Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК Перспективная Начальная школа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области







УТВЕРЖДЕНА приказом директора от__________ №____











Рабочая программа

по литературному чтению для 2А класса

(базовый уровень)













Составитель: Чернышёва Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов













г. Шатура, 2016


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 2А класса составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей города Шатуры» Шатурского муниципального района Московской области, авторской программы Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение» (Программы по учебным предметам часть 1: русский язык, литературное чтение, математика, английский язык, информатика и ИКТ М.,«Академкнига/учебник», 2013) Проект «Перспективная начальная школа» учебником «Литературное чтение» 2 класс в 2 частях - Москва, «Академкнига/учебник», 2013 (автор Н. А.Чуракова), хрестоматией 2 класс - Москва, «Академкнига/учебник», 2013 (автор Малаховская О.В. под редакцией Н. А.Чураковой).




На изучение предмета «Литературное чтение» во 2А классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей г. Шатуры» отводится 136 часов в год (4 часа в неделю).































Планируемые результаты освоения учебного предмета

2 класс


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,

• называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их со держание;

• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.


Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

• писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

• пересказывать текст небольшого объема;

• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных и волшебную сказку;

• определять особенности волшебной сказки;

• различать сказку и рассказ;

• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем преувеличением), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);

• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.


Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.


Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения


В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией;

учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий

обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.





















































Содержание учебного предмета

2 класс


Рабочая программа для 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Обучающиеся смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе рабочая программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре

народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Рабочая программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.


Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего

восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной

сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта

природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений.

Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки

(Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).


Формирование библиографической культуры

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.


Раздел "Элементы творческой деятельности учащихся"

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.


Раздел «Круг чтения»

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Петушок - золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук -любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин «Скинуло кафтан…»;

М. Лермонтов «Осень», «Утес»;

А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л. Толстой «Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким «Яблоко»*;

А. Ахундова «Окно»;

Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В. Берестов «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок»,

«Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;

А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев «Осень»;

Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б. Заходер «Собачкины огорчения»;

С. Козлов «Желудь»;

Ю. Коринец «Тишина»;

А. Кушнер «Что я узнал!»;

Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»;

В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;

Н. Матвеева «Было тихо…»*;

С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;

С. Михалков «А что у вас?»;

Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;

Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;

И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г. Сапгир «У прохожих на виду…»;

Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова «Редкий тип»;

А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д. Хармс «Врун»*;

Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»;

С. Черный «Что кому нравится»*;

К. Чуковский «Федотка»;

Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри

лапы и входи»;

М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;

Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);

О. Дриз «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*,

«Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;

Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П. Коран «По дорожке босиком»;

Во Куанг «Заходите»;

Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»;

Л. Станчев «Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов «Как найти дорожку»*;

В. Вересаев «Братишка»;

С. Воронин «Лесик-разноголосик»*;

В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю. Коваль «Три сойки»;

С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О. Кургузов «Сухопутный или морской?»;

Н. Носов «Фантазеры»;

Б. Окуджава «Прелестные приключения»;

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»;

А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;

Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны»;

Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».




Календарно - тематическое планирование

Плановые сроки прохождения темы


Фактические сроки прохождения темы

Контроль

Характеристика основных видов деятельности ученика

Оборудование

Примечания


Сказки о животных и волшебные сказки – 16 часов

1

В гостях у Ученого Кота

Знакомство с библиотекой Ученого Кота

01.09-02.09

2

Фронтальная беседа

Выяснять в ходе беседы по содержанию интриги с опорой на иллюстрацию основной темы раздела: народные и авторские сказки, работать с дополнительной литературой

Проектор, интерактивная доска, ноутбук


2

Вступление к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»

05.09-09.09

5

Текущий. Индивидуальный опрос.

Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Читать вступление к поэме «Руслан и Людмила» Пушкина и анализировать по вопросам учебника: определять персонажей из разных волшебных сказок, находить слова и выражения, характерные для русских волшебных сказок. Соотносить текст с иллюстрацией С.Васильева (У, с.7). Разделять понятия автор и герой, от имени которого ведется рассказ. Выделять в тексте повторы. Выразительно читать. Самостоятельно маркировать текста



3

Волшебная сказка в стихах.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


7

Фронтальная беседа

Вычленять и перечитывать две сюжетные линии сказки: отношения старика и старухи, взаимоотношения старика и волшебного мира в лице золотой рыбки. Определять особенности построения сказки: сходство в построении с народной сказкой-цепочкой. Обсуждать древнее, народное происхождение сюжета пушкинской сказки. Выяснять особенности волшебной сказки: наличие земного и волшебного миров, присутствие волшебного помощника. Обсуждать особенности волшебного помощника (золотой цвет, говорит человеческим голосом, выполняет из благодарности такие желания, которые человеку осуществить невозможно). Различать волшебные помощники и волшебные предметы по иллюстрации (У, с.22). Самостоятельно читать и перечитывать текст с разными задачами: делить текст на части, находить повторы, выяснять особенности построения сказки



4

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»


8

Фронтальный опрос



5

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»


9

Текущий. Индивидуальный опрос.



6


Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки.

А. С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне»

12.09-16.09

12

Фронтальная беседа

выделять в сказке два мира: земной и волшебный ;

осознанно читать текст художественного произведения;

находить сходство в построении сказки А. С. Пушкина и народной сказки-цепочки.



7

Русские народные сказки о животных. Главные герои русских народных сказок о животных.

