ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА — ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ III КЛАСС.
ТЕМА: Моделирование изделия с помощью компьютера. Изготовление подвижной игрушки «Буратино».
ПОРОЗОВА МАРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА — учитель начальных классов
ПЛАТОНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — учитель информатики
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
Интегрированный урок предполагает комплексное использование знаний по информатике и трудовому обучению. Для его проведения учащиеся должны уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint, выполнять с ними действия: выделения, перемещения, копирования, отражения; владеть навыками изготовления деталей. За урок учащиеся получают две оценки: по информатики и по трудовому обучению. Для оформления кабинета используются ранее выполненные работы учащихся. В ходе выполнения заданий урока рекомендуется включать музыку.
Тема урока: Моделирование изделия с помощью компьютера. Изготовление подвижной игрушки «Буратино».
Задачи урока.
Образовательные:
По трудовому обучению:
Обобщение знаний и умений, учащихся по технологии бумагопластики;
Закрепление приемов соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея;
Развитие элементарных конструкторских умений;
По информатике:
Повторение технологии выполнения действий с графическими фрагментами в редакторе Paint: перемещения, копирования, отражения;
Применение навыков выполнения действий с графическими фрагментами при моделировании макета «Буратино».
Развивающие:
Развитие у учащихся внимания, наблюдательности, творческого воображения, самостоятельности;
Развитие логического мышления учащихся, формирование его неординарности;
Развитие пространственного воображения учащихся;
Расширения кругозора учащихся.
Воспитательные:
Воспитание чувств: товарищества, дружбы, доброты.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Объект труда: макет «Буратино»
Оборудование урока:
IBM-совместимые компьютеры, графический редактор Pint;
Бумажные картонные детали, картон, клей;
Магнитная доска;
Выставка работ учащихся.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний:
Сообщение темы и целей урока;
Повторение основных понятий бумагопластики;
Повторение технологий выполнения действий с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint.
Практическая работа:
Рефлексия
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
На доске записана тема урока: «Моделирование с помощью компьютера и изготовление подвижной игрушки «Буратино»».
Учитель начальных классов. Здравствуйте, Садитесь.
II. Актуализация знаний
Звучит песня («Буратино»):
Учитель начальных классов. Ребята, у нас сегодня пройдёт необычный урок. Посмотрите, в каком кабинете мы будем работать.
- Какой урок обычно проходит у вас в этом кабинете?
- Внимательно посмотрите на материалы и инструменты. На каком уроке мы их используем?
- Как у нас называется урок, когда мы занимаемся не только одним предметом?
- Сегодня мы проведём интегрированный урок художественного труда и информатики. (Аншлаг или запись на экране проектора).
- Для урока мы приготовили болты и гайки. Догадайтесь, для какого вида работы они могут понадобиться?
- Верно.
- Сегодня мы будем делать подвижную игрушку. (на экране: Изготовление подвижной игрушки.)
- Внимательно послушайте отрывок из сказки русского писателя и догадайтесь, как называется наша игрушка.
Учитель начальных классов. Читает отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино или золотой ключик».
- Отрывок, из какой сказки вы слышали?
- Кто автор этой замечательной сказки?
- Как будет называться наша игрушка? (на экране: Буратино)
- Почему, как вы думаете, художники часто и с большим удовольствием оформляют книги, рисуют эскизы игрушек Буратино?
- Какие качества этого литературного героя симпатичны вам?
Сегодня игрушку Буратино нам помогут сделать ваши знания информатики.
Учитель начальных классов. К концу урока у каждого из вас будет подвижная игрушка «Буратино». Давайте вспомним, какие детали у вас для этого приготовлены.
Дети перечисляют изготовленные детали:
Руки
Ноги
Тело Буратино
Ключик
Учитель демонстрирует на доске необходимые детали (каждая деталь приклеена к листу картона и крепится к доске с помощью магнитов).
