Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009г №373; с изменениями, утвержденными приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
письма МОиН РТ от 3 марта 2016 года №1815/16 «О направлении рекомендаций по составлению образовательной программы и рабочих программ учебных предметов»
авторской программы по изобразительному искусству Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой, созданная на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ //М.: «Просвещение», 2011 год
Основной образовательной программы НОО и ООО МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ;
Учебного плана МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ на 2016-2017 учебный год;
Положения о рабочей программе МБОУ «Шингальчинская ООШ» НМР РТ.
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание курса
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч)
Природные формы. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Художественные образы цветов в натюрмортах художников.Изображение натюрморта. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы. Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению.
Расширение знаний и представлений: о цвете, его возможностях в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Нюансные и контрастные цветовые сочетания, теплые и холодные цвета (в тени и на свету) в передаче освещенности предметов, пространства; о графических средствах выразительности.
Искусство жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Этапы росписи (замалевок, тенёжка, бликовка, чертёжка). Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание эскиза цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью.
Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев).
Искусство лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье. Создание эскиза орнамента для лоскутного одеяла с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.
Искусство гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма.
Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы). Русская деревянная и каменная архитектура. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера, могущество крепостей-монастырей. Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры.
Изображение птиц. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения.
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (10 ч)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов искусства народов России и других стран мира.
Народный костюм:народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Норвегии). Общее и различное в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой.
Составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Передача в композиции праздничных костюмов, ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними, новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Создание эскизов композиций с последующим выполнением в материале на уроках труда.
Русский народный костюм. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия костюма разных регионов России. Особенности театрального исторического костюма княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему.
Изображение человека, животных.Создание портретного женского образа с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы; карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы.
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч)
Изображение человека.Создание портретного женского образа с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма.
Составление сюжетно-тематических и декоративных композиций.
Богородская резная игрушка. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда.
Выполнение композиций на темы сказок.
Линия в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты.
Способы получения силуэтных изображений. Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы; передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя); о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции).
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (8 ч)
Средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие.
Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа. Отражение своеобразия природы своего края.
Расширение знаний и представлений о символике павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента:, кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнаменты; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
Искусство Павловских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Особенности мотивов, цветовой гаммы. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветья родной земли. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка.
Наименование разделов и тем Всего
часов
Практические
работы
-
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»
11
11
-
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»
10
10
-
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
5
5
-
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»
8
8
Итого
34
34
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов
Виды или характеристика
деятельности
учащихся
Дата
План
Факт
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
11ч
-
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.
Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь).
Җир бер генә, ә андагы чәчәкләр төрле-төрле.
1
Наблюдать осенние цветы в природе. Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов. Рисовать композицию натюрморта «Чужие цветы краснее, а свои милее» с натуры или по памяти.
-
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.
Повтор узоров Жостова (гуашь).
Жостово подносында Россиянең барлык чәчәкләре.
1
Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы. Объяснять смысл понятий художественные лаки, замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, уборка. Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чём сходство и различия (цветовая палитра, композиция, фон, приёмы письма).Рассматривать этапы послойного жостовского письма. Намечать силуэт цветка розы, выполнять поэтапноприёмы послойного жостовского письма.
-
О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.
Роспись подноса (гуашь).
Рус бизәкле подносы ни турында сөйли.
1
Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы. Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, находить в них сходство и различия цветовой палитры, фона, композиции, приёмов письма. Называть традиционные композиции жостовских подносов («ветка с угла», «букет» и «венок»). Рисовать жостовский поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью. Выполнять поэтапно традиционный жостовский приём росписи (замалёвок, тенёжку, прокладку, бликовку, чертёжку).
-
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём.
Рисование с натуры натюрморта.
Һәрбер рәссам үз җиренең уңышын мактый.