Сказка «Петушок – золотой гребешок»


14

Текущий. Индивидуальный опрос.

Читать сказку «Петушок – золотой гребешок» по цепочке. Обсуждать героев сказки, характеризовать (Кот и Дрозд – защитники, Лиса – разбойница, Петушок – жертва). Определять особенности построения сказки. Рассказывать сказку «Заюшкина избушка». Сравнивать героев двух сказок. Сравнивать сказки «Лисичка-сестричка» и «Кот и лиса». Формулировать обобщенный вывод о героях русских народных сказок на основе сведений из прочитанных сказок, из воспоминаний, из иллюстраций (самый коварный и хитрый герой – Лиса; в защите больше всех нуждается Петушок и Заяц; победителями могут быть разные животные).



8

Сравнительный анализ сказок «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»

15

Фронтальная беседа



9

Зарубежные сказки о животных. Главные герои американских сказок о животных. Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

16

Фронтальный опрос

Выяснять на основе чтения, анализа, сравнения текстов сказок, что в американских сказках действуют те же (что и в русских сказках), и другие животные. Обсуждать, что те же животные (что и в русских сказках) могут меняться ролями в американских сказках. Обобщать типичные роли героев американских сказок на основе сопоставления их названий (самыми умными и хитрыми являются Братец Кролик и Братец Черепаха, а самыми неудачливыми – Братец Лис, Братец Медведь и Братец Волк). Обсуждать разные точки зрения по отношению к Братцу Опоссуму (жалко им героя или нет). Анализировать текст с опорой на смысловое маркирование. Выяснять, что хитрый и проказник в сказках о животных всегда самый главный герой

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


10

Сравнительный анализ русских и зарубежных сказок о животных. Дж.Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

19.09-23.09

19

Текущий. Индивидуальный опрос.



11

Особенности волшебной сказки и сказки о животных. Китайская волшебная сказка «Как кошка с собакой враждовать стали».

21

Фронтальная беседа

Читать сказку по цепочке. Выяснять особенности волшебной сказки: наличие волшебных помощников и волшебных предметов. Различать понятия «помощник» и «волшебный помощник». Обсуждать логику сказочного жанра: чтобы попасть в сказочное пространство, надо перейти

реку. Выявлять в одной и той же сказке особенности волшебной сказки и сказки о животных. Обсуждать то, что в сказке побеждает не благородный, но хитрый и коварный; подведение к выводу, что это характерно для очень древних сказок. Самостоятельно читать и анализировать текст с помощью системы вопросов



12

Особенности волшебной сказки: наличие волшебных помощников и волшебных предметов. Китайская волшебная сказка «Как кошка с собакой враждовать стали».

22

Фронтальный опрос



13

Особенности волшебной сказки. На материале русской волшебной сказки «Волшебное кольцо».


23

Текущий. Индивидуальный опрос.

Сравнивать русскую и китайскую сказки.

Выяснять особенности волшебной сказки: чудеса, волшебный предмет и волшебный помощник; уход из дому в поисках волшебного предмета и решение трудной задачи по добыванию этого предмета.

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


14

Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

26.09-30.09

26

Фронтальная беседа



15


Административная диагностическая работа




28

Работа с текстом

иллюстраций на 3 Читать и обсуждать стихотворения Пивоваровой «Жили-была собака». Выявлять сходство с жанром небылицы и прибаутки. Читать и обсуждать стихотворение Пивоваровой «Мост и сом». Обнаруживать сходство с построением докучной сказки, выяснять, что это прибаутка. Читать и обсуждать стихотворение Лагздынь «Утренняя кричалка». Выяснять к кому она обращена, устанавливать, что это – закличка. Выяснять, что сказка «Репка» - это сказка-цепочка, обнаруживать, что иллюстрации к сказке могут представлять ее как докучную сказку, как сказку- небылицу. Самостоятельно читать и анализировать стихотворения с разными задачами: выделять сходство со скороговорками, считалками, докучными сказками; выделять повторы. тему сказки «Репка»



16

Связь современных поэтических текстов с народным творчеством. На материале стихотворений Ирины Пивоваровой «Жили-была собака», «Мост и сом», Гайды Лагздынь «Утренняя кричалка»

29

Фронтальная беседа

«Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка»


Фантазия и неправда – 11 часов

17

В гостях у Незнайки

Проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией. На материале рассказа Николая Носова «Фантазёры»


30


Обсуждать содержание интриги, основную проблему всей главы: обманывать и выдумывать – это не одно и то же. Читать рассказ по частям. Перечитывать и анализировать текст с целью обсуждения главной нравственной проблемы рассказа: обманывать и выдумывать – это не одно и то же; выдумывать так, чтобы было интересно слушать, - это трудно, это большое искусство; выдумка не должна наносить вред окружающим; хороша та выдумка, которая приносит окружающим радость, удовольствие; про себя самого можно сочинять, а про окружающих – нет, потому что никогда не знаешь, что покажется обидным. Сравнивать поступки героев рассказа «Фантазеры» и отрывка из «Приключений Незнайки» про то, как Незнайка сочинял стихи. Сопоставлять произведения по автору (оба произведения написал Носов). Самостоятельно читать и анализировать текст с помощью системы вопросов



18

Проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией. На материале рассказа Николая Носова «Фантазёры»

03.10-07.10

03.10

Текущий. Индивидуальный опрос.

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


19

Сравнение поступков героев рассказа «Фантазеры» и отрывка из «Приключений Незнайки»

05

Фронтальная беседа



20

Сравнительная характеристика героев. На материале рассказа Джанни Родари «Бриф!Бруф! Браф!»


