Министерство образования и науки Челябинской области
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
Работников образования
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема:
«Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников»
Выполнила:
Ватутина Татьяна Леонидовна
Учитель начальных классов
Группа №202
Челябинск, 2016
Чувствовать. Понимать. Воссоздавать.
Чтение это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
В настоящее время у школьников наблюдается снижение интереса к чтению – это одна из причин неуспеха ученика. Да, и раньше многим ученикам трудно было сесть за чтение, а сейчас эта трудность приобрела массовый характер. Что предпочитают наши дети? Телевидение, радио, Интернет.
Другими причинами могут явиться – трудности физиологического характера, трудности связанные с индивидуальными психологическими особенностями ребёнка(дети с ограниченными возможностями).
К трудностям физиологического характера относятся: нечёткая дикция, несовершенный речевой аппарат, непоставленное дыхание.
К трудностям, связанным с индивидуальными психологическими особенностями детей относятся: узкое поле зрения, регрессии (возврат глаза к уже прочитанному), слабая концентрация внимания.
Успешность формирования умений и навыков чтения во многом зависят от: формирования положительной мотивации и познавательного интереса у учащихся; специально организованной и целенаправленной работы учителя по формированию навыка чтения; повышения роли внеклассного и семейного чтения.
[pic] Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для краткости и удобства именуют «навыком чтения», может быть представлен в общем виде такой схемой:
Словосочетание «навык чтения» охватывает целый комплекс умений и навыков. Это, прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать о темпе чтения.
Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
значение большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чём говорится, но и о том, что этим сказано);
основного смысла всего содержания текста и своего отношения к прочитанному.
Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность скорость или темп чтения.
Характеристика результатов проверки техники чтения учащихся 2 класса
[pic]
На основе приведённых данных можно сделать вывод, что результаты выразительности чтения значительно ниже. Поэтому необходимо уделить данному вопросу должное внимание.
[pic] Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что проведение целенаправленной систематической работы над выразительным чтением является необходимостью.
Цель: создание методических рекомендаций по формированию навыка выразительного чтения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Исследовать научно – методическую литературу по вопросу формирования навыка выразительного чтения.
Осуществить разработку методических рекомендаций и провести апробирование
Провести диагностику процесса формирования навыка выразительного чтения
Выявить положительные стороны методических рекомендаций
Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях это использование основных средств выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. Процесс подготовки выразительного чтения на уроке должен помогать школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть изучаемого произведения. Формировать умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове. Играть важную роль в развитии устной речи.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико – грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
Уроки выразительного чтения.
Из каждого урока литературного чтения стараюсь сделать особую встречу с автором того произведения, о котором в данном случае пойдёт речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребёнка об этой встрече, значит и нужно постараться её организовать. Для этого нам учителям понадобиться знать предметное содержание и уметь его преподнести так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия.
Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учителя, и ученика в процессе изучения литературы.
«Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения».
Организуя работу по выразительному чтению на уроках, я забочусь о создании условий, наиболее благоприятствующих формированию личности каждого ученика, формированию его взглядов, моральных устоев, эстетических вкусов.
Для успешного осуществления этого педагогического требования необходимо знать на каких принципах базируется обучение выразительному чтению в школе.
Работа по выразительному чтению – процесс творческий, включающий элементы поисков, находок, открытий.
Для организации обучения выразительному чтению необходимо учитывать реальные возможности детей. Необходимо выявить наличие у них тех задатков, которые требуются самим искусством выразительного чтения.
Обучение выразительному чтению требует создания в классе психологического настроя, способствующего умственному и чувственному восприятию учениками произведения. Этот настрой создаётся и вступительным словом учителя, и его комментариями, и образцовым чтением текста; он должен поддерживаться и в процессе обучения, в процессе повторных чтений.
Обучая выразительному чтению, целесообразно использовать грамзаписи, предварительно готовясь к их анализу и установив, на каком этапе работы над текстом, с какой целью можно воспользоваться той или иной из них.
