Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Образ и мысль» по общекультурному, общеинтеллектуальному направлению для 1 класса разработана на основе
- нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).
3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707).
4. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540).
5. Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26993).
6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916).
7. Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2015 N 37714).
8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
10. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 10.07.2013) "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755).
11. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 177.
12. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (http://fgosreestr.ru/)
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № Программа "Образ и мысль", разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А.Хаузен.
Программа «Образ и мысль» является общекультурной модифицированной программой культурно-развивающей направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам восприятия объектов окружающего мира (при фактическом использовании в качестве объекта познания репродукций, диапозитивов, слайдов произведений искусства).
Занятия по программе позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной и общекультурной области, развить и обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения основных тем программы. В ходе последовательного, поэтапного прохождения курса обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, благотворно влияющее на развитие ребёнка, закладывающее фундамент в становление целостной индивидуальности.
Цель и задачи образовательной программы
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Начальное эстетическое образование детей, формирование представлений и навыков восприятия зрительных образов, формирование умений анализировать и обобщать.
Знакомство детей с основными понятиями и базовыми принципами изобразительного искусства.
Формирование умения формулировать собственные мысли, аргументировать точку зрения.
Развивающие:
Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском неформальных ответов на поставленные вопросы.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Формирование культуры общения и совершенствование коммуникативных навыков
Программа рассчитана на сокращенный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся, не имеющих начальных художественных знаний.
В результате изучения материала программы «Образ и мысль» у детей целенаправленно развивается визуальное мышление, формируется гармоничная эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.
В основу программы дополнительного образования «Образ и мысль» положена концепция формирования умственных действий и понятий, реализуемая в ходе учебных занятий под руководством и с непосредственным участием как педагога, так и всего учебного коллектива.
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, «встроенные» в программу, позволяет ребёнку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства.
Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией, в первую очередь, на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших школьников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:
умением смотреть, видеть и самостоятельно воспринимать предметы и явления окружающего мира;
умением слышать и воспринимать объяснение, сопоставлять и отстаивать точки зрения;
обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного рода информации;
повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
укреплением внутренней силы личности.
Программа курса нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами произведений искусства, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к совместному поиску истины и дискуссии.
В курсе «Образ и мысль» комплексно присутствуют:
логические, развивающие мыслительную деятельность;
эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;
Курс «Образ и мысль» комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:
"воспринимать";
"развивать" ;
"воспитывать".
Программа курса, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического.
Так дети вовлекаются в "мир культуры" (в широком смысле), или:
в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация);
в мир искусства (творчество, эстетика, познание культурных ценностей);
в мир науки, техники и технологии (творчество, логика, деятельность человека среди природы).
Программа курса, подкрепленная дидактическими материалами на основе визуального ряда произведений искусства, имеет возможность объединять:
детский и взрослый интересы,
детские и педагогические ценности,
гуманитарное образование и развитие кругозора,
социальные, естественнонаучные и логические знания,
восточные и западные традиции культуры,
нравственно-идеологические и гуманистические (общечеловеческие) системы взглядов.
Принципы построения программы:
Постепенность и последовательность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
Акцентирование занимательности.
Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов
Формы и методы обучения
В технологию реализации программы включается следующий комплекс методов и приемов:
насыщение развивающей среды зрительными образами;
включение терминологических средств изобразительного искусства;
использование диалоговой формы проведения занятий;
применение репродукций (слайдов) реальных произведений искусства в качестве «базовых форм», подлежащих изучению;
стимулирование творчества с помощью совместной деятельности в коллективе;
адаптация содержания и степени сложности изучаемых вопросов программы под познавательные возможности и текущие результаты обучения каждой группы.
В процессе занятий используются различные методы и способы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, обсуждение, опрос)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (в основном методического и технологического характера);
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
В процессе проведения занятий используются практические формы занятий - дискуссия с элементами игры и соревнования.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
используется активизирующая детей форма соревнования;
осуществляются выходы в другие предметные циклы;
занятия организованы в диалоговой форме и др.;
включены формы, способствующие усилению мотивации (экскурсии);
инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из познавательной активности детей и степени усвоения ими учебного материала.