06

Текущий. Индивидуальный опрос.

Выяснять, что смысл речи выражается не только в словах, но и самом ритме, в интонациях, в атмосфере общения, так нам понятен язык музыки, язык песни на иностранном языке. Обсуждать спор старого синьора и синьоры, как спор не только относительно фантастического языка, но и как спор о том, в каком мире мы живем. Рассматривать и доказывать разные точки зрения на мир: мир вокруг нас чудесен (радостное, непосредственное мировосприятие как у мальчишек, как у синьора); мир, в котором все соответствует каким-то понятным правилам.



21

Анализ стихотворений Эммы Мошковской «А травка не знает», «Ноги и уроки».



07

Фронтальный опрос

Обсуждать на основе чтения и анализа текстов такие темы: жить – хорошо; гулять интересней, чем учить уроки, но учить уроки необходимо; врать нехорошо; человек по природе своей – не врун (когда врет - краснеет); животные – честнее людей (совсем не умеют обманывать). Анализировать собственные поступки (признаться себе самому в своих слабостях). Противопоставлять обман (вранье) и воображение (фантазию). Выразительно читать стихотворения. Самостоятельно читать и анализировать текст с помощью вопросов. Использовать смысловое маркирование



22

Анализ стихотворения Эммы Мошковской «Язык и уши»

10.10-14.10

10

Фронтальная беседа



23

Анализ стихотворения Эммы Мошковской «Если грачи закричали»

12

Текущий. Индивидуальный опрос.



24

Особенности построения современной сказки. Булат Окуджава «Прелестные приключения»

13

тест

Перечитывать и вычитывать текст с помощью системы вопросов. Выяснять особенности построения современной сказки (как в народной сказке «Теремок»). Рассматривать и сравнивать иллюстрации к тексту. Устанавливать причинно-следственные связи между особенностями каждого из героев и его местом обитания в доме у главного героя. Сравнивать истории героев сказки с историями, что рассказывали Стасик и Мишутка. Высказывать мнения о том, чья история интересней, обосновывать собственное мнение.

Самостоятельно читать и анализировать тексты с помощью вопросов. Использовать смысловое маркирование

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


25

Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Булата Окуджавы «Прелестные приключения»

14

Фронтальная беседа



26

Герои сказки Булата Окуджавы «Прелестные приключения»

17.10-21.10

17

Текущий. Индивидуальный опрос.



27

Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Дональда Биссета «Хочешь, хочешь, хочешь…»

18

Текущий. Индивидуальный опрос.

Обсуждать чудеса, которые произошли с помощью волшебного дерева: какое можно считать самым важным и почему? Формулировать вывод по главе: поэты, художники умеют фантазировать и выдумывать; без воображения, фантазии, выдумки не может быть творчества; фантазировать и выдумывать так, чтобы было интересно, смешно, поучительно – очень-очень сложно. Самостоятельно читать и анализировать текст с помощью вопросов.



Секрет любования – 21 час

28

В гостях у Барсука


Секреты Чайного домика. Знакомство с малой поэтической формой «хокку» или «хайку» (Япония)


20

Фронтальная беседа

Обсуждать содержание интриги, формулировать учебную задачу на урок. Перечитывать хокку, воссоздавать уголок природы, ярко освещенный луной, осознавать нравственный вывод. Обсуждать разговор Барсука, Миши и Маши о березе, которую оберегают в поселке Мирном. Формулировать вывод о том, что у разных народов существует традиция любования красотой природы. Привлекать свой эстетический опыт для прояснения смысла этой главы.



29

Анализ художественного произведения. На материале сказки Сергея Козлова «Ёжик в тумане»,

21

Текущий. Индивидуальный опрос.

Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Рассматривать акварельные работы Т.Мавриной. Развивать речь в ходе обсуждения живописного произведения. Самостоятельно читать и анализировать текст с помощью вопросов. Использовать смысловое маркирование

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


30

Анализ художественного и живописных произведений. На материале сказки Сергея Козлова «Ёжик в тумане», картин Т. Мавриной

24.10-28.10


Фронтальный опрос

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук

«Музейный дом» Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц»


31-32

Приемы понимания прочитанного. На материале японской сказки «Барсук – любитель стихов»


Фронтальная беседа

Читать сказку по цепочке. Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Ориентироваться в тексте, отыскивать нужные места с опорой на маркировку цветом. Обсуждать нравственную проблему текста: осуждать ли барсука за то, что он крал листочки со стихами? «Примеривать» эстетические и нравственные ценности на себя. Формулировать вывод, основываясь на тексте. Перечитывать текст с помощью системы вопросов. Различать разные точки зрения Анализировать хокку с помощью системы вопросов. Обсуждать секреты хокку. (Х, с.66-68)



33

Нравственная проблема японской сказки "Луна на ветке".


Текущий. Индивидуальный опрос.

Читать сказку по цепочке. Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Анализировать сказку с опорой на маркировку цветом. Выделять различия между понятиями «обманывать» и «шалить, проказничать». Обсуждать нравственную проблему сказки с помощью системы вопросов. Сравнивать героев двух сказок о барсуках. Самостоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом



34

Сравнительный анализ героев двух сказок. На материале японской сказки «Луна на ветке».

07.11-11.11


Фронтальный опрос



35

Секреты свитка. Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».


Текущий. Индивидуальный опрос.