На уроках литературного чтения главное внимание сосредоточивается на эмоционально – образной выразительности.
В программе начальных классов довольно чётко определяются умения, которыми должны овладеть дети. Программа требует от детей осознанного выразительного чтения с соблюдением логических ударений, пауз, темпа, умения выделять главную мысль и выражать своё отношение к поступкам действующих лиц в процессе анализа произведения.
Основной формой организации учебных занятий по выразительному чтению является урок.
Урок может иметь следующую структуру:
Структура урока выразительного чтения
Процесс обучения выразительному чтению сложен и многообразен. Но ход урока, на котором дети обучаются этому искусству, можно представить по довольно простой схеме:
Вводная беседа или вводное слово учителя;
Постановка учебной задачи.
Планирование своих действий.
Образцовое чтение;
Коллективное членение текста на части, звенья, периоды, выбор интонационных средств
а) комментарий к тексту звена,
б) отработка звучания наиболее трудных слов и выражений,
в) разметка самых трудных мест знаками партитуры,
г) обсуждение возможных вариантов эмоционально – образной выразительности,
д) начитывание звена;
Чтение учениками текста про себя;
Начитывание всего текста.
Самоконтроль.
Самооценка.
Дифференцированное домашнее задание.
Рассмотрим главные пункты этого плана.
Вводная беседа. Её цель – создать на уроке атмосферу заинтересованности изучаемым текстом, а также объяснить перед образцовым чтением те слова, словосочетания, выражения, без понимания смысла которых ученики не поймут произведения или отдельных его частей.
Перспективно мыслящий учитель какую – то часть из этих слов разберёт заблаговременно на уроке языка, найдя для этого подходящий повод.
Образцовое чтение. Имеется в виду чтение учителя, которое образцовым быть должно. Но иногда учитель может предложить учащимся в качестве образца грамзапись, а в иных случаях – исполнение заблаговременно подготовленного ученика.
Чтение текста про себя. Немое чтение предоставляет возможность вдуматься, глубже вникнуть в содержание текста. Эту работу школьников учитель может активизировать, предлагая им конкретные задания. Например: 1) Ещё раз прочтите весь текст ( либо какую – то трудную часть его) глазами и скажите, все ли слова и выражения в нём понятны вам. 2) Молча прочтите весь текст и подумайте, на сколько частей можно его расчленить и как озаглавить каждую из них.
Расчленение текста на части. Необходимость этого задания объясняются двумя обстоятельствами: во – первых, требованием заострить внимание детей на композиции произведения или отдельной его части (в таком случае эта работа может сочетаться с составлением плана); во – вторых, стремлением упорядочить сам процесс усвоения произведения с помощью метода выразительного чтения. Разбив текст на части, разделяем их горизонтальными линиями, которые выводятся на поля.
Приёмы обучения выразительному чтению.
В данной работе я представляю ряд приёмов способствующих развивать у детей любовь к художественному слову, вдохновлять их стремление к самостоятельному анализу художественного текста.
Показ.
На первоначальной стадии обучения показ – наиболее эффективный метод работы. Его смысл сформулирован в народной пословице: «Что надо – укажи, как надо – покажи».
Показ как средство обучения базируется на принципе: «Послушай и постарайся прочесть, как я читаю»
Применение показа (как и всякого приёма) требует учитывать степень способности, развития, восприимчивости ученика. Цель показа состоит в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ сопровождается соответствующими объяснениями, а последующие (после показа учителя) повторения учащихся – коллективным анализом исполнения каждого ученика.
Конечно, метод показа подталкивает к подражанию. Но если это подражание хорошему, в нём – только польза. И такого подражания нечего остерегаться, а тем более бояться. Другое дело, что следует предостерегать учащихся от подражательства слепого, бестактного, внешнего, формального.
