ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 КЛАСС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2008.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2005;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)

Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке.


Изучение музыки в 3 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.


В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого полугодия:

2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»;

4 четверть – 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти».

Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентиро­ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.


Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс (34ч.)

«Россия - Родина моя» - 5 ч.


Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокаль­ной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная пес­ня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.


«День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до ве­чера. Образы природы, портрет в вокальной и инструменталь­ной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, во­кальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг­ский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений про­граммного характера. Выразительное, интонационно осмы­сленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Вы­полнение творческих заданий из рабочей тетради.


«О России петь – что стремиться в храм» - 11ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Де­вы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Свя­тые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Пес­нопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном бого­служении, песни и хоры современных композиторов, воспе­вающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.


Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особен­ности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), пев­цов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в му­зыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звуча­нии симфонического оркестра. Звучащие картины.Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное ис­полнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.



«В музыкальном театре» - 7ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и система­тизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравни­тельный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайков­ский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбни­ков). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагмен­тов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.


«В концертном зале» - 5ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство компози­торов и исполнителей в воплощении диалога солиста и сим­фонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможнос­ти (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух­частная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и обра­зы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 2ч.

Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в созда­нии и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и раз­личие музыкальной речи разных композиторов. Образы при­роды в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, рит­ма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музы­кального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.



Учебно-тематический план

Россия — Родина моя (5 ч)

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чай­ковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Раздел 2. День, полный событий (4 ч)

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с вы­ставки». М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Раздел 3. О России петь — что стремиться в храм (11 ч)

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

Прелюдия 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темпериро­ванного клавира». И.-С. Бах.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.

Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская стари­на).

Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Сад­ко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из про­лога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки, русские и украинские народные песни.


Раздел 5. В музыкальном театре (7 ч)

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Рим­ский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбни­ков, сценарий Ю. Энтина.

Раздел 6. В концертном зале (5 ч)

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Каприс 24 для скрипки соло. Н. Паганини.

Пер Гюнт. Сюита 1 (фрагменты); Сюита 2 (фраг­менты). Э. Григ.

Симфония 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Соната 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

Волшебный смычок, норвежская народная песня.

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.


Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (2 ч)

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.

Шествие солнцаС. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Си­нявского.

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.

Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Музыканты, немецкая народная песня.

Камертон, норвежская народная песня.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гер­швин.



Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса

обучающиеся должны уметь:

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;


продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;


продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;


высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;


продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;


эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;


показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;


выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);


охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;


определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;


исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



Требования к уровню подготовки учащихся .

обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопостав­ление особенностей их языка, творческого почерка рус­ских и зарубежных композиторов;


накопление впечатлений от знакомства с различными жан­рами музыкального искусства (простыми и сложными);


выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущи­ми годами обучения) миром музыкальных образов;


совершенствование представлений о триединстве му­зыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);


развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пе­ния, выразительное исполнение песен, вокальных импро­визаций, накопление песенного репертуара, формирова­ние умений его концертного исполнения;


совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в вырази­тельных движениях (пластические этюды); развитие на­выков «свободного дирижирования»;


освоение музыкального языка и средств музыкальной вы­разительности в разных видах и форматах детского музи­цирования;


развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

развитие умения оценочного восприятия различных явле­ний музыкального искусства.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ.

3 класс

Личностные универсальные учебные действия

( у обучающегося будут сформированы):

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;

- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);

- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;

- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.


( обучающийся получит возможность для формирования):

- нравственно-эстетических переживаний музыки;

- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;

- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;

- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.



Регулятивные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.


(обучающийся получит возможность научиться):

- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.



Познавательные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- расширять свои представления о музыке;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- сравнивать разные части музыкального текста;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.


(обучающийся получит возможность научиться):

- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);

- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

- соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.


Коммуникативные универсальные учебные действия

(обучающийся научится):

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.


(обучающийся получит возможность научиться):

- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.



Предметные результаты

(обучающийся научится):

- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;

- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;

- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;

- различать жанры народной музыки и основные её особенности;

- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;

- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.


(обучающийся получит возможность научиться):

- определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);

- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);

- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;

- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.


Основные закономерности музыкального искусства

(обучающийся научится):

- слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;

- находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;

- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;

- различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;

- выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании;

- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;

- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;

- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;

- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;

- участвовать в музыкальных драматизациях.


