Разработка темы Религиозные верования Древнего Египта.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Религиозные верования Древнего Египта


1. Время возникновения.

Заселение долины Нила восходит к глубокой древности. Очень рано, вероятно в середине IV тысячелетия до н. э., здесь возникли государственные образования, объединившиеся затем в два царства: одно из них было расположено в Нижнем Египте, в Дельте, другое — в Верхнем Египте. На рубеже IV—III тысячелетий в результате длительной междоусобной борьбы они слились в одно государство [4].


2. Космогония (представление о возникновении мира, его устройстве, законах, завершении существования).

Солнце родилось от союза земли и неба (образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра). Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него. Рассмотрим некоторые версии возникновения мира [4].

Согласно гелиопольской версии, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них покидаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, чрезвычайно мало места уделено созданию человека. В основном египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения [4].

Важная особенность египтян — их представление о самих себе. Они считали, что человек — существо составное. Даже у последнего бедняка есть, кроме смертного тела, бессмертный «двойник». Если же человек имеет власть, силу и богатство, то у него ещё есть «проявления», «призраки», «имена», «силы», «тени»... И всё это не просто свойства, а вполне реальные существа. Чем человек могущественнее, тем больше у него бессмертных «спутников». И больше всего их, конечно, у царя.

Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до самого конца политической истории Египта, вплоть до победы христианства.

Центром религиозного представления о загробной жизни Египта являлась идея загробного Суда Осириса, часто изображаемого на стене гробниц. 

Осирис восседает на троне и к нему подводят покойного. 
Тот и Атум производят взвешивание сердца покойного, отягощенного грехами. 
В другой чаше весов находится фигурка  [link]