О Т К Р Ы Т Ы Й М А С Т Е Р – К Л А С С Т. Е. Терещенко
в ТВОРЧЕРСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ОМЦ ЮАО города Москвы.
Тема: «Конь в городецкой росписи – символ богатства»
АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОРОНОГО ГОРОДЕЦКОГО ЧУДО - КОНЯ.
Информационная справка о мастер - классе Т.Е.Терещенко
Место проведения: ЮАО г. Москвы ГБОУ Лицей № 504 здание «Варшавское» , Варшавское шоссе дом № 67. Музей декоративно-прикладного творчества лицея.
Время проведения: 24 апреля 2013 года 15–00 часов.
Сведения об авторе: Терещенко Татьяна Евгеньевна.
Педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства и технологии в 1-7 классах ГБОУ Лицея № 504 ,руководитель творческих мастерских по возрождению народных ремесел «Народные мотивы».
Окончила в 1986 году МОПИ им Н.К.Крупской индустриально - педагогический факультет по специальности учитель общетехнических дисциплин и труда.
Педагогический стаж работы 21 год.
[pic]
Педагогическое кредо : Народная культура является одним из наиболее важных средств в нравственно - эстетическом воспитании детей. Именно связь времен формирует у ребенка определенные жизненные идеалы ,способствует активному личностному осмыслению действительности .Возрождение народных ремесел .Обучение и воспитание детей через ремесло позволяет сформировать основы личностной культуры, соизмеримые с общечеловеческими духовными ценностями.
С 1987 года по 1994год преподавала изобразительное искусство ,художественный труд ,черчение и народную культуру в Общеобразовательной школе г .Тейково Ивановской области.
С 1994 по 1996 год работала педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества города Тейково руководила мастерскими по возрождению народных ремесел «Народные мотивы».
С 1996 по 1999 год преподавала курс « Народные мотивы» в Городском Доме творчества города Ключи Камчатской области на п\о Камчатка . На базе Гарнизонного Дома офицеров в\ч г .Ключи, организовала Мастерские по возрождению народных ремесел «Народные мотивы» и начала преподавать по своей Образовательной программе дополнительного образования детей «Народные мотивы».
С самого начала своей педагогической деятельности Татьяна Евгеньевна Терещенко серьезно и активно занимается пропагандой и возрождением русской народной культуры, народных ремесел, обычаев, обрядов и образа жизни. Обучает, воспитывает детей и их родителей опираясь на ведущие идеи Народной педагогики и традиционной народной Культуры.
С 2000 года Татьяна Евгеньевна работала в Государственных Образовательных Учреждениях города Чехова Московской области и в ГОУ ДЮЦД «Дегунино» САО города Москвы .
-Детский коллектив и его энергичный руководитель неоднократно получали призовые места на Международных Форумах: «Одаренные дети»,Рождественские образовательные чтения ;
-Областных и Городских конкурсов , выставках ,фестивалях : «Юные таланты Московии», Москва -России красное крыльцо ,Праздник Пасхи глазами детей, «Страна увлечений»,Московский педагогический марафон учебных предметов ;
-Окружных : «Северные звездочки», «Северное созвездие», «Венок талантов», «Мастер и подмастерье»;
- учувствовали в Школьном Общественном движении «Солнечный круг».
-Т.Е.Терещенко вот уже 15 лет работает по своей Образовательной программе дополнительного образования детей по курсу Декоративно - прикладное творчество «Народные мотивы» и на собственном творческом педагогическом опыте доказывает, что актуальность изучения и освоения детьми Народного искусства, сохранение традиций преемственности поколений влияет на формирование всесторонне развитой личности и гражданской позиции человека. Разработала методику объяснения и преподнесения учащимся
[pic]
АННОТАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА
Участникам мастер - класса предлагается ознакомиться с методикой разработанной Т.Е.Терещенко в мастерских по возрождению народных ремесел «Народные мотивы» , суть которой состоит в обучении детей нетрадиционным , доходчивым , упрощенным приемам изображения сложной фигуры Городецкого вороного коня в различных позах. При объяснении способа построения фигуры коня используется шаблон – измеритель, карандаш ,деревянная матрешка, 30 см цветной пряжи. Учащиеся наглядно знакомятся со значением понятий : «пропорция», «схема», «контур», «символ», «композиция», «точка касания». Расширяя свой кругозор и глазомер ,ученики узнают что такое холка, подбородок,торс,грива,подкова,шпора ,упряжка коня, и как правильно изображать согнутые в коленях передние и задние ноги коня.
Представленная технология используется на занятиях по образовательной программе Т.Е.Терещенко «Народные мотивы» во время первого года обучения детей в III четверти и подтверждена доступностью и хорошими результатами усвоения и применения в дальнейшем изобразительном творчестве учащимися.
