Чернявской Анны, ДН4
Анализ опыта Ш.А. Амонашвили
Урок развития речи во II классе «Слова-подарки»
1. Подача темы урока.
Участие детей в диалоге с учителем. Часть материала учитель подает (связывая в единый рассказ), а часть его ученики в форме ответов на вопросы «подсказывают».
Происходит проигрывание ситуации – приветствия, обращая внимание на правильное с точки зрения педагога произношение слова «Здравствуйте. Произнесение слова ласково, ведь это слово – подарок.
Хоровое прочтение темы урока со слайда. Учитель говорит, что пришел с подарками, эти подарки – слова, но дети сами решают, принимать эти подарки или нет. Рассказывает сказку о мальчике-имениннике, который радовался подаркам, и радовался гостям только из-за подарков. Вовлечение детей в сказку, обращение к личному опыту детей.
Проблемный вопрос: что сказать гостю, который пришел без подарка?
Введение в сказку персонажа – «небесного друга», как символа чего-то идеального, не вещественного (связь с тем, что мальчик радовался вещам, а не самой сути подарка). Мальчику не понравились слова-подарки. Учитель возвращается к фразе о том, что пришел с подарками, но эти подарки – слова.
«Мудрые книги говорят о том, что вначале было Слово. Поэтому слово – очень дорогой подарок». При этом возвращаются к слову «Здравствуйте», упражнение в нравственно правильном произнесении которого было в начале урока.
2. Методы.
Беседа, рассказ, инструкция, сказка, наводящие вопросы, проблемные вопросы, обращение к опыту, работа с интерактивной презентацией – разгадывание слов, упражнение, театрализация, кроссворд, опрос.
3. Формы взаимодействия.
Индивидуальное общение с ребенком (причем, иногда долго, разбирая определенную ситуацию, как будто на урок учитель пришел именно к этому ребенку); фронтальная; шептание на ухо педагогу – индивидуальная, взаимопроверка (роль учителя передается отдельным детям) – в итоге переходит в подгрупповую форму, где две команды – ученики и учителя.
4. Позиция учителя на уроке.
В начале урока происходило взаимодействие с детьми в форме беседы, при этом учитель не прибегает к традиционному рассаживанию детей за парты – беседа доверительная, поэтому необходимо быть на равных. Раз педагог стоит перед детьми, то разговор происходит стоя.
При актуализации знаний в дидактическом упражнении-приветствии учитель обращает внимание на то, что не нужно хором отвечать формальным ответом, протягивая слово «Здравствуйте» - то есть, просил «жизнеспособного» ответа, такого, какой обычно применяется при встрече двух людей.
Учитель отмечает, что дети многому учат педагогов, а не наоборот, тем самым подчеркивая их ценность.
Был эпизод, когда учитель сел рядом с учеником за парту и работал со слайдом вместе с детьми.
5. Реализация принципов взаимодействия.
Апелляция к чувствам ребенка: «Тебе было бы приятно..?». Вопрос классу: «Вам нравится этот подарок? Вы оставляете его себе?»
Часто спрашивает: «Вам нравится?»
Ценность
(неверный ответ – слово «ноль») «Ты же такой прекрасный молодой человек, я разве тебе ноль подарю?»
Разыграв историю со ссорой, учитель как будто опомнился и обратился к теме урока – словам, при этом нивелируя значение кирпича, отмечая то, что кирпич был пустяком.
Постепенно подводит детей к мысли, что со словами, как с подарками, нужно что-то сделать – и переходит на тему ссоры.
Системность (целостность)
Реализуется в сообщении выводов: что держишь в сердце, то и несешь в мир. Учитель акцентирует на том, что поступки являются следствием внутреннего отношения, поэтому необходимо изменяться личностно, чтобы поступать как Человек.
Амплификация
Начало взаимодействия: «Какие хорошие дети.. Не знаю, на кого смотреть»+комплимент мальчикам и девочкам - закладывает «внушаемость», располагает детей, чтобы ловить каждое слово педагога в дальнейшем.
