Рабочая программа по литературному чтению

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка


 Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образовангия МБОУ СОШ №1 с.Верхние Татышлы МР Татышлинский район РБ , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению и на основе программы Л. В. Занкова (с учётом типа, вида, статуса ОУ, особенностей контингента класса, позиции педагога)


Работа по данному курсу обеспечивается УМК:


1.В.Ю. Свиридова « Литературное чтение»: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г

2.Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл./ Автор составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.
3. Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 3 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.


Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств, на основе требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этих целей.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Ребенок учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре; формирование личности гражданина России;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему);

6) формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

7) ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров;

8) формирование коммуникативной компетентности учащихся;

9) формирование умения искать необходимую информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность


Общая характеристика предмета

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но уже целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Ценностные ориентиры предмета

Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Содержание и различные формы работы способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.

Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:

- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;

- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;

- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;

- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;

- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.

В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся.




Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой в 3 классе на изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 102 часа (3часа в неделю, не менее 34 учебных недель)


Результаты изучения курса


Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.


Личностные УУД:

воспринимать искусство и литературу как значимую сферу жизни, нравственный и эстетический ориентир;

формировать умение видеть красоту, ценность и хрупкость мира;

развивать ценностное отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству;

научиться воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества;

научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.


Познавательные УУД:

овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;

формировать умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых);

осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач;

учиться воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты;

овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе;

использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

расширять сферы познавательных интересов;

вырабатывать умение ориентироваться в большом текстовом массиве, выполняя ряд специальных заданий для нахождения информации, постоянно возвращаясь к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях

формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст);

развивать умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы;

разрешать возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.


Предметные учебные действия:


развивать различные виды речевой и читательской деятельности, такие как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения);

уметь извлекать разного типа информацию в научном (понятие) и художественном тексте (образ);

от общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение продвигаться к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами;

формировать библиографическую культуру.



Предметные и метапредметные УУД

Данные уровни решаются комплексно:

через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;

развивать творческую речевую деятельность;

навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывать при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями;

через многократное перечитывание текста произведения решать познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории;

формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе;

развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

формировать выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;

формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;

развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;

наблюдать за художественными особенностями текста, связывать понимание литературы с навыком осознанного чтения.



Содержание курса 3 класса

Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, сред ний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество. Докучные сказки игра с застывшими правилами сказки.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Общие мотивы в сказках разных народов.

Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Формы контроля и КИМы

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.









1.Проверочная работа по 1 главе.

Собака с куском мяса

Собака с куском мяса перебиралась через речку и увидела в воде своё отражение. Она решила, что это другая собака с куском побольше, бросила своё мясо и кинулась отбивать чужое. Так и осталась она без того и без другого: одного не нашла, потому что его не было, другое потеряла, потому что его унесла вода.

Нельзя быть жадным.



1. Прочитай произведение про себя.

2. Определи жанровую принадлежность текста: народная сказка, рассказ, басня, авторская сказка.

3. Собака в данном произведении олицетворяет: злобу и хитрость, зависть, лень и беспечность, жадность.

4. Подчеркни самые главные строчки в тексте.

5. Какая пословица отражает смысл этой истории?

- мал золотник, да дорог

- от горя хоть в море, а от беды вводу

- от беды бежал, да на другую напал

- за чужим погонишься, своё потеряешь

Задание 2.

________________________________


Вечерний лес ещё не спит,

Луна восходит яркая.

И где-то дерево скрипит,

Как старый ворон, каркая.


Всё этой ночью хочет петь.

А неспособным к пению

Осталось гнуться да скрипеть,

Встречая ночь весеннюю. (С. Маршак)


Вопросы.

1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

2. Подчеркни прямой линией слова, которые создают зрительный, видимый образ ночи.

3. Какие звуки слышит поэт ночью в лесу? Подчеркни волнистой линией слова, предложения, создающие звуковой образ ночи.

4. Придумай заголовок к стихотворению.

5. Найди в тексте сравнение, подчеркни его двумя чертами.

6. Найди рифмующиеся строчки, соедини их карандашом.

6. Как ты думаешь, кто автор этого произведения? Эзоп, И. А. Крылов, это произведение народное.


2. Проверочная работа за 1 четверть.

Долг

Принес Ваня в класс коллекцию марок.

– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

– Бери, конечно! – согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.

– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.

– Кругом я у тебя в долгу!

– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

– За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!

– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!

(Э. Шим)

Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.


1. Определи основных героев произведения.

А) Ваня, Петя;

Б) Ваня, Петя, отец Пети;

В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.


