Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Перспектива для 3 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе требований ФГОС НОО, в соответствии с целями, задачами и миссией школы, определенными в ООП НОО МБОУ СОШ №16 ЩМР МО.

Рабочая программа разработана в соответствии с целями и задачами авторской рабочей программой Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива».

Выбор УМК обусловлен образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей. Содержание УМК отдает предпочтение проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Методологической основой данной программы является системно-деятельностный подход, содержание курса включает как предметный, так и метапредметный компонент.

Данный предмет представлен в учебном плане школы на 2016 – 2017 учебный год в образовательной области «Искусство», курс рассчитан на 34 ч. в соответствии с годовым календарным графиком школы (34 учебных недель, 1 ч. в неделю.)


Контроль за усвоением образовательной программы проводится в конце года в виде защиты проекта.


Основное содержание программы

Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).


Планируемые результаты изучения программы


Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно

действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,

эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в об-

щении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности

(рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также

в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,

элементы мультипликации и пр.).


В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования:

Ученик научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Календарно-тематическое планирование


3 класс (34 часа)



Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 12 ч

Осенний вернисаж.

Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состоянии и свое отношение к природе. Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены образы осенней природы в разных состояниях, вспоминать осенние пейзажи различных географических широт России, с которыми знакомились в предыдущих классах, и рассказывать об их композиции и колорите.

Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса, систематизировать по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона),

включать их в папку или альбом «Моя домашняя коллекция. Художественные музеи России».

1 неделя


Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт. Цвет и свет.

Наблюдать осенние цветы в природе. Рассказывать о своих наблюдениях осенних цветов в родных местах, подбирать образные названия цветовых оттенков. Рассматривать живописные и графические натюр-

морты, в которых нашло отражение многообразие цветочного мира, видеть красоту и разнообразие их форм. Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников и графиков. Высказывать своё суждение о них. Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов

2 неделя


В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки.

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы. Рассказывать о трансформации цветов в декоративной композиции. Объяснять смысл понятий: художественные лаки, замалёвки, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, уборка. Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чём сходство и различия (цветовая палитра, композиция, фон, приёмы письма) цветовой палитры жостовских композиций, роли тёмного фона в росписи, особенности передачи настроения в цветочных композициях, приёмов декоративного обобщения природных форм (выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, условность цвета, условное размещение на плоскости, условность форм). Рассматривать этапы послойного жостовского письма.

Повторять за мастером приёмы послойного письма (росписи). Намечать силуэт цветка розы, выполнять поэтапно приёмы послойного жостовского письма. Выражать в творческой работе своё отношение к миру цветов средствами художественного образного языка декоративно- прикладного и народного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

3 неделя





















О чем может рассказать русский расписной поднос.

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы. Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, находить в них сходство и различия цветовой палитры, фона, композиции, приёмов письма. Называть традиционные композиции жостовских подносов («ветка с угла», «букет» и «венок». Участвовать в обсуждении разнообразных форм жостовских подносов, того, как складывается целостный образ художественной вещи (подноса). Рисовать жостовский поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью. Выбирать одну из нескольких традиционных композиций жостовской росписи для своей творческой работы. Намечать белилами тонкой кистью силуэты цветов на цветном фоне.

Смешивать на палитре каждую яркую краску с белилами. Выполнять поэтапно традиционный жостовский приём росписи (замалёвок, тенёжку, прокладку, бликовку, чертёжку). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

4 неделя


Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт.

Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров осенних плодов в натуре, находить соответствие им в изображённых натюрмортах художников, разделять чувства художников, переданные ими в картинах-натюрмортах. Высказывать свои впечатления и эмоцио-нальную оценку, которые вызвали произведения живописцев, изображающие дары природы. Объяснять смысл понятий светлота цвета, светотень, тень, блик. Участвовать в обсуждении композиции, особенностей расположения овощей и фруктов в натюрмортах, раз-

личии предметов по светлоте и определять, какова в них

роль солнечного света, какие выразительные средства используют художники для передачи восхищения красотой, разнообразием природных форм. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, как передана цветом поверхность плодов при разном освещении (светотень на предмете, падающая тень, рефлекс, блик), а также читать композиционные схемы натюрмортов, находить соответствие им в произведениях живописцев. Исследовать возможности живописи, составлять нужные цвета для освещённой и теневой поверхности плодов, рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай», выявлять цветом красоту спелых плодов. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

5 недля


Лети, лети бумажный змей! Орнамент народов мира

Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китая и Японии). Рассказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздушных змеев в России и странах Востока.

Участвовать в обсуждении разнообразия форм воздушных змеев (бабочка, птица феникс, корзина с цветами), особенностей построения орнаментальных композиций (ритм, симметрия, ярусное расположение), из которых складывается орнамент, их цветовое решение. Придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея.