Данную программу следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, т.к. она позволяет заложить базовые основы межличностного общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства.
Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.
В определенном смысле имеет место терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого.
Программа способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии.
Программа «Образ и мысль» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год – неполный курс обучения детей в начальной школе.
Количество учебных часов – 33. Количество занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся равномерно в течение всего учебного года.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны проводиться в составе сокращенного коллектива, позволяющего активно работать каждому ребенку.
Способы фиксации результатов освоения программы:
• Проведение аттестации обучающихся в начале, середине и конце года (по результатам работы на занятиях).
• Ведение диагностического дневника «Ход и оценка результатов освоения программы».
Ожидаемые результаты обучения и способы определения их результативности
В результате обучения по данной программе учащиеся:
получат представление о формах и видах изобразительного искусства;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки общения и совместной творческой работы в коллективе;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Прогнозируемые результаты:
приобрести основы умения вглядываться в произведения искусства, научиться делать личные наблюдения и умозаключения;
получить первичное представление о дискуссии, формировать умение аргументировать и четко формулировать свои мысли;
освоить первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под содержанием курса понимается информационное пространство, предъявляемое ребенку, которое должно быть разнообразным, семантически наполненным, доступным, эмоционально привлекательным. Такое информационное пространство предполагает многозначность интерпретаций специальным, таким образом подобранных произведений, заложенную в самой природе искусства.
Программа организована так, что дети получают необходимую информацию для обучения и развития из самих произведений. Отбор произведений живописи осуществляется в соответствии с целями и задачами курса, а также основными этапами становления визуального мышления как функциональной организации познавательных и эмоциональных процессов на материале произведений живописи и должны соответствовать следующим принципам:
доступности (доступным на том или ином этапе считается произведение, в котором дети могут
понять позицию автора и высказать смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);
содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и/или
изображение на ней легко определяемых эмоций);
охвата широкого спектра жизненных явлений;
последовательности (учитываются возрастные особенности учащихся);
сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного
искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления,
сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно- выразительных средств).
Этапы предъявления зрительного ряда:
На первом этапе (1 класс) зрительный ряд строится на основе предъявления сюжетных картин, содержание которых доступно пониманию младшего школьника и отличается зрительной детализацией.
В основе содержания курса лежит зрительный ряд, представленный произведениями живописи и определенная система вопросов, выстраиваемая особым образом.
Вопросы фасилитированной дискуссии:
Что вы видите на этой картине?
Что вы видите здесь такого, что позволяет вам это сказать?
Что происходит на этой картине, где и когда?
Кто этот человек?
О чем он (они) мог (могли) говорить и думать?
Какое настроение вызывает у вас это картина?
С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?
Что бы вы рассказали об этой картине человеку, который ее никогда не видел?
Что объединяет эти картины?
На каждом занятии в процессе обсуждения того или иного произведения по мере необходимости детям задается для получения аргументации вопрос: «Что вам позволяет так сказать?»
п/п
Тема
Всего
часов
1.
Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства
1
2.
Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства
3
3.
Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства
15 (1)
4.
Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства
12
5.
Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия
2(1)
Итого:
33
Примечание: (1) – в том числе время проведения занятий на экспозиции музея.
Список произведений по программе «Образ и мысль»
Первый год обучения
П. Строев. В совхозе птицетреста.
|
Н. Гончарова. Прачки.
|
|
Бихзаде. Постройка форта Харнавак.
|
Л. Плахов. В кузнице.
|
|
А. Толстов. Зима в деревне.
|
В. Сидоров. Дети, играющие в футбол у старых амбаров.
|
|
Кармен Л. Гарза. День рождения Лолы и Труди.
|
Жан Б. Грез. Избалованное дитя.
|
|
Х. Андо. Лодки.
|
И. Нивинский. Танец.
|
|
Ю. Пименов. Первые модницы. Новые кварталы. .
|
П. Пикассо. Девочка на шаре.
|
|
Б. Григорьев. Турки.
|
З. Серебрякова. Карточный домик.
|
|
А. Венецианов. Гадание на картах.
|
П. Пнин. Игра в шашки.