Частое добавление к обращению словосочетания «хороший(ая) мой(я)», «друг мой»
«Здесь и сейчас»
Ситуация с двумя соседями помогла преломить вечные мудрости сквозь призму реально возникшей ситуации.
Поле личностного влияния
Речь педагога напоминает неторопливо рассказываемую сказку. Часто улыбается, говорит искренне. Обаянием педагога приковывается детское внимание, и к концу урока дети толпятся поближе к учителю.
Свобода выбора («ненасилие»)
В итоге каждый ребенок оказался при своем мнении – уступать человеку или нет.
6. Приемы общения
вербальные невербальные
Обращение к каждому ребенку по имени, иногда повторяя его по 2 раза: «Максим. Здравствуй, Максим!».
Похвала, выражение благодарности, тем самым выражая позицию, что каждое слово и мнение важно для учителя.
Выделение именно этого класса, комплимент классу (возможно, с эффектом предвосхищения), т.к. именно его выбрали среди многих других классов большого города.
Эффект психологического воздействия – обращение к детям, которые закрыли глаза и только слушали. Это позволяет устранить влияние отвлекающих факторов и сосредоточиться на инструкции для ее лучшего усвоения. Предлагается применить мантры (понимается как словосочетание, имеющее воодушевляющее воздействие на сознание): «Я умный», «Я люблю думать», «Я мыслитель», «Я помогу тебе, учитель».
«Если вы внимательно не послушаете, вам это слово не достанется».
Уменьшение дистанции при взаимодействии.
Таинственность в голосе, замедление темпа речи, переход на шепот для поддержания внимания детей и дисциплины.
Когда педагог слушает каждого ребенка (они шепчут на ухо), держит его за руку. Часто кладет руку на плечо ребенку, когда нет возможности выслушать его ответ.
Для «разжигания» ссоры использовались ручки, заблаговременно расположенные на столах, хотя писать детям не на чем. Эти ручки учитель придвигал себе, чтобы пробудить в детях собственнические чувства, чтобы ребенок защищал свою вещь.
На видео не видно, но, возможно, невербально педагог взглядом делал акцент на ложности мысли.
Вывод:
На уроке удалось реализовать связь теории с практикой. Учитель смог донести до сознания детей мысль о том, что слова – не просто набор звуков, а обозначение реального явления действительности. Показатель того, что ученики не были способны осуществить эту взаимосвязь: после инструктирования и настраивание на ситуацию со ссорой учитель напомнил о подарке – слове «Любовь», и дети не уловили необходимость связать это слово с происходящей ситуацией. Педагог пытается направить процесс фразой: «Как интересно ссориться». Постепенно вводит в ссору аргумент: «Хочу построить дом», просьбу отдать кирпич, разрешение взять его, попытку заставить хозяина кирпича усомниться в нужности кирпича и отдать его. Эти приемы помогли достигнуть эффекта, но дети, в целом, придерживались инструкции. При этом добровольно или по внушаемости отдавшим кирпич детям говорил «Спасибо» и никак иначе не акцентировал больше на этом внимание. Это дало возможность детям самостоятельно осознавать важность слов как обозначения явлений – соответственно, значимость явлений и их применение в жизни.
Учитель создал потребность. В этом помогло чередование рассказа о хороших чувствах и важности добрых намерений с разыгрыванием ситуации ссоры. Причем, квинтэссенцию мысли и наиболее яркую подачу главной мысли учитель располагал строго до «ссоры» и строго после.
В итоге каждый ребенок остался при своем мнении. При этом усвоена главная взаимосвязь доброты сердца и доброты поступков, также со злом, и актуализируется личный опыт детей, реализуя принцип «здесь и сейчас». Как видно из сравнительной таблицы, своеобразие доверительного взаимодействия гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили достигается за счет неукоснительного следования абсолютно всем принципам воспитания.