Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему «В.Маторин. Дмитрий Донской»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока литературного чтения на тему

«В.Маторин. Дмитрий Донской»

Цели: развитие коммуникативных навыков при обсуждении картины; развитие умения ставить перед собой вопросы по картине и находить на них ответы; научить приёмам исследования при работе с картиной; познакомить с творчеством В.Маторина; расширить кругозор исторических знаний; обогащение словарного запаса; совершенствование умений при работе с компьютером

Ход урока

  1. Подготовительный этап.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы отправляемся в картинную галерею. Почему на уроках чтения мы знакомимся с картинами?

(Потому что картины нужно читать)

- Что значит прочитать картину? («Прочесть картину», значит рассмотреть предметы, персонажей, изображённые на картине, понять творческий замысел художника)

2. Рассматривание картины.

- Рассмотрите картину.

- Что значит прочитать ЭТУ картину? (Показ картины на электронной доске)

(Прочитать эту картину, значит определить, кто изображён на ней, во что одет, где находится, что хотел передать художник)

2. Первичная беседа по картине.

- Расскажите в одном предложении, что вы видите на картине.

- Как вы думаете, человек, изображённый на картине - это сказочный, литературный персонаж или это реальный человек. Докажите.

- Определите жанр картины. (Парадный портрет)

- Можете вы сразу сказать, кто, где, когда изображён на картине? (Или, если знаете доказать, что это именно тот, кого вы называете?)

- Какие предметы и явления помогут определить, кто изображён?

- Расскажите, во что одет мужчина. (Рассмотрите картину в увеличенном размере)

(Мужчина одет в кольчугу, зерцала, наручи, кожная и льняная рубахи

коль-чу́-га - военн., истор. оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.

зерцала — Металлические доспехи из двух половин, защищавшие грудь и спину; латы

На́ручи — часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти

Корзно – род парадного плаща

- Как вы думаете, мужчина относится к знати или он из простого народа. Докажите. (Наручи, пластина на зерцалах имеют декорирование. Ремень, сумочка очень красивые, видно дорогой ручной работы. На плаще сверкают драгоценные камни, на пальце – большой перстень. Гладкие, металлические пластинки на зерцалах специально шлифовались, начищались до блеска, а иногда покрывались золотом, серебром и гравировались. Подобные доспехи стоили весьма дорого, рядовым воинам были недоступны).

- С 9в. по 16 век у славян и других народов представителем высшей власти являлся князь.

- Что вы можете сказать о характере князя. (По виду это смелый, мужественный человек, с твёрдым характером. Но глаза у него добрые, задумчивые)

3. Беседа по содержанию картины.

- Установим имя данного князя. Для этого нужно установить время. Рассмотрите задний план картины. Что там изображено? (строительство белокаменной крепости Кремля)

- Прочитайте статью на листочке. Определите имя Князя при помощи информации статьи.

История Московского Кремля.

Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Первоначально кремль был деревянным. Вокруг его стен был насыпан земляной вал для большей надёжности.

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого.

В начале 14 века городом стал править Иван Калита. Калитой в древней Руси называли сумку для денег. Князя так прозвали за то, что он накопил большие богатства и всегда носил с собой небольшой мешок с деньгами. Князь Калита повелел построить Кремлю новые стены из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу, вскоре появилась каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка. Кремль поразил всех красотой своих белых стен. Москву стали называть белокаменной.

Белокаменный кремль простоял более 100 лет. Перый царь Руси Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии знаменитых архитекторов для строительства новых стен. Строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую - из кирпича.

После прихода династии Романовых была построена Филаретова звонница рядом с колокольней Ивана Великого, Теремной, Потешный дворцы, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов.

При Петре I возводят здание Арсенала. Но после переноса столицы в Петербург новые постройки возводить перестали.

Во время правления Екатерины II на территории Кремля сносят ряд древних зданий и часть южной стены под строительство нового дворца. Но вскоре работы были отменены.

