Исследовательская работа: Мой храм.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с НОВОБЕЛОКАТАЙ








Исследовательская работа: История моего храма в селе Новобелокатай.







Выполнила :

Учащаяся 4б класса

МБОУ СОШ №1 с Новобелокатай Долженкова Ульяна

Руководитель:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 с Новобелокатай

Баталова Юлия Анатольевна

Новобелокатай 2013


Содержание

Введение

Актуальность

Цели и задачи

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

Практическая значимость работы

Методы исследования

Основная часть:

  1. История храма Михаила Архангела с.Новобелокатай.

  2. Возрождение храма.

  3. Изучение общественного мнения о значении храма в современной жизни нашего села.

Заключение

Источники и литература

Приложение






















Введение.

В селе Новобелокатай, где я живу, есть величественный Храм, названный в честь святого Михаила Архангела. Находится храм в центре села, поэтому его купола видны со всех сторон. Храм – это то место, куда мы входим с надеждой очистить душу, поставить свечу перед иконой, попросить у Бога помощи и защиты. Я подготовила эту работу о моем храме - закрытом и разоренном, а затем отстроенном.

«Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни» (Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев). Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести разрушенный храм в моем родном селе Новобелокатай.

Я надеюсь на то, что в моем селе будет больше людей, умеющих раскаиваться в своих грехах, совершать добрые дела, людей с чистой душой и сердцем.

Сейчас я занимаюсь в воскресной православной школе. Отец Николай – настоятель этого храма, мой папа, всегда меня поддерживает в вопросах веры, и он также помог мне подготовить это исследование. Изучить, хотя бы немного, историю моего храма очень ответственная задача и мой долг. Сложности были с поиском материала, так как церковный архив сгорел, а сведения, которые остались, совсем малы.

















Тема исследовательской работы – «История моего храма в селе Новобелокатай».

Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история моего храма – это часть истории моего села, и все жители должны знать каким был первый храм, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли построить новый храм.

Цель исследованияизучить историю храма села Новобелокатай и показать духовное и культурное значение церкви в жизни села и людей.


Задачи для достижения цели:

1.Найти сведения о строительстве православного храма в селе Новобелокатай.

2.Изучить историю храма до Революции, а так же в период его закрытия и восстановления.

3. Раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей.

Объект исследования события, связанные с храмом от построения и по настоящее время.

Предмет исследования храм Михаила Архангела села Новобелокатай Белокатайского района Республики Башкортостан.

Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Актуальность работы является в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые факты из истории храма. Я, как прихожанка этого храма, ученица Воскресной школы и дочь батюшки считаю своим долгом подробнее изучить историю моего замечательного храма.

Источники исследования

В своей работе я использовала  воспоминания жителей села, особенно Усольцевой Зои Васильевны, которая была старостой храма, так же Субботина Александра Георгиевича – нашего звонаря. Подлинные документы из Муниципального Районного Архива предоставила Ермолаева Людмила Георгиевна, а помог их найти Ощепков Владимир Александрович, материалами из книги которого я тоже пользовалась. Пригодилась информация из Интернета. Очень помогла статья в местной газете «Новая жизнь» Зверева В.А., учителя истории Новобелокатайской МБОУ СОШ №1.

Проектным продуктом будет слайдовая презентация.

Этот продукт поможет достигнуть цели работы, так как слайдовая презентация наглядно и доступно сможет рассказать широкому кругу людей об истории храма Михаила Архангела.


Методы исследования:

- систематизация и анализ собранной информации;

- социологический опрос;

- метод использования Интернет – ресурсов;

- метод презентаций;

- личная беседа;

- работа с публикациями;

- работа с архивными документами.




















1.История храма Михаила Архангела с.Новобелокатай.

На Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии из века в век связывали с храмом. Церкви на Руси всегда отличались от бытовых сооружений своей архитектурой и внутренним украшением.

По данным книги «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк», составленной в 1899 году Иваном Златоверховниковым, приход храма Михаила Архангела с. Новобелокатай относился к Златоустовскому уезду Второму благочинному округу.