1
Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров осенних плодов в натуре, находить соответствие им в изображённых натюрмортах художников. Объяснять смысл понятий светлота цвета, светотень, тень, блик. Участвовать в обсуждении композиции, особенностей расположения овощей и фруктов в натюрмортах, различии предметов по светлоте и определять, какова в них роль солнечного света, какие выразительные средства используют художники для передачи восхищения красотой, разнообразием природных форм. Исследовать возможности живописи, составлять нужные цвета для освещённой и теневой поверхности плодов, рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай», выявлять цветом красоту спелых плодов.
-
Эскиз украшения воздушного змея
Оч, оч, кәгазь очырткыч.
1
Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китаяи Японии). Рассказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздушных змеев в России и странах Востока. Придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея.
-
Лоскутная мозаика.
Эскиз лоскутного коврика.
Дөнья гаҗәп – кешеләр зирәк, эшләре таң калырлык (келәм)
1
Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Участвовать в обсуждении разнообразия изделий из лоскута, характерных особенностей лоскутной техники, специфики орнаментальных композиций, их цветовой гаммы (монохромная гамма со ступенчатым растяжением цвета от тёмного к светлому, от светлого к тёмному, контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков).Придумать и рисовать коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики.
-
Пейзаж: пространство и цвет.
Туган илнең гүзәл киңлекләре.
1
Рассматривать произведения пейзажной живописи, в которых нашло отражение многообразие российской природы, видеть её красоту и своеобразие. Находить признаки осенней природы родных мест в произведениях художников. Сравнивать произведения разных пейзажистов и различать в них общее и различное в показе пространства. Анализировать, как изменяется размер и цвет предметов по мере их удаления от наблюдателя. Объяснять смысл понятий уровень зрения, линейная перспектива, воздушная перспектива. Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приёмов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать тёплые тона для первого плана, а холодные — для дальнего.
-
Украшение тарелочки росписью гжельской майолики.
Туган яклар Гжель майоликасы бизәкләрендә.
1
Рассматривать произведения народной русской майолики. Сравнивать произведения гжельского фарфора и майолики между собой, находить сходство в колористической гамме, в приёмах исполнения росписи; называть признаки, по которым майоликовые изделия отличают от белоснежного гжельского фарфора с синей росписью. Сопоставлять мотивы майоликовой росписи с реальными явлениями в природе и находить в них общее и различное. Объяснять смысл понятия майолика. Повторять за мастером кистью изображения различных растений. Выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики.
-
Повтор узоров резьбы по дереву.
Агач өй – авыл күрке, кала бизәге.
1
Рассматривать представленные в учебнике произведения народного деревянного зодчества, в которых нашли отражение народные представления о вселенной. Объяснять смысл понятий фасад, фронтон, причелина, полотенце, наличник, горница, подклеть, сени, подпол. Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями брёвна, скат крыши и охлупень (конёк).
-
Изображение терема для сказочных героев.
Әллә терем, әллә патша сарае.
1
Рассматривать произведения народного деревянного зодчества, произведения декоративно-прикладного искусства, в которых нашли отражение художественные образы теремной архитектуры. Называть их конструктивные объёмы. Объяснять смысл понятия пропорция. Рисовать по-своему сказочный терем и включить его в коллективную композицию «Русская старинная улица твоего города».
-
Наброски птиц.
Һәрбер кош үз каурые белән матур.
1
Наблюдать птиц в зимней природе. Сравнивать образы птиц, созданные художником и поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении к ним. Объяснять смысл понятия техника живописи «по-сырому» (алла-прима).Участвовать в обсуждении характерных особенностей строения, пропорций, окраски оперения птиц (синиц и снегирей). Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю, в технике акварели «по-сырому» (по памяти или наблюдению).
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»
10 ч
-
Натюрморт из предметов крестьянского быта.
Һәрбер йортта гаҗәеп әйберләр бихисап.
1
Рассматривать живописные натюрморты из предметов быта, связанных с обычаем чаепития. Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное в изображении предметов натюрморта, в передаче формы, цвета, света объёмных предметов. Объяснять смысл понятия рефлексы. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта, передавать в нём светотеневые и цветовые соотношения.
-
Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета.
Рус кышы.