2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?

А) Во дворе;

Б) в классе;

В) в парке.


3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.

А) «Потом верну»;

Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»;

В) «Куплю другие марки и верну тебе».

4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?

А) Стало жаль своих марок;

Б) не разрешил отдать коллекцию отец;

В) не хотел обидеть друга.

5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)?

6. Какое значение вкладывает Петя в слово долг?

А) То, что взято с условием возврата;

Б) то, что отдано с условием возврата;

В) обязанность перед кем-либо.

7. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься?

А) Становиться косым;

Б) смотреть искоса, сбоку;

В) относиться недружелюбно.


8. Почему Ваня на грубости Пети не смог ответить?

А) Обидно ему стало;

Б) стало жалко Петю;

В) не смог найти нужных слов.


9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

А) Ванино недоумение.

Б) Петю гложет совесть.

В) Долги растут.

Г) Конец дружбы.

Д) Марки взаймы.


10. О какой пропаже говорит Ваня?

11. Выпиши главную мысль рассказа.

12. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?

13. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему?\ 3. Контрольная работа за 1 полугодие.

Задание 1

1. Начни читать текст. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.


– Извините, – сказала девочка. – Я ещё не знаю, что такое «конкретно».
– Между тем пора бы и знать, – рассудительно заметил Петька. – Тебе сколько лет?
– Второй день.
Петька засмеялся.
Девочка была беленькая, а ресницы чёрные, и каждый раз, когда она взмахивала ими, у Петьки – ух! – с размаху куда-то ухало сердце.
– Теперь я вас хочу спросить, – сказала девочка. – Скажите, пожалуйста, что это за штука? – Она показала на луну.
– Тоже не знаешь?
– Нет?
– Эта штука называется луна, – сказал Петька. – Ты случайно не с неё свалилась?
Девочка покачала головой.
– Нет, я из снега, – серьёзно объяснила она. – Вчера ребята слепили снежную бабу. Мимо проходил какой-то старик с бородкой.
Она рассказала спокойно, неторопливо, и Петька заметил, что, когда он говорит, изо рта идёт пар, а у девочки не идёт.
– Мальчишки ушли, а он меня переделал. На голове у меня было дырявое ведро – он его сбросил, в руках швабра – он её вынул. Всё время бормотал: «В этом деле я не специалист», – когда делал причёску. «А теперь устроим ей ножки», – когда устраивал ножки.
Она взмахнула ресницами, и у Петьки – ух! – куда-то с размаху ухнуло сердце.
– В общем, я получилась у него так хорошо, что открыть глаза и заговорить – это было не так уж трудно.
– Странная история, – сказал Петька.


2. Дочитай текст.

3. Определи жанр этого текста. Отметь знаком «+» правильный ответ.

а) [ ] Рассказ; б) [ ] сказка; в) [ ] басня; г) [ ] былина.

4. Подчеркни прямой линией в тексте строчки, которые подтверждают твой ответ в задании 1.

5. Подчеркни волнистой линией фразу, которая характеризует отношение Петьки к девочке (столько раз, сколько она встречается в тексте).

6. Напиши, что обозначает выражение «с луны свалился» ________________________________________

Задание 2

Анализ стихотворения

1. Прочитай стихотворение:

Зима сбежала за ворота
Под беспощадный птичий свист,
И вылупился желторотый,
Ещё дрожащий мокрый лист.
Он жадно ловит капли света,
Он тоже рад бы засвистать...
Когда-нибудь к исходу лета
И он научится летать. (М. Бородицкая)


2. Озаглавь стихотворение ___________________________________________________________________

3. Напиши, на кого похож лист дерева, о котором говорится в стихотворении. _______________________

__________________________________________________________________________________________


Задание 3

Анализ текстов разных стилей речи

Прочитай два текста:

Текст 1

Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, большие попозже. Реки великие засыпают за полночь. Чем больше река, тем больше у неё дел.
Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Таращит в испуге большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось. И тут пролетит над рекой ночная птица. Пролетит бесшумно, но где-то в полях крикнет: проверяет, крепок ли сон сегодня.

Текст 2

На Земле много крупных и мелких рек. Маленькие ручьи, сливаясь друг с другом, образуют речки, которые также соединяются и формируют крупные полноводные реки. Их называют главными. Они несут в себе водные потоки всей речной системы. А реки, впадающие в главную, называют притоками.

2. Определи, какой текст художественный, а какой – научный. Ответ запиши.

а) первый текст _____________________________________________________
б) второй текст _____________________________________________________

3. Подчеркни строчки, которые являются ответом на вопрос текста: «Что такое приток реки?» В каком тексте ты будешь искать ответ?