|
|
Д. Загоскин. Швея.
|
Д. Улман. Без названия.
|
|
Питер Я. Элинга. Комната в голландском доме.
|
А. Венецианов. Утро помещицы (Помещица, занятая хозяйством).
|
|
Рембрант. Святое семейство.
|
К. Петров-Водкин. 1919 год. Тревога.
|
|
Д. Ланг. Беженцы. Калифорния.
|
П. Пикассо. Семья акробатов.
|
|
Урок на экспозиции музея |
|
Жак Г. Лартиг. Дани и его внук Винсент.
|
К. Петров-Водкин. Мать.
|
|
деревянная скульптура. Мать и дитя.
|
Л. Акишин. Семейный портрет.
|
|
М. Врубель. Богатырь.
|
Декоративная панель. Каир VI в.
|
|
Сангацуди из Тадайцзи. Шуконгоцзинь.
|
Диего Ривера. Аграрный вождь Сапата.
|
|
фотография. Без названия.
|
А. ван Остаде. Деревенские музыканты.
|
|
Б. Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина.
|
неизвестный художник. Семья (Семейный портрет в интерьере).
|
|
Суры Ахмеда III.
|
К. Коровин. На Сенежском озере.
|
|
П. Брейгель Старший. Охотники на снегу.
|
Ф. Васильев. Деревня.
|
|
С. Адливанкин. Трамвай
|
Б. Н. Дормидонтов. Окраина Ленинграда.
|
|
В. Васнецов. Военная телеграмма.
|
Н. Новиков. Приход мессии на Танганку.
|
|
И. Репин. Не ждали.
|
П. Филонов . За столом (Пасха).
|
|
Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.
|
Д. де Рибера. Ангел освобождает Св. Петра из тюрьмы.
|
|
М. Биринггейн. Счастливая женщина.
|
Мануэль А. Браво. Дневная мечта.
|
|
К. Писсаро. Площадь Французского театра в Париже.
|
Я. Лоренс. Больничная серия. Депрессия.
|
|
Б. Кустодиев. Степан Разин.
|
К. Хокусай. В морских волнах у Канагана (Большая волна).
|
|
У. Гомер. Штормовое предупреждение.
|
К. Богаевский. Корабли.
|
|
О. Домье. Вагон третьего класса.
|
Б. Угаров. Возрождение.
|
|
Н. Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила.(Саул у Аэндорской волшебницы).
|
Э. Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия).
|
|
Т. Киселева . Портрет якутского поэта Таллана Бурье.
|
И. Репин. Осенний букет. Портрет В.И. Репиной.
|
|
Э.-Л. Виже-Лебрен. Автопортрет.
|
С. Харунобу. Женщина с зеркалом
|
|
Урок на экспозиции музея |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности обучающихся
1
Выявление состава зрительных образов произведения изобразительного искусства
1
Включение детей в обсуждение
детали и восприятие изображения в целом
восприятие изображения в целом
описание детьми своих наблюдений
наблюдения и поиск аргументов
поиск аргументов
2-4
Моделирование обобщенного сюжета (выявление действия персонажей) произведения изобразительного искусства
3
наблюдения и поиск аргументов
поиск аргументов
наблюдения, высказывания, аргументация
наблюдения, высказывания, аргументация
наблюдения, высказывания, аргументация
начинаем обобщать высказывания детей и сравнивать точки зрения
обобщение в конце дискуссии по произведению
5-19
Обоснование системы образов и сюжета произведения изобразительного искусства
15
обобщение в конце дискуссии по произведению
обобщение в конце дискуссии по произведению
на экспозиции музея
версии о ролях персонажей
обоснование версий о ролях персонажей
обоснование версий о характере и ролях персонажей
20-31
Анализ системы образов и формулирование элементов замысла произведения изобразительного искусства
12
собираем частности в единый замысел
собираем частности в единый замысел
связь героя и места действия
версии о событии, герое, месте действия
вводим понятие времени происходящего
акцентируем время основного события произведения
развернутый рассказ о месте и времени происходящего
32-33
Заключительные (повторительно-обобщающие) занятия
2
обобщенный рассказ о месте и времени происходящего
обобщенный рассказ о произведении