Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК «Перспектива» Авторы:Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рабочая программа по ИЗО 4 класс

УМК «Перспектива»

Авторы:Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса.
В __4__ учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.


2. Адресат

Программа адресована обучающимся в начальной школе 4кл. общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образованияи науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014у.г.

Программы для общеобразовательных учреждений (Комплект «Перспектива» программы дляначальной школы.М.: «Просвещение».2012г.)

Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год

4. Ценностные ориентиры учебного предмета

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


5. Цели и задачи

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному ис-кусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.


6. Специфика программы

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.


7 . Содержание курса

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (об-щее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных ис-кусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).


8.Требования к результатам

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и уменийорганизовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

9.Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков освоения новых знаний, уроков рефлексии и контроля. Используется коллективная работа, работа в малых группах, в парах, индивидуальная.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и само­проверки.

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – урок рефлексии

ИК-итоговый контроль знаний

10. Место курса в учебном плане.

В Федеральном базисном учебном плане в 4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий

11.Итоговый контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью подготовленного проекта.

12. Объем и сроки обучения

На изучение ИЗОв начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс на 35 ч – в 3 классе (35 учебные недели).

1 четверть – 9 ч.

2 четверть – 7 ч.

3 четверть –10 ч.

4 четверть – 9 ч.


Учебно–тематический план по ИЗО (34 часа)


Восхитись вечно живым миром красоты

11ч.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека

14ч.

Восхитись созидательными силами природы и человека

9ч.

Итого

34ч.


Тематическое планирование по ИЗО 4 класс.



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся.

Восхитись вечно живым миром красоты.

( 14 ч.) Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч)

Восприятие произведений живописцев А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряковой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира.

Основные содержательные линии. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,

линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности языка, живописи, графики, декоративно – прикладного и народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира.

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики.

Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.


Рассматривать произведения мастеров декоративно прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.

Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.

Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже.

Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Дерево жизни – символ мировоззрения.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пят-

но, светотень (1 ч)


Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С.Гавина, учебной работе.

Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображении деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты, Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Диалог об искусстве. Роль живописных и графических средств художественной выразительности в создании поэтического образа дерева.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).

Материалы: уголь, фломастер.








Наблюдать деревья разнообразных пород природ своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства.

Объяснять значение понятия набросок в художествен-

ной деятельности.

Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы.

Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев».

Сверять с изображениями на ней собственные наброски.


Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж:

пространство, планы, цвет, свет (1 ч)


Восприятие произведений выдающихся художников

И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана,

Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.

Основные содержательные линии. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Вклад русских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественного языка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, моя земля, моя Родина. Образ дерева в композиции

пейзажа в зависимости от замысла художника. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем

пейзажа с деревьями».

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и графики в многоплановом пейзаже, в котором дерево — главный герой композиции.

Материалы (по выбору): цветные мелки,

пастель, уголь, акварель, гуашь.

Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях

русского национального пейзажа. Приводить примеры.

Называть главные средства выразительности в кар-

тинах художников-пейзажистов (пространство, цвет,

свет, линия, штрихи, тон).

Объяснять значения слов национальный пейзаж..

Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве.

Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания

родной природы в пейзажах живописцев и графиков,

средств художественной выразительности, своеобразия

композиции.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства.

Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие

и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

4. Цветущее дерево — символ жизни.

Декоративная композиция: мотив дере­ва в народной росписи (1 ч)

Восприятие произведений народных и со­временных мастеров городецкой росписи.

Основные содержательные линии. Пред­ставления о богатстве и разнообразии худо­жественной культуры (на примере культу­ры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведения­ми: народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ис­кусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявле­нии приёмов городецкой живописи и дру­гих школ народного мастерства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов».

Творческое задание с применением по­следовательности и приёмов городецкой ро­списи кистью.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Р а с с м а т р и в а т ь и з д е л и я м а с т е р о в Городца отображающих народное восприятие мира, связь человека с при­родой, родной землёй.

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них 'наиболее распро­странённые мотивы.

Рассказывать о центрах народных промыслов, в ко­торых цветы, цветущие ветки, букеты являются глав­ными мотивами.Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобра­зия в отличие от других школ народного мастерства.Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёв­ка», «разживка чёрным цветом, «разживка белила­ми». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.

Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами».

Птица — символ света, счастья и до­бра. Декоративная композиция: равнове­сие красочных пятен, узорные декоратив­ные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч)

Восприятие образа птицы-света в творче­стве городецких мастеров конца XIXXX вв.

Представление о роли изобразительных (пласти­ческих) искусств в повседневной жизни че­ловека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведени­ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Про­должение знакомства с основами художе­ственной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Работа по художественно-дидактическим таблицам: «Образцы декоративных разживок для птиц».

Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли­ния, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображе­нии птиц.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов


Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в на­родном искусстве образ птицы-света. Высказывать суж­дение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца.

Участвовать в обсуждении символики: мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразитель­ных средств решения этой декоративной композиции.

Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».

Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цве­тущей ветки с использованием: приёмов городецкой ро­списи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да­вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: пиния, силуэт с вариациями городецких разживок.

Восприятие образов вороного коня и всад­ника в изделиях городецких мастеров и п р о и з в с д е н и я х х у д о ж н и к а - г р а ф и к а Т. М а в риной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Основные содержательные линии. Исто­ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народ ной культуры (украшение жилища, предметов быта, ору­дий труда, костюма; музыка, песни, хоро­воды; былины, сказания, сказки). Ознаком­ление с. произведениями народных художе­ственных промыслов в "России (с учётом местных у с л о в и й). IIродолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Глубина поэтическо­го изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, к о н ь - с в е т, к о н ь - птица, конь - богатырская сила), связанные с возрождением солнеч­ного тепла, света, жизни. Живописная ма­нера кистевой росписи в творчестве городецких мастеров.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».

Творческое задание с использованием с р е д с т в в ы р а з и телъного языка народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Различать, как образ-символ коня представлен в раз­ных видах устного народного творчества в декоративн о - п р и к л а д н о м и н а р од н о м и с к у с с т в е.

Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при­меры из разных видов народного творчества.

Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в на­родном искусстве и называть их.

Работать по художественно-творческой таблице. Ов­ладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.

Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис­пользованием приёмов городецкой росписи и декора­тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри­сунка .

Обсуждать творческие работы одноклассников и да­вать оценку результатам своей и их творческо-художственнои деятельности.


Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, Симметрия, динамика, статика.

Восприятие произведений мастеров раз­ных поколений, современных мастеров, продолжающих и paзвивающих традиции: старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И, Лебедева и детских творческих работ.

Творческое задание с использованием средств выразительного

языка народного декоративно-прикладного искусства, с при­менением традиционных приёмов декора­тивных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.

Материалы: кисть, гуашь, бумага


Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче­ской ценности изделий с городецкой росписью, преем­ственности живописных традиций в творчестве масте­ров современного художественного промысла «Городец­кая роспись».

Выполнять декоративную композицию по мотивам го­родецкой росписи для украшения изделий разнообраз­ных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы­ражать в творческой работе своё отношение к искус­ству городецкой росписи.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да­вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.


Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма­ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со­временных художников Г. Васько, П. Пав­лова, запечатлевших в своих работах обра­зы творческих людей.

Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традици­оной культуре.

Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами худо­жественной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство портре­та. Выявление характерных признаков об­раза портретируемого и его принадлежно­сти pc творческой профессии.

Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изобра­жения лица человека в разных ракурсах».

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и гра­фики, соблюдением пропорции лица чело­века.

Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.

Рассказывать, по каким признакам мож­но определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

Участвовать в обсуждении образов художников и на­родных мастеров в произведениях живописи и графи­ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко­стюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.

Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном по­ложении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художни­ка в момент создания им художественного произведе­ния. Выражать в творческой работе своё отношение

к изображае мому герою.

Вольный ветер — дыхание земли. Пей­заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)


Восприятие пейзажей живописцев XIXXX вв. А. Куинджи, II. Крымова, А. Тка­чёва, 3, Браговского, Е, Винокурова и гра­фика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба.

Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Про­должение знакомства с основами художе­ственной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, ритм.

Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просто­ров, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и: динамика в компози­ции пейзажа.

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно).

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.




Движение — жизни течение. Набро­ски с натуры, по памяти и представле­нию: подвижность красочных пятен, ли­ний

(1 ч)


Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домапшикова, графики Л. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма­стера И. Маркичева из Палеха.

Основные содержательные линии. Обра­зы природы и человека в живописи. Раз­ница в изображении природы в разное вре­мя года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот­ветствии с поставленными задачами. Про­должение знакомства с основами художе­ственной грамоты: композиция, цвет, ли­ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство как уни­версальный способ отображения изменчи­вости в природе и человеческой жизни. Жи­вописные средства художественной выразительности, передающие статичность и ди­намичность композиции произведений раз­ных видов искусства.

Творческое задание с использование средств выразительности языка живописи и графики.

Материалы: акварель, гуашь, фломасте­ры, цветные карандаши.



Осенние метаморфозы. Пейзажи: колорит, композиция.

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных худо­жественных материалов и средств для соз­дания выразительных образов природы.

Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях.

Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.







Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представ­ления человека о природных стихиях. Участвовать в обсуждении выразительных средств пе­редачи состояния природы в пейзаже (чередование рез­ких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие пере­ходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных ра­ботах).

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для пе­редачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.

Выполнять по памяти или по представлению изобра­жение неба с несущимися облаками в пейзаже и дере­вьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой ра­боте своё отношение к. разным состояниям в природе.







Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассма­тривать произведения разных видов искусства, отобра­жающих явления окружающего мира.

Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при­роде или её ритмов и изменений.

Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динами­ки. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пя­тен в набросках людей, деревьев. Выполнить компози­ционные схемы к понравившимся произведениям, под­черкнув направление движения главных элементов в их композициях.

Выполнять наброски с натуры деревьев, транспорт­ных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение" к раз­ным состояниям в природе.

Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры.



Рассматривать произве­дения изобразительного искусства, в которых живопис­цы и графики отразили изменчивость природы, её раз­личные состояния в осеннюю пору.

Сопоставлять, как по-разному художники и поэты от­ражают жизнь природы на человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности' пейзажей.

Участвовать в обсуждении колорита, динамики пей­зажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пя­тен, многообразных графических и цветовых подвиж­ных элементов.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи из­менчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мо­тива осеннего пейзажа.

Изображать один и тот же уголок природы в пору зо­лотой и поздней осени. Дополнить композицию изобра­жениями домов, людей, техники


Учебно-тематический план

ИЗО 4 класс.

Восхитись вечно живым миром красоты


11ч.


Любуйся ритмами в жизни природы и человека

14ч.


Восхитись созидательными силами природы и человека

9ч.


Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;

отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы по-строения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи – растительный и зооморфный, антропоморфный;

о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

особенности вышивки разных регионов России;

традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;

понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

виды природных материалов, используемых в плетении;

уметь:

применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);

соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);

анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;

решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и им-провизацию по мотивам народного творчества;

высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;

решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;

выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;

оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

экономно и рационально использовать материалы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

в самостоятельном творчестве;

высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;

проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

Программно-методическое обеспечение к концу 4 класса

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год.

  • Сборник программ УМК «Перспектива» - изд-во «Просвещение», 2011

  • Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Учебник. 3класс.

  • Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс.

Литература и средства обучения

  • Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1

Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М. : Детская литература, 1984

Д

2

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.


Д

3

Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

Д

4

Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.

Ф

5

Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

П


Интернет-ресурсы.


1

Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

Д

2

Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

Д

3

. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

Д

4

Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

Д

5

Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su

Д


Информационно-коммуникативные средства


1

Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

Д

2

Большая электронная энциклопедия (CD).

Д

3

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

Д

4

Аудиозаписи. Классическая музыка.

Д


Технические средства обучения.



Компьютер

Д


Мультимедийная доска.

Д


Учебно-практическое оборудование.



Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.


Д


Штатив для картин.

П


Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Д


Наглядные пособия.




Произведения изобразительного искусства.




Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; И. Билибин. Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; З. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; И. Шишкин. Среди долины ровныя...; И. Шишкин. Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века (линогравюра); С. Гавин. Тишина (гобелен); А. Саврасов. Дубы на берегу; А. Вагин. Над полями да над чистыми (линогравюра); Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова.

Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; Б. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги Б. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчевский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов. Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилинский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник.

В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; И. Машков. Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет (коллаж); неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. Б. Барклай-де-Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. В. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, H. H. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи (фрагмент Бородинской панорамы); В. Верещагин. Не замай, дай подойти! Атака. На большой Смоленской дороге.

Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник; Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; плакаты: Т. Лящук «Вода – жизнь», К. Пюсс «Нашим водоемам – чистую воду!», Г. Серебряков «Мир тебе, наша Земля!», Н. Чарухин «Пусть всегда будет солнце!», В. Говорков «Нам нужен водоем!», В. Каракашев «Миру – мир!»; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник защитникам земли Российской на Поклонной горе; А. Бичуков. Пьета (барельеф); П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине; Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах.


Д


Произведения народного декоративно-прикладного искусства.Ф



Резные и расписные прялки – вологодские, архангельские, городецкие; изделия городецких мастеров, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень (шкатулка). Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки).

И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы (пластина). Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.

Лубочные картинки: сильный богатырь Еруслан Лазаревич; медведь с козою прохлаждаются; трапеза благочестивых и нечестивых; славный рыцарь Петр Златые Ключи; шут Фарнос на свинье; угощение гостя по старому обычаю; кот казанский – ум астраханский...; Ай, во поле...; пряди, моя пряха...

В. Денисов. Сказание о граде Китеже (шкатулка). Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь (пластина). Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна (лоскутная техника); Усманов. Панно из ганча.

Д