Рабочая программа внеурочной деятельности Информатика в играх и задачах

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №83»
















Рабочая программа

внеурочной деятельности


«Информатика в играх и задачах»

в 1 - 4 классах






Учитель:

Жуковская

Виктория Викторовна










г.Северск

2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)».

Изучение программы проходит в 1-4 общеобразовательных классах в рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление), в основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с 01 сентября 2011года).

Рабочая программа внеурочной деятельности предполагает следующие сроки изучения материала:

  • 1 класс-33 часа в год, 1 час в неделю;

  • 2 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

  • 3 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;

  • 4 класс-34 часа в год, 1 час в неделю;


Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи:

  • развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;

  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

  • развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.


Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


Предметные результаты

1-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;

  • давать название группе однородных предметов;

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);

  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова.


2-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.


3-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.


4-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;

  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».


Содержание учебного курса

1 класс (33ч) – 2-й класс (34 ч)


План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.


Отличительные признаки предметов

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.


Логические модели

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.


Приемы построения и описание моделей

Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.


В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.


3-й класс (34 ч)

Алгоритм (9 ч)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.


Группы (классы) объектов (8 ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.


Логические рассуждения (10 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.


Модели в информатике (7 ч)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.


В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.


4-й класс (34 ч)


Алгоритм (9 ч)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.


Объекты (8 ч)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.


Логические рассуждения (10 ч)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.

Модели в информатике (7 ч)

Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.)


В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;

  • описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если – то»;

  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».


Календарно-тематическое планирование курса

«Информатика в играх и задачах» 1 класс

(33часа в год, 1 час в неделю)


п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся



Свойства предметов

Определять последовательность событий.

Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

1


Цвет предметов

2


Форма предметов

3


Размер предметов

4


Названия предметов

5


Признаки предметов

6


Состав предметов

7


Контрольная работа по теме

8


Анализ контрольной работы.



Действия предметов

9


Понятия «равно», «не равно»

10


Отношения «больше», «меньше»

11


Понятия «вверх, вниз, вправо, влево»

12


Действия предметов

13


Последовательность событий

14


Порядок действий

15


Контрольная работа по теме

16


Анализ контрольной работы.



Множества

17


Цифры

18


Возрастание, убывание

19


Множество и его элементы

20


Способы задания множеств

21


Сравнения множеств

22


Отображение множеств

23


Кодирование

24


Симметрия фигур

25


Контрольная работа по теме

26


Анализ контрольной работы.



Понятия «истина и ложь»

27


Отрицание

28


Понятия «истина» и «ложь»

29


Понятие «дерево»

30


Графы

31


Комбинаторика

32


Контрольная работа по теме

33


Анализ контрольной работы


Календарно-тематическое планирование курса

«Информатика в играх и задачах» 2 класс

(34часа в год, по 1 часу в неделю)


п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся



Признаки предметов

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

1


Признаки предметов

2


Описание предметов

3


Состав предметов

4


Действия предметов

5


Симметрия

6


Координатная сетка

7


Контрольная работа по теме

8


Анализ контрольной работы



Алгоритмы

9


Действия предметов

10


Обратные действия

11


Последовательность событий

12


Алгоритмы

13


Ветвление

14


Контрольная работа по теме

15


Анализ контрольной работы



Множества

16


Множество. Элементы множества

17


Способы задания множеств

18


Сравнение множеств. Равенство множеств. Пустое множество

19


Отображение множеств

20


Кодирование

21


Вложенность (включение) множеств

22


Пересечение множеств

23


Объединение множеств

24


Объединение множеств

25


Контрольная работа по теме

26


Анализ контрольной работы



Логические рассуждения

27


Понятие «истина» и «ложь»

28


Отрицание

29


Логические операции «и», или»

30


Графы, деревья

31


Комбинаторика

32


Повторение комбинаторики

33


Контрольная работа по теме

34


Анализ контрольной работы


Календарно-тематическое планирование курса

«Информатика в играх и задачах» 3 класс

(34часа в год, по 1 часу в неделю)


п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся



Алгоритмы

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

1


Делай - раз, делай – два

2


Стрелки вместо номеров

3


Стрелка «да» или стрелка «нет»

4


Повтори еще раз

5


Алгоритмы

6


Повторение

7


Контрольная работа по теме

8


Анализ контрольной работы



Группы объектов

9


Из чего состоит? Что умеет?

10


Что такое? Кто такой?

11


Что у любого есть? Что любой имеет?

12


Что еще есть? Что еще умеют?

13


Имя для всех и имя для каждого

14


Чем отличаются

15


Контрольная работа по теме

16


Анализ контрольной работы



Логические рассуждения

17


Остров для множества

18


На острове – страна, в стране город

19


Слова «не», «и», «или» на карте множеств

20


«Да» или «нет»

21


Какие точки соединить?

22


Когда помогут стрелки?

23


Повторение. Какие точки соединить?

24


Повторение. Когда помогут стрелки?

25


Контрольная работа по теме

26


Анализ контрольной работы



Модели в информатике

27


На что похоже?

28


По какому правилу?

29


Такое же или похожее правило?

30


Такое же или похожее правило?

31


Кто выигрывает?

32


Кто выигрывает?

33


Контрольная работа по теме

34


Анализ контрольной работы


Календарно-тематическое планирование курса

«Информатика в играх и задачах» 4 класс

(34часа в год, по 1 часу в неделю)


п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся



Команды

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.

Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

1


Команда «если-то-иначе»

2


Команда «повторяй»

3


«Слова – актёры»

4


Что получается?

5


Повторение

6


Повторение

7


Контрольная работа по теме

8


Анализ контрольной работы



Алгоритмы

9


Что такое? Кто такой?

10


В доме – дверь, в двери – замок

11


Веток много, ствол один

12


Чем помогут номера?

13


Сам с вершок, голова с горшок

14


Контрольная работа по теме

15


Анализ контрольной работы



Графы

16


Расселяем множества

17


Слова «не», «и», «или»

18


Строим графы

19


Путешествуем по графу

20


Разбираем граф на части

21


Правило «если – то»

22


Делаем выводы

23


Повторение

24


Контрольная работа по теме

25


Анализ контрольной работы



Логические рассуждения

26


Чьи колёса

27


Что стучит и что щекочет?

28


У кого дом вкуснее?

29


Всё наоборот

30


Повторение

31


Повторение

32


Контрольная работа по теме

33


Анализ контрольной работы

34


Логические задачи