Психиатр В. Леви, полагал, что «подражать – это не просто». Беда лишь в том, что люди чаще всего обращают внимание на внешнюю сторону подражания, тогда как глубокая внутренняя сущность его выпадает из поля зрения. А именно внутренняя сторона подражания – это «истинная смена самочувствия, искреннее перевоплощение».
Метод показа осуществляется в таких формах:
Образцовое чтение учителя, предшествующее процессу обучения.
Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.
Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.
Показательные чтения лучших учеников.
Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок, в тех случаях, когда они могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона.
Цель образцового исполнения учителя в том, чтобы заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, настроениями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его.
Приём сопоставления.
Приём сопоставления побуждает к обсуждению, к оценке, к отбору лучшей интонационной редакции и предупреждает от формального копирования, подражательства. Этот приём основывается на принципе: «Истина познаётся в сравнении». Он имеет следующие разновидности.
Сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, когда после показа учителя читает ученик.
Сопоставление особенностей исполнения двух (и более) учащихся в процессе обработки звеньев. Я, пользуясь этим методом, стараюсь создавать атмосферу здорового состязания среди учащихся за создание лучших интонационных вариантов.
Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя. Такое сопоставление иногда необходимо, чтобы показать, как надо и как нельзя читать. Во втором случае я сознательно вызываю на себя огонь критики, преследуя цель: возбуждать учеников к поискам верного тона. К этому приёму советует прибегать М.А. Рыбникова, чтобы вызвать учащихся на разговор о том, как надо читать и почему так.
Метод улавливания и воссоздания интонаций учащегося, иногда с оттенком шаржирования. К этому методу прибегала М.А.Рыбникова, развивая мысль о том, что «учитель должен, схватив ошибку ученика в чтении, подчеркнуть её своим повторением и тем идти к правильному тону – от противного».
Этот метод требует не только знаний и умений, но и огромного такта и осторожности, вызываемой опасностью впасть в грубое передразнивание, оскорбляющее учащегося. Но использование этого метода помогает мне обострить внимание учащихся на еле уловимых ошибках, допускаемых ими в чтении. Особенно в тех случаях, когда читающий «выбивается из тона» - например, беззаботно произнося первую и последнюю строки в басне Крылова «Волк и ягнёнок».
Сопоставление исполнения учителя с тем, которое представлено в грамзаписи.
Устное рисование.
Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устный рисунок, т.е. устное описание картин, которые возникают либо должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. Такие картины возникают не всегда и не у всех. Это зависит во многом от того, каким типом высшей нервной деятельности наделён человек, от его опыта, знаний, остроты восприятия и степени внимания в момент восприятия.
Приём устного рисования содействует развитию творческого воображения.
Прибегая к приёму устного рисования, на который иногда только намекается в тексте, предлагаю учащимся ответить на вопросы:
Какую картину представляете вы, читая такие - то звенья?
Что бы вы увидели, если бы эту картину предложили изобразить на холсте или на киноэкране?
Какие чувства может вызвать эта картина?
Насколько этот приём действенный легко подтвердить на простых примерах. Например: В стихотворении Ирины Пивоваровой «Картина».
- Послушайте стихотворение Ирины Пивоваровой (читает учитель). Это картина? (Нет)
- Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте заголовок стихотворения. Ваши предположения оправдались? Давайте разберёмся, почему стихотворение так названо.
- Прочитайте самостоятельно, найдите непонятные слова.
Чехарда – игра, в которой один из игроков наклоняется, а другой перепрыгивает через него.
Тренькало – тренькать – наигрывать мелодию на щипковом музыкальном инструменте.
Щебетало – щебет – песня щеглов, ласточек и некоторых других птиц, а также быстрый разговор без умолку.
- Какие строчки указывают, что речь идёт о картине?
(И на гвоздике
Висело
На
Одном.)
- Что заметили? (Записаны слова по – особому, каждое слово с новой строчки.)
- Зачем, как вы думаете? (Может быть, чтобы обратить внимание на них и на то, что это картина, висящая на стене.)
