Урок ИЗО. 1-й «И» класс. Учитель начальных классов: Рождественская Наталья Владимировна
МОУ СОШ№33 г. Подольск
Тема: "Любимые места Подольска"
«Любимые места Подольска»
Усадьба Дубровицы
церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Тема урока «Любимые места Подольска»
Цель урока: Расширение знаний учащихся об архитектуре - одного из видов изобразительного искусства.
Сформировать у учащихся представление об архитектурных стилях в русском зодчестве 17-19 вв.
Задачи урока:
Обучающая:
Обучение учащихся видению красоты, формированию понятия классицизма в архитектуре, создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы обучить рабочим приёмам графическим навыкам в работе.
Развивающая:
Развивать художественно-творческие способности, образное мышление, фантазию, воображение, зрительную и логическую память, моторные навыки, самостоятельность.
Воспитывающая:
Воспитывать художественный вкус, трудовую дисциплину, творческое начало личности, патриотизм.
Межпредметные связи: история, музыка, литература.
Наглядные пособия: образцы рисунков для сравнения (графические изображения Свято-Троицкой Сергеевой Лавры), электронное приложение к уроку, линейки-шаблоны, рисунок учителя на доске, шаблон.
Инструменты и принадлежности: простые карандаши, гелевые ручки, бумага, мелки, фломастеры.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Метод обучения: беседа, объяснение, индивидуальная практическая работа.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку
2. Сообщение темы и целей урока
Я приглашаю вас прикоснуться к истории архитектуры, окунуться в те времена, когда в архитектуре зарождалось такое течение как классицизм. Архитектура – вид изобразительного искусства, называют зодчеством, искусство проектировать и строить.
Виды архитектуры:
Объемные сооружения – культовые, общественные, промышленные и жилые здания.
Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонари и лестницы для скверов, бульваров и парков
Градостроительство – сооружения новых городов и реконструкция старых.
Архитектор заботится о красоте, практической пользе и прочности создаваемых сооружений, т.е. эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.
3. Беседа по новой теме урока
Понятие «русская усадебная культура» претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры 17 века, когда усадьба имела ярко выраженный хозяйственный уклон, к середине 18 века и до первой половины 19 века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Санкт-Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково, Архангельское). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк).
Усадьба оставалась на всю жизнь местом досуга и творческого труда. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев, которые выражались в обустройстве усадебного дома, в разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек.
Мир усадьбы – это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять характер усадьбы – значит узнать, каков её хозяин.
(просмотр видиофильма)
Усадьба Дубровицы располагается в одноименном поселке Подольского района, на расстоянии около 36 километров от Москвы. Ее история насчитывает почти 5 столетий и связана с такими знаменитыми личностями, как боярин Морозов и князь Голицын.
Центральное место в усадебном комплексе занимает действующая церковь Знамения Богородицы. Этот великолепный храм постройки конца 17 века является подлинным архитектурным шедевром. Грандиозное сооружение с элементами барокко стоит на высоком цоколе, имеет открытые галереи и расходящиеся веером лестницы. Высокую восьмигранную башню, возвышающуюся над четырёхлепестковым первым ярусом, венчает уникальный ажурный купол. Фасад и интерьер здания украшают барельефы, круглая скульптура и резьба по камню.
До наших дней сохранился и кирпичный дом 18 века, построенный потомком великого князя. Многократно перестраиваемый в дальнейшем, он из барочного превратился в образец классицизма. На парадной лестнице голицынского дворца восседают каменные львы. Также архитектурный интерес представляет конный двор, который выполнен в псевдоготическом стиле.
церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Неординарный и загадочный памятник русского зодчества, признанный шедевр. Возвышаясь среди лесов у места слияния рек Пахры и Десны, этот белостенный храм изумляет своей изящной кружевной красотой. Трехвековая (построена в конце 17 века) церковь непередаваемо изысканна. Соединив в архитектуре отечественный и западный барочный стиль, она выглядит воздушной и легкой. А богатство скульптурных украшений не знает аналогов в русском зодчестве. Церковные здания, так обильно украшенные статуями – абсолютная редкость для России.
Внутри также есть на что посмотреть. Скульптуры, орнаменты, изображения на библейские темы: Знаменская церковь усадьбы Дубровицы - настоящая сокровищница мирового искусства. Является действующим храмом. И в настоящее время, увы, нуждается в реставрации
Выполнение самостоятельной творческой работы
Построение здания по двум точкам схода на линии горизонта
Определение коробки здания
Зарисовки архитектурных элементов фасада, портик, изображение окон, балкона, колон, дверей, крыльца
Обводка найденных элементов видимым контуром (гелевой ручкой)
Построение ландшафтного дизайна в перспективе (беседка, мостик, клумба)
5. Подведение итогов урока
В конце урока свои работы ученики демонстрируют присутствующим. Проходит коллективное обсуждение выполненных работ, отмечают наиболее удачные, качественно выполненные рисунки. Учащиеся должны полюбоваться своими работами.
6. Домашнее задание: рассмотреть фасады Усадьбы Голицыных в Дубровицах.
7. Рефлексия
На столах лежат геометрические тела разного цвета. Зафиксируйте на борометре настроения тот сектор, который соответствует вашему настроению и состоянию на уроке по описанию.
Было интересно, понятно и увлекательно.
Сначала было интересно, но потом заскучал.
Мне было скучно и неинтересно.