Диагностика исходного уровня развития творческих способностей младших школьников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Диагностика исходного уровня развития творческих способностей

младших школьников

  1. Диагностика исходного уровня.

Для исследования исходного уровня развития творческих способностей младших школьников можно использовать диагностическую методику, позволяющую установить различные уровни развития воображения учащихся. Подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой стороны – перенести логику его развития на конкретные формы и виды деятельности ребенка.

    1. Методика «Разрезные картинки».

Детям демонстрируют несколько картинок, на которых изображены игрушки, затем те же картинки в разрезанном виде (от 4 до 32 ч.). Ребенку нужно догадаться, что изображено и от какой картинки. В результате анализа ответов были выделены три группы.

Дети I группы, если не отказывались, то брали самый большой кусок и путем наложения пытались решить задачу, указывая причину или мотив, в силу которого они пришли к определенному решению.

Дети II группы брали любой кусок, долго разглядывали, всегда описывая ситуацию в динамике.

Дети III группы (высший уровень) старались осмыслить и обыграть задание (оживляли), не старались придерживаться точного соответствия реальности. Эти особенности детей III группы объясняются наличием у них внутренней позиции, которая характеризуется тем, что позволяет ребенку управлять наличной ситуацией, рассматривать ее в целом, быть отдельным от нее и как бы над ней. Это проявлялось в большей эмоциональности, инициативности и способности к творчеству.

    1. Методика «Где чье место».

Ребенку предъявлялась картинка, на которой был изображен домик с крышей и трубой, рядом с ним находится собачья конура, перед домом – цветочная клумба, пруд, около пруда растут деревья. На переднем плане дорожка, детская коляска. По небу плывут облака, летают птицы. На каждом предмете – пустой кружок. Точно такие же кружки с кошкой, собакой, девочкой, грушей, цветком, летящей птицей.

Задание: расположить посмешнее – не там, где должны находиться, а в каком-нибудь другом месте, а главное, придумать, почему персонаж там очутился.

Обработка результатов позволяет выделить три уровня.

Учащиеся I уровня не могли объяснить без помощи взрослых, придумывали простые истории из сказок.

Учащиеся II уровня давали содержательные ответы, когда предметы расставлял взрослый, рассказы имели под собой реальную почву.

Учащиеся III уровня старались увидеть все в целом. Справлялись лучше, если все делали сами, гибко использовали полученные ранее знания, творчески применяли их в зависимости от конкретных условий.

    1. Методика «Третий лишний».

Детям предлагается 5 наборов игрушек по 3 предмета (очки, иголка, ножницы; кукла, мишка, кроватка; елочка, дерево, чайка; машина, трактор, человек и т.п.), после того, как выполнили задание, просили вновь убрать лишний.

По характеру выполнения задания выделили две группы.

Дети I группы не видели никаких других оснований для объединения предметов, кроме логического обоснования.

Дети II группы находили различные решения, выделяя каждый раз новые разнообразные основания для объединения предметов.

    1. Методика «Настроение».

Предлагается набор картинок (12 шт.), нужно разделить на группы так, чтобы в каждую группу попали картинки, имеющие нечто общее.

Картинки: 1) Девочка, играющая в мяч;

2) Две старушки под облачным небом;

3) Девушки с развивающимися волосами на морском берегу;

4) Невыразительный силуэт человека с газетой;

5) Пышный букет цветов;

6) Засохший цветок в треснувшей вазе;

7) Осенняя ветка дикого винограда;

8) Несколько одиноких стеблей в ящике;

9) Яркий сказочный дворец;

10) Замок на скале при лунном свете;

11) Покосившаяся избушка;

12) Стандартные дома.

Два главных способа, позволяющие объединить картинки:

I способ. Люди (1-4), растения (5-8), постройки (9-12). Составляя группы таким образом, ребенок, ребенок руководствуется тем, какие предметы изображены.

II способ. Требует внимания к неповторимости изображенного предмета, чуткости к его эмоциональному воздействию.