- Прочитайте, первое четверостишие. Нарисуйте иллюстрацию к данному отрывку, используя слово. (Вдали я бы нарисовал речку и гору. Над речкой наклонились цветы, рядом деревья. На ветках деревьев сидят красивые птицы.)
- Но художник подумал и решил дописать свою картину. Прочитайте следующее четверостишие.
- Что он дорисовал? (Под горой пасутся лошади. Рядом пруд, а в нём видны рыбки. Недалеко от пруда на лугу играют дети в чехарду, у них радостные лица).
- Что делают кони, рыбы, дети? ( Двигаются)
- Какими словами можно определить характер движений? (Резвые, игривые, быстрые)
- Вы сейчас почувствовали себя живописцами.
- Что, кроме умения рисовать, нужно художнику, чтобы нарисовать картину? (Фантазия, воображение, наблюдательность.)
- Прочитайте вопрос над репродукцией на стр. 25. («Замечаешь, что с помощью слова можно нарисовать не только красочную, но и «звучащую» картину природы?)
- Найдите в стихотворении «звучащие» слова. (Щебетало, шелестело, ржало, тренькало, свистело.)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? ( Радостное, нежное.)
Таки образом, работа учителя по использованию метода устного рисования состоит из двух этапов. На первом он помогает ученику представить и обрисовать картину, изображённую в произведении, на втором – учит читать.
Наводящие вопросы.
На уроке выразительного чтения беседа должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель.
Такая беседа поможет обеспечить живое обсуждение теоретических и практических вопросов, которые неминуемо возникают в процессе работы по выразительному чтению.
Направляя учащихся в поисках интонации, я использую малейшую возможность, чтобы обострить их внимание, возбудить воображение, всколыхнуть чувства. Например: «А нужна ли здесь пауза? Какая это пауза? Какое слово в этой фразе находится в логическом центре? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какой из трёх компонентов (составных частей) ударения в этом слове является основным? Какое чувство вызывает эта фраза?»
Такие вопросы, как правило, сопровождаются дополнительным: «почему?»
Конечно, я прибегаю к беседе не только в случаях, когда учащимися допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением искусству чтения, можно переходить сразу же после образцового чтения текста. В таком случае я продумываю и заготавливаю систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке:
Вопросы, помогающие понять смысл читаемого (логический разбор текста).
Вопросы, побуждающие детей представить нарисованную автором картину.
Вопросы, помогающие определить отношение автора к изображенному им, его чувства, настроения.
Вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению.
Вопросы, подталкивающие детей к поискам лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.
Например: В стихотворении Ивана Сурикова «Всё темней, темней и тише».
- Откройте учебник на стр. 64. Прочитайте эпиграф к уроку. («Растут грибы в молчании лесном…»)
- Можно ли соотнести эпиграф с иллюстрацией? ( Да, тишина в лесу наступает ночью, а грибы растут по ночам.)
- Послушайте, стихотворение «Всё темней, темней и тише».( Чтение стихотворения учителем.)
- Подумайте, есть ли общее между эпиграфом и стихотворением? (Да, есть, т. к. действие происходит ночью.)
- Кто герой этого стихотворения? (Дети, которые сидят в поле ночью и вспоминают бабушкины сказки.)
- Прочитайте первую строчку стихотворения.
Всё темней, темней и тише…
- Смотрите: в конце строчки многоточие, слово – «тёмный» повторяется два раза. Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? ( Было очень темно, тихо и таинственно, а многоточие подсказывает, что надо прислушаться и включить воображение.)
- С какой интонацией надо прочитать эту строку, чтобы воображение «заработало»? (Шёпотом, с легким «заигрыванием», чтобы создать атмосферу таинственности.)
- Попробуйте прочитать, чтобы создать особую ночную атмосферу. Атмосферу «страшной сказки», которую рассказывают шёпотом, когда стемнеет.
- Как вы понимаете словосочетание: «сверкает зарница»?
Зарница – это мгновенная вспышка на небосклоне, отблеск молнии дальней грозы.
