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок)

1





27.

Ироническое отношение автора к герою. С. Маршак «Попрошайка»,

Э. Мошковская «Жадных нет»

1





28.

Ироническое отношение автора

к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу»

1





29.

Характер героя, его портрет,

поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Прыжок»

1





30.

Характер героя, его портрет,

поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Прыжок»

1





31.

Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Лев и собачка».

1





32.

Черты сказки и загадки в стихотворении. П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…», В. Даль «Старик-годовик»

1





33.

Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий»

1





34.

Реальные и фантастические

образы. Н.Носов «Фантазеры».

1





35.

Реальные и фантастические образы. Н.Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот»

1





36.

Авторская сказка. Сходство с народными волшебными

 сказками. В. Катаев «Цветик -

семицветик»

1





37.

Авторская сказка. В.Катаев «Цветик-семицветик». Сходство

и различие с народными волшебными сказками. Позиция

автора. Прием преувеличения.

1





38.

Авторская сказка. В. Катаев

«Цветик -семицветик».Нравственная коллизия.

1





39.

Авторская сказка. В. Катаев

«Цветик - семицветик».

Сказка, фантазия, мечта

1





40.

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сказка, фантазия, мечта.

1





41.

Автопортрет.

1





42.

Проверь себя.

1





«Новые загадки следствия…» (21 час)

43.

Исследуем волшебную сказку. Ю.Мориц «Песенка про сказку»

1





44.

Исследуем волшебную сказку. Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

1





45.

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1





46.

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1





47.

Особенности авторской сказки. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1





48.

Особенности авторской сказки. А.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке».

1





49.

Сказочные законы в волшебной

сказке.  Ш.Перро «Кот в сапогах», русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»

1





50.

Сказочные законы в русской народной волшебной сказке «Кузьма Скоробогатый»

1





51.

Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран. «Кузьма Скоробогатый», Ш.Перро «Кот в сапогах»

1





52.

Зимняя страничка. А.Пушкин

«Опрятней модного паркета…»

1





53.

Сказочные дорожки. И. Суриков

«Все темней, темней и тише…»

1





54.

Образы сказки, волшебства,

ночи в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»

1





55.

Образы сказки, волшебства,

ночи в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»

1





56.

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1





57.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»

1





58.

Бытовая сказка. «Мужик и медведь»

1





59.

Бытовая сказка. Эвенкийская сказка

«Медведь и охотник».

1





60.

Сказочный праздник. Р.Кудашева «Зимняя

песенка»

1





61.

Юмор в литературном произведении.

В. Драгунский «Заколдованная буква»

1





62.

Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю...»

1





63.

Проверь себя

1





«Кульминация! Вершина изображения…» (24 часа)

64.

Художественные приемы в авторском поэтическом тексте.

 С. Есенин «Зима»

1





65.

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. «Морозко»

1





66.

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

1





67.

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами

1





68.

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами «Морозко», братья Гримм «Госпожа Метелица»

1





69.

Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Е.Благинина. Загадки.

1





70.

Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери»

1





71.

Разгадываем загадки сказок. О.Вацетис «Подснежник»

1





72.

Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка «Снегурочка»

1





73.

Русская народная сказка «Снегурочка»

1





74.

Репродукция картины Б.Кустодиева «Масленица». Творческая работа

1





75.

Следы сказочного жанра в стихотворениях. И.Суриков «Детство»

1





76.

Следы сказочного жанра в стихотворениях. Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

1





77.

Особенности авторского взгляда. М.Бородицкая «Колдунье не колдуется»

1





78.

Особенности авторского взгляда. Фрагмент сказки О.Пройслера «Маленькая Баба-Яга»

1





79.

О. Пройслер«Маленький водяной»,

«Маленькое привидение»,

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

1





80.

Мир авторской сказки. А. Толстой «Золотой ключик»

1





81.

Жанры в литературе и живописи.

А. Кушнер «Что я узнал!»

1





82.

Исследуем законы рассказа. Л.Толстой «Акула»

1





83.

Нравственная коллизия в рассказе Л.Толстого «Акула».

1





84.

Л.Толстой «Лебеди».

1





85.

