Урок-игра - путешествие по станциям
«В гостях у разных наук»
Цель: формирование интереса к учебной деятельности посредством игрового и занимательного материала. Дать возможность проявить свои таланты.
Задачи:
Обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий, способствовать самостоятельному приобретению новых знаний.
Развивающая: совершенствовать мыслительные процессы, развивать эмоциональную сферу, внимание, логическое мышление, познавательный интерес, развивать монологическую речь и речь вопросно-ответной формы, коммуникативную культуру.
Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно, в парах, индивидуально.
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к учебному предмету.
Тип урока: обобщение знаний, путешествие-квест.
Технологии: игровая, метод квест-проектов.
Формирование навыков информационной деятельности – задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Таких современных педагогических технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – метод проектов, получивший в последнее время широкое применение в школьном обучении.
Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, проекты. К таким проектам относятся образовательные квесты. Под квестом (от англ. quest - путешествие) понимают игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно пройти "квест"), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста. Использование проектного метода делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности.
С использованием игровых технологий учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний.
Включение в образовательный процесс квест-проектов позволит:
- развивать навыки информационной деятельности человека;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал школьников;
- формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и т.д. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Выполняя квест-проект, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора.
Форма работы: групповая
Место проведения: учебные кабинеты начальной школы, рекреация и коридор этажа.
Время в пути: 40-50 минут. Примерно по 10 минут на каждую станцию.
Оформление: воздушные шарики, паровозик, станции, название мероприятия, станций.
Оборудование: компьютер, музыка, таблички с названиями станций, путевые листы, рисунки сказочных героев, конверты с заданиями, материалы для опытов, оборудование для интеллектуальной игры «Брейн ринг», грамоты, пластилин, картинки для лепки, монеты-баллы.
Ход урока-путешествия (квеста).
1. Орг.момент.
Состоится торжественная линейка, на которой будет сообщено, что это мероприятие проводится в рамках декады начальной школы среди учащихся 1 классов. Класс будет разбит на 4 команды, команды получат маршрутные листы ( [link] )
Каждая команда усаживается за столы. На столах лежат листы, перевёрнутые изображением вниз и фломастеры (карандаши).
Нужно среди множества линий найти изображение, раскрасить его и угадать кто это. Затем рисунки всех групп объединяются, отгадывается сказка и её автор.
Всего команда может заработать 3 колобка: 1 за героя, 1 - за название сказки и 1 – за ответ “Кто её написал?”.
- Проходите, ребята, не стесняйтесь. Садитесь за тот стол, который вам больше всего нравится.
-То, что вы любите и знаете сказки, я уже поняла, потому что вы все на нашей игре.
-А кто из вас любит рисовать?
-А кто любит разукрашивать?
-Я предлагаю вам задание. Переверните лист к себе, что вы там видите?
-Вот среди этих линий вы должны найти очертания сказочного героя и раскрасить его. Раскрашивает одновременно вся группа.
-Кто готов? Вывешиваем наши произведения на доску.
Назовите всех героев.
-Как называется эта сказка?
-Кто придумал эту сказку?
3. Итог
Попутешествовав по станциям, ребята, вместе с маршрутными листами возвращаются на линейку, где подсчитываются заработанные медальки и подводится итог квест-путешествия.