Учитель информатики. У вас приготовлены детали, необходимые для изготовления подвижной игрушки «Буратино». Можно сразу их прикреплять. Но ведь не всегда сразу получается удачно, так как вам хочется. А исправить игрушку будет трудно, так как все уже сделано.
Чтобы сегодня работа получилась у вас красивой и оригинальной вы сначала составьте её с помощью компьютера.
Мы умеем выполнять различные действия с фрагментами рисунков в графическом редакторе Paint. Давайте вспомним, что вы умеете делать.
Учащиеся перечисляют выделение, перемещение, копирование, отражение.
В графическом редакторе Paint открыт файл с рисунками, на магнитной доске демонстрируются соответствующие детали. Ребята рассматривают рисунки.
Учитель информатики. В графическом редакторе Paint я приготовила рисунки тех деталей, которые сделаны вами из бумаги. Используя различные действия с фрагментами рисунков, вы должны составить из них модель игрушки «Буратино»
Но в файле нарисована одна рука, а сколько у вас приготовлено таких деталей? (Две). Как получить ещё одну недостающую руку? (Скопировать имеющуюся, вставить, отразить слева направо, переместить в нужное место). Нарисована одна нога, а как получить вторую? (Скопировать имеющуюся, вставить, отразить слева направо, переместить в нужное место).
Вспомните алгоритм копирования объектов:
Выделить близко к границам
Правка—Копировать
Правка—Вставить
Составьте алгоритм моделирования игрушки «Буратино»:
Заливка
Скопировать руку — Вставить
Отразить руку слева направо
Переместить руки в место вставки
Скопировать ногу — Вставить
Отразить ногу слева направо
Переместить ноги в место вставки
Переместить ключик в руку «Буратино»
III. Практическая работа
Учитель информатики. Мы обсудили, как получить недостающие детали, а модель игрушки вы составите сами. Не забывайте, что вы владеете почти всеми возможностями графического редактора. Будьте внимательны и аккуратны, и тогда у вас получится замечательные рисунки, по которым затем вы составите Буратино из бумажных деталей.
Учащиеся садятся за компьютеры, запускают графический редактор Paint и моделируют эскизы.
IV. Практическая работа по художественному труду.
Учитель начальных классов.
Какие правила мы должны соблюдать при работе с ножницами?
Как изготовить две симметричные детали?
Цвет одежды Буратино должен передавать его настроение. Какие цвета бумаги вы будете использовать?
Почему, по вашему мнению, не подходят серый, черный и все оттенки темных цветов?
Постарайтесь сделать весёлую и жизнерадостную игрушку. Будем работать по плану или алгоритму:
1. Выбери цвет для деталей костюма.
2. Обведи детали по шаблону на цветную бумагу.
3. Вырежи их.
4. Наклей на плотную бумагу.
5. Вырежи готовые части игрушки.
6. Соедини части с помощью крепежных деталей.
7. Оцени свою работу.
Дети выполняют самостоятельную работу.
Какие правила мы должны соблюдать при работе с клеем?
Учащиеся вспоминают необходимые правила и называют их.
Учитель начальных классов. Приступаем к созданию картинки.
Учащиеся приклеивают детали на картон.
V. Рефлексия
Если наш урок вам понравился, то ваш Буратино нашел свой золотой ключик. (Каждому ученику выдается объемная бумажная деталь ключика.) Приклейте ключик к руке.
V. Подведение итогов урока
Все выполненные изделия прикрепляются на доску.
Мне бы очень хотелось, чтобы и вашей жизни, как и у Буратино, была настоящая мечта. И, чтобы, стремясь её осуществить, вы всегда оставались целеустремленными, добрыми и отзывчивыми людьми. Ведь этому и учит нас А. Толстой и его бессмертная сказка.
Учитель начальных классов и учитель информатики словесно оценивают работы учеников, высказывают каждому свои замечания и поощрения. Ребята принимают участие в оценивании работ.
VI Домашнее задание
Учитель начальных классов и учитель информатики выдают домашние задания по труду и по информатике. Их содержание зависит от тем следующих уроков информатики и труда.