«Церковные праздники»
(Дополнительный материал для проведения уроков по ОРКиСЭ)
1. Краткое описание двунадесятых праздников.
Двунадесятые праздники – это особые празднества, посвященные важнейшим событиям из мирской жизни Иисуса Христа и матери его Пресвятой Богородице. Этих великих торжеств — 12, и поэтому они именуются двунадесятыми.
Рождество Пресвятой Богородицы
21 сентября
Эта дата считается днём рождения матери Иисуса Христа — Девы Марии. О мирской жизни этой женщины, давшей спасение всему миру, известно немного. Но согласно легенде у родителей Девы Марии благочестивых Иоакима и Анны, несмотря на продолжительные молитвы, в течение многих лет не было детей. И однажды они во время молитвы дали обет, что свое дитя, предназначат для служения Богу. Одновременно им обоим приснился ангел, который возвестил их о скором появлении необыкновенного ребёнка, слава о котором прозвучит по всей земле великой. Как свидетельствуют последующие события, о которых знает каждый, это пророчество свершилось.
Этот праздник был наложен Церковью на древний аграрный цикл празднеств, посвященный Богине - Матери и рождению нового урожая.
Христианский праздник, воцерковляя народную традицию, сообщил ей иную высшую направленность, уводя от земли к небу, от урожая плодов земных к будущему Рождеству Вечной Жизни.
Воздвижение Креста Господня
27 сентября
Происхождение праздника связано с торжеством христианства и обретением подлинного Креста Господня при Константине Великом (IV в.):
Святой Константин, одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение - крест с надписью "Hoc vince"("Сим победишь").
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену. После долгих поисков она узнала, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и стали копать землю. Вскоре был обнаружен Гроб Господень и три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест и с благоговением целовали великую святыню. Многие из-за большого стечения народа не имели возможности подойти к Кресту и просили патриарха поднять Крест над толпой, чтобы издали поклониться ему. Тогда патриарх Макарий стал медленно поднимать (воздвигать) Святой Крест, а народ со словами "Господи, помилуй" благоговейно поклонялся Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.
Песнопения и священные тексты праздника Воздвижения говорят нам, что только Крестом можно спастись - то есть, через страдание прийти к радости, через смерть - к победе, через жертву - к единению с Богом. Таков путь Христа - таков и путь всех, идущих за Ним.
Богородичный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.
4 декабря
Деве Марии исполнилось всего три года и Ее праведные родители решили выполнить свой обет, данный Господу, когда взывали к нему с молитвами даровать им ребенка. Иоаким и Анна для посвящения Богу оставили свою единственную дочь Марию в Божием храме, в котором она, безгрешная и непорочная Голубка, усиленно готовилась к Богоматеринству.
В Греции этот Богородичный праздник приходится на середину сева и называется "Месоспоратисса" (Срединосевная), а в России в это время поля уже покрываются первым снегом. Но важность этого праздника огромна, так как он говорит о подготовке Великого Сева, о приведении Девы в храм - Той, Которая Сама предназначена стать "одушевленным Храмом" Бога.
[link] .
Первое условие нашего говения и христианского поста — незлобие души…
Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися(Мф. 6, 16)…
Третье условие христианского поста, по учению Евангелия,— это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастью, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению Святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство.
Церковь говорит нам: "Пост вам не будет в пользу, если вы ... будете настолько безвольны, что не вспомните своих грехов и не раскаетесь в них пред Господом. Ваш пост будет не во спасение, если вы в течение его не сделаете ни одного доброго подвига, ни одного достойного христианского дела".
Православная церковь делит посты на четыре категории: строжайший пост, сухоядение, ядение сварения и ядение рыбы.
Всего православные соблюдают ежегодно четыре длительных поста: Великий — перед Пасхой, Петров пост, Успенский пост и Рождественский, или Филиппов, пост; кроме того, три так называемых годичных однодневных поста и однодневные еженедельные (кроме шести недель в году) посты по средам и пятницам.
Посты Великий, Успенский и Рождественский всегда одинаковы по продолжительности. Петров же пост продолжается в разные годы от 8 до 42 дней.
Общее количество постных дней в году колеблется от 178 до 199 дней.