Рассматривать иллюстрации в учебнике . Обсуждать интригу. Работать с толковым словарем. Детально рассматривать живописное произведение. Наблюдать: обнаружить в привычном окружении что-то необычное.



36-37

Анализ художественного и живописного произведений. На материале сказки Сергея Козлова «Красота», рисунка Альбрехта Дюрера «Травы».


Фронтальная беседа

Читать сказку по цепочке. Работать с толковым словарем по уточнению значения слов, которые стоят под звездочкой. Анализировать сказку с опорой на маркировку цветом. Обозначать контраст между поэтическим взглядом на жизнь и трезвым, обыденным взглядом, лишенным фантазии и поэзии. Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Обсуждать важную мысль, что наблюдательному человеку мир открывается как очень разнообразный и прекрасный. Самостоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом


"Музейный дом" Иллюстрация А. Дюрера «Травы»


38

Секрет коротких стихотворений. На материале японских хокку.

14.11-18.11



Представлять об образности художественного языка: поэт создает такой образ, который позволяет нам услышать, ощутить и увидеть какую-то картину, и с помощью этой картины (через слух, тактильные ощущения и зрительный образ) поэт создает определенное впечатление. Сравнивать произведения Хиросиге, Дюрера, Козлова. Читать и обсуждать с помощью системы вопросов хокку. Формулировать обобщенный вывод. Рассматривать живописные произведения, обсуждать детали и подробности, формулировать выводы. Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



39

Сравнение произведений Хиросиге, Дюрера, Козлова


Фронтальный опрос

«Музейный дом» Иллюстрация

Ван Гога «Комната в Арле»


40-41

Красота в привычном. На материале японских хокку, картин А. Венецианова «Жнецы». В. Ван Гога «Комната в Арле».


Фронтальная беседа

«Музейный дом» Иллюстрация

А. Васнецова «Жнецы»


42

Роль названия рассказа в выражении его смысла. В. Драгунский "Что я люблю."

21.11-25.11


Текущий. Индивидуальный опрос.

Анализировать текст с помощью системы вопросов с опорой на маркировку цветом. Рассказывать о своих увлечениях, о которых не упомянул Дениска. Получить опыт сравнения и самоанализа. Сравнивать героев. Обсуждать разные мнения о Мишке. Сравнивать мир материальных вещей (удовлетворяет телесные потребности человека) и мир ценностей, что питают душу. Формулировать вывод о том, что такое настоящее богатство для героев интриги, Дениски, для меня. Самостоятельно делить текст на части. Различать разные точки зрения. Анализировать текст с помощью системы вопросов. Расширять круг чтения произведений В.Драгунского.




43

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказов В. Драгунского «Что я люблю», стихотворения С. Махотина «Воскресенье»


Фронтальный опрос



44

В. Драгунский "Что любит Мишка". Герои рассказа, их портреты и характеры.


тест



45

Нравственная проблема , определяющая смысл рассказа. В. Драгунский "Что любит Мишка".


Фронтальная беседа



46

Анализ стихотворения С. Махотина «Груша»

28.11-02.12




Текущий. Индивидуальный опрос.

Перечитывать и анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Обсуждать такие темы, как привязанность к другу и эгоизм, жадность и общение. Определять, что общение (дружба) – это самая главная и важная ценность. Сравнивать мир материальных вещей и мир, связанный с общением, с дружбой – с тем, что можно считать настоящим богатством. Самостоятельно вычитывать тексты с помощью системы вопросов и маркирования цветом



47

Анализ стихотворений М. Бородицкой «Ракушки», «Уехал младший брат»


Фронтальный опрос



48

Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый медведь»


Фронтальная беседа

Читать по цепочке. Анализировать и перечитывать с помощью системы вопросов и опорой на цветовое маркирование. Обобщать: что же такое настоящее богатство?



О любви -11ч

49

В гостях у Ежика и Медвежонка

Тема и главная мысль произведений. На материале рассказа И. Тургенева «Воробей»,



Текущий. Индивидуальный опрос.

Обсуждать интригу, характеризовать героев интриги. Читать рассказ по цепочке. Работать с толковым словарем. Выяснять, что название рассказа связано с темой текста. Придумывать название, соответствующее основной мысли текста. Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Различать позиции автора и героя стихотворения. Обсуждать смысл стихотворений. Отыскивать конкретный текст с ориентацией на страницу «Содержание». Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



50

Тема и главная мысль произведений. На материале стихотворений М. Карема, М. Бородицкой, Э. Мошковской

05.12-09.12


Фронтальная беседа



51

Характеристика героя. На материале рассказа В. Драгунского «Друг детства»


Фронтальный опрос

Сопоставлять автора, написанных им произведений и героев этих произведений. Читать рассказ по цепочке. Работать с толковым словарем. Различать автора и героя, от лица которого излагаются события. Работать с названием произведения. Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать тему ценности общения, дружбы, привязанности. Формулировать выводы



52

Анализ стихотворений В. Лунина «Кукла» и Р. Сефа «Я сделал крылья и летал»


Текущий. Индивидуальный опрос.

Перечитывать и анализировать тексты с помощью системы вопросов. Обсуждать тему ценности общения, дружбы, привязанности. Размышлять над проблемой различения вранья и фантазии. Обсуждать разные мнения о поступках героев. Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



53

Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Л. Толстого «Прыжок»


Фронтальный опрос

Уточнять в толковом словаре значения выделенных слов. Читать текст по цепочке. Делить текст на части. Работать над структурой рассказа. Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов и опоры на маркирование цветом. Характеризовать героев (капитана, его сына). Обсуждать проблемы: кто же виноват в том, что чуть было не случилось ужасное событие. Работать над заголовком рассказа. Обсуждать разных мнений о поступках героев. Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



54

Л. Толстой "Прыжок". Характеристика героев.

