Педагогический проект по теме:
«Путешествие в Древнюю Грецию».
Педагога МОУ «Моховская ООШ»
Мельниковой Галины Владимировны
2016 г.
Содержание проекта
«Путешествие в Древнюю Грецию»
Название главы
Страница
Основания для разработки проекта
3 - 4
Описание проекта:
стратегия и механизмы достижения поставленных целей
4 - 8
Методическое обеспечение проекта
8
Перспективный план по реализации проекта
9 - 10
Диагностика
11 - 12
Библиографический список
13
Приложения:
14 - 34
Основания для выбора темы
“Взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни,
а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны. И потому мы полностью
поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности
как необходимых условий диалога цивилизаций”.
Премьер-министр РФ В.В.Путин
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
Поэтому, чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории и культуре, как своего народа, так и истории и культуре других народов.. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
[link]
Полно мрака и ужаса его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Мрачные реки текут в нём, леденящие и священные реки. Трёхглавый пёс Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход царства. В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне. Здесь же, у трона Аида летает юный бог Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землёй и льёт из рога снотворный напиток. Как вы думаете, зачем он это делает? Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает людей в сладкий сон. Гипнос заколдовал слова, которые мы должны разгипнотизировать, расколдовать. Можно ли снять колдовство Гипноса? Как? (Прочитать слева направо фразу: «ИЛСЕ ЬШЕДУБ АДГЕСВ ЫТ ЯСЬТОРОБ ОС МОЛЗ, ЬШЕНАТС МЕОРЕГ И МОЦДОЛОМ».) Мы справились с Гипносом, и он не смог нас усыпить.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги Сновидений. Есть среди них боги, дающие страшные сны, которые пугают людей. Но есть такие, которые дают вещие и радостные сны. И они приготовили нам подсказку, где найти осколок от сосуда. Перед нами три сундука. Чтобы открыть эти сундуки нужно правильно выполнить задание. Необходимо разделиться на три команды. Каждая команда выполняет своё задание, а затем открывает свой сундук (предложить детям расставить знаки «больше», «меньше», «равно»).
А в сундуке находятся осколки от сосуда. Но их здесь несколько. Как же нам узнать, какой из них нам необходим? Правильно, нужно их примерить к отверстию в сосуде (осколки по количеству детей, а нужный осколок у воспитателя; его необходимо подбросить последней команде, которая и вставит его в сосуд). Вот мы и нашли нужный осколок и совершили такое трудное, но познавательное путешествие. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? (Входит Ирида: «Я, Ирида, богиня радуги. В благодарность за вашу помощь я хочу одарить вас радужными конфетами, которые я приготовила из кусочков радуги. Спасибо вам от всего Олимпа. До свидания).
Дальнейшая работа:
Чтение Легенд Древней Греции. Обсуждение и анализ сюжетов историй, поступков героев. Выполнение сюжетных рисунков для организации выставки и создания совместной книги “Легенды Древней Греции глазами детей”.
Предполагаемый результат:
Полученная информация стимулирует детей к дальнейшей познавательной творческой деятельности.
Приложение 5
Презентация 4 «Знакомство с керамикой Древней Греции»
Конспект занятия по лепке на тему:
«Сосуды Древней Греции».
Задачи:
Углубление знаний о культуре Древней Греции.
Знакомство с античной керамикой и технологией изготовления сосудов.
Формирование навыков работы с глиной
Ход занятия:
Познакомить детей с различными формами античных сосудов.
Мотивировать каждого для выбора «своего» сосуда.
Знакомство с процессом изготовления керамического изделия.
Лепка выбранного сосуда.
Оборудование:
Компьютер, проектор, красная глина, подставки, губки, стаканы с водой, тряпки.
Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и почетным делом. Этим делом занимались даже боги.
На нашем занятии каждый слепит свой сосуд, выберет форму, которая ему больше понравится.
Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни.
Самый распространённый греческий сосуд - амфора.
Амфора - горшок с двумя, как правило, вертикальными ручками, в них просовывались две деревянных палки и носили её вдвоем, если амфора была большая и тяжелая. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Рассмотрите рисунок, приведенный ниже:
[pic]
На втором рисунке представлены разные сосуды:
Постепенно в Древней Греции сложились разные способы изготовления керамических сосудов.
Самый древний способ - лепка сосуда вручную. Сосуды лепили из жгутиков. Этот способ для лепки выбрали и мы с вами.
Мы с вами слепим дно сосуда такого размера, как на вашем шаблоне. Затем мы будем катать жгутики толщиной с ваш мизинец, укладывать их слоями (первый слой кладём на дно). Уложив два слоя, будем сверяться с шаблоном, точно выдерживая выбранную форму, и заглаживать изделие изнутри и снаружи.
Чтобы добиться гладкой поверхности изделия, после окончания лепки загладим его влажной губкой.
Изготовленные изделия оставляют сохнуть.
Приложение 6
Презентация 4
Конспект занятия по рисованию тему:
«Керамика Древней Греции, роспись»
Задачи:
Углубление знаний о культуре Древней Греции.
Знакомство с видами древних орнаментов.
Формирование навыков росписи глиняных изделий.
Ход занятия:
Познакомить детей с различными стилями росписи античных сосудов, с символическим значением древнегреческих орнаментов.
Познакомить с процессом росписи керамического изделия.
