Отдел образования Заволжского муниципального района
МКОУ Заволжский лицей
Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество»
«Музыка деревянного зодчества»
Автор: обучающийся 4 – Б класса
МКОУ Заволжского лицея
Иванов Александр
Руководитель: Иванова Ольга Владимировна
Предметная область: технология
г. Заволжск, Ивановская область
2016 год
Содержание
Введение …………………………………………………………….3
. Актуальность проблемы ……………………………………….3
. Цель проекта ……………………………………………………4
. Решаемые задачи проекта ……………………………………..4
. Объект исследования …………………………………………..4
. Предмет исследования ……………………………………….. .4
. Гипотеза …………………………………………………………4
. Методы исследования…………………………………………..5
Основная часть ……………………………………………………...5
. Из истории деревянного зодчества на Руси…………………...5
. Строительство деревянных церквей…………………………..6
. Деревянное зодчество сегодня………………………………..11
. Практическая часть……………………………………………12
Заключение…………………………………………………………15
Приложение …………………………………………………..17 – 27
Список литературы и интернет-источников……………………..28
Введение
С раннего детства меня интересовало конструирование. Первые мои изделия были из пластмассового конструктора «Лего» с большими деталями. Мастерил я дома и со своими друзьями в детском саду. (Приложение 1, фото 1,2)
Примерно с 5 лет я начал работать с мелкими деталями конструктора «Лего». Я легко научился собирать машины, здания и целые города по схемам и инструкциям к купленным наборам. Многое придумывал сам или собирал, пользуясь видео-инструкциями из интернета. Свои работы я представлял на научно-практической конференции в 2014 году.
Позднее я попробовал собирать картонные модели зданий из готовых деталей. (Приложение 1, фото 3)
Уже второй год я увлечен новым видом конструирования – конструирование из спичечной соломки. Первая моя работа – беседка. (Приложение 1, фото 4) Не все получалось сразу: были ошибки, не всегда сразу понимал схему, иногда что-то приходилось переделывать. Но процесс творчества меня настолько заинтересовал, что я решил подробнее узнать о строительстве из дерева и научиться строить разные модели.
Актуальность проблемы
Сегодня наша страна – гигантская строительная площадка, на которой народ возводит здание прекрасного будущего. Возникают новые города, меняется облик сел и деревень, с космодромов взмывают ввысь звездные корабли. Но наше настоящее уходит своими корнями в прошлое.
«Не случайно Н. В. Гоголь писал, что « архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания». Но она говорит лишь тому, кто хочет и умеет ее слушать, в ком живет чувство прекрасного, кто знает и любит культуру родного народа и по праву гордится ее прошлым и настоящим». [1]
Мне захотелось «услышать» архитектуру и больше узнать о моем народе.
Цель проекта
из спичечного конструктора
Задачи проекта
изучить историю деревянного зодчества на Руси
научиться методам и правилам изготовления деревянной модели церкви из спичечной соломки
узнать о памятниках деревянного зодчества в стране и нашем крае
Объект исследования
Искусство строительства из дерева.
Предмет исследования
Деревянная спичечная соломка, изделия из спичечной соломки.
Гипотеза
Несмотря на то, что деревянное зодчество – древнее ремесло, считаю, что оно популярно и в наши дни. Строительство деревянных моделей - это замечательная и интересная работа, посильная любому возрасту.
Методы исследования
- изучение литературы, интернет-источников,
- предметное моделирование
Основная часть
Из истории деревянного зодчества на Руси
В старину русский человек не представлял себе родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлыми, просторными хоромами; безопасность и воинскую доблесть - с несокрушимыми башнями крепостных стен; идеал красоты и величия духа – с глубокой человечностью и монументальностью стройных храмов, единственных в то время общественных сооружений.
Вспомним русские народные сказки и былины. Во многих из них мы встречаемся с поэтическими описаниями мощных крепостей, волшебных терем-теремков; избушек, которые поворачиваются к нам «передом», а к лесу «задом»; светелок, в которых красны девицы горюют и ждут своих суженых; царских палат и необыкновенных храмов, возведенных мастерами за одну ночь. (Приложение 2)
И это не только плоды неисчерпаемой, богатой фантазии русских сказочников. В героических былинах, песнях и сказках сохранилось очень яркое и полнокровное представление о древней «деревянной Руси».
Дерево на Руси с древнейших времен было самым доступным материалом. Суровость русского климата создавала необходимость строить такие дома, которые могли бы защитить человека от зимней стужи. А росший в изобилии строевой лес и обеспечивал жителям здешних мест теплым, недорогим, легковозводимым деревянным домом.
В качестве материала использовались как местные породы дерева - сосна, берёза, липа, так и привезенные с востока или юга - кедр, лиственница, пихта, самшит, тис, тук, каштан, грецкий орех. Всего русские мастера знали древесины 27 пород. А уж о ловкости и быстроте, с которой они работали, слагались легенды.
В руках русских мастеров дерево превращалось в великолепные памятники зодчества в Кижах, Каргополье и других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из них сохранились до сих пор. В Кировской области, например, известны деревянные дома, построенные в 1805-1810 годах без малейших следов гнили.
Из дерева возводились всевозможные постройки - от простых изб, хором, культовых зданий до разнообразных производственных и военных объектов. Изба в условиях российского климата служила обычно двум-трем поколениям, хотя при надежной защите сруба могла простоять и до 100 лет. Церкви использовались до 400 лет. (Приложение 3)
Из древесины делали все от простой деревянной ложки до царских палат и крепостей. Наши далёкие предки интуитивно чувствовали уникальный дар дерева, его одушевляли, ему поклонялись, а во время рубки леса и строительства из него жилища совершали самобытные обряды.
Самые монументальные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. Подходящее дерево выбирали с толком. Сначала высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полоски нетронутой коры для сокодвижения.
Потом на пять лет сосну оставляли. И по осени, когда деревья еще спят, а день еще не начал удлиняться, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя сосна начнет гнить. Лиственные породы заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.
Главным и практически единственным орудием русского мастера был топор. Пилы применялись редко. Потому что пила рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. А топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Отсюда и пошло название: "срубить избу". Гвозди тоже старались не использовать, так как вокруг гвоздя дерево гниет быстрее. Вместо гвоздей использовались деревянные костыли.
На Руси основу деревянного дома составлял "сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен - "венец". Нижний венец обычно ставили на каменное основание — "ряж", который складывался из мощных валунов. Ряж сохранял тепло и оберегал сруб от гниения. (Приложение 4)
Срубы также различались по типу скрепления бревен между собой - "в режь" (редко положенные), "в лапу" (концы бревен, напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи, а венцы плотно прилегали друг к другу), "в обло" (концы бревен немного выходили за пределы стены). (Приложение 4)
Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох, а потом конопатили льняной паклей щели. В плане срубы изготавливали в виде четырехугольника ("четверик"), либо в виде восьмиугольника ("восьмерик"). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Строительство деревянных церквей
Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности.
[link]