12.12-16.12


Фронтальная беседа



55

Работа над структурой рассказа . Л. Толстой "Прыжок".


Индивидуальный опрос.



56

Л. Толстой "Акула". Анализ рассказа с помощью системы вопросов


Текущий. Индивидуальный опрос.

Работать над структурно-содержательным делением текста. Выделять в тексте кульминации. Анализировать рассказ с помощью системы вопросов. Осмысливать мотивы, последствия поступков, чувства и переживания героев произведения. Сравнивать рассказы. Обсуждать разные мнения о поступках героев. Самостоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом



57

Л. Толстой "Акула". Характеристика героев.



тест





58

Л. Толстой "Акула", "Прыжок". сравнение произведений.

19.12-23.12





59

Анализ художественного и живописного произведений. На материале стихотворения Э. Мошковской «Если такой закат…», картины П. Брейгеля «Охотники на снегу."


Фронтальная беседа

Перечитывать стихотворения с помощью системы вопросов. Рассматривать живописное произведение, обсуждать детали и подробности, формулировать выводы. Рассматривать вопросы для членов клуба «Ключ и заря».

«Музейный дом» Иллюстрация

П. Брейгеля «Охотники на снегу»




Точка зрения- 36 ч

60

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения А. Кушнера «Что я узнал»


Текущий. Индивидуальный опрос.

Знакомиться с такими жанрами живописи, как пейзаж, натюрморт и портрет. Читать и перечитывать стихотворения. Практически определять жанры в «Музейном Доме». Формулировать вывод о том, что жанр в живописи – это всего лишь точка зрения на окружающий мир.

Самостоятельно вычитывать стихотворение с помощью системы вопросов и маркирования цветом

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


61

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения С. Махотина «Фотограф», И. Пивоваровой «Картина», картин В. Ван Гога «Церковь в Овере». А. Лентулов «Василий Блаженный»


Фронтальная беседа

Использовать понятие «портрет». Осваивать идею, что каждый художник стремится передать в произведении ощущение жизни, ее живой пульсации, впечатление движения, дыхания, света, звуков, аромата окружающего мира. Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Рассматривать живописное произведение, обсуждать детали и подробности, формулировать выводы.

в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо


62

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения С. Махотина «Фотограф», И. Пивоваровой «Картина», картин В. Ван Гога «Церковь в Овере». А. Лентулов «Василий Блаженный»

26.12-29.12


Индивидуальный опрос.

«Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере»

Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»


63

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения О. Дриза «Игра» и сказки С. Козлова «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»


Текущий. Индивидуальный опрос.

Обсуждать содержание интриги, способы взглянуть на мир по-новому: смотреть в окно, в бинокль, использовать рамочку и т.д. Знакомиться на примере художественных образов с одним из способов нового взгляда на мир. Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Понимать характер героев на основе текста. Обсуждать вопрос: можно ли описание красочных картин заката представить в своем воображении?

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


64

Проверка техники чтения




Проверка техники чтения




65

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворений О. Дриза «Стёклышки», М. Бородицкой «Лесное болотце»

11.01-13.01


Фронтальная беседа

Осознавать понятие «точка зрения» через такие способы увидеть на мир по- новому, как смотреть через цветное стеклышко, в лужу, в окно на примере художественных образов. Использовать понятие «пейзаж», «портрет», «натюрморт». Анализировать тексты с помощью системы вопросов. Фантазировать.



66

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворений В. Берестова «Картинки в лужах» и А. Ахундовой «Окно»


Фронтальная беседа



67

Формирование понятия «точка зрения». На материале сказки А. Усачёва «Бинокль»


Фронтальная беседа

Работать с толковым словарем по уточнению значения слова «бинокль». Осознавать понятие «точка зрения» через такие способы взглянуть на мир по- новому, как посмотреть на него в бинокль. Читать произведение по цепочке. Анализировать текст с помощью системы вопросов. Формулировать выводы. Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



68

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же предмета. На материале стихотворений Т. Белозерова «Хомяк», М. Яснова «Хомячок»

16.01-20.01


Индивидуальный опрос.

Работать с толковым словарем. Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Осознавать понятие «точка зрения» с помощью художественных образов через понимание того, что не только я смотрю на кого- то, но и этот кто-то тоже на меня смотрит. Читать сказку по цепочке. Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Использовать понятие «точка зрения». Выявлять в тексте разные точки зрения героев.



69

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же предмета. На материале сказки Г. Цыферова «Жил на свете слоненок»


Фронтальная беседа



70

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале стихотворений Е. Чеповецкого «В тихой речке у причала…», А. Гиваргизова «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?»


Индивидуальный опрос.

Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Осознавать понятие «точка зрения» с помощью художественных образов через понимание того, что не только каждый из нас смотрит на другого и видит другого, но и тот, другой, тоже смотрит на нас и видит нас. Использовать понятие «точка зрения». Выявлять в текстах разные точки зрения на одну и ту же ситуацию. Анализировать текст с помощью системы вопросов



71

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале М. Бородицкой «Вот такой воробей» и С. Махотина «Местный кот»



Фронтальная беседа



72

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале стихотворений М. Бородицкой «Булочная песенка"

23.01-27.01


Индивидуальный опрос.