1
Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях (солнечная или пасмурная погода).Рассматривать произведения на темы зимней природы художников-графиков. Находить в них наблюдаемые в натуре характерные признаки зимы.
Выполнять тонкой лёгкой линией набросок, белой тонкой линией на затонированной бумаге контуры деревьев и кустов. Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж «Заснеженные деревья» в графике.
-
Орнамент народов мира.
Кыш җәй түгел – тунга төренгән.
1
Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства — одежду коренных народов Севера. Называть элементы геометрического орнамента из меха. Читать северные узоры в украшении шубы и деталей одежды (сумка, шапка, нагрудные украшения), связывать орнаментальные знаки-символы с явлениями родной природы. Выбирать знаки-символы русского народного орнамента (мотивы природы) для своего эскиза сувенира из бисера. Создавать свой эскиз сувенира из бисера с включением в его орнамент знаков-символов русского народного орнамента.
-
Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.
Кышка суык кирәк, безгә --бәйрәмнәр.
1
Воспринимать произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства на тему новогоднего праздника. Объяснять значение слов дизайн, дизайнер, модельер. Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Выбирать, в каком облике предстанут участники карнавала в творческой композиции. Уточнять костюм участников карнавала на основе иллюстраций учебника и справочных источников. Выполнять контурный набросок фигур участников карнавала.
-
Эскиз карнавальной маски.
Матурлык тудыру фантазия Һәм тырышлык таләп итә.
1
Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Объяснять смысл понятия ряженье. Сравнивать карнавальные маски. Выявлять общее и различное в их композиции (конструкции), особенности и принципы передачи характерных признаков природы, зверя, человека в декоративной композиции.
Исследовать разные техники (декоративно-живописная, аппликация, коллаж и др.) и художественные материалы (акварель, гуашь, чёрная или цветная тушь, лоскутки ткани, цветная бумага). Выбирать наиболее подходящую технику и изобразительные материалы для создания задуманного образа. Выбирать вид маски и образ ряженого и представлять его характерные отличия в композиции (конструкции) масок. Использовать характерные признаки зимы в её декоративном решении. Рисовать эскиз маски для ряженого.
-
Татарский народный костюм: узоры – обереги.
Төрле төбәктә – төрле кием.
1
Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства - народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных), представленные в учебнике. Узнавать орнаменты на основе сетки и квадрата, поставленного на угол. Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нём места, где размещены узоры и украшать их орнаментом. Использовать ось симметрии при изображении силуэта женской фигуры.
-
Эскиз театрального костюма.
Костюмның театрдагы тормышы.
1
Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национально-
го костюма. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения.
-
Россия державная. Эскиз театрального костюма.
Куәтле Россия.
1
Рассматривать произведения народных мастеров, художников-живописцев, фотографии, на которых запечатлены образы замечательных памятников русской архитектуры — крепостных сооружений старинных русских городов Ростова Великого, Великого Новгорода, Пскова и Переславля-Залесского и Белозерского монастыря. Объяснять значения понятий кремль, архитектура, зодчество. Различать зависимость расположения крепостных сооружений в рисунке от местности, на которой они возводились, от уровня линии горизонта и точки зрения художника, изображающего крепость. Работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению.
-
Старинный русский город-крепость.
Могъҗизалы шәһәр.
1
Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарного города Китежа. Объяснять смысл понятия театрально-декорационное искусство. Завершать работу над композицией рисунка старинного города-крепости, начатую на уроке 19.
-
Защитники земли Русской.
Туган җир сакчылары.
1
Рассматривать произведения народного мастера, художника-живописца, художников-плакатистов, создавших героические образы защитников Родины в разные времена. Раскрывать смысл патриотического девиза А. Невского «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет!». Выбирать живописные или графические материалы согласно замыслу. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет!».
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»
5 ч
-
Женский портрет: выражение пропорции лица.
Кадерле, яраткан, якын кешеләр.