- как автору удаётся создать ощущение обволакивающей тишины? Как ни удивительно, но – с помощью неожиданных звуков, которые её нарушают.
- Прочитайте первые два предложения и подчеркните глаголы. Удачно ли подобраны эти глаголы? (да, в них слышится звук, который издаётся: звяк – нет, фырк – нет, хруп – нет.)
- Какие сказочные образы в ночной тишине возникают у ребят?
- подтвердите словами из текста. ( Ведьма несётся с метлой, леший мчится, змей крылатый летит, белые тени ходят.)
- Как вы думаете, детям страшно? Найдите доказательства.
- А зачем они вспоминают в темноте страшные сказки? (Чтобы было интереснее.)
- Какой они нашли выход, когда им стало страшно? (Разожгли костёр)
- А как они оказались в поле ночью одни? (Ребята ночью в поле пасли лошадей, помогая взрослым.)
- С какой интонацией надо прочитать это стихотворение? (Таинственно, немного страшно.)
После того как эскиз интонационного воссоздания обсуждён, уточнён, принят, продолжается работа по окончательной интонационной отделке.
Хоровое чтение.
Элементы хорового чтения на уроке дают хороший учебный эффект, и потому современные методисты (вслед за М.А. Рыбниковой) рекомендуют прибегать к этому приёму на уроке.
Оба эти вида чтения имеют свои достоинства и недостатки. Недостатки хорового чтения состоят в том, что от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотонном. Но есть у хорового исполнения одно важное преимущество. Некоторые дети чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Кроме того, хор заражается общим подъёмом, общим настроением, тоном, который задаю я своим показом.
Не всякий материал годится для хорового чтения. Но есть такой материал, который на хоровое исполнение «напрашивается».
Эту работу на уроке можно организовать в таком порядке:
Образцовое чтение отрывка учителем.
Чтение ученика со средними способностями; оно дает учителю возможность проверить, как восприняли ученики его показ, и может стать материалом, на основе анализа которого учащиеся уточнят смысл и звучание трудных звеньев.
Разметка (в случае необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев.
Эта разметка сопровождается повторными чтениями размеченных тактов и звеньев.
Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях или переделке.
Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.
Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.
Например: стихотворение Ирины Пивоваровой «Песня зарянки»
- Послушайте это стихотворение. (Читает учитель)
- поделитесь впечатлениями. Чем понравилось? Сколько картин представили в своём воображении? (Две)
- Как автор показал в записи, что здесь две части? (Строфы сдвинуты.)
- Прочитайте первую строфу. О чём она? (О птичке.)
- Объясните словосочетание: «спозаранку на заре». (Очень рано, когда солнышко только просыпается.)
- Какой образ представили? (Птица сидит на ветке и поёт.)
- А слышите ли вы эту песенку? С помощью какого приёма автор помогает услышать пение птицы? (Звукопись.)
- Прочитайте слова, записанные на доске. Найдите одинаковые сочетания букв. (Птица, птица, пела, песенку, зарянка, спозаранку, на заре.)
- Составим песенку и попробуем её пропеть. (Пти – пти, пе – пе, зар –зар –зар.)
- Расставим паузы и логическое ударение.(Вместе с учителем.)
- Какие слова вы выделили как логическое ударение? (Взмахнула, встала, пела.)
- Почему мы их выделили? ( Эти слова - действия птички, которые она выполняла по порядку.)
- Представим, что мы птички. Повторим действия вместе с песенкой.
- Прочитайте вторую строфу. О чём эта часть? ( О песенке)
- С чем сравнивает автор песенку? (С хрустальными кусочками.)
- А знаете ли вы, что такое хрусталь – это особое стекло: блестящее, с красивым звоном.
- Что значит: «рассыпалась птичья песня на хрустальные кусочки» ? (Хрустальные кусочки – это звуки, трели.)
- А где мы можем увидеть «хрустальные кусочки» утром? (Роса на листьях.)
- Где эта песенка задержалась? (На цветах, на траве.)