Анализировать тексты с помощью системы вопросов. Использовать понятие «точка зрения». Сравнивать произведения. Формулировать вывод по произведениям: непривычная точка зрения – предмет смотрит на человека и выбирает человека, а не наоборот. Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



73

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале стихотворений П. Синявского «Федина конфетина»


Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос



74

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале стихотворения А. Усачёва «Эх!»


Индивидуальный опрос.

Осознавать, что возможны разные точки зрения на один и тот же предмет. Перечитывать стихотворение Усачева и сравнивать его фрагменты. Читать и анализировать стихотворение Сапгира. Обсуждать разные точки зрения на яблоко, основной мысли произведения: все животные – разные (они разного размера и роста, у них разный вкус), поэтому нельзя сказать, что кто-то один из них прав. Определять тему этого стихотворения («яблоко с точки зрения животных»), и его главной мысли («мы все – очень разные»). Рассматривать живописное произведение с помощью рамки. Определять названия для каждого выделенного фрагмента. Читать по цепочке рассказ Кургузова. Анализировать текст с помощью системы вопросов. Сравнивать фрагменты текста. Распознавать разницу смыслов, заложенную во фразе «Кот любит мышей» (может означать и то, что кот любит их есть, и то, что кот нежно к ним относится, испытывает к ним симпатию и привязанность).



75

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале стихотворения Г. Сапгира «У прохожих на виду…"


Фронтальная беседа



76

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале картины Н. Крылова «Зимний пейзаж»



30.01-03.02






Индивидуальный опрос

«Музейный дом» Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж»


77

Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки одного и того же явления, предмета. На материале рассказа О. Кургузова «Сухопутный или морской?»





Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

78

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения О. Дриза "Кончилось лето", картины М. Добужинского «Кукла».


Индивидуальный опрос

Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Обсуждать идеи произведения. Детально рассматривать картину Добужинского. Сравнивать стихотворение и живописное произведение (тема, основное переживание, главная мысль). Обобщать: у произведений разные темы, но в них сходные переживания. Детально рассматривать картины Шагала. Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Сравнивать стихотворение и живописное произведение (тема, основное переживание, главная мысль). Обобщать: произведения называются одинаково «Синий дом», у них сходная тема, но совершенно разные переживания авторов.

«Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла»


79

Формирование понятия «точка зрения». На материале картины М. Шагала "Синий дом", стихотворения О. Дриза "Синий дом"

Индивидуальный опрос



80

Формирование понятия «точка зрения». На материале картины М. Шагала "Синий дом", стихотворения О. Дриза "Синий дом"

06.02-10.02


Фронтальная беседа

«Музейный дом» Иллюстрация

М. Шагала «Синий дом»


81

Формирование понятия «точка зрения». На материале отрывка из романа А. Пушкина «Евгений Онегин»


Индивидуальный опрос

Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Выявлять особенности звучания стиха.

Выразительно читать. Сравнивать стихотворения. Обобщать.

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


82

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения М. Лермонтова «Осень»


Фронтальная беседа

ЭФУ, проектор, интерактивная доска, ноутбук


83

Формирование понятия «точка зрения». На материале отрывка из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворения М. Лермонтова «Осень»


Индивидуальный опрос



84

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения О. Дриза "Кто я?"

13.02-17.02


Индивидуальный опрос

Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Выявлять контраст на основе наблюдения и сравнения интонации в 1, 3,5,7 четверостишии и во 2,4,6,8.



85

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворений А. Гиваргизова, М. Карема


Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

Обсуждать тему хорошего поведения, чтобы не вызывать недовольства близких. Сравнивать свой опыт и опыт мальчика – героя стихотворения. Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Обсуждать, сравнивать разные точки зрения на отношения героев с окружающим миром, со взрослыми. Сравнивать свой опыт и опыт героев. Обобщать.



86

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения Р. Сефа "Лучше всех"


Индивидуальный опрос



87

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения Л. Яхнина "Моя ловушка"


Фронтальная беседа

Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Рассматривать способность воображать и сочинять как еще один способ видеть мир по-новому. Сравнивать свой опыт и опыт литературных героев. «Примеривать» характер известных литературных произведений к характеру и способу восприятия мира героя стихотворения Юдина. Обобщать: по-настоящему богатый человек – это человек, у которого развито воображение.



88

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения Г. Юдина "В снегу бананы зацвели"

20.02-24.02


Индивидуальный опрос



89

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворений Г. Юдина "Скучный Женя"и О. Дриза "Телёнок"


Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос



90

Формирование понятия «точка зрения». На материале сказки А. Усачёва «Обои»


Индивидуальный опрос




91

Формирование понятия «точка зрения». На материале сказки А. Усачёва «Обои»


Фронтальная беседа

Читать по цепочке. Анализировать текст с помощью системы вопросов. Характеризовать героя. Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. «Примеривать» обсуждаемые ситуации на себя. Обсуждать задания для членов клуба «Ключ и Заря». Рассматривать и изучать с помощью рамочки и лупы два портрета художника. Обобщать. Самостоятельно вычитывать тексты с помощью системы вопросов и маркирования цветом



92

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворения В. Лунина

27.02-03.03


Индивидуальный опрос



93

Формирование понятия «точка зрения». На материале стихотворений Ю.Мориц


Фронтальная беседа



94-95

Формирование понятия «точка зрения». На материале портретов художника Дж. Арчимбольдо


Индивидуальный опрос

«Музейный дом» Иллюстрация

Д. Арчимбольдо

«Лето», «Осень»


Детские журналы- 7ч

96-97

Новости и источники новостей в жизни страны. На материале стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

06-10.03


Фронтальная беседа

Знакомиться с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Работать с толковым словарем. Читать и анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Выяснять, что такое периодика.