Упражнять в росписи выбранного сосуда.
Оборудование:
Компьютер, проектор.
Детям: изделия, вылепленные ранее, гуашь.
Ход урока:
Учитель: Как называется этот сосуд? (Предполагаемый ответ детей - амфора).
Мы часто встречаем на греческих сосудах вот такой орнамент, который называется “меандр”. “Меандр” - это название реки во Фракии. Река эта сильно петляет, по сходству с рекой назван орнамент.
[pic]
Рассмотрим ещё орнамент - изображение Солнца. Это - знак солнечного колеса. Это древнейший тип солнечного орнамента.
Часто на вазе можно увидеть изображение человеческого глаза или голову Горгоны с высунутым языком. Это - оберег. Этот нарисованный глаз или голова Горгоны оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд талисманом.
Теперь, когда вы будете расписывать свои сосуды, постарайтесь «оживить» свои сосуды так же, как это делали древние греки, не забудьте поставить свою подпись.
Заключение:
В итоге - мини-музей детских работ на тему «Древнегреческая керамика».
Приложение 7
Презентация 5
Сценарий совместной деятельности педагога и школьников
«Путешествие в театр»
Педагогический замысел:
углубление знаний о культуре Древней Греции.
познакомить детей с историей возникновения театра
развитие творчества детей
Материал: рамка - зеркало, маски, вырезанные из картона (различной формы), цветная бумага, клей, фломастеры.
Примерный ход совместной деятельности:
Учитель: Дети, кто из вас был в кукольном театре? (Ответы детей).
- Что вы там делали? (Ответы детей).
- Кто вам показывал сказку? (Куклы).
Многие из вас бывали в театре и смотрели интересные спектакли. Но как появляется спектакль, кто помогает ожить куклам? Сегодня мы об этом узнаем.
Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена. Итак, в путь.
Учитель: послушайте, какие слова, надо сказать: Повернись, повернись и в театре окажись. Давайте скажем вместе. Присаживайтесь и послушайте мой рассказ.
Театральное искусство возникло давным-давно, в стране - Древняя Греция. Жители этой страны - древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места.
Когда актеры исполняли грустную пьесу - трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса - комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски.
Предлагаю вам игру «Зеркальце». Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.
Учитель: А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием.
Изготовление масок.
А сейчас давайте при помощи цветной бумаги украсим маски. Постарайтесь передать настроение вашей маски, кто какое захочет.
Дети изготавливают маски. По окончании работы рассматривают, примеряют их. Рассказывают, какое настроение, при помощи маски, хотели передать.
Учитель: сейчас нам пора возвращаться в школу. Наше путешествие подходит к концу. Давайте, скажем «Повернись, повернись и в классе очутись!»
Учитель: Давайте вспомним, что мы узнали о театре.
1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).
2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)
Учитель: если вам понравилось наше путешествие, покажите большой палец, подняв его вверх. Если не понравилось - опустив его вниз.
Приложение 8
Презентация 6 «История Олимпиады»
Сценарий совместной деятельности педагога и школьников
«История Олимпиады»
Педагогический замысел:
углубление знаний о культуре Древней Греции.
познакомить детей с историей олимпиады
развитие творчества детей
Примерный ход совместной деятельности:
Просмотр презентации 6 «История Олимпиады»
После просмотра звучит аудиозапись шума толпы на стадионе. Педагог предлагает детям пойти на стадион и принять участие в древнегреческих Олимпийских играх. Мальчики участвуют в соревнованиях по борьбе, девочки соревнуются в прыжках в длину. По окончании соревнований все дети получают в подарок лавровый венок.
Каждой паре детей раздаются карточки с пиктограммами видов спорта. Задание: посоветоваться с партнером и назвать вид спорта. Все карточки выкладываются на фланелеграфе. Педагог предлагает детям решить, какие из представленных видов спорта не могли принимать участие в древнегреческой олимпиаде и обосновать свое мнение.
Древняя Греция подарила всему миру Олимпиаду, и это ещё один ответ на вопрос, почему историю Греции знает весь мир.
Педагог дарит детям картинки-загадки, на которых нарисованы разные предметы. У каждого предмета есть своя загадочная история, которую можно узнать, прочитав книгу “Легенды и мифы Древней Греции”. И тогда можно узнать еще один ответ на вопрос, почему историю этой страны знает весь мир.
Приложение 9
Греческая подвижная игра "Амальгата"
Эта игра напоминает наше популярное развлечение «Море волнуется раз», только на греческий манер. До начала игры желательно прочитать книгу «Мифы Древней Греции» или хотя бы рассказать некоторые из них ребенку.
Принадлежности: шарфы, шляпы, брошки, палки - для нарядов игроков.
Правила игры: Водящий стоит в центре площадки. Ему завязывают глаза. Он считает, а остальные игроки ходят вокруг. Через некоторое время водящий прекращает считать и громко произносит: «Амальгата!». По-гречески это означает «статуя». Он снимает с глаз повязку и внимательно смотрит на игроков. В это же мгновение все игроки должны замереть в позе какого-нибудь древнегреческого героя.
Ведущий подходит к каждой «статуе» и присматривается, не шевелится ли она. Если только «статуя» пошатнется или улыбнется, она выбывает из игры. Самый стойкий игрок становится победителем и в следующей игре становится ведущим.