Открытый урок литературного чтения в начальной школе "Сергей Есенин Открытый урок литературного чтения в начальной школе "Сергей Есенин. Стихи"
[link]
Цели урока: познакомить детей со стихотворениями Сергея Есенина, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.
Оборудование :
1) выставка книг С. Есенина;
2) карточки “Приемы художественной речи” - “метафоры”, “олицетворения”, “эпитеты”, “сравнения”, “звукопись”-“аллитерация”, “ассонанс”; “1.Глубокая тоска.”, “2. Тревога.”, “3. Жалость.”, “4. Надежда.”, которые прикрепляются к доске в ходе анализа стихотворений;
3) оформленный стенд на тему “ Творчество С.Есенина” (сообщения учащихся о жизни и творчестве С.Есенина);
4) карточки для самостоятельной работы;
5) сигнальные карточки у каждого ученика;
6) романсы на стихи С.Есенина “Малиновый звон”, “Под окошком месяц”.
Ход урока
1. Организация внимания учащихся.
2. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам
3. Постановка цели урока. Актуализация знаний. -Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала XX-го века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.
(стихотворение записано на доске) В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – “…” (Сергей Есенин)
Всей России встают черты… Н.Браун
Краткие сообщения детей о жизни С.Есенина (смотри приложение)
4. Сообщение нового материала.
1) Подготовка к восприятию стихотворения.
- В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…Черёмуха.
О ней сложено много песен, стихотворений. Одно из них послушайте.
2) Первичное восприятие.
Стихотворение читает учитель.
3) Проверка первичного восприятия (беседа эмоционально-оценочного характера)
- Поделимся своими впечатлениями от стихотворения.
- Какое настроение у автора этого стихотворения? Почему?
(радостное, приподнятое, вольное, так как начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)
Откройте учебник на странице 56.
4) Вторичное восприятие.
Перечитайте самостоятельно это стихотворение.
5) Проверка вторичного восприятия. Словесное рисование.
- Какие картины и сколько вы бы нарисовали к этому стихотворению. Нарисуйте словами картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?
6) Анализ поэтической речи.
а) Лингвистическое комментирование (в ходе анализа).
Под кручею - под обрывом (круча – крутой обрыв, спуск),
б) Таким образом сколько героев в этом стихотворении? (Черёмуха и Ручей)
- Перечитайте ещё раз стихотворение и подумайте, в каких строках говорится о черемухе, в каких – о ручье. (Ч-Р-Ч-Р)
- Как вы думаете, почему автор так переплетает строфы о черемухе и о ручье, ведь Есенин мог написать сначала все строфы о черемухе, затем о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черемухи)
- Докажем это.
- Прочитайте последние 4 строки о ручье. Как вы понимаете выражения “волной гремучею” -(шумная, издающая громкие звуки), “все ветки обдает” - (окатывает водой, обливает со всех сторон)
- Что ещё ручей делает?
- Как вы понимаете “вкрадчиво” (тихо, на ушко, доверительно)
Может быть кто-нибудь догадается, почему именно так описан ручей? (сначала ручей хочет обратить внимание, затем ласково поёт, ручейку хочется понравиться черемухе)
- Перечитайте ещё раз и подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатели, мы с вами, услышали как гремит ручей, журчит его волна? (\р-гр-кр-кр\- аллитерация)
Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.
- Применяет ли этот прием Сергей Есенин в других строках о ручье? Со слов “А рядом у проталинки…” (\р-пр-т-стр-бр-р\)
На доске:
А Рядом у ПРоталинки
В ТРаве, между коРней,
Бежит СТРуиТСя маленький
СеРеБРянный Ручей.
- Прочитайте эти строки, подчеркивая голосом эти звуки.
Анализ темпа чтения ( быстрый, как проворный, игривый ручей)
- Итак, ручей “вкрадчиво поёт” для черемухи песню, чтобы понравился ей. Какой ещё приём использует автор? (олицетворение)
- Что такое олицетворение?
- Есть ли в данном стихотворении предметы, явления, которые автор изображает как живые существа. Докажите словами текста, на кого похожа черемуха? С кем ее сравнивает поэт?
Как это узнаем? (ярче, нагляднее мы представляем черемуху, как красивую девушку, которая весной принарядилась)
“Она ветки золотистые, что кудри завила”. В этой строчке есть и олицетворение, и сравнение.
Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: “расцвела, завила, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдает, поет”. Вся природа озарена ярким цветом.
- Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и черёмуха, и ручей озарены ярким солнечным цветом? (Какие еще приемы использует автор, чтобы мы почувствовали радость от вида обыкновенной красоты?)
Цветовые эпитеты: “Серебряный ручей”, то есть какой? Как вы понимаете? ( со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)
“золотистые ветви, …зелень” - с золотым блеском, тоже от солнца.
- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска!
Когда поэты хотят, чтобы читатели, слушатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяется определенная группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки?
Как называется этот приём? (звукопись-аллитерация) /з-с/
- Воспользовался ли данным приемом Сергей Есенин?
- Перечитайте первые восемь строк о черемухе, подчеркивая голосом эти звуки, чтобы мы почувствовали яркость солнечного света.
На доске:
-Видите и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полнее, насыщеннее, поэт хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - “представили запахи”. Какими словами поэт говорит о запахах? Черемуха душистая” - имеющая приятный сильный запах. “Роса медвяная”- медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.
“ Зелень пряная” - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.
А теперь обратим внимание на словосочетания “сияет зелень в серебре”, “зелень горит”.
Какой это прием? Зелень покрыта росой, ее капельки светятся и переливаются, точно серебро. Кроме того, на солнце она искрится, подобно пламени.
Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значении. Перенос значений на основе сходства, сравнения называется МЕТАФОРА.
- Итак, какие приемы использует автор, чтобы мы смогли представить картину, столь милую его сердцу (почувствовали и увидели краски, запахи, цвета, услышали…)
5. Обобщение изученного материала.
- Вспомните стихотворение “Утес” М.Ю.Лермонтова. Мы с вами рассуждали: только ли о маленькой тучке и утесе-великане говорилось в стихотворении? (о молодости и о старости, о том как юные легкомысленны, подвижны, изменчивы, а старые люди мудры, но порою неподвижны, одиноки).
- Подумайте, только ли о природе стихотворение “Черёмуха”?
(о любви юноши к девушке, черемуха-образ прекрасной девушки, которая расцвела весной, принарядилась, и ее красота покоряет; ручей – образ веселого, шумного, непоседливого юноши, бежит, он очарован черемухой, поэтому поет ей песни).
6. Работа над выразительностью прочтения
- Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
- Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? (“А рядом у проталинки…серебряный ручей”). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
Работа в парах.
Выразительное чтение 1-3 учениками, обращая внимание на смену картин, показывая интонацией настроение автора, свои чувства.
7.Физкультминутка.
Гимнастика для глаз. ( под музыку)
8. Продолжение изучения нового материала.
а) Следующее стихотворение, которое мы с вами попытаемся понять, прочувствовать, называется “Воробушки”.
Анализ заголовка.
Отношение автора мы можем узнать только по одному слову в заголовке.
Стилистический эксперимент. “Воробушки”, “Воробьи”
В слове “воробушки” заложено ласковое, нежное отношение ко всем без исключения воробьям.
б) Первичное восприятие стихотворения. Читает учитель.
в) Проверка первичного восприятия.
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?
- Какие картины вы нарисовали в своем воображении?
г) Вторичный синтез.
- Прочитайте внимательно стихотворение, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.
- Какую зиму описывает поэт: мягкую или лютую?
Что помогает нам это понять? (не только картины природы, но и озябшие воробьи)
- С каким чувством Есенин рассказывает о воробьях?
Как он их называет? Найдите эпитеты-определения.
(“Воробушки игривые”, “голодные”, “малые”, “усталые”, “пташки нежные”)
- Как вы думаете, почему поэт не говорит “продрогшие”, “замерзшие”? (Автор очень нежно относится к воробушкам). Таких слов не нашел бы человек равнодушный к птицам. Не каждый умеет рассказать так, чтобы другие могли представить, о чем говорит рассказчик, и разделить его чувства, что пережил сам автор.
д) Анализ содержания.
- Сколько строф в стихотворении?
- Сколько предложений в каждой строфе?
- Какие картины вы нарисовали, читая стихотворение?
В каждой строфе поэт рисует законченную картину? 4 строфы-4 картины, и в каждой свои герои.
Кто главный герой
в 1 строфе? (-зима)
во 2 строфе – метелица
в 3-4 строфах – воробьи
- Итак, в каждой строфе свои герои, они вызывают разные чувства. Поговорим об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.
Прочитайте 1-ую строфу.
- Какое настроение возникло у вас при чтении этого четверостишия? (грустное, печальное).
Какие слова можно считать ключевыми в этой строфе, потому что именно они выражают чувства автора? ( “с тоской глубокою” - настроение 1-ой строфы).
Разберемся. Что же создает такое настроение? (ауканье зимы)
- Прочитайте рифмующиеся слова, так чтобы мы услышали ауканье зимы.
(аукает-баюкает, глубокою-далекую)
Аукающие рифмы подобны ауканью зимы. Все дышит тоской. Облака и сами не рады, что они седые, и тоскливо плывут в неведомую “страну далёкую”.
- О зимнем лесе часто говорят, что он безмолвный? А у Есенина лес молчит? Как о нем сказано в стихотворении?
- “Мохнатый лес” Это какой?
Как понимаете “зима поёт”, “лес баюкает”.
Что означает выражение “баюкает стозвоном сосняка”. Как понимаете слово “стозвон”?
Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов, промерзших сосен, слова “СтоЗвоном СоСняка”. Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукочетаний создается ощущение озноба, звенящего на морозе дерева, звон промёрзшего леса.
- Как движутся облака: плавно, рывками, быстро…? Сочетания каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу. ( /лы-ле-ла/, “пЛЫвут в страну даЛЕкую
Седые обЛАка”)
Видите строка звучит, потому что поэт использует какой прием? (ЗВУКОПИСЬ)
Звукопись - соответствие звукового состава фразы изображаемой картины.
- Ещё какой прием художественной выразительности использует автор, создавая образ зимы?
(олицетворение)
- Что делает зима, будто человек? (аукает, баюкает, хочет усыпить лес)
- Что сказано об облаках. Прочитайте. Можно ли сказать, что и облака очеловечены?
(“седые”, как человек наделены чувствами: с тоской глубокою покидали родину)
- Перечитайте выразительно 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон стволов, промерзших сосен, и глубокую тоску облаков, которую вполне разделяет и сам Есенин.
Выразительное чтение и анализ прочтения 1 строфы.
- О чём 2 строфа. Автор ласково называет “метелица” (стилистический эксперимент)
- Найдите и прочитайте строки о метели. Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег. С чем сравнивает снег поэт Сергей Есенин?
- Чтобы мы лучше смогли представить картину природы, поэт использует какой прием? (“ковром шелковым стелется&rd