98-99

Знакомство с детской периодикой и ориентировка в содержании детских журналов


Фронтальная беседа

Знакомиться с детской периодикой. Рассматривать обложку журнала, определять периодичность его выхода, года и месяца, когда вышел номер.. Находить информацию с ориентировкой на страницу «Содержание»

Детские журналы


100

Содержание номеров журнала "Мурзилка"

13.03- 17.03


Индивидуальный опрос

Рассматривать занимательные странички с ребусами, головоломками, кроссвордами и стихами из разных детских журналов и работа с ними. Работать со страницей «Содержание» номеров журнала «Мурзилка», "Веселые картинки". Выделять наиболее понравившиеся страницы для чтения. Обсуждать задания для членов клуба «Ключ и Заря

Журналы "Мурзилка"


101

Содержание номеров журнала "Веселые картинки"


Индивидуальный опрос

Журналы "Веселые картинки"


102

Работа с занимательными материалами детских журналов.


Фронтальная беседа

Детские журналы


Природа для поэта- 17ч

103

Природа в стихах Тема стихотворения. Л. Яхнин "Музыка леса"



Индивидуальный опрос

Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Обобщать: только наблюдательный, любящий природу человек мог заметить скрытую жизнь птиц, насекомых и маленьких зверьков. Выяснять, что выражает название стихотворения: его тему или основную мысль. Читать рассказ по цепочке. Перечитывать и анализировать с помощью системы вопросов. Выделять в тексте описание внешности и голоса соек, сравнения. Обобщать: для того чтобы понимать речь животных, человек должен любить природу и обладать воображением. Детально рассматривать и изучать живописное произведение с помощью лупы и системы вопросов. Обобщать: только художник, который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так детально прописать его шерстку, передать его состояние. Обобщать: такие качества, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе, позволяют поэтам, писателям и художникам очень убедительно, точно и интересно рассказывать о лесе и его обитателях.



104

Природа в прозе. Контраст.

Ю. Коваль "Три сойки"

20.03-24.03


Фронтальная беседа



105

Природа в работах художников. А. Дюрер «Заяц».


Фронтальная беседа

«Музейный дом» Иллюстрация

А. Дюрера «Заяц»


106

Природа в стихах Р. Сефа и Л. Яхнина.


Фронтальная беседа

Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Обсуждать разные точки зрения героев стихотворения на лес. Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Выяснять, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от точки зрения. Обсуждать разные точки зрения на мир природы, его ценность и неповторимость.



107

Произведения о животных. На материале произведений Е. Чарушина «Томка испугался», «Томкины сны».


Фронтальная беседа

Анализировать текст с помощью системы вопросов. Делить текст на части по смыслу. Сравнивать между собой два мнения на одну проблему. Самостоятельно вычитывать тексты с помощью системы вопросов и маркирования цветом



108

Произведения о животных. На материале стихотворения Г. Юдина «Вытри лапы и входи»

03.04-07.04


Индивидуальный опрос



109

Основная мысль произведения. На материале рассказа М. Пришвина «Разговор деревьев»


Фронтальная беседа

Анализировать текст с помощью системы вопросов. Выявлять в тексте сравнения. Определять тему и основную мысль произведения. Актуализировать личный опыт впечатлений о разных природных явлениях, ощущениях, связанных с разными временами года. Сравнивать разные точки зрения на весну: вспомнить скучного Женю из стихотворения Юдина и посмотреть на весну с его точки зрения. Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Находить в тексте олицетворения (не называя термина). Рассуждать об особом взгляде на природу и природные явления с точки зрения писателя

и поэтов









110

Прием олицетворения . На материале стихотворения

Ф. Тютчева "Зима недаром злится"


Фронтальная беседа



111

Приемы понимания прочитанного. На материале стихотворения

Д. Кедрина "Скинуло кафтан зеленый лето"


Индивидуальный опрос



112

Анализ художественного произведения. На материале рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

10.04-14.04


Фронтальная беседа


Перечитывать и анализировать текст с помощью системы вопросов. Различать позиции автора и героя рассказа. Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Обобщать: увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.



113

Анализ художественного и живописного произведений. На материале рассказа М. Пришвина «Золотой луг», картины В. Ван Гога «Подсолнухи»


Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

«Музейный дом» Иллюстрация

В. Гога «Подсолнухи»


114

Анализ художественного и живописного произведений. На материале стихотворения С. Козлова «Жёлудь»


Индивидуальный опрос

Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Выявлять в тексте сравнения, олицетворения (не называя специальных терминов). Воссоздавать художественные образы (увидеть за счет каких слов и выражений создается образ-олицетворение). Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Обсуждать метафоричность (не используя термин) поэтического текста Лермонтова. Детально рассматривать живописное произведение с помощью системы вопросов. Проникнуться атмосферой таинственной тишины ночного пейзажа, выяснять, что у художника горы – живые. Обобщать.



115

Анализ художественного и живописного произведений. На материале стихотворения М. Лермонтова «Утёс», картины Н. Рериха «Стражи ночи».


Индивидуальный опрос

Фронтальная беседа

«Музейный дом» Иллюстрация

Н. Рериха «Стражи ночи»


116

Анализ художественного и живописного произведений. На материале стихотворения М. Лермонтова «Утёс», картины Н. Рериха «Стражи ночи».