Во время нашествия Наполеона Кремлю был нанесён огромный ущерб. Были осквернены, разграблены церкви, во время отступления взорвали часть стен, башен и зданий. В 1816-19гг. в Кремле проводились реставрационные работы. К 1917г. в Кремле был 31 храм. Во время Октябрьской революции Кремль подвергается бомбардировке. При советской власти на территории Кремля строят Кремлёвский дворец съездов, установили звёзды на башнях, на пьедесталы поставили Царь-пушку и Царь-колокол, неоднократно реставрируют стены и сооружения Кремля.

- Итак, это князь Дмитрий Донской. Почему он изображён в доспехах? (потому что ему приходилось воевать)

- А почему княжеские доспехи такие дорогие? Как думаете?

(Вообще, надо заметить, что яркие дорогие одежды, в которые знатные воины часто облачались перед сражением, говорят не просто о тщеславии, как порой представляется современному человеку. Учёные пишут, что богатый наряд был ценной и желанной добычей, а значит, своего рода дополнительным вызовом, который доблестный воин не боялся бросить врагу: «А ну, попробуй-ка, отними!..»)

- Картина называется «Святой благоверный великий Московский князь Дмитрий Донской». Что значат слова святой благоверный великий? (Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь;[1] мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей[2][3].

В христианстве благочестивый и добродетельный человек, прославленный Церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

благоверный - исповедующий истинную веру; великий – значит, совершил много великих дел)

Дмитрий Иванович, Великий князь Московский, и Великой князь Владимирский, родился в 1350 г. в Москве. При Дмитрии Донском началась активная борьба за освобождение Руси от золотоордынского ига. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был смелый, но продуманный шаг. Великий князь знал, что Русь способна постоять за свою независимость. В 1380 году Дмитрий Иванович сумел сплотить русских князей и собрать войско. 8 (21) сентября 1380 года на Куликовом поле близ реки Дон были разбиты полчища Мамая. Подвиг русского воинства и Дмитрия Донского на Куликовом поле стал символом победы Российского государства в борьбе со своими врагами.

- Почему Дмитрий Донской держит руку на груди около сердца?

(Дмитрий Донской изображен с правой рукой на сердце, подчеркивая его преданность и любовь к Родине и своему народу. Открытые руки – свидетельство того, что у него нет оружия.)

- Почему он изображён на фоне строящего Кремля и храмов?

(Великий князь Дмитрий изображен не на поле битвы, а на фоне Москвы, его Родины, его государства. В объединении Руси Дмитрий Донской опирался на православную церковь, помощь духовных лидеров земли русской. Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Среди ближайших соратников Дмитрия Ивановича был настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, благословивший русское воинство перед легендарной битвой на Куликовом поле. За князем, видно, как строят защитные стены Москвы, видно, как сильно и быстро развивается город)

- Почему Кремль изображён за спиной князя? (он готов встать на защиту Отечества, закрыть Родину своей спиной)

- Что вы сможете сказать о красках, использованных художником.

(Блики солнечного света на металлических латах и фасадах белокаменных соборов, и темные кучевые облака – это символы добра и зла. Не смотря, на то что на картине видим мирную жизнь, говорить о полной безопасности нельзя).

- В чём главный смысл картины?

(Главная мысль этой удивительной картины заключается в напоминании, о том, что Дмитрий Донской совершал великие победы и поступки исключительно для его Родины и его народа)

4. Игровые формы урока.

- Рассмотрите картину, увеличивая её размер.

4.1. Вхождение в картину.

- А сейчас мы совершим путешествие в прошлое, чтобы послушать звуки, почувствовать запахи, дух той эпохи. Закрыли глаза, мы плывём в лодке по реке Москве, на берегу много лодок. Подплываем к берегу. Слушаем звуки. Выходим на берег, проходим мимо стражников через ворота, идём по улице. Слушаем звуки строящегося города… Открываем глаза.

4.2. Игра «Да-нет»

- Проверим, как вы запомнили картину. Я буду называть разные слова, а вы говорите ДА, если слово встречалось на картине, и НЕТ, если слово не встречалось. (Кольчуга, наручи, меч, плащ, купола, кони, телега, собака, гуси, ворота, стражник, лодки, птицы).

4.3. Игра «Повтори фразу, добавь свою» на тему «Какие звуки слышны возле строящегося Кремля?»

(Илья слышит всплеск воды, а мне слышны голоса птиц…)

4.4. Можно использовать ту же игру на тему: «Какие запахи вы почувствовали во время путешествия?».

4.5. Озвучивание картины.

- Как вы думаете, о чём разговаривают люди на берегу и в городе. Что говорит Дмитрий Донской своему народу?

5. Самостоятельная письменная работа.

5.1. Подберите подходящие слова:

Характера князя (какой?):

Глаза (какие?):

Одежда (какая?):

Руки (какие?):

5.2. Ответьте письменно на вопрос:

Кто и каким изображён на картине? Что хотел передать художник?

6. Знакомство с художником.

6.1. - А теперь поговорим о художнике. Как вы думаете, кто писал картину мужчина или женщина? Почему вы думаете так? Как вы думаете, картина написана давно или это современный художник?

Виктор Маторин – современный московский живописец, родившийся в 1971 году. Виктор Маторин родился в 1971 году. Его приобщение к искусству началось в Пензенском художественном училище. Это учебное заведение (сегодня ему исполнилось более 100 лет) сформировалось в атмосфере традиций, заложенных знаменитым живописцем-передвижником К.А. Савицким.

В 1994 году художник поступил в Московскую Государственную академию живописи, ваяния и зодчества имени В.М. Васнецова. В педагогических установках этого учебного заведения интерес к исторической ретроспекции занимал не меньшее место, чем рисование с натуры или работа над композицией. Молодой студент много и успешно работает в исторических уголках Москвы, пишет памятники зодчества, интерьеры мемориальных музеев, зарисовывает предметы давнего быта и пр. Итогом творческого развития стала преддипломная работа «Ледовое побоище»(1998).

Дипломная работа художника была посвящена истории XVIII века. Большое полотно «Казнь Пугачева (Прости народ православный)» (2000) было с интересом воспринято и мастерами старшего поколения и молодыми художниками. Дальнейшая самостоятельная творческая деятельность сфокусировалась вокруг цикла произведений, созданных на темы Куликовской битвы. В. Маторин создает образы Дмитрия Донского, Боброка Волынского, Мамая, пишет пейзаж «Задонщина».

Большое внимание Виктор Маторин уделяет пейзажной теме. В этой сфере творчества его наиболее привлекает отображение исторически сложившегося ландшафта: старые русские города, сельские храмы, остатки защитных крепостей на территории давних границ московской земли - всё это находит в душе художника особый отклик и раскрывает его, как увлечённого, вдумчивого творца, воспевающего величие великой родины.

Немало сил отдает Виктор Маторин преподаванию. Под его руководством овладевают мастерством живописи и рисунка студенты Московского Института искусства реставрации. Несмотря на свой молодой возраст, Виктор Маторин - участник крупных престижных выставок Союза художников России, дипломант выставок современного искусства.

Всё творчество Маторина восхваляет величие родины, основной темой для своих картин художник выбрал историю XVIII века, и много произведений посвящено теме Куликовской битвы. Виктор Маторин мастерски преподносит в своих работах все, что связано с тем далеким миром, в котором только начинала формироваться Русь, так как она есть. Люди, которые смотрят на его картины понимают, что знание истории - необходимо всем поколениям в нашей стране, ведь если народ может позволить себе забыть прошлое – тот он не имеет никакого будущего.

6.2. Знакомство с другими работами художника.

- Рассмотрите другие работы В.Маторина.

Можно предложить игру «Угадай название картины»

(Можно сравнить картины «Дмитрий Донской» и «Хан Мамай»)

7. Рефлексия.

- В начале урока мы планировали, что мы сможем прочитать на картине. Что же вы прочитали на картине Виктора Маторина «Святой благоверный великий Московский князь Дмитрий Донской»?

Рефлексию можно провести в форме викторины.

- Придумайте вопрос по изученной картине. (Учащиеся задают друг другу вопросы)