6 неделя


Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать мнение об этих произведениях и отношении к искусству народных мастеров лоскутных изделий и их красоте, практическом назначении и украшении быта. Участвовать в обсуждении разнообразия изделий из лоскута, характерных особенностей лоскутной техники, специфики орнаментальных композиций, их цветовой гаммы (монохромная гамма со ступенчатым растяжением цвета от тёмного к светлому, от светлого к тёмному, контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Работать по художественно-дидактической таблице. Читать схемы, на основе которых складывается орнаментальный лоскутный модуль, различать разнообразные приёмы сочетания геометрических фигур в модуле.

Творческое задание с использованием модулей из геометрических фигур. Придумать и рисовать коврик с узором по мотивам

народной лоскутной мозаики. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

7 неделя


Живописные просторы Родины. Пейзаж

Рассматривать произведения пейзажной живописи, в которых нашло отражение многообразие российской природы, видеть её красоту и своеобразие. Высказывать своё суждение о понравившемся пейзаже и аргументировать его. Находить признаки осенней природы родных мест в произведениях художников. Сравнивать произведения разных пейзажистов и различать в них общее и различное в показе пространства. Анализировать, как изменяется размер и цвет предметов по мере их удаления от наблюдателя. Подытоживать свои наблюдения

и делать вывод. Участвовать в обсуждении приёмов построения пейзажных картин (роль линии горизонта — линии соприкосновения неба с землёй в изображении бескрайних российских просторов), изменения цвета предметов по мере приближения их к горизонту.

Объяснять смысл понятий уровень зрения, линейная перспектива, воздушная перспектива. Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приёмов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать тёплые тона для первого плана, а холодные — для дальнего. Выражать в творческой работе своё отношение к осенней природе, к широкому пространству Родины, с использованием известных приёмов работы красками и кистью, в том числе по мокрой бумаге. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

8 неделя




Родные края в росписи гжельской майолики.

Рассматривать произведения народной русской майолики. Рассказывать о впечатлениях от восприятия майоликовых сосудов, о многообразии и необычности керамических форм и высказывать предположение о способах выполнения росписи с плавными цветовы-

ми переходами. Сравнивать произведения гжельского фарфора и майо-

лики между собой, находить сходство в колористической гамме, в приёмах исполнения росписи; называть признаки, по которым майоликовые изделия отличают от белоснежного гжельского фарфора с синей росписью. Сопоставлять мотивы майоликовой росписи

с реальными явлениями в природе и находить в них общее и различное.

Объяснять смысл понятия майолика. Исследовать возможности живописи, получать плавное растяжение цвета, как на гжельской майолике; выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной

росписью с природными мотивами гжельской майолики. Выражать в творческой работе своё отношение к майоликовой росписи Гжели средствами кистевого письма и соответствующей цветовой палитры.

9 неделя
















Двор, что город, изба, что терем.

Рассматривать представленные в учебнике произведения народного деревянного зодчества, в которых нашли отражение народные представления о вселенной. Рассказывать о деревянных избах своего родного края или о впечатлениях от произведений деревянного рус-

ского зодчества в музеях под открытым небом, об особенностях украшения фасада русской избы. Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций традиционных деревянных построек, древних знаков-символов в резном декоре изб.

10 неделя


То ли терем, то ли царев дворец.

Рассматривать произведения народного деревянного зодчества, произведения декоративно-прикладного искусства, в которых нашли отражение художественные образы теремной архитектуры. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия произведений деревенского дома. Объяснять смысл понятий фасад, фронтон, причелина, полотенце, наличник, горница, подклеть, сени, подпол.

Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять изображения на ней с собственными представлениями о конструкции деревянной избы. Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изобра-

жать горизонтальными линиями брёвна, скат крыши и охлупень (конёк). Определять ширину причелины и полотенца. Выполнять творческое задание согласно условиям: повторять увиденный узор в декоре местной деревянной архитектуры или рисовать по-своему; изо-бражать на отдельном листе крестьянскую рубленую избу по представлению, по наблюдению, украшать резным декором элементы избы. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству народных мастеров-древоделов изобразительными средствами.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Готовиться к коллективному проекту «Русская старинная улица твоего города (деревни, села, посёлка)»

11 неделя


Каждая птица своим пером красуется.

Наблюдать птиц в зимней природе. Рассказывать о своих наблюдениях птиц в натуре и впечатлениях от восприятия произведений искусства с изображением зимующих в России птиц. Сравнивать образы птиц, созданные художником и поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении

к ним. Объяснять смысл понятия техника живописи «по-сырому» (алла- прима). Участвовать в обсуждении характерных особенностей

строения, пропорций, окраски оперения птиц (синиц и снегирей). Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять собственный рисунок с изображениями птиц на таблице. Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю, в технике акварели «по-сырому» (по памяти или наблюдению). Выражать в творческой работе своё отношение к зимующим птицам. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

12 неделя



Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 10 ч


13.

«Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт.