Деревянная, однопрестольная, церковь во имя святого Архистратига Михаила построена и освящена в 1871 году, расширена в 1894 году на средства прихожан. Согласно «Описи имущества» от 5 апреля 1920 года церковь располагалась на каменном фундаменте, снаружи и внутри оштукатурена, крыша покрыта листовым железом и покрашена зеленой краской, на куполе 2 железных позолоченных креста. Пол деревянный сосновый, три двери: северные с двумя полотнами, внутри полустеклянные, а снаружи деревянные, западные двери деревянные, внутри храма двери полустеклянные. Деревянная колокольня оштукатурена, покрыта железом и окрашена зеленой краской, на ней железный позолоченный крест. Паперть (крыльцо) деревянная, крыта железом, окрашена зеленой краской, на ней крест. Вся территория церкви была обнесена деревянным забором.

Радость переполняла сердца людей, каждый человек готов был последнюю копейку вложить в это святое дело. Для строительства храма выбиралось самое красивое место, он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда помогал заблудившемуся в пургу. Застрахована церковь была на сумму в 1500 рублей. Земли при церкви составляли 33 десятины. Причт существовал при церкви с конца 1873 года и состоял из священника и псаломщика, которые проживали в общественных домах, получали в год до 600 рублей дохода вместе с ругой (отсыпной хлеб, раздаваемый духовенству, вместо жалованья). Церкви принадлежали 45 деревянных лавок на церковной площади.

27 июля 1897 года при церкви открыто Попечительство. В 1864 г. в России было издано положение о приходских попечительствах при православных церквях, которое было внесено потом в 13 том свода законов. Приходские попечительства - это общества, составляющиеся из православных прихожан и имеющие целью попечение о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительных действиях в пределах прихода. Также об открытии на приходе школы, больницы, богадельни, приютов и вообще об оказании помощи бедным людям прихода. Членам попечительств, ставится в обязанность примером своим и добрыми внушениями способствовать посещению прихожанами храма Божия, воздержанию от пьянства и сквернословия, искоренению суеверий и вредных обычаев, даже бороться против раскола и ереси.

С 1876 года в селе была земская школа - это одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения - самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. В школе обучались ежегодно от 40 до 50 мальчиков, и от 8 до 12 девочек. Преподавались такие предметы, как Закон Божий, чтение по русскому и церковно-славянскому языку, письму, арифметике и пению. Закону Божьему учил местный священник, а остальным предметам учитель Филипп Сомов (с 1892 года). В храме была большая библиотека духовной и классической литературы, которой пользовались все желающие.

Приход храма Михаила Архангела в 1899 году состоял из села Новобелокатай и пяти деревень и хуторов (Карантрав, Комары, Сосновка…). Численность населения, приписанного к нашему храму, составляла 3325 человек обоего пола (1599 мужского и 1726 женского), в том числе раскольников 181 человек.

Посещающих храм в воскресенье и праздничные дни летом было от 150 до 400 человек, а зимой от 200 до 500 и даже более, так что случалось, что деревянный храм не вмещал всех желающих богомольцев. Поэтому прихожане и батюшка имели намерение приступить к сооружению нового каменного храма.

По воскресным дням в селе проводили базар, но чтобы не отвлекать верующих от богослужения, запрещено торговать на площади до конца службы.

Таким образом, из вышеизложенного, можно сделать вывод, что история храма Михаила Архангела неразрывно связана с историей моего села. Храм был не только духовным, но культурно - образовательным и социальным центром.

Известно, что в конце 19 - начале 20 века священнослужителем в нашем храме был Петров М.П. Более полную информацию о священнослужителях нашего храма пока найти не удалось.

Традиционно на Руси над входом в храм или рядом с храмом строили колокольню - башню, на которой висят колокола. Христианам необходим колокольный церковный звон для того, чтобы созывать верующих на богослужение и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. На Руси всегда было особенное отношение к колоколу. По преданиям, колокол отводил и болезни, и бури, и дьявольские козни; колокола не раз звонили сами по себе, предрекая войну, голод, смерть. Считалось, что своим звоном колокол освящает воздух, изгоняя из него вредоносные силы.

На колокольне деревянного храма насчитывалось 7 колоколов:

- 56 пудов 2 фунта (1 пуд=16,38 кг, 56 пудов=917,28 кг и

1 фунт=0,41 кг, 2 фунта=0,82 кг)

- 24 пуда 9 фунтов (24 пуда=393,12 кг, 9 фунтов=3,686 кг)

- 15 пудов 20 фунтов (15 пудов=245,7 кг, 20 фунтов=8,19 кг)

- 4 пуда 4 фунта (4 пуда=65,52 кг, 4 фунта=1,638 кг)

- 1 пуд 6 фунтов (1 пуд=16,38 кг, 6 фунтов=2,457 кг)

- 2 пуда 2 фунта (2 пуда=32,76 кг, 2 фунта=0,82 кг)

- 30 фунтов (12,285 кг).

В начале 20 века, одновременно с действующим деревянным храмом, силами прихожан было начато строительство кирпичного здания церкви. К сожалению, это строительство было не завершено в связи с началом Первой Мировой и Гражданской войнами. Успели возвести храм до конца оконной апсиды, интересно, что толщина основания храма (фундамент) составляет 2 метра, а для прочности строительного раствора в него подмешивали куриные яйца, которые, по свидетельствам наших дедов и прадедов, собирали и свозили на возах со всех деревень.

К нашему приходу были приписаны 4 часовни и молебных места, одним из которых был Святой Ключик «Девятая Пятница», названный в честь Табынской иконы Божией Матери, празднующейся в девятую по счету пятницу после Пасхи.

В эпоху тотальной борьбы с церковью храму Михаила Архангела была уготовлена печальная участь. Следующий период с 1917 года занимает значительное и важное место в истории нашего храма. Эти годы носили антирелигиозный характер. По всей России шло массовое уничтожение и разрушение церквей и храмов. Согласно «Списку строений Месягутовского кантона, подлежащих муниципализации» от 29 января 1925 года было отобрано 3 деревянных дома со всем имуществом, где проживали священнослужители, которых выгнали на улицу. Всячески старались унижать священников, облагали их огромными налогами, которые невозможно было выплатить (Материалы по учету объектов налогообложения госналогами за 1926 год), лишали избирательного права и права голоса («Сведения о лицах, лишенных избирательного права в 1925 году»).

В 1932 году коммунисты храм деревянный и колокольню закрыли и разрушили, всё церковное имущество было сожжено или разворовано. С колокольни храма были безжалостно сброшены колокола.

Судьба священства храма - это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был Леонид Зефиров, который был осужден на 5 лет тюрьмы за свою веру. Всю его семью: жену Валентину, детей Зою, Руфину, Петра и мать Клавдию выслали на поселение. После закрытия храма кладбище при церкви, где были захоронены священники и дьяконы, служившие здесь с 1871 года, осквернено.

Время, когда, на глазах у верующих людей, безбожники жестоко расправлялись с колоколами, сбрасывая их с крыши, увозя на грузовых машинах и переплавляя в простой кусок меди, когда сжигали в больших кострах иконы и церковные предметы, оставило большой отпечаток в сердце каждого человека. Это время не прошло бесследно и в русской поэзии. Поэты и писатели, осознающие неправоту деятельности власти, не могли равнодушно относится к этому. Вот какие строки написала Светлана Девятова:

Я всё разрушил,
утерял, оставил...
А что взамен?
Лишь пустота одна.
И знаю я теперь -
Душа бедна,
коль не стремится лишь к Тебе
она…


2.Возрождение храма.

Даже 70 лет жизни нашего села без храма не могли сломить и полностью искоренить православную веру в жителях. В годы советской власти люди собирались для молитвы в домах верующих бабушек, молились, надеялись на то, что когда-нибудь их родной храм восстановят. На службы и крещения детей ездили в Бердяуш, где церковь не закрывалась.

В 1930-50 годы кирпичное недостроенное здание храма, достроили вторым деревянным этажом и использовали как райком партии, сельский клуб, библиотеку. До 1993 года здесь находился районный Дом культуры. Интересно, что всякий раз, когда менялись хозяева в поруганном храме, дело заканчивалось пожаром. Последний раз пожар произошел во время проведения дискотеки. Действительно, Бог поругаем не бывает!

Зоя Егоровна Усольцева 1930 года рождения, будущая староста восстановленного храма, также как и многие жители, ездила по соседним городам в храм. Очень хотелось ей, чтобы в нашем селе был свой храм. Как - то раз, вернувшись из очередной поездки в храм г. Бердяуш, она обратилась к Субботину Александру Григорьевичу: «До каких пор будем ездить по чужим церквям, давай, и мы свою церковь восстановим!» Но местные власти долго не хотели возвращать поруганное здание храма. Вначале выделили здание молебного дома, бывшего детского сада. Многие жители с воодушевлением начали обустраивать этот молитвенный дом, где стали проводится молебны.

