п/п
Тема
урока
Кол-во часов
Решаемые проблемы;
цель деятельности
учителя
Формы органи-зации образова-тельного процесса
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
предметные результаты
универсальные учебные действия
(УУД)
личностные
результаты
план
факт
1
Мелодия
1
Какому народу близка эта музыка?
Цель: учить определять, на что похожа мелодия (песня), кем она написана
(написал композитор или народная), какие интонации помогают узнать время суток, изображённое в музыке.
вводный урок; урок-экскурсия
Узнают: что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку.
Научатся: размышлять
о музыке, какую она рисует картину (на примере музыки М. П. Мусоргского), слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, исполнять хоровое произведение (петь хором).
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: использовать общие приёмы решения познавательной задачи.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника.
Показывает наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир.
2
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
1
Что объединяет песни о Родине?
Цель: учить подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций), воплощать характер и настроение песен о Родине в своём исполнении;
познакомить с музыкальными образцами родного края.
изучение
и закрепление новых знаний; урок-путешествие
Узнают: смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия.
Научатся: петь хором
и с солистом на примере песен Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений.
Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебно-практических
и познавательных задач; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; предлагать творческие варианты решения поставленной задачи; использовать полученные знания в самостоятельной работе.
Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
Проявляет чувство гордости
за культурное наследие своего народа; оценивает
и сознательно выстраивает эстетические
отношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
3
Гимн России.
1
Что такое гимн?
Цель: познакомить
с Гимном России
и его авторами; обратить внимание учащихся на особенности исполнения Гимна,
расширение и углубление знаний; урок- историческое путешествие
Узнают: символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры.
Научатся: слушать и
исполнять гимн, исполнять музыкальное произведение в хоре, выполнять интонационно-образный анализ музыки.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника.
Осознает гражданскую идентичность
в соответствии с традициями семьи и народа.
4
Музыкальные инструменты (фортепиано)
1
Что роднит и что отличает два цикла
детской музыки –
П. И. Чайковского («Детский альбом») и С. С. Прокофьева («Детская музыка»)?
Цель: научить определять жизненную основу музыкальных
произведений, понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
расширение и углубление знаний; урок-путешествие
Узнают: понятия: фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный альбом, интонации.
Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты,
определять, как они связаны между собой (на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки»
С. С. Прокофьева).
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск информации об истории и устройстве фортепиано.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Проявляет эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяет свою ценностную сферу
в процессе общения
с музыкой.
5
Природа
и музыка.
Прогулка.
1
Какое время суток определяется в каждой из пьес?
Цели: познакомить с пьесами «Утро»
и «Вечер» С. Прокофьева, «Прогулка» М. Мусоргского
и С. Прокофьева; научить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения, сравнивать контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили
и произведения с одинаковыми названиями.
изучение нового материала; урок-путешествие
Научатся: определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая – вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргского
и С. Прокофьева.
Узнают: понятия песенности, танцевальности и маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ставить вопросы; формулировать проблемы; осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); применять и представлять информацию.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной.
Проявляет наличие стремления к красоте и гармонии; приобретает эстетический взгляд
на мир; оценивает и сознательно выстраивает эстетические отношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
6
Танцы, танцы, танцы…
1
Как различать многообразие танцевальной музыки?
Цели: познакомить с танцами «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева; научить определять ритмическую основу музыки, её танцевальные ритмы, характерные движения.
расширение и углубление знаний
Узнают: названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры.
Научатся: различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе.
Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения; реализует творческий потенциал
в процессе коллективного танца.
7
Эти разные марши.
Звучащие картины.
1
Кому из композиторов принадлежат марши? Как звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображённые на картинах?
Цель: расширить
и углубить знания
о жанре марша и разнообразии маршевой музыки; помочь накопить музыкально-слуховой опыт как опыт интонационно-стилевой.
закрепление нового материала; урок-путешествие
в картинную галерею
Узнают: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага.
Научатся: определять
на слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатиков
и мальчика, кузнечиков
и месяца на примере пьес П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные: обсуждать совместно вопросы с партнером по учебному взаимодействию перед принятием решения.
Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир в его художественном разнообразии.
8
Расскажи сказку.
1
О чём рассказали
в своих музыкальных сказках П. И. Чайковский и С. С. Прокофьев?
Цель: сравнить и сопоставить музыкальное развитие и содержание пьес «Нянина сказка» П. И. Чайковского и «Сказочка»
С. С. Прокофьева из двух фортепианных альбомов для детей.
решение частных задач; урок-сказка
Узнают: значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.
Научатся: находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковского
и «Сказочка»
С. С. Прокофьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку.
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; рисовать услышанное.
Коммуникативные: ставить вопросы; учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки.
Стремится к формированию ассоциативно-образного мышления; имеет позитивную самооценку своих
музыкально-творческих способностей.
9
Колыбельные. Мама.
1
О чём говорит музыка? Что нужно для того, чтобы выразительно исполнить колыбельные песни?
Цель: помочь учащимся определить интонацию колыбельной в музыкальных произведениях; развивать умения выделять отличительные черты колыбельной песни, подбирать слова к мелодии, играть на музыкальных инструментах, выразительно исполнять колыбельные песни .
обобщение и систематизация знаний, урок-игра
Узнают: значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма.
Научатся: слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е.Крылатова «Колыбельная медведицы», А. Островского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план
и последовательность действий.
Познавательные: ставить и формулировать проблему; осуществлять запись, фиксацию информации о музыкальном мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении песен.
Проявляет духовно-нравственные и этические чувства, уважительное отношение к матери.
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
1
Как звучит «Великий колокольный звон»?
Цели: познакомить с голосами-тембрами колоколов, с разнообразием колокольных звонов, с композиторами, включавшими звоны колоколов в свои произведения; помочь учащимся определить, какая музыка звучит на картинах художников
вводный урок; урок-путешествие в художественную галерею
Узнают: названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры.
Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»
из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона», передавать
в пластике движений
и в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов, сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи
Регулятивные: выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объяснять, почему некоторые картины называют звучащими.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Сохраняет внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное произведение на основе эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства сопричастности к истории своей Родины
и народа
11–12
Святые земли русской. Александр Невский.
Святые земли русской.
Сергий Радонежский.
2
Что такое кантата? Чем дорога народу память подвигов Александра Невского
и Сергия Радонежского?
Цели: познакомить
с именами святых земли русской; объяснить, что они сделали для Руси, какие подвиги прославили их имена; помочь осмыслить понятия: кантата, народные песни, церковные песнопения.
изучение
и закрепление нового материала; урок-путешествие
в историю
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие.
Научатся: называть имена святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
С. С. Прокофьева, рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки, обсуждать, какая музыка должна звучать в честь национальных героев.
Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации.
Коммуникативные:
выслушивать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность
во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Проявляет этические чувства, чувство сопричастности к истории своей
Родины
и народа; оценивает и сознательно выстраивает эстетические отношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
13–14
Молитва
С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
2
Что такое молитва?
Цели: дать понятие молитвы через пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского; развивать умение проводить интонационно-образный анализ прослушанного музыкального произведения.
Узнают: значение понятий: молитва, икона.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва»,
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.
Коммуникативные:
выслушивать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность
во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных.
Укрепляет культурную, этническую
и гражданскую идентичность
в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
15
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
1
Какие русские народные инструменты вы знаете?
Цель: продолжить знакомить учащихся с музыкальными инструментами, с составом оркестра русских народных инструментов; помочь учащимся создать инструментальные импровизации; объяснить значение музыкальных понятий: плясовые наигрыши, вариации.
повторение и закрепление изученного материала. Урок-игра
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог.
Научатся: называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух русские народные инструменты, импровизировать в игре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», выразительно.
Регулятивные: обдумывать замысел и реализовывать его
в исполнении; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; задавать вопросы, необходимые.
Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения; реализует творческий потенциал
в процессе коллективного танца, игры, музицирования.
16
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
1
Какая из предложенных мелодий звучит в «Детском альбоме» П. И. Чайковского?
Цель: развивать умение сопоставлять мелодии произведений
из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева, находить черты, роднящие их с народными напевами и наигрышами.
