Музыкальная гостиная
(III класс)
Тема: «Пробуждение природы. Весна идет! Весне дорогу!»
Цели: с помощью музыкальных произведений создать в воображении детей картины пробуждения природы;
- развивать эмоционально положительное отношение к весенней природе через музыкальные и художественные произведения; --формировать экологическую культуру детей.
Оборудование: П.И. Чайковский «Март. Песнь жаворонка»; М.И. Глинка «Жаворонок»; Э. Григ «Утро». Портреты композиров. художественные произведения о весне. Репродукции картин И.II. Левитана, К.А. Коровина.
Ход занятия.
Звучит музыка II.И. Чайковского.
Ещё в полях белеет снег, Чтение учителем стихотворения Ф.И. Тютчева.
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во вес концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы.
Она нас выслала вперед!»
Музыка усиливается.
- Рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.
-Вы догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить?
(да, о весне.)
--------- Как вы думаете, почему столько известных поэтов, композиторов посвящали свои лучшие произведения именно этому времени года?
(Весна — прекрасное время года. Природа пробуждается от зимнего сна.)
--------Какие музыкальные, художественные произведения о весне вы слышали, знаете?
(П.И.Чайковский из цикла «Времена года», музыкальные пьесы А. Вивальди, стихи Ф.И. Тютчева. П.А. Некрасова.)
Сегодня мы послушаем задушевную, задумчивую песню «Жаворонок» русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
--------Кто знает, какие еще произведения он написал? (Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Попутная песня».)
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на портрет композитора. Можем ли мы, глядя на этот портрет, сказать, каким он был человеком? (Да, можем.)
20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии гордостью русской музыки. Попытайтесь пофантазировать, каким мог вырасти будущий композитор среди бескрайних полей, в тишине сельской жизни.
В детскую впечатлительную душу маленького Миши глубоко запали сказки и народные песни крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей его. Позднее
М.И. Глинка много путешествовал, был в Италии, Франции, Испании.
Приготовьтесь слушать его песню «Жаворонок».
-------Подумайте, какое настроение у вас рождает это произведение.
Дети слушают песню М.И. Глинки «Жаворонок».
---------Какая это песня по настроению? (Задумчивая, немного грустная, лиричная.)
--------Почему мелодия окрашена в светлые, нежные тона? (Песня жаворонка очень красива, необыкновенно лирична, вызывает тихую радость.)
---------Почему песня называется «Жаворонок»? (Жаворонок — певец весны.)
---------Что вы почувствовали, слушая это произведение? (Нежность к маленькому «певцу», желание слушать его чудесную песню,)
Разминка — игра «Гвоздика».
- Теперь немного отдохнем. Повторяйте за мной слова и движения:
Нежный маленький бутон (присесть, обхватив голову руками).
Свернут туго-туго он.
Солнце луч ему подарит (постепенно вставайте, опускайте руки).
И бутон гвоздикой станет (встать на носки и широко раскрыть руки).
Перенесемся из заснеженного Петербурга в Норвегию, где 15 июня 1843г
в семье, где любили музыку, родился Эдвард Григ. Музыке детей обучала мать — хорошая пианистка. Поэтому немудрено, что очень одаренный Эдвард Григ поступил в Лейпцигскую консерваторию. Эдвард Григ был не только композитором, он был еще и художником, и вы это поймете, послушав его произведение «Утро».
Прослушивание пьесы Э. Грига «Утро».
---------Какие картины вы нарисовали в своем воображении? (Раннее утро, встает солнце, все вокруг озаряется его лучами.)
---------- В чем секрет «музыкальной живописи» Э. Грига? (Особая интонация образует прекрасную песенную мелодию. Она повторяется много раз, «рисуя» появление солнца. Музыка мажорная, слышны тембры деревянных духовых инструментов
----------С помощью каких музыкальных средств удалось композитору передать восход солнца? (Четырехзвучная интонация, повторяющаяся много раз.)
-- По-новому, очень необычно звучат в этом произведении и деревянные духовые инструменты.
------- Чью игру они нам напоминают? (Пастушьих рожков и свирелей.)
--Попробуйте в рисунке передать свои ощущения, картины, которые возникли в вашем воображении, пока вы слушали произведение Э. Грига.
Произведение Э. Грига «Утро» звучит еще раз.
Учащиеся рисуют.
Учитель:
Весне посвящали свои лучшие работы не только поэты и композиторы, но и художники, И прежде чем полюбоваться на ваши работы, совершим путешествие по картинной галерее и рассмотрим полотна известных художников.
Путешествие по картинной галерее
-- Дети рассматривают репродукции картин
И.И.Левитана «Март», «Первая зелень. Май»,
К.А.Коровина «Последний снег».
--------С помощью каких средств художникам удалось передать свое отношение к прекрасному времени года — весне? (С помощью красок.)
-------Какие краски они используют? (Картины написаны в светлых пастельных тонах. Преобладают светло-розовые, голубые, светло-коричневые тона.)
Вернисаж детских рисунков
А сейчас мы оказались на вернисаже ваших работ.
--- Посмотрите, удалось ли вам передать настроение весеннего утра, пение птиц, звучание рожка пастухов?
Обсуждение работ.
Итог занятия
Очень жаль, но сегодняшняя наша встреча подошла к концу.
------- О чем мы сегодня говорили? (О произведениях, посвященных весне.)
--------Музыку каких композиторов слушали? (М.И. Глинки и Э. Грига.)
-------Назовите произведения этих композиторов? (Песня «Жаворонок», пьеса «Утро».)
---------Какой вы увидели природу в этих произведениях? (Нежной, очень лиричной, красивой.)
--------Какие средства художественной выразительности используют композиторы, чтобы «нарисовать» картины пробуждения природы? (Особое построение музыкальной интонации, использование разных музыкальных инструментов.)
------ А художники? Поэты? (Для художника основное средство — краски, для поэта — слово, особая рифма, ритм стихотворения.)
Надеюсь, в своем сердце вы унесете частичку весеннего тепла, солнечного света, звон капели и еще не раз обратитесь к произведениям великих композиторов М.И. Глинки, Э. Грига.
МУЗЫКА.
3класс
«Музыкальная гостиная»
Весна идёт. Весне дорогу.