(обучающийся получит возможность научиться):

- пользоваться записью, принятой в относительной сольмизации;

- исполнять попевки, ориентируясь на нотную запись;

- определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке;

- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого), дисканта, сопрано, тенора и баса;

- проявлять инициативу в музыкально-исполнительской деятельности;

- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;

- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.


(обучающийся получит возможность овладеть):

- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;

- представлениями о творчестве русских композиторов;

- представлениями о музыкальных жанрах: рондо, вариации и др.;

- музыкальными понятиями: реприза, скрипичный ключ, нотный стан, тоника, трезвучие, тон, полутон, пауза, затакт и др.














Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

.

















Календарно-тематическое планирование

(3 класс)


Название раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Универсальные учебные действия

Вид контроля

Дата

планируемая

фактическая

1

Россия - Родина моя.

Мелодия - душа музыки.


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован­щина». М. Мусоргский.

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.


Личностные УУД: Проявлять эмоциональ ную отзывчивость


Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.


Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.


Познавательные УУД: Знать, что мелодия – это основа музыки


Устный опрос

07.09


2

Россия - Родина моя.

Природа и музыка.


1

Комбинированный урок.

Традиционный.

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Личностные УУД: Различать настроения, чувства, выраженные в музыке

Регулятивные УУД: выразить свое впечатление в пении

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке.

Устный опрос

14.09


3

Россия - Родина моя.

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.


1

Комбинированный урок.

Традиционный.


Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.


Личностные УУД: Личностное отношение при слушании муз. произведений

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу,

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные УУД: Узнавать изученные музыкальные сочинения.


Устный опрос

21.09


4

Россия - Родина моя.

Кантата «Александр Невский».


1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-презентация.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.


Личностные УУД: эмоционально откликаться на содержание музыкального произведения

Коммуникативные УУД: Передавать настроение музыки в пении

Познавательные УУД: смысл понятий: кантата, трехчастность

Регулятивные УУД: Наблюдать за процессом музыкального развития


Устный опрос

28.09


5

Россия - Родина моя.

Опера «Иван Сусанин».


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок –беседа.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.


Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства


Коммуникативные УУД: выразить свое впечатление в пении


Познавательные УУД: Знать понятие опера, содержание оперы.


Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу


Устный опрос

05.10


6

День, полный событий.

Образы природы в музыке


1

Урок закрепления нового материала.

Урок-беседа.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.


Личностные УУД: передавать настроение музыки и его изменение


Коммуникативные УУД: Передавать настроение музыки в пении


Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу


Устный опрос

12.10


7

День, полный событий.

Портрет в музыке.


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.


Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.


Личностные УДД: Личностное отношение при слушании муз. произведений


Познавательные УУД: Знать понятия: выразительность и изобразительность в музыке

Коммуникативные УУД: Хоровое пение

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу


Устный опрос

19.10


8-9

День, полный событий.

Детские образы


2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Традиционный.


Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музы­ка М. Мусоргского.

Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть.

Коммуникативные УУД: участие в драматизации сказки по сценарию учителя

Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений

Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного образа

Устный опрос

26.10

09.11


10

«О России петь – что стремиться в храм»

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.


1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.


Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Пле­щеева.

Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темпе­рированного клавира». И.-С. Бах.

Богородице Дево, радуйся, 6. Из «Всенощного бде­ния». С. Рахманинов.


Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения)

Устный опрос

16.11


11-12

«О России петь – что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства.


2

Комбинированный уроки.

Традиционный.


Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.


Личностные УУД: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы.

Регулятивные УУД: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Познавательные: Музыка православной церкви как часть художественной культуры России

Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Устный опрос

23.11

30.11


13

«О России петь – что стремиться в храм»

Образ праздника в искусстве:

Вербное Воскресение.


1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.



Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвез­да». Э.-Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.


Личностные УУД: Интонационно-образный анализ

Познавательные УУД: Знать изученные музыкальные сочинения

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной творческой деятельности


Регулятивные УУД: воплощение различных музыкальных образов


Устный опрос

07.12


14

«О России петь – что стремиться в храм»

Святые земли Русской.


1

Комбинированный урок

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге;

Балла­да о князе Владимире. Слова А. Толстого

Личностные УУД: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания

Коммуникативные УУД: воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны.

Регулятивные УУД: выполнять задания

Познавательные: Знать имена, жизнь и дела русских святых.



Устный опрос

14.12


15

«О России петь – что стремиться в храм»

1

Комбинированный урок

Повторение и обобщение полученных знаний



21.12


16

Музыка на новогоднем празднике

1

Урок-концерт

Исполнение песен зимней тематики



28.12


17

«О России петь – что стремиться в храм»

«Настрою гусли на старинный лад…»


1

Комбинированный урок

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины.

Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская ста­рина).

Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.


Личностные УУД: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания

Коммуникативные УУД: воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны.

Регулятивные УУД: выполнять задания

Устный опрос

11.01


18

«О России петь – что стремиться в храм»

Певцы русской старины.


1

Комбинированный урок

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.


Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.

Регулятивные УУД: контроль и коррекция своих действий и одноклассников в процессе исполнения игр и хороводов.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Устный опрос

18.01


19

«О России петь – что стремиться в храм»

Сказочные образы в музыке

1

Комбинированный урок

Сообщение и усвоение новых знаний

Познавательные УУД: углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.

Регулятивные УУД: осуществление контроля и коррекции в коллективном, ансамблевом и индивидуальном творчестве.


Устный опрос

25.01


20

«О России петь – что стремиться в храм»

Народные традиции и обряд: масленица.


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Урок-викторина.


Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.


Личностные УУД: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы.

Регулятивные УУД: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Контрольный опрос

01.02


21-22

«В музыкальном театре»

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила».

Уроки изучения и закрепления новых знаний.

Урок- беседа.

2

Комбинированный урок

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.


Личностные УУД: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы.

Регулятивные УУД: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Познавательные УУД: Знать/понимать: опера, увертюра, рондо


Устный опрос

08.02-

15.02


23

«В музыкальном театре»

Опера Г.Глюка «Орфей и Эвридика».


1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.


Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Познавательные УУД: Знать/понимать: жанры в музыке, опера


Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов

Устный опрос

22.02


24

«В музыкальном театре»

Опера Н.Ф. Римского-Корсакова «Снегурочка».


1

Комбинированный урок

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.


Познавательные УУД: Знать понятия: ария, сопрано, тенор, тембр,передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни.

Устный опрос

01.03


25

«В музыкальном театре»

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко»


1

Комбинированный урок

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Океан море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.


Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы

Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы


Устный опрос

08.03


26

«В музыкальном театре»

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Познавательные УУД: Знать/понимать: балет, интонация.

выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы

Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

Устный опрос

15.03


27

«В музыкальном театре»

В современных ритмах (мюзикл).


1

Урок закрепления знаний.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыб­ников, сценарий Ю. Энтина.


Познавательные УУД: Знать: понятие мюзикл, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии


Устный опрос

05.04


28

«В концертном зале»

Музыкальное состязание (концерт).


1

Комбинированный урок

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

«Веснянка»-укр. народная песня.


Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.

Устный опрос

12.04


29

«В концертном зале»

Музыкальные инструменты (флейта и скрипка).


1

Комбинированный урок

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Волшебный смычок, норвежская народная песня;

Скрип­ка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

«Волшебный смычок» - норвежская народная песня

Мелодия. П. Чайковский.

Каприс № 24. Н. Паганини.


Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах.

Личностные УУД: Формирование положительного отношения

к учению


Устный опрос

19.04


30

«В концертном зале»

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт»

1

Комбинированный урок

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Пер Гюнт; Сюита 1 (фрагменты);

Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.

Знакомство с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт»

Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность, танцевальность, маршевость.


Познавательные УУД: Знать понятие: сюита, песенность, танцевальность, маршевость,

узнавать тембры инструментов симф.оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов

Личностные УУД: Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки


Устный опрос

26.04


31

«В концертном зале»

Симфония «Героическая»Л.ван Бетховен


1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского

Предметные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Регулятивные УУД: выполнять творческие задания в тетради.

Познавательные УУД: Знать понятия: симфония, дирижер, тема, партия

Личностные УУД: Формирование положительного отношения

к учению


Устный опрос

03.05


32

«В концертном зале»

Мир Л. Бетховен


1

Комбинированный урок

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бет­ховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.


Предметные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Личностные УУД: Уметь проводить интонационно-образный анализ


Регулятивные УУД: выполнять творческие задания в тетради.

Познавательные УУД: Знать понятия: выразительность и изобразитель ность музыки

Устный опрос

10.05


33

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Джаз – музыка 20 века


1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Мелодия. П. Чайковский.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.


Личностные УУД: Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления

Познавательные УУД: Знать понятия: импровизация, ритм;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях.

Устный опрос

17.05


34

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов

1

Комбинированный урок

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Си­нявского;

Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Устный опрос

24.05



2