Данный мастер- класс адресован педагогам декоративно - прикладного и изобразительного искусства,методистам системы дополнительного образования детей,учителям технологии и черчения общеобразовательных школ ,родителям для домашнего освоения секретов Городецкого ремесла с детьми .
Контактный телефон автора : 8-903-143-18-96
[pic]
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
1.Ильченко М.И. ,Мишин С. Русские народные художественные промыслы :секреты ремесла «Методическое пособие по Городецкой росписи».-М.: «ГРААЛЬ».2002.
2.Величко Н. Энциклопедия «Роспись :Техники .Приемы .Изделия».-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
3.Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву :Технология народных художественных промыслов».-М.:ВЛАДОС,2002.
4.Чуянов С. «Городецкие праздники».-Нижний Новгород:АРНИКА,1995.
5.Каталог изделий народных художественных промыслов . - Нижний Новгород : ЗАО ФАБРИКА Городецкая роспись,1997.
6.Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись ,рабочая тетрадь по основам народного искусства .-М. : Мозаика-Синтез,2003.
ПЛАН – КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА
Тема: « КОНЬ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ – СИМВОЛ БОГАТСТВА»
Педагог-мастер : Терещенко Татьяна Евгеньевна .
Дата проведения : 24 апреля 2013 года
Время проведения : 15.00 часов
Место проведения : ЮАО ГБОУ Лицей № 504
Продолжительность мастер-класса : 1 час
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ – Поделиться методическим опытом обучения Городецкому ремеслу с педагогами – участниками мастер- класса .В процессе объяснения дать методические рекомендации преподавания народной Городецкой росписи по дереву .
ЗАДАЧИ:
-Развитие и поддержание интереса слушателей к истории, традициям и канонам народного промысла Городец.
-Знакомство с нетрадиционным (не кистевым), упрощенным и доходчивым приемом изображения сложной символичной фигуры Городецкого чудо - коня.
-Продемонстрировать, как я применяю на занятиях с детьми приемы: сравнения, наблюдения, анализа; а также межпредметные связи, фольклорные элементы .Обучаю детей «маленьким хитростям» кистевого письма и «ставлю руку».
-Расширение педагогического опыта и знаний для дальней плодотворной работы по пропаганде Русского народного творчества и ручного труда .
Наглядные пособия :
Изделия городецких мастеров , расписные изделия детей ,настенные панно с городецкими сюжетами ,методические плакаты поэтапного прорисовывания коня ,видео фильм ,Видео презентация«Народные мотивы».Фото материалы- обобщение опыта работы Терещенко Т.Е.
Оборудование : Краски Гуашь, палитр, кисти «белка» №1,№3,простой карандаш, ластик, вода ,салфетка, цветные мелки для мастера, шаблон-измеритель.
На занятии используются следующие методы обучения:
-объяснительный: (рассказ – расшифровка символики городецких узоров , объяснение поэтапного построения фигуры коня и нанесения узора ,инструктирование);
-иллюстративный: демонстрация изобразительных средств, определенных видов действий , демонстрация изделий народных промыслов ,схемы последовательного построения фигуры коня, просмотр фильма –презентации «Мастер и подмастерье».
-деятельный: прорисовывание на доске цветными мелками последовательности построения фигуры коня по технологической схеме, демонстрация работы в цвете красками.
[pic]
С Т Р У К Т У Р А З А Н Я Т И Я
I.Организационная часть
1.Сообщение познавательных сведений (5 мин)
В начале занятия педагог объявляет тему Мастер - класса «Авторская методика изображения узора с городецким вороным чудо - конем.»
-демонстрируется фильм – презентация «Мастер и подмастерье» с рассказом о музее декоративно – прикладного творчества ,где проводится данный мастер-класс.
-просмотр на экране слайд- презентации Мастерских по возрождению народных ремесел при ГБОУ Лицее № 504 «Народные мотивы», педагог Терещенко Т.Е. комментирует демонстрируемые слайды.
- Организация рабочего места.
2.Теоретическая часть (5 мин)
- «Та, что всех прекрасней» (о городецкой росписи).
Ведущий мастер – класса читает стихи из песен, поговорки ,загадки о Городецкой росписи и мастерах городецкой земли.
«Где хотенье, там и уменье.» «Делу- время,потехе-час».
По розанам и купавкам городецкий скачет конь,
И в цветах он утопает … До чего ж красивый он!
Конь копытом бьет, удила грызет,
А девушка - молодушка за водой идет.
Черный конь бежит – вся земля дрожит.
Роспись которую сейчас называют Городецкой, родилась в Поволжье на берегах речушки Узолы.
Там крестьяне расписывали прялки и отвозили на Нижегородскую ярмарку. Но еще до появления этой росписи донца прялок украшались резьбой, которую слегка подкрашивали для большей наглядности .
Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи , её вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей ,её диковинных птиц в окружении роскошных цветочных гирлянд .Городецкая роспись символична .Конь в ней - символ богатства, птица-символ счастья, а цветы –символ здоровья и процветания в делах . Сюжеты старинной городецкой росписи очень декоративны и стилизованы (упрощены),но это не уменьшает их самобытности.
Я поделюсь с Вами сегодня одним из разработанных мною в процессе преподавания техники построения городецких узоров, способ изображения фигуры городецкого чудо – коня , который очень полюбился моим ученикам и который я использую во уже 13 лет .
При изучении это способа Вам необходимо знать и уметь объяснить детям ,особенно младшего возраста, что такое пропорции тела животного –коня; применить глазомер и продемонстрировать приемы работы с шаблоном-измерителем (любая прямая деревянная палочка, кисточка). По ходу своего объяснения я расскажу ,как это делаю я.
II. Основная часть.
Практическая работа. (45 мин)
1. Вводный инструктаж по оборудованию рабочего места для безопасной работы и этапам работы по технологической карте - схеме.
2. Выполнение первого этапа - построение каркаса-схемы фигуры коня с помощью шаблона – измерителя простым карандашом. Определение центра композиции для соблюдения пропорции изображения «боком».
3 . Выполнение второго этапа - построения фигуры коня с учетом пропорции: туловище, шея, голова (для наглядности объяснения применяется деревянная матрешка, определяются «точки касания»).
4. Завершение построение схемы в карандаше на двух опорных ногах: передние ноги, тело, задние ноги согнутые в коленях «коленками назад» (определяется линия опоры – земля, для наглядности объяснения используется матрешка и 30 см цветной пряжи).
5. Выполнения третьего этапа – прорисовывание «контура» изображения фигуры коня в цвете черной краской гуашь способом «Замалевка». Кисточку «белка № 3» держать тремя пальцами в месте, где начинается деревянная палочка. Перед нанесением контурной линии «погладить кисть» об край баночки с краской, как бы «заостряя её». Все краски предварительно размешиваем с водой до состояния жидкой сметаны.
С целью соблюдения правил безопасной и аккуратной работы объясняю, что начинать работу красками нужно с левого верхнего угла рисунка, последовательно нанося линии «замкнутого контура» слева направо и сверху вниз.
Запеваю ( тихо) песню «В горнице» на слова Н.Рубцова.
6. Выполнение четвертого этапа - «Чертежка», работа с палитрой. Прорисовывание цветных элементов. Наносим красную краску по контуру на седло, сбрую и желтую краски по контуру наносим на гриву. Меняем воду в баночках, а для вытирания использованных кистей используем салфетку. Соблюдаем еще одно правило не оставлять кисти в воде вниз меховой частью.
- Перед заключительным этапом работы провожу физкультурную минутку:
Гимнастика для рук – катание карандаша в ладошах, игра пальцами на столе , как на фортепиано, вытянутыми вперед руками «брызгаем капельками воды».
Гимнастика для спины – встанем из-за стола и сядем на корточки, потянемся вверх несколько раз.
Гимнастика для глаз – поморгаем ,посмотрим глазками направо , налево, вверх; повторим в быстром темпе.
7. Заключительный этап работы над городецким узором «Оживка». Работаем белилами ,кисть «белка №1». Начиная с левого верхнего угла рисунка (соблюдая правила) прорисовываем одним коротким мазком глазик – «запятая», отделяем дельнее ушко, тремя мазками наносим «уздечку», «коловорот»-по центру сбруи, белыми «тычками» украшаем ремни , «ресничками» оживляем гриву, кустик из «прикладиков» - на груди. Затем оживляем седло «сеточками» и бахромой, гриву и хвост «прищепочками», а на ногах тонко выводим линии складок и подковки.
По ходу выполнения каждого этапа нанесения узора педагог мастер демонстрирует все свои действия на доске ,выполняет тот же узор с помощью цветных мелков .Толщину мазков (серпики, прикладики, «коловоротики» впадинки, купола, реснички, корзиночки, сеточки и т.д.) ,цвет ,способы и места их нанесения показывает и на доске индивидуально участникам мастер – класса ,подходя к каждому. При этом педагог комментирует каждый символический знак ,используемый в данном рисунке и объясняет его название и значение .Например :волнистая линия – символ воды «хляби небесные»,спиралька-знак бесконечности в городецком узоре «коловорот», круг-розан - символ солнца «солярный знак»,сеточки – знак земли, тычки – семя.
[pic]
III. Заключительная часть (5 МИН)
- Просмотр готовых работ.
- Подведение итогов и обсуждение результатов мастер- класса.
- Уборка рабочих мест.