Рассматривать живописные натюрморты из предметов быта, связанных с обычаем чаепития. Высказывать своё суждение о них. Рассказывать о своих наблюдениях семейного чаепития и впечатлениях от восприятия произведений искусства, хранящих память об этом обычае.

Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное в изображении предметов натюрморта, в передаче формы, цвета, света объёмных предметов. Участвовать в обсуждении традиций старинного обычая — чаепития за самоваром, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюрмортах разных художников, игры света и цвета на поверхности разнообразных по форме предметов из разных материалов (стекла, фарфора, металла и т. п.) в натуре и на картинах живописцев. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать оттенки цвета в пламени горящей свечи, находить их на палитре. Исследовать возможности живописи, подбирать нужные оттенки цвета для передачи горящего пламени и располагать их в соответствующем порядке согласно таблице. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать художественные материалы соответственно решению творческой задачи. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта, передавать в нём светотеневые и цветовые соотношения. Выражать в творческой работе своё отношение к изображению натюрморта.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо - художественной деятельности.

13 неделя


Русская зима. Пейзаж в графике.

Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и

в разных состояниях (солнечная или пасмурная по года). Рассматривать произведения на темы зимней природы художников-графиков. Находить в них наблюдаемые в натуре характерные признаки зимы. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия про-

изведений искусства, от наблюдения красоты зимней природы в родных местах. Сравнивать зимние пейзажи художников-графиков

между собой, находить общее и различное в изображении зимней природы. Называть средства художественной выразительности в передаче сказочности, таинственности русской зимы. Приводить примеры соответствующих образных словесных определений зимы,

бытующих в народе. Участвовать в обсуждении разнообразных средств художественной выразительности, с помощью которых художники-графики создают художественный образ зимней природы (линии (чёрные и белые), штрихи, точки, силуэт (чёрный, белый или серый), ритм, пространственные планы), того, как меняются выразительные

средства при изображении разного времени суток (день,

ночь, вечер). Решать, какие выразительные средства использовать

в творческой работе. Выполнять тонкой лёгкой линией набросок, белой тонкой линией на затонированной бумаге контуры деревьев и кустов. Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж «Заснеженные де-

ревья» в графике. Выражать в творческой работе своё отношение к изображению причудливости заснеженных деревьев, кустов, искристости и мягкости выпавшего снега.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности.

14 неделя


Зима не лето, в шубу одета

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства — одежду коренных народов Севера. Высказывать своё мнение о традиционной народной одежде северных народов, любоваться её орнаментальным декором. Называть элементы геометрического орнамента из меха. Участвовать в обсуждении композиционного строя мехового мозаичного орнамента, традиционных мотивов, цветовой гаммы, особенностей исполнения декора. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать северные узоры в украшении шубы и деталей одежды (сумка, шапка, нагрудные украшения), связывать орнаментальные знаки-символы с явлениями родной природы. Выбирать знаки-символы русского народного орнамента (мотивы природы) для своего эскиза сувенира из

бисера. Создавать свой эскиз сувенира из бисера с включением в его орнамент знаков-символов русского народного орнамента. Выражать в творческой работе своё отношение к орнаментальному искусству народов Севера. Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

15 неделя


Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии.

Воспринимать произведения живописи, декоративно- прикладного и народного искусства на тему новогоднего праздника. Высказывать своё мнение о них. Рассказать о праздновании Нового года в своей семье

и об участии в праздниках новогодней ёлки, о традиционных атрибутах, героях и персонажах этого праздника, о совместном со взрослыми радостном и творческом труде по подготовке к празднику. Объяснять значение слов дизайн, дизайнер, модельер. Участвовать в обсуждении предпраздничного настроения и передачи его в произведениях разных видов искусства, творчества художников-дизайнеров, художников-модельеров, создающих новые проекты новогодних украшений, карнавальных костюмов. Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Выбирать, в каком облике предстанут участники карнавала в творческой композиции.

Уточнять костюм участников карнавала на основе иллюстраций учебника и справочных источников. Выполнять контурный набросок фигур участников карнавала. Подбирать на палитре яркие, праздничные цвета. Выражать в творческой работе своё отношение к предстоящему празднику, к участию в карнавале. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

16 неделя


Всякая красота фантазии да умения требует. Маски— фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Высказывать своё мнение о художественных образах зимних месяцев, созданных народным мастером, соотносить их с поэтическими образами в пословицах. Объяснять смысл понятия ряженье. Сравнивать карнавальные маски. Выявлять общее и различное в их композиции (конструкции), особенности и принципы передачи характерных признаков природы, зверя, человека в декоративной композиции. Участвовать в обсуждении особенностей традиционного для праздника встречи Нового года или Рождества игрового обряда — ряженье, высказывать своё отношение к нему, о сохранении этой традиции в культурной жизни своего города (села). Исследовать разные техники (декоративно-живописная, аппликация, коллаж и др.) и художественные материалы (акварель, гуашь, чёрная или цветная тушь, лоскутки ткани, цветная бумага). Выбирать наиболее подходящую технