Учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Методическая разработка урока
в 4 классе по теме
«Защита Отечества»
Струкова Анна Ивановна
учитель начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №14
х. Красный Пахарь Минераловодского района
Ставропольского края
Урок 28 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Защита Отечества (с. 88-91)
Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, православный герой, справедливая война и несправедливая.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
Целевые установки урока:
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:
предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «святые защитники», «справедливая война», с отношением православной церкви к войне; научится видеть смысл справедливой войны; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. «Основы православной культуры».
метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями о православном чуде, овладевает логическими УУД сравнения, обобщения; использует знаково-символические средства представления информации (таблица), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
личностные результаты:
1. положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2. эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова;
3. осмысление ценности справедливой войны.
регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность):
1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2. адекватно оценивать свои достижения;
3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию):
1. осознавать познавательную информацию;
2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4. понимать информацию, представленную в виде таблицы;
5. переводить её в словесную форму;
6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения;
7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
коммуникативные результаты:
1. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Нравственный вывод: необходимо всеми возможностями добиваться мира, но если случилась война, то она должна нести только оборонительный характер, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Организация пространства: индивидуальная и групповая работа.
Ход урока
1. Организационный момент:
Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество. Пусть это утро несет нам радость общения.
- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте, наш урок начнем с улыбки.
Психологический настрой на работу.
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Ребята отвечают:
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
– А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
2. Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, как называлась тема, с которой мы знакомились на прошлом уроке?
- Как называется заключение брака в церкви? Почему?
- Что символизирует венец над головой молодоженов?
- Какие предложения по укреплению семьи вы бы хотели внести в кодекс семейного поведения?
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма. Послушайте и представьте, кто мог бы написать это письмо.
Послушай, Бог.
Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.
И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,
И Ты меня поймешь: не странно ли,
Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,
Что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.
Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?
Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.
Еще хочу сказать, что,
Как Ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, мой Боже,
Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду.
И вряд ли уже вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
- Кто мог написать его?
Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?
Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.
3.1. «Ассоциативный куст». Работа в группах.
А теперь представьте, что есть мир, а, что - война.
- Напишите, что соответствует, по-вашему, мнению войне и миру.
счастье радость смех свет дети трагедия слезы горе смерть тучи
МИР ВОЙНА
улыбки любовь красота новостройки разруха грех грязь болезни
- Какая из данных словесных картин вам больше симпатизирует?
- Почему для христианина важно сохранять мир между людьми?
(Божий мир – это мир любви).
4. Работа над словами «война», «справедливая война».
- Мир – это необходимое условие для жизни людей. Но почему же люди допускают войны?
-Давайте сравним понятия «война» и «справедливая война».
Работа в группах с дополнительным материалом:
1 группа в «Толковом словаре» Ожегова находят объяснение понятия «война».
Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника.
2 группа знакомится с высказываниями о «справедливой войне» Цицерона и Аристотеля.
Справедливая война (Аристотель и Цицерон) – война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Аристотель считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению. Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора.
3 группа знакомится с высказыванием проповедника Августина Блаженного.
Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору.
4 группа знакомится с высказыванием Святого Раймунда.
Святой Раймунд из Пентифорта сформулировал пять условий для признания войны справедливой:
целью войны должна быть защита «достояния»;
лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;
объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;
война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха)
война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить.
Вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.
5. Работа по учебнику с. 89
- Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.
- Какую войну с христианской точки зрения можно считать справедливой?
6. Работа над новым материалом.
Огромная, богатая Русь не раз подвергалась нападению иноземных завоевателей. Много врагов разоряли Россию. Но все они получали достойный отпор. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.
Сейчас мы послушаем отрывок из симфонии А.П. Бородина «Богатырская»
-Какого человека вы представили? Почему?
7. Рассказ учителя.
Илья Муромец – былинный герой или реальная историческая личность? Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало. Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к XVI в. Известно, что сперва его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в лаврские пещеры. [pic]
В 1988 году Минздрав УССР провел экспертизу мощей св. Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен "мощами великана" древнерусской истории). Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей - он был "ладно скроен и крепко сбит" - "косая сажень в плечах", как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам - роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади. Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Проведенная медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять». Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья - богатыри духовные Святой Руси. [pic] [pic]
Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января.
8. Физкультминутка.
Богатырь – вот он каков: (изображают силача) [pic]
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движение)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал,
И Русь – матушку защищал.
9. Составление «СИНКВЕЙНА»
1. Илья
2. Могучий, храбрый
3. Ехал, сражался, победил
4. Всем людям радость дарил
5. Богатырь
10. Дополнительные сведения для пополнения копилки «Защитники Отечества» (заполняется по мере знакомства с историческими личностями)
Просмотр фрагмента фильма о полковом священнике Василии Васильковском, сражавшемся под Витебском.
- Какими качествами обладали эти защитники?
- Почему их поступки являются приемлемыми для Православия?
11. Самостоятельная работа.
Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа
бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости. Поработайте самостоятельно с текстом учебника и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.
• Нельзя добивать раненых
• Нельзя трогать безоружных
• Нельзя грабить местных жителей.
• Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
-Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: "Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!"
• Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.
• Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
• Русским только дай повод, сразу начнут войну.
Что никогда нельзя делать при помощи оружия?
• Навязывать другим свою веру.
• Защищать свою Родину.
• Защищать свою жизнь.
11. Итог.
(Звучит песня Светланы Копыловой «Русская земля»)
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
- А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».
Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.
- Как вы поняли, кто такие защитники Руси?
13. Рефлексия.
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я понял, что …
- Защитник Отечества – это человек …
- Защита Отечества – это
14. Домашнее задание.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому человеку и тому, кого он любит?
Как ты понимаешь слова «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны»
На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
О каких победах Александра Невского упоминается в этих строках?
Поделись рассказами о членах своей семьи- участниках Великой Отечественной войны
Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.