Преподавание информатики в начальной школе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Преподавание информатики

в начальной школе

[pic]

Ермолаева О.А.

Учитель начальных классов

Человек образованный – тот, кто знает,

где найти то, чего он не знает.

Георг Зиммель.


Ни для кого не секрет, что в современном мире, с развитием информационных технологий, компьютер занимает прочное место. На сегодняшний день нет ни одной сферы деятельности, в которой он бы не использовался.

Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. Но более эффективно начинать знакомиться с работой на компьютере, нужно уже в начальной школе.

У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах, потому что доминантой в этом возрасте является – игра, а компьютер на начальном этапе ребёнок воспринимает как очередную «игрушку».

Наша задача показать и научить ребят осознанно работать с компьютером как с одним из помощников, как для их общего развития, так и для успешного обучения.

Цели обучения и задачи обучения информатике в начальной школе:

  • дать представление о современном информационном мире, информационной безопасности личности и государства.

  • формирование у школьников представлений об информации: свойствах информации, способах получения, передачи и обработки информации; кодирование информации; организации хранения информации, для целостного понимания картины мира;

  • дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях;

  • осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся;

  • формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;

  • формирование алгоритмического подхода к решению задач;

  • пропедевтика понятий «множество», «массив», «моделирование».

Обучение информатике во 2-3 классах проводится учителями начальной школы без использования компьютера по учебному пособию Горячего А.В.

В 4-м классе информатику преподают учителя-предметники с использованием компьютера.

Материал учебно-методического комплекса «Информатика в играх и задачах» предполагает учебную нагрузку 1 час в неделю, 35-36 часов в год. Каждый раздел предназначен для изучения в одной учебной четверти.

В комплект входят: рабочая тетрадь в двух частях, раздаточный материал для проведения четырёх контрольных работ и «Методические рекомендации для учителя». Методические рекомендации содержат подробное описание каждого урока, что облегчает задачу при подготовке к данному курсу, и учителю остаётся лишь подобрать материал в зависимости от уровня готовности учащихся с минимальной затратой времени.

Методом обучения в начальной школе выступает интеллектуальный тренинг, формами организации которого являются: эвристическая разминка, полёт мысли, конкурсы «Думаем и делаем сами», ориентирование в мире знаний, интеллектуальная инициатива, когнитивные игры, экспромты, эвристический поиск, мозговая атака, человек в мире знаний. Всё это представлено в программе Горячего А.В., которая не только учит работать с компьютером, но и помогает овладевать навыками счёта, чтения, письма, пониманием логики работы на компьютере, логике оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей требуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Именно эти умения и относятся к целевым в пропедевтическом курсе «Информатика в играх и задачах».

С другой стороны, эти умения относятся к понятию «логическое мышление». По утверждению психологов, для развития логического мышления природой отведены определённые возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе.

Изучая информатику, учащиеся закрепляют знания, полученные на других уроках, учатся работать в режиме диалога, а полученные умения и навыки, очень помогают при обучении другим дисциплинам. Интегрировать обучение информатике можно с такими предметами как математика, риторика, изобразительное искусство, труд, музыка, окружающий мир, используя практические задания по содержанию этих предметов.

Например. Для успешного изучения темы «Рефлексивность и симметричность отношений» по математике в 4 классе учащиеся должны использовать навыки работы по построению графов и составлению множеств. В информатике тема «Множество и его свойства» и тема «Граф» изучается в 3 классе.

Изучая русский язык, при морфологическом разборе частей речи, дети выполняют определённую последовательность действий (алгоритм). В информатике тема «Алгоритм» вводится во 2 классе.

Использование данного учебно-методического комплекса в течение двух лет очень помогает нашим ученикам в обучении, развивает их речь, интеллектуальные и творческие способности, познавательную активность и мелкую моторику.

Ребята с удовольствием занимаются по тетрадям, потому что материал представлен в игровой форме. Тетради имеют качественное оформление, красочные рисунки, доступные и разнообразны по содержанию задания, которые позволяют:

  • описывать признаки предметов,

  • узнавать предметы по заданным признакам,

  • определять различные и одинаковые свойства предметов,

  • сравнивать предметы между собой,

  • отрабатывать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, функции в практической жизни,

  • определять последовательность событий,

  • судить о противоположных явлениях,

  • видеть временные рамки своей деятельности,

  • ориентироваться в пространстве,

  • обобщать,

  • быть внимательным,

  • развивать память ребёнка,

  • давать определение тем или иным понятиям,

  • развивать находчивость и сообразительность,

  • фантазировать.

Данный учебно-методический комплекс соответствует предъявляемым требованиям современного обучения и помогает ребятам осваивать учебный материал в игровой форме, как в курсе информатики, так и по другим предметам, и поддерживает интерес к обучению в целом.