- Рассмотрите иллюстрацию и соотнесите её строфами. (По возможности дать прослушать песенку этой птицы в записи из серии «Голоса в природе».)
- А как вы думаете, почему она так называется? (Предположения детей.)
Зарянка (малиновка) – певчая птица. Самцы поют на утренней и вечерней зорях, отсюда и название. Песня зарянки мелодична, сложна и разнообразна, включает множество приятных и чистых звуков. Часто эта птичка высвистывает длинные, но чётко отделённые друг от друга песни.
- Расставим паузы и логическое ударение.(Вместе с учителем.)
- С каким настроением надо прочитать это стихотворение? (мелодичном, нежном.)
- Прочитайте самостоятельно. Затем в парах.
- Прочитаем это стихотворение хором.
Птица крыльями взмахнула,/
Птица встала на носочки,/
Пела песенку зарянка
Спозаранку на заре…//
Рассыпалась птичья песня
На хрустальные кусочки,/
И блестела,/ и сверкала
На цветах и на траве.//
На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников.
В процессе такой работы дети должны ощутить красоту и силу хорового звучания.
Чтение в лицах.
И этому приему М. А. Рыбникова придавала большое значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к специфике его речи.
Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики, которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся. Тогда этот вид упражнения, как учебное средство, чтение в лицах (или чтение по ролям) приносит желаемые плоды.
Если же чтение в лицах предпринять в процессе ознакомления с содержанием произведения (т.е. на первом этапе его изучения), тогда придётся потерять много времени на дополнительные объяснения, без которых вся эта затея теряет смысл.
Подготовку к чтению в лицах есть смысл проводить в такой последовательности:
Краткая беседа, помогающая детям вспомнить либо уточнить особенности характера и речи героев (высказывания детей подтверждаются ссылками на текст).
Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли героя перевоплощается в образ-персонаж и в процессе обращается уже не к слушателям, как то он делал бы, исполняя сам всю басню, а к партнёрам.
Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если в этом есть необходимость).
Поправки учителя к этому чтению ( опять-таки в случае необходимости).
Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса).
Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе такой подготовки.
Отбор исполнителей. Его можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или полуряд готовится к исполнению определённой роли. Первым принципом можно руководствоваться, когда хорошо знаешь класс и когда необходимо завершить всю работу хорошим вариантом исполнения; вторым – пользуюсь чаще, учитывая, что почти каждый старающийся ученик хочет проверить (испытать) свои способности в каждой роли.
Я напоминаю детям, что каждому исполнителю той или иной роли необходимо одушевиться «сквозной» заботой персонажа, его состоянием, настроением, т.е. перенестись в него.
Например: Фрагмент урока по произведению Н. Носова «Мишкина каша».
(Чтение 1 части рассказа по цепочке до слов: «Вся вышла».)
- Кто герои этого рассказа? (Лирический герой – Коля и его друг Мишка.)
- Разные ли характеры у мальчиков?
- Давайте разберёмся. Найдите и прочитайте все реплики Мишки. Что можете о нём сказать? Как его характеризуют слова: «Чего там суметь!», «Чего там её варить!» (Он самоуверенный, т. е. слишком уверенный в себе человек.)
- А были ли у него основания для такой уверенности? Умел ли он варить кашу? Найдите подтверждение, что он никогда кашу не варил? («Я видел, как мама варит»)
- Как вы думаете, видеть, как делают другие, и делать самому – это одно и то же?
- А почему же он тогда за всё берётся? (Он легкомысленный, безответственный, не задумывается о последствиях.)
- Подведём итог. Какой Мишка? (Самоуверенный, легкомысленный, безответственный, не задумывается о последствиях.)
- Может, он отрицательный герой? (Нет, потому что Коля и мама очень обрадовались, когда приехал Мишка.)
- Найдите в тексте слово, которое произносит Коля, уважительно отзываясь о Мишке. («Ну, Мишка, ты специалист».)