Первым священником, направленным Уфимской епархией для восстановления прихода был отец Моисей (Турухин). Батюшка и жители села обратились к епископу Уфимскому и Стерлитамакскому Никону, чтобы он убедил руководство нашей республики вернуть здание храма приходу. Церковь вернули прихожанам.

Теперь начался новый период в истории моего храма – восстановление. Начали возводить кирпичные своды, купол, колокольню. В 1998 году был возведен главный купол, установлены колокола. Многие жители нашего села внесли свой вклад в благое дело восстановления храма, на каждой улице был человек, который собирал пожертвования на строительство. Не только своими средствами помогали люди, но и своими руками расчищали храм от мусора, таскали кирпичи и прочее. Кроме того неоценимую помощь оказали Леонид Иванович Власов – директор «Сельхозхимии», Сергей Петрович Смородин – директор «Межхозлесхоза», Николай Иванович Крюков – директор уфимского «Газсервиса». Новые колокола были отлиты на заводе г. Каменск – Уральска. Поднимать купол и колокола на храм и колокольню помог директор златоустовского «Востокметаллургмонтажа» Михаил Михайлович Массальских. О колокольном звоне очень точно написала свои строки Виктория Данчук:

Чтоб Истина в сердцах жила,

Чтоб совесть мира не угасла,

Звони, звонарь, в колокола

И в светлый день, и в час ненастья!

В 2002 году заложен парк при храме.

После перевода отца Моисея в с.Малояз, на приходе служит батюшка Олег Нестеров. К сожалению, иерей Олег Нестеров скоропостижно скончался.

С 2005 года настоятелем храма Михаила Архангела назначен иерей Николай Долженков.

При восстановлении моего храма начала зажигаться в сердцах людей искра веры в Бога. Жители села стали посещать службы в воскресные дни и на праздники, в храме появились дети.

С 2009 года при храме действует детская православная Воскресная школа, куда я хожу с моим братом и сестрами, здесь я узнаю много интересного об истории Церкви, святынях. Нашу школу посещают примерно 15-20 детей. Каждый год, вместе с преподавателями Воскресной школы Никитиной Валентиной Васильевной и Новоселовой Валентиной Викторовной, а также с нашими родителями и прихожанами, стараемся выезжать в паломнические поездки к святым местам. Мы уже несколько раз побывали на источнике в честь иконы Табынской Божией Матери в городе Красноусольске, ездили в город Екатеринбург в Храм на Крови, в город Верхотурье, в поселок Межевой. Так же на праздники Рождество и Пасху мы готовим концерты и проводим их в храме для всех желающих, ездим в детский приют села Ургала и в дом престарелых в село Емаши, чтобы поздравить детей и пожилых людей, ведь они в этом больше всего нуждаются. Считаю, что Воскресная школа дает детям много доброго и полезного, помогает осознать себя человеком, знающим культуру и религию своей страны.

Взрослые люди, желающие узнать о православии, могут приходить на беседы, которые батюшка проводит каждую неделю. В храме имеется обширная библиотека духовно-нравственной литературы, где жители села берут книги и познают православную веру.

3.Изучение мнения учащихся о знаниях истории и значении храма в современной жизни села.

Восстановление храмов по России - это первый этап в восстановлении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы узнать о том, знают ли дети историю своего храма, а так же выявить отношение к значению церкви для жителей, были проведены анкетные опросы учащихся СОШ №1 с.Новобелокатай.

Анкетирование было направлено на изучение общественного мнения по следующим направлениям:

  1. выявить знание истории храма в с.Новобелокатай;

  2. выявить желание учащихся больше узнать об истории нашей церкви;

  3. выявить, оказывает ли влияние на жителей храм в нашем селе.







Результаты исследования и их анализ.


В ходе исследования было опрошено 47 учеников четвертых классов.

При проведении опроса выяснилось, что около 99% опрошенных учеников не знают историю храма в с.Новобелокатай.


Диаграмма№1.