изучение
и
закрепление изученного; урок-путешествие
Узнают: значение понятий: авторская музыка
в народном стиле.
Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструментах, понимать и слышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»).
Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленной учебной задачи информации.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты
на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Проявляет эмоционально-ценностное отношение к искусству; реализует творческий потенциал
в процессе сочинения.
17–18
Русские
народные праздникиПроводы зимы
Встреча весны
2
Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия и слова?
Цель: познакомить с чертами и приёмами народных праздников; разучить масленичные песни, весенние заклички, детские игры, соответствующие данному празднику.
повторение и закрепление изученного материала; урок-игра
Узнают: значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка,
выразительность, историю и содержание народных праздников.
Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Укрепляет культурную, этническую и гражданскую идентичность
в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
19-
20.
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет.
2
Как вы думаете, кто в опере исполняет эти темы? Что такое балет?
Цель: привлечь внимание учащихся
к произведениям крупных музыкальных форм; заинтересовать жанрами оперы и балета.
изучение
и закрепление нового материала; урок-путешествие
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина.
Научатся: называть имена композиторов, названия произведений (опера
М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.
Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; имеет позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей.
21
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.
1
Какие оперы и балеты вы видели в театре?
Цели: научить использовать приём свободного дирижирования, передачи
характера звучания музыки пластичными движениями; развивать умения слушать музыкальные произведения и узнавать знакомые мелодии в них
изучение
нового материала; урок-путешествие в концертный зал
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: симфонический -оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
Научатся: представлять себя в роли дирижёра и дирижировать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Регулятивные: контролировать и оценивать свою учебную деятельность.
Познавательные: обдумывать замысел и реализовывать его
в исполнении: драматизации
и пластическом интонировании.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащихся; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Реализует творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального музицирования.
22–23
Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье!
Увертюра
Финал.
2
В чём сходство и различие сцен в поэтической сказке (поэме) «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
и оперы «Руслан
и Людмила» М. И. Глинки?
Цель: научить разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, проводить сравнительный анализ музыки.
изучение
и обобщение полученных знаний; урок-путешествие
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.
Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию во взаимодействии.
Проявляет наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи, театра.
24–25
Симфоническая сказка.
(С. С. Прокофьев «Петя и волк»)
2
Каким персонажам сказки принадлежат музыкальные темы? Какие инструменты их исполняют?
Цели: объяснить значение понятий: симфоническая сказка, партитура; научить следить по партитуре появление действующих лиц, их разговор между собой, помочь учащимся услышать различное звучание музыкальных инструментов, характеризующих действующих лиц сказки
обобщение полученных знаний
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра.
Научатся: различать
на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить
по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; концентрировать волю
для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизировать эмоциональное состояние для решения поставленных учебных задач.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе.
Стремится к развитию эмоционального восприятия
музыкальных произведений; проявляет интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
26
Сюита
М. П. Мусоргского «Картинки
с выставки». Музыкальное впечатление.
1
Отличаются ли образы рисунков художника В. Гартмана от музыкальных образов М. Мусоргского?
Цели: познакомить учащихся с пьесами из фортепианного цикла (сюиты) «Картинки с выставки»
М. П. Мусоргского; научить выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
изучение
и закрепление нового материала;
урок-экскурсия на выставку художника
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять выразительность и изобразительность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; стремится к развитию ассоциативно-образного мышления.
27–28
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра
2
Почему современный поэт В. Боков назвал композитора
В. А. Моцарта «нестареющим»? В чём секрет современности музыки Моцарта?
Цель: познакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с автобиографией
и музыкальными произведениями великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
закрепление и обобщение знаний;
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра,о жизни и творчестве В. А. Моцарта.
Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-практические действия в соответствии с правилами ролевой игры «Играем в дирижёра».
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; конструктивно вести диалог; слушать и понимать собеседника; управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Проявляет уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
29
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты
(орган).
«И всё это –
И.-С. Бах».
1
Почему другой немецкий композитор – Людвиг ван Бетховен – сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!»?
Цели: продолжить знакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с музыкальными произведениями И.-С. Баха; объяснить значение понятий: органная музыка, орган, менуэт, старинный народный танец мюзет, волынка.
изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка,
менуэт, аккомпанемент.
Научатся: слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
на примере музыки И.-С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»).
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности.
Проявляет интерес
к отдельным видам музыкально-
практической деятельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
30
Всё в движении. Попутная песня.
1
Какое чувство выражает музыка? Что помогает услышать характер движения
в музыке?
Цель: дать понятие: выразительность,
изобразительность, темп, контраст
повторение изученного материала, урок-путешествие
Узнают: значение понятий: изобразительность
и выразительность музыки, темп, контраст, о характере движения в музыке и способах его выражения композиторами.
Научатся: анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях
на примере «Тройки» Г. В. Свиридова, «Попутной песни» М. И. Глинки
Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для реализации поставленных учебно-практических и познавательных задач.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю, партнеру по сотрудничеству; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества,
общения, взаимодействия со сверстниками при решении различных творческих (музыкальных) задач
31
«Музыка учит людей понимать друг друга».
1
Как музыка учит людей понимать друг друга?
Цели: помочь учащимся ощутить свои возможности в качестве слушателей
и исполнителей, осознать значение средств музыкальной выразительности; познакомить
с творчеством отечественного композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.
повторение изученного материала, урок-путешествие
Узнают: значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.
Научатся: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя в соответствии с поставленной учебной задачей;
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (музыкальные пьесы Д. Б. Кабалевского) с целью решения конкретных задач).
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Проявляет этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям.
32
Два лада.
Легенда. Природа
и музыка.
1
Какие чувства и настроения близки картине М. Нестерова «Два лада»? Как вы думаете, можно ли при помощи лада создать контрастные музыкальные образы?
Цель: вызвать у учащихся чувства сопереживания и одухотворённости, любви
к жизни, к другому человеку, родственное отношение к миру
и природе, возникающие на основе слушания музыкальных произведений в процессе музыкальной урочной и внеурочной деятельности.
изучение и закрепление полученных знаний;
Узнают: значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия.
Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие
вишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; выполнять интонационно-образный анализ музыки, слушать музыку, исполнять хором песни.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой для решения учебной и познавательной задач информации; использовать общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию
Стремится к развитию навыков художественного восприятия произведений искусства; проявляет эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные и этические чувства.
33
Печаль моя светла.
1
Как выразили своё отношение к природе композиторы
М. И. Глинка и
В.-А. Моцарт?
Цели: закрепить понятия мажор и минор; помочь учащимся почувствовать настроение песен, написанных композиторами на основе минорного лада; дать представление о знаках альтерации – способах повышения и понижения звуков
в нотной записи.
повторение и обобщение полученных знаний, урок-путешествие
Узнают: значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музыкальных произведений
и отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении.
Научатся: понимать основные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о выразительных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях.
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно; оценивать процесс и результат действия; вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: формулировать познавательную цель; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию
Проявляет наличие эмоционального
отношения
к искусству, уважение к чувствам и настроениям другого человека, положительное отношение к музыкальным занятиям.
34
Первый. Мир композитора
(П.И.Чайковский,
С.С. Прокофьев).
Могут ли иссякнуть
мелодии?
1
Какие сочинения композиторов вы вспоминаете, рассматривая рисунки? Могут ли иссякнуть мелодии? Какие международные музыкальные конкурсы вам известны? Кого
из отечественных исполнителей-виртуозов вы знаете?
В чем состоит мир композитора?
Цели: закрепить понятия, полученные на уроках; помочь учащимся вспомнить произведения различных музыкальных жанров и обобщить особенности музыкального «почерка» выдающихся русских композиторов –
П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева
обобщение изученного материала. Заключительный урок-концерт
Узнают: могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический
оркестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывы
о предпочтительных музыкальных направлениях
и любимых музыкальных произведениях своих одноклассников, послушают эти произведения.
Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям, составлять афишу
и программу заключительного урока-концерта.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующий
и прогнозирующий контроль
по результату и по способу действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности; конструктивно и плодотворно работать
в группе.
Сохраняет внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное
произведение на основе эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства сопричастности к истории своей Родины
и народа: осуществляет оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.