М.Пришвин «Глоток молока». Л.Дьяконов «Щенок и снег»

1





86.

Обобщающий урок.

1





87.

Проверь себя

1





«Вперед по дороге открытий…» (23 часа)

88.

Уроки добра. Э.Мошковская «Дедушка Дерево»

1





89.

Уроки добра. Г.Скребицкий «Передышка».

1





90.

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка».

1





91.

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка»,

А. Куинджи «Березовая роща»

1





92.

Следы волшебных сказок в авторских текстах.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...».

1





93.

В. Бианки – писатель и ученый. «Как Муравьишка домой спешил».

1





94.

В. Бианки – писатель и ученый. «Как Муравьишка домой спешил».

1





95.

Научный и художественный текст. В. Бианки

«Муравейник зашевелился»

1





96.

«Точка зрения» художника в литературе и живописи. 

С. Махотин «Жук», репродукции

Ф. Толстого

1





97.

Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного

1





98.

Э. Успенский «Разгром», А. Усачев «Самый лучший день»

1





99.

Уроки этики в авторском произведении. К.Ушинский «Играющие собаки»

1





100.

Исследуем жанры устного народного творчества

1





101.

Исследуем жанры устного народного творчества. Небылица. Прибаутка. Загадка. Считалка

1





102.

Законы фольклора в художественной литературе. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1





103.

Особенности авторской сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1





104.

Колыбельные в авторской поэзии

1





105.

Современная авторская сказка. Л.Петрушевская «Кот, который умел петь»

1





106.

Мир  детей и мир взрослых в рассказах. Л.Петрушевская «Кот, который умел петь»

1





107.

Л.Петрушевская «Все непонятливые».

Сравнение произведений одного автора

1





108.

Наедине с книгой. По произведениям Л.Петрушевской

1





109.

Наедине с книгой. По произведениям Л.Петрушевской

1





110.

Проверь себя

1





«Развязка. Раскрытые тайны» (15 часов)

111.

Юмор в литературном произведении. Н.Носов «Мишкина каша»

1





112.

Н.Носов «Мишкина каша»

1





113.

Н.Носов «Мишкина каша». Характеры героев

1





114.

Юмор в литературном произведении. Тим Собакин «Дело и мастер». Н.Носов «Заплатка»

1





115.

Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

1





116.

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1





117.

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1





118.

Наедине с книгой. Произведения Н.Носова

1





119.

О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А. Вивальди, П. Чайковского.

1





120.

С. Козлов «В небе туча хмурится…», Н. Рыленков «После дождя»

1





121.

Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки»

1





122.

Сочиняем сказку. Сказка «Путешествие капельки»

1





123.

Мир детей в рассказе И.Пивоваровой «Мы пошли в театр». Понятие о видах искусства

1





124.

Работа над проектом «Поэзия и Живопись». Обобщающий урок.

1





125.

Проверь себя

1





«Заключение, или счастливый конец» (15 часов)

126.

Поэтические и живописные образы детей. С.Маршак, В.Лунин

1





127.

Поэтические и живописные образы детей. Э.Успенский. Картина З.Серебряковой «За завтраком»

1





128.

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах»

1





129.

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В.Драгунского «Кот в сапогах»

1





130.

Как смотрят на мир поэт и ребенок. А. Барто «В пустой квартире»

1





131.

Сопричастность миру семьи, Родины. А.Смирнов «Кто был на войне», Г.Ладонщиков «Вместе с дедушкой»

1





132.

Сопричастность миру семьи, Родины. В.Берестов «Мир», О.Высотская «Салют»

1





133.

А. Гайдар «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма.

1





134.

А. Гайдар «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу.

1





135.

А.Гайдар «Чук и Гек». Часть 3,4. Устное сочинение о путешествии на поезде.

1





136.

А.Гайдар «Чук и Гек». Часть 5. Темы, нравственные проблемы, характеры героев.

1





137.

А.Гайдар «Чук и Гек». Темы, нравственные проблемы, характеры героев.

1





138.

Сочинение «С чего начинается Родина».

1





139.

Проверь себя. М.Матусовский «С чего начинается родина»

1





140.

Обобщающий урок. Презентация проекта

1