Виды заданий для групповой работы по русскому языку

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Виды заданий для групповой работы

Игра «Бартер»

(Игра разработана для урока русского языка в 4 классе по теме «Словообразование»)

Цели: раскрыть содержание понятий бартер, дефицит; поощрять учеников к самостоятельному поиску альтернативных стратегий действий; учить самостоятельно оценивать свои результаты и исправлять допущенные ошибки; побуждать учащихся обсуждать конфликтные ситуации, возникающие во время игры, искать пути их разрешения.



пере-, за-, вы-, по-

пере

перевозчик

2

Корни: -воз-, -снеж-, -держ-,

-гранич-

снеж

заснеженный

3

Суффиксы:

-чик-, -енн-, -к-, -н-

н

пограничная

4

Окончания: ,

-ый, -а, -ая

а

выдержка



Оборудование: раздаточный материал по теме урока; сигнальные карточки.

𝜤 этап (анализ исходного материала; формирование понятия дефицит).

Ученики работают в группах по 5-7 человек. На столах у каждой группы лежит раздаточный материал. Учитель вместе с учениками формулирует учебную задачу.

Учащиеся определяют, что для решения поставленной задачи не хватает определённых элементов; выясняют, что недостаток, нехватка чего-либо характеризуется понятием дефицит. Но вместе с тем исходный материал содержит лишние элементы (излишки).

𝜤𝜤 этап (проблематизация; проектирование конкретной деятельности; формирование понятия бартер).

Работая в группах, ученики ищут ответы на следующие вопросы:

- Где можно достать дефицит?

- Как избавиться от ненужных элементов?

В ходе обсуждения, которое проходит сначала внутри группы, а затем между группами, ученики приходят к выводу о необходимости обмена между группами. Учитель сообщает, что безденежный обмен характеризуется понятием бартер.

𝜤𝜤𝜤 этап Практическая деятельность – бартер).

Участники 1-й группы отправляются ко 2-й, 3-й и 4-й, предлагая обменять ненужные элементы своего исходного множества на дефицитные элементы на выгодных условиях.

𝜤𝖵 этап (предъявление продукта деятельности; рефлексия).

Все группы докладывают о результатах «бартерной сделки», обсуждают способ деятельности, выясняют выгодные условия для бартера, делают выводы об успешности (необходимости) бартера в конкретных ситуациях.

Игра «Фирма»

(Игра разработана для уроков русского языка во 2 классе по теме «Парные согласные на конце слова»)

Цель: обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах.

Оборудование: карточки с названиями отделов: научный, проектный, художественный, информационный, независимые эксперты; листы-заготовки для работы в отделах; сигнальные карточки.

В ходе игры учитель выступает в роли консультанта фирмы.

𝜤 этап («мозговой штурм»)

Учитель объявляет тему и цели урока, проводит инструктаж начальников отделов.

Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построение алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации (подбором конкретных примеров по теме); независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.

𝜤𝜤 этап (проектирование конкретной деятельности).

Ученики работают в группах-отделах.

Например:

Мы знаем 12 парных согласных звуков: 6 звонких и 6 глухих: [б/п], [в/ф], [д/т],[з/с], [г/к],[ж/ш].

На конце слова происходит оглушение, следовательно, опасное место (орфограмма) требует проверки правописания.

Проектный

  1. Найди орфограмму.

  2. Выдели корень.

  3. Подбери однокоренные слова.

  4. Сравни написание корней.

  5. Напиши правильно.

Художественный

Голубь – голуби

Информационный

Прут – пруд, лук – луг, кот – код, лес – лез, сноп – сноб, мак – маг.



𝜤𝜤𝜤 этап (обмен информацией; тренинг).

Ученики создают группы, в которые входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму:

  1. формулировка понятия (члены научного отдела);

  2. алгоритм действия (члены проектного отдела);

  3. схема – формула (члены художественного отдела);

  4. тренинг (члены информационного отдела).

𝜤𝖵 этап (подведение итогов).

На этом этапе проходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов.