Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
В 1классе 33 часа(1 час в неделю)
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные УУД
Обучающийся научится:
_ учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
_ понимание причин успеха в учебной деятельности;
_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
_ представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
_ различать способы и результат действия;
_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
_ самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;
_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
_ отрабатывать вычислительные навыки;
_ осуществлять синтез как составление целого из частей;
_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
_ формулировать проблему;
_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по
аналогии;
_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;
_ различать обоснованные и необоснованные суждения;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить способы решения проблем
творческого и поискового характера.
Метапредметными результатами являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
1.Математика – это интересно
2.Математические головоломки
3.Путешествие точки
4. Игры с кубиками
5.Математические головоломки
6. Волшебная линейка
7. Праздник числа 10
8. Конструирование многоугольников из деталей
9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»
10.Игры с кубиками
11-12. Конструкторы лего
13 . Весёлая геометрия
14. Математические игры
15-16.«Спичечный» конструктор
17.Задачи-смекалки
18. Прятки с фигурами
19.Математические головоломки
20 Числовые головоломки
21-22 Математическая карусель
23.Уголки
24. Игра в магазин. Монеты
25. Конструирование фигур из деталей
26.Игры с кубиками
27. Математическое путешествие
28.Математические игры
29. Секреты задач
30.Математическая карусель
31.Числовые головоломки
32.Математические игры
33.КВН
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Кол-во часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
План
факт
1.
Математика – это интересно
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
2.
Математические головоломки
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.
3.
Путешествие точки
1
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
4.
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.
5.
Математические
головоломки
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.
6
Волшебная линейка
1
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.
7
Праздник числа 10
1
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.
8
Конструирование многоугольников из деталей
1
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.
9
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.
10
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.
11-12
Конструкторы лего
2
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.
13
Весёлая геометрия
1
Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.
14
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».
15-16
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.
17
Задачи-смекалки
1
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.
18
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
19
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».
20
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
21-22
Математическая карусель
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.
23
Уголки
1
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.
24
Игра в магазин. Монеты
1
Сложение и вычитание в пределах 20.
25
Конструирование фигур из деталей
1
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.
26
Игры с кубиками
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.
27
Математическое путешествие
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.
28
Математические игры
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
29
Секреты задач
1
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
30
Математическая карусель
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
31
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
32
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».
33
КВН
1