Вопрос 1: Знаете ли вы историю нашего храма? Ответов да-1, нет-46.






Так же выяснилось, что 81% опрошенных учащихся хотели бы подробнее узнать историю о храме Михаила Архангела. В результате был выявлен интерес, со стороны учеников, к теме моей исследовательской работы и была выявлена ее практическая значимость.




Диаграмма №2.

Вопрос 2: Хотели ли вы узнать больше о храме Михаила Архангела, если бы такая информация была в доступной форме? Ответов да-38, нет-9.






По результатам третьего вопроса мною установлено, что 85% учеников считают, что когда люди посещают храм, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными. Значит церковь воспитывает хороших и достойных людей.










Диаграмма №3.


Вопрос 3: Как вы считаете, когда люди ходят в церковь, они становятся более добрыми и воспитанными? Ответы да-40, нет-3, не знаю-4.






На вопрос о нравственном, духовном, воспитательном влиянии храма на жителей с.Новобелокатай 83% опрошенных уверенны в этом влиянии, 11% не знают и 6% думают, что нет. Большинство отметило большую роль храма для жителей нашего села. Таким образом, я могу отметить, что современное общество осознаёт значение и важность Церкви в истории нашего села, и значит, государства. Возможно, если большее количество людей будет посещать мой храм, то жители села станут более нравственными и духовными.






Диаграмма №4.


Вопрос 4: Оказывает ли храм какое либо действие (нравственное, духовное, воспитательное) на жителей нашего села? Ответы да-39, нет -3, не знаю- 5.


























Заключение

Я убедились на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве. А не строения, которые сегодня есть в сёлах и деревнях, пусть даже вымирающих, не уничтожают веру, а наоборот усиливают.

Из представленных данных можно сделать следующие выводы.

  1. Храм Михаила Архангела в с.Новобелокатай прошёл все исторические этапы, которые были в отношениях государственной власти и Русской Православной Церкви в истории России: строительство храмов, закрытие и разрушение храма при Советской власти и его восстановление. Таким образом, можно сделать вывод, что положение и развитие храма, в первую очередь, зависит от отношения государственной власти к Церкви.

Знакомясь с историческими фактами жизни основателей храма, священников и тех, кто большим трудом восстанавливал порушенный храм, учишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.

История моего храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села, твоих предков. Никогда уже не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

  1. На протяжении всего своего существования храм Михаила Архангела имел большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. При храме в разное время находились и библиотека и школа, а сейчас Воскресная школа.

История убедительно свидетельствует - храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, социальные функции. Храм являлся, и является, центром христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.

  1. Думаю, не возможно без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество, особенно молодое поколение страны: пьянство, наркомания, преступность. Все это подтверждает о необходимости введения в нашей школе уроков духовного воспитания, особенно изучения Православной культуры.

С увеличением количества верующих в селе Новобелокатай увеличивается и интерес жителей к истории православного храма и потребность в исследовательской работе, где объединены все раннее известные и вновь открытые факты из истории храма Михаила Архангела.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Белокатайская земля полна памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего села начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.

У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для меня это нечто иное - духовное наследие, православные ценности.

В заключение хочется высказать мысль: школа - это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть священной, способной учить людей. Не все страницы истории моего храма еще хорошо изучены. Хочется продолжить работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников.





Использованная литература:

  1. Белокатайский район: история и современность. – Уфа:. Издательство «Диалог», 2004, с. 396-398.

  2. Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник- путеводитель/(авт.- сост. Егоров П.В., Рудин Л.Г.).- М.: Уфим. Епархия РПЦ: Общество сохранения лит. Наследия, 2005, с.140-141.

  3. Уфимская епархия: географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк/(сост. преподаватель Уфимского духовного училища Иван Златоверховников). – Издание Уфимского Епархиального Братства Воскресения Христова:. Паровая типо-литография А.П. Зайкова, 1899, с.178.

Источники:

  1. Общественно-политическая газета Белокатайского района «Новая жизнь» №4 от 14 января 2004 года.

  2. [link] [pic]


    [pic]

    [pic]


    [pic]




    Для моей исследовательской работы я побеседовала с первой старостой храма Усольцевой Зоей Егоровной, она очень много вложила своего труда в дело восстановления моего храма.

    [pic]