4. Запиши ответ на вопрос: «Почему большие реки засыпают позже, чем маленькие?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подчеркни волнистой линией те части художественного текста, где о неживом говорится как о живом.


4. Проверочная работа. Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения


Прочитай басню «Умная мама-жаворонок» Эзопа. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Как ты понимаешь выражение: Семья жаворонков свила своё гнездо?

Построила;

вылепила;

выкопала.

2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

Зимой;

весной;

летом;

осенью.

3. Каким злаком было засеяно поле?

Рожью; овсом; пшеницей.

4. Почему маленькие жаворонки предложили матери улететь с поля?

Пришла пора лететь в тёплые края;

испугались, что разрушат их гнездо;

стало мало корма.

5. Почему соседи и родственники отказали хозяину поля в помощи?

Были заняты на собственных полях;

были обижены на хозяина поля;

посчитали, что урожай ещё не созрел.

6. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?

Дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие.

Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.

Зима спросит, что припасено в осень.

7. Восстанови деформированный план текста.

Начало уборки урожая – пора перелёта.

Дом посреди засеянного поля.

Маленькие жаворонки предупреждают маму об опасности.

Мама-жаворонок не торопится улетать.

8. Запиши одну-две фамилии отечественных баснописцев ____________________________________


5. Проверочная работа по 4 главе «Всмотритесь в мир своей души».

Задание 1

По сигналу взрослого начни читать (время чтения 1 минута). Когда взрослый остановит тебя, отметь место, где читаешь, простым карандашом. Затем дочитай текст.

Кот – золотой хвост

Жили-были старик со старухой, и у них было три дочери. А за горой в лесу жил медведь, у этого медведя был кот – золотой хвост. Вот медведь и говорит:

– Кот – золотой хвост, жени меня.

Пошел кот – золотой хвост искать невесту. Пришел к деду с бабкой и стал ходить по огороду – по грядкам лазит, по капусте. Увидала старшая дочь в окно:

– Тятенька, кот – золотой хвост по грядкам бегает! Тятенька, кот – золотой хвост по грядкам бегает!

– Беги, лови! Беги, лови!

Она и побежала его догонять. Кот по грядке – девка по грядке, кот по дорожке – девка по дорожке, кот через канавку – девка через канавку, кот в лес – девка в лес, кот в избушку – девка в избушку. Лежит медведь на кровати:

– Вот славную хозяюшку ты мне привёл! Теперь будем жить... Вот ты, хозяюшка, корми меня, пои, я тебе дров принесу. На вот тебе ключи: в этот амбар пойди, в этот амбар пойди, а в этот не ходи – убью.

Сходила она в тот амбар, в другой: в одном хлеб, в том – мясо, мёд, сало. Захотелось ей и в третий амбар зайти посмотреть, что у него там стоит. Зашла, смотрит – кадки стоят. Открыла первую кадку и пальчиком попробовала, что там есть. Пальчик посмотрела – золотой стал. А это золото было – вода золотая.

1. Перечитай текст.

2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте? Отметь один или несколько правильных ответов:

а) троекратные повторы;

б) существование волшебного помощника;

в) дорога в «чужой» волшебный мир;

г) магическое золото;

д) магические числа;

е) превращение человека в зверя.

Выпиши правильный ответ.

3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Вспомни названия сказок, где девица оказывается в волшебном мире.

Задание 2

Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

Туман

Утром Осень несла молоко.

Не разлить молоко нелегко.

Поскользнулась она и упала –

И туманное утро настало.

Держит небо дома на руках,

А деревья стоят в облаках.

Я же в школу бегу и пугаюсь:

Вдруг в тумане одна потеряюсь!

1. Как ты будешь читать это стихотворение?

а) Сначала радостно, две последние строчки – трагично;

б) с удивлением в голосе;

в) сначала задумчиво, две последние строки – игриво, лукаво;

г) с тоской в голосе, печально.

Выпиши правильный ответ.

2. Перечитай внимательно стихотворение. Какое состояние вызывает у автора осень?

а) Удивление;

б) восхищение;

в) грусть;

г) испуг.

Выпиши правильный ответ.

3*. В каких строчках мы представляем себе осень живым существом? Выпиши их . Этот прием называется ... .

4*. Попробуй, пользуясь этим приемом, написать о неживом (о тучке, о доме, о своем портфеле) как о живом.

Тучка ____________________

Дом ____________________

Мой портфель ____________________.

5. Соедини стрелками рифмующиеся строчки.

Задание 3

Прочитай текст.