- Что обозначает это слово?
Специалист – тот, кто обладает знаниями в какой – нибудь области науки и техники.
- Вы согласны, что Мишка на самом деле такой специалист?
- С какой интонацией вы бы произнесли это слово, чтобы оно соответствовало характеру Мишки? (С иронией.)
-Произнесите: «Ну ты специалист!» - в переносном значении.
- А почему же Коля уважает Мишку и скучает по нему? (С ним весело, интересно, он легко относится к возникшим трудностям, не унывает.)
- Как таких людей называют? (Оптимисты.)
- Какой характер у другого мальчика? Прочитайте его реплики. Каким вы его себе представляете? (Осторожный, сомневающийся, разумный.)
- Подтвердите словами из текста.
- Получается, что Коля – положительный герой? Вы согласны с этим?
- Как его характеризуют эти слова: «Мы все слушали, только я ничего не запомнил. Зачем, - думаю, - раз Мишка знает?» (Он с лёгкостью перекладывает решение трудных задач на плечи друга и легко подчиняется ему.)
- Одинаковые они по характеру? (Они по характеру разные, поэтому они и дружат, друг друга дополняя.)
- А всегда ли герои бывают либо положительными, либо отрицательными? (Не обязательно, это только в сказках так бывает. В рассказах герои - обычные люди со своими достоинствами и недостатками.)
- Вам нравятся эти друзья?
- Хотите оказаться на их месте? Это очень легко сделать. Прочитаем эту часть по ролям. Сколько действующих лиц понадобится? ( 4 человека: мама, Коля, Миша и автор.)
Пока одни исполняют, другие слушают и готовятся к рецензированию, т.е. к замечаниям по поводу достоинств и недостатков, которые были замечены у исполнителей, а также к возможной замене их.
Анализ достоинств и недостатков.
Ошибки в чтении детей – явление естественное и закономерное. И хуже всего, если учитель из-за этого раздражается. Меня как учителя воодушевляет уже одно только стремление школьников научиться красиво читать. Пользуясь ошибкой школьника, стараюсь помочь ему разобраться и научить читать выразительно. Чаще не спешу сама исправлять детей, как бы «прячусь» за ними, сталкиваю их мнения, вызываю класс на обсуждение достоинств, недостатков, ошибок в чтении, не подавляя никого из них своим авторитетом. Но на первых порах необходимо дать образцы интонационного анализа.
Совершенствование навыков учащихся в выразительном чтении сопряжено с множеством трудностей, которые постепенно преодолеваются под руководством учителя. На этом пути учителю и детям необходимо помнить о наиболее важных требованиях, которые предъявляются самой спецификой искусства чтения:
1. Необходимо вчитываться в текст, чтобы понять, зачем, с какой целью изображает автор ту или иную жизненную ситуацию и как относится он к изображаемому; объяснить, что без этого немыслимо правильное толкование художественного произведения.
2. Исполнитель не может пассивно относиться к произносимому им художественному тексту, его задача состоит не только в стремлении отразить идеи, чувства и настроение автора, но и в том, чтобы выразить своё личное отношение к тому, что изображается в произведении.
3. Читающий вслух обязан адресовать своё чтение слушателям (классу), и ему надо стараться читать так, чтобы они правильно поняли его и заразились его энтузиазмом, его настроением. Для этого чтецу необходимо проникнуться содержанием исполняемого материала и в процессе исполнения жить мыслями и чувствами, которые он собирается передать, внушить своим слушателям. Обращаясь с такими напутствиями к своим ученикам, я пытаюсь подтолкнуть каждого из них к уяснению вопроса: какие же мысли и чувства он, исполнитель, собирается передать слушателям?
Задумавшийся над таким вопросом ученик воодушевляется желанием разобраться в том, как он сам читает. Это рождает потребность прислушиваться к своему исполнению, услышать себя и по достоинству оценить. В свою очередь это последнее обстоятельство зароняет в сознание учащихся зёрна критического отношения к собственному чтению, а также к чтению других, что служит залогом дальнейшего совершенствования в искусстве чтения.
Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся был бы побуждаем внимательно следить за чтением других. И анализировать, указывая как на достоинства, так и недостатки в их чтении. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их, давая образцы анализа их чтения. Чтобы успеть сделать заметки для памяти (в процессе чтения ученика), учитель может пользоваться условными знаками партитуры.
Достоинства и недостатки, допускаемые в чтении, необходимо классифицировать, отмечая:
технические (имеется в виду техника речи, дикция, произношение),
смысловые (логические ударения, паузы, повышения и понижения тона)
образно – эмоциональные.
Целесообразно приучить детей именно в таком порядке указывать как достоинства, так и на недостатки.
Хотя в процессе такой работы главным является исправление ошибок, необходимо всё же требовать, чтобы дети отмечали достоинства в чтении. Необходимо вырабатывать у детей привычку говорить сначала о достоинствах, даже если они были незначительными, а уж потом о недостатках. В данном случае учитывается, что разумное и справедливое поощрение окрыляет детей и не подавляет инициативу. Такая постановка работы имеет и более широкий педагогический смысл: дети приучаются объективно и вдумчиво оценивать, а также корректно высказывать своё критическое мнение. (см. Памятку в приложении.)
Таким образом, я считаю, что основой обучения выразительному чтению будут являться устные практические упражнения.
В процессе работы были получены следующие результаты:
Характеристика результатов техники чтения
[pic]
Характеристика уровня сформированности навыка выразительного чтения
[pic]
Уделяя выразительному чтению всё больше и больше внимания, прихожу к выводу, что выразительное чтение помогает тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать. Не это ли доставляет радость встречи с художественным словом.
Методические рекомендации для осуществления
работы над выразительным чтением
Обобщая накопленный опыт, мною разработаны и апробированы методические рекомендации, которые включают в себя:
Организация работы по формированию выразительного чтения
Для формирования выразительного чтения необходимо овладеть следующими умениями
Умениями, которые вырабатываются в процессе анализа
Умения пользоваться интонационными средствами выразительности
Умение пользоваться паузой и логическим ударением
Умение определять задачу своего чтения
Умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
Целенаправленная система приёмов обучения выразительному чтению
- понимание структуры и смысла текста - специальный анализ эмоционального содержания текста
- нахождение опорных слов, смысловых блоков (частей), абзацев
- отбор интонационных средств в зависимости от смысла текста
- выбор эмоциональной окраски голоса
2. Последовательность работы над текстом после его анализа:
- составление партитуры чтения
- объяснение вариантов постановки пауз и ударений в тексте
- анализ абзаца речи чтеца
- хоровое чтение текста
- индивидуальное чтение текста
Схема работы учителя по формированию
выразительного чтения у младших школьников.
Работа по формированию совершенствования навыка выразительного чтения.
Работа по выработке умений, связанных с анализом текста.
Работа по формированию умения пользоваться интонационными средствами выразительности.
Воспитание у младших школьников потребности в самоконтроле за собственным выразительным чтением.
Постоянный контроль учителя за формированием навыка выразительного чтения.
Содержание работы по развитию
интонационной выразительности речи
- Логическая выразительность, направленная к убедительной передаче мысли.
- Образная выразительность, направленная к изобразительному отражению мыслей, передаче видений.
- Эмоциональная выразительность.
- Выразительность стилевая, соответствующая литературному стилю.
Памятка.
Как подготовиться к выразительному чтению
Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
Мысленно представь себе их.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.
Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
Памятка для учащихся
Проанализируйте выразительное чтение по плану:
Я прочитал весь текст без ошибок (с ошибками)
Я (не) смог передать мысли, чувства, настроение героев, автора.
При этом я (не) использовал
Интонацию
Темп (быстрый, медленный)
Паузы (короткие, длинные)
Логическое ударение.
Чтение (имя) мне (не) понравилось
Чтение считаю (не) выразительным.