1
Рассматривать женские портреты в живописи. Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины. Участвовать в обсуждении характерных черт русских женщин (возраст, настроение — радость, задумчивость, грусть, вдохновение, удивление, костюм, причёска, выражение лица), запечатлённых художниками-портретистами. Различать соотношения частей лица человека в разных позициях. Объяснять роль пропорциональных соотношений в изображении людей разных возрастов, с разными особенностями внешности, выражениями лица, настроениями. Рисовать женский портрет самого дорого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т. д.), передавать его красоту, неповторимость.
-
Широкая масленица.
Обрывная аппликация.
Киң масленица.
1
Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Федоскино), декоративную композицию из текстиля, передающих праздничную атмосферу народного гулянья на Масленицу. Создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа.
-
Зарисовки народных деревянных игрушек.
Халык уенчыгының матурлыгы һәм зирәклеге.
1
Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью соответствующего промысла или воссоздать неровную поверхность в виде следов от резца.
25-26.
Иллюстрация сказки (бумажная аппликация).
Әкият геройлары.
Әкият геройлары һәм рәссам фантазиясе.
2
Рассматривать произведения русских художников, создавших в живописи, майолике, книжной иллюстрации образы сказочных персонажей, героев преданий. Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром, цветом, проявлять основные части, а потом детали.
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»
8 ч
27.
Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.
Россиянең су киңлекләре.
1
Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Сравнивать пейзажи И. Айвазовского с пейзажами других маринистов. Находить в них общее и различное в передаче морской стихии. Объяснять значение понятий марина, художник-маринист.
Создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению на одну из тем (по выбору): «Подготовка к плаванию», «Ремонт корабля (лодки, парусника)», «Закат на море (реке, озере)».
28.
Цветы России на павлопосадских платках и шалях.
Павлово-Посад яулыкларында һәм шәлләрендә – Россия чәчәкләре.
1
Рассматривать произведения художников, рисунков для набойки. Объяснять значение понятий набойка, манера, набойщик. Участвовать в обсуждении разнообразия русских платков и шалей (шёлковые, шерстяные, ситцевые, кашемировые и т. д.), цветочных узоров на шалях, мотивов, цветовых приёмов и оттенков в передаче объёма и формы цветов в их узорах. Рисовать цветок розы по мотивам узора павловопосадских шалей (вариация).
29.
Русская набойка: композиция и ритм.
Манерасы нинди –бизәге шундый.
1
Рассматривать произведения художников, рисунки для набойки. Сравнивать цветочный узор на павлово посадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия. Объяснять значение понятия рапорт. Сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали.
30.
В весеннем небе – салют Победы!
Язгы күктә – Җиңү салюты!
1
Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроения тревоги и торжества, связанные с разными событиями Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы».
31.
Герб родного города (гуашь, фломастер).
Шәһәребез гербы.
1
Рассматривать гербы старинных русских городов. Объяснять значение понятий геральдика, герб. Участвовать в обсуждении значения гербов российских городов в сохранении связей народа с его историческим прошлым, патриотическими традициями бескорыстного служения и верности Родине, средств декоративной композиции и правил геральдики. Составить эскиз герба своего города, места летнего отдыха, герба своей семьи или собственный герб согласно условиям творческого задания.
32.
Натюрморт с букетом сирени.
Сиреньле натюрморт.
1
Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кисти сирени. Рассматривать произведения живописцев, запечатлевших цветущую сирень, фрагменты стихотворения о ней. Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия, пояснять ассоциации, возникающие в пору цветения сирени. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению.
33.
Наши достижения.
«Счастливы те, кто любит цветы».
«Чәчәкләр яраткан кеше бәхетле була».
Проверочная работа.
1
Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им оценку. Участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы». Выполнять творческое задание по группам.
34.
Орнамент народов мира: традиции мастерства.
Халкыбызныӊ орнаменты.
Тест.
1
Воспринимать произведения традиционного искусства народов разных стран (Индонезии, Китая, России). Сравнивать декоративные образы-символы с реальными, называть, в чём их сходство и различия. Рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь, олень, птица-пава, лев и др.), составить орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной росписи. Выполнить тестовые задания.
Итого
34