Наконец-то наступило лето, и Коля с огромной радостью отправился в деревню к бабушке. Целые дни напролёт проводил он в лесу, в поле.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные** законы во всём, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда – крохотные фарфоровые ролики.

– Будто табунок молоденьких зебр пасётся! – показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок.

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня.

Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

** Сокровенные – скрытые, внутренние.

Дочитай текст до конца. Выполни задания.

1. В какой книге ты мог бы прочитать это произведение?

а) Сборник русских народных сказок;

б) рассказы для детей;

в) научные статьи.

Выпиши правильный ответ.

2. Что обозначает слово погожий в данном тексте?

а) Таинственный, опасный;

б) холодный, неласковый;

в) хороший, теплый.

Выпиши правильный ответ.

3. Что можно сказать о Коле, о его внутреннем мире?

а) Он очень наблюдательный, у него богатая фантазия и развитое воображение;

б) он бездельник, занимается никому не нужными вещами;

в) он любит спортивные игры на свежем воздухе.

Выпиши правильный ответ.

4. Какие неожиданные сходства подметил главный герой? Допиши.

Веточка ландыша ____________________

Рощица белых берёз __________________

Пшеничный колос _____________________

Какие строчки текста помогли тебе ответить на этот вопрос? Подчеркни их.


6. Проверочная работа за 3 четверть.

1. Запиши справа кто автор этих строчек.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

______________________________

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

_______________________________


2. Вспомни стихи, в которых рассказывается о первом снеге.

 И.С.Никитин «Встреча зимы»

 И.З.Суриков «Детство»

 Ф.И.Тютчев «Листья»

3. Найди и подчеркни созвучные слова (рифмованные)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

4. Найди и подчеркни эпитеты (особые выразительные слова для описания снега)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

5. Найди и подчеркни используемые приёмы олицетворения .

Робко смотрит месяц в очи,

Изумлён, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

6. Поиграй в рифму. Продолжи рифмованный ряд.

Снежок→ __________________→ _______________

7. Найди и подчеркни используемые приёмы олицетворения.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.


7. Проверочная работа по 6 главе «Пересоздаем мир в творчестве»

Напиши выражение сухая трава четырьмя буквами. ________________

Из данных слов составь известную пословицу и запиши ее.

Спеши, язык, не, дело, торопись.

_____________________________________________________________

Отгадай загадку – напиши отгадку.

Белое поле, чёрное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

_____________________________________________________________________

Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? Напиши ответ.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

О ком говорится в следующих строках? Напиши ответ.


Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…

________________________________________________________________________

О чем идет речь? Что это? Напиши ответ.


Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.

_______________________________________________________________________

Почини «сломанные» пословицы:


У семи нянек кулаками не машут. С кем поведешься, на том и провалишься. Не суйся в волки, коли делать нечего. Скучен день до вечера, если хвост тёлкин. После драки дитя без глазу. Чем хвалишься, от того и наберёшься.


Соедини начало и конец каждой пословицы.

У семи нянек кулаками не машут.

С кем поведешься, на том и провалишься.

Не суйся в волки, коли делать нечего.

Скучен день до вечера, если хвост тёлкин.

После драки дитя без глазу.

Чем хвалишься, от того и наберёшься.


Напиши, кто превратился во льва, как называется сказка, и кто ее написал.

…он в один миг превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собой льва, что сейчас же бросился на крышу.

_________________________________________________________

Раскрой переносный смысл каждого высказывания.

Бабушка надвое сказала. _______________________________________


Остаться у разбитого корыта. ___________________________________


Чует кошка, чьё мясо съела. ____________________________________


Сколько верёвочке ни виться, а конец будет. ______________________


Найди среди пословиц крылатое выражение и выпиши его. Напиши, кто автор и из какого произведения взяты эти строки.

_______________________________________________________________________________________________________________________

Определи жанр этих произведений. Напиши.


А) Чьи там крики у пруда:

- Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода!

(И. Токмакова)

______________________________________________________________


Б) . . .Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коря ги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!»

Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно...


______________________ Напиши автора и название этого произведения: ________________________________________________________________


В) . . . А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашёл в топкое болото. Смотрит - сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей на ходки, а лягушка и говорит: - Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, |д меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

- Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

- Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платочек и принёс в своё царство-государство. __________________________________________________________________

Что, по-твоему, объединяет все произведения? Какова их тема? ____________________


8. Итоговая комплексная работа

Итоговая комплексная работа - это система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

Книга: Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 3 класс Автор: О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева


Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

развивающее обучение;

проблемное обучение;

проектная технология;

игровые технологии;

информационно-коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Средства обучения

учебники

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска, медиапроектор)

презентации к урокам

портреты писателей;