17.04-21.04


Фронтальная беседа



117

Шуточные стихотворения. На материале произведений М. Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк»,


Фронтальная беседа

Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов и опорой на маркировку цветом. Узнавать в тексте образы-олицетворения. Расширять круг детского чтения: прочитать другие забавные истории про мальчика Юру. Работать с толковым словарем. Читать текст по цепочке. Анализировать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать характер и поступки героя. Пофантазировать, кто такие А-у!, Бррр, Шмяк.




118

Герои шуточных произведений. Д. Биссет «Ух!»



Фронтальная беседа



119

Анализ стихотворений А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринца «Тишина»


Фронтальная беседа

Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Обобщать по разделу.



Почему нам бывает смешно (О смешном и забавном) - 17 ч

120

Секреты смешного. На материале стихотворений К. Чуковского «Федотка» и О. Дриза «Доктор», «Обида»

24.04-28.04


Фронтальная беседа

Анализировать стихотворения с помощью системы вопросов. Обсуждать секреты смешного: смешно, когда отсутствуют всякие логические связи, из-за путаницы и недопонимания



121

Обсуждение секретов смешного. На материале рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»


Индивидуальный опрос


Работать с толковым словарем. Читать текст по цепочке. Анализировать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать секреты смешного. Приводить примеры, когда прием контраста делает ситуацию смешной. Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



122

Секреты смешного. Контраст. На материале рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»


Фронтальная беседа



123

В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок!". Характеристика главных героев.


Фронтальная беседа



124

Секреты смешного. На материале стихотворений М. Тахистовой «Редкий тип» Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»,

03.05-12.05


Индивидуальный опрос


Анализировать стихотворение с помощью системы вопросов. Обсуждать разные точки зрения на поступок героя стихотворения. Обсуждать секреты смешного: смешными нас делают наши недостатки, смешно может быть из-за путаницы или из-за какого-то несоответствия.



125

Секреты смешного. На материале стихотворений Л. Квитко «Способный мальчик» и С. Махотина «Вот так встреча!»


Индивидуальный опрос




126

Приемы понимания прочитанного. На материале сказок С. Седова «Сказки про Змея Горыныча»


Фронтальная беседа

Анализировать сказки с помощью системы вопросов. Подбирать названия для сказок. Обсуждать секреты смешного: смешными нас делают наши недостатки. Сравнивать разные точки зрения на одну проблему и высказывать

свое мнение.




127

Проверка техники чтения


Проверка техники чтения




128

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча». Секреты смешного. Главная мысль


Фронтальная беседа




Анализировать сказки с помощью системы вопросов. Подбирать названия для сказок. Обсуждать секреты смешного: смешными нас делают наши недостатки. Сравнивать разные точки зрения на одну проблему и высказывать свое мнение.




129

Приемы понимания прочитанного. На материале сказок С. Седова «Сказки про Змея Горыныча»

15.05-19.05


Индивидуальный опрос




130

Приемы понимания прочитанного. На материале сказок С. Седова «Сказки про Змея Горыныча»


Фронтальная беседа



131

Приемы понимания прочитанного. На материале стихотворений П. Синявского «Такса Фронтальная беседа едет на такс», «Ириски и редиски»,


Индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос


Анализировать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать секреты смешного: смешно может быть благодаря наличию повторов в тексте. Определять разную роль повторов в произведениях. Самостоятельно вычитывать тексты с помощью системы вопросов и маркирования цветом



132

Административная диагностическая работа




К Р




133

Л. Яхнин «Зеркальце» Смешное в поведении зверей

22.05-25.05


Индивидуальный опрос


Анализировать текст с помощью системы вопросов. Обсуждать секреты смешного: смешно может быть благодаря наличию повторов в тексте. Определять разную роль повторов в произведениях. Самостоятельно вычитывать тексты с помощью системы вопросов и маркирования цветом



134

Звукопись для создания смешных ситуаций. На материале стихотворения А. Усачёва «Жужжащие стихи»


Фронтальная беседа

Анализировать тексты с помощью системы вопросов. Выявлять использование звукописи и звукоподражания. Обсуждать секреты смешного: смешно может быть из-за путаницы и недопонимания. Обобщать. Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов и маркирования цветом



135

Звукопись для создания смешных ситуаций. На материале стихотворения П. Синявского «Хрюпельсин и хрюмидор».


Индивидуальный опрос




136

Письмо в Клуб «Ключ и заря»


Фронтальная беседа

Обсуждать задания для членов клуба «Ключ и Заря». Самостоятельно вычитывать текст с помощью системы вопросов





Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения


УМК:

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч.

Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч.

Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. -

Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.

4. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для

самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

5. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение.

2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.


Материально-техническое обеспечение:

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа,– М.: Просвещение.


Интернет-ресурсы.

  • Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  • Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

  • Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

  • Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

  • Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

  • Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru


Информационно-коммуникативные средства

  • Электронные пособия (CD)

  • Аудиозаписи


Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Интерактивная доска с короткофокусным проектором

  • Ученические ноутбуки


Учебно-практическое оборудование

  • Система голосования

  • Документ-камера

  • Учебно-исследовательский комплект

  • Микроскопы

  • МФУ

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся

  • Специализированная учебная мебель

  • Компьютерный стол

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол от ______________№______

заседания кафедры учителей начальных классов


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _____________Е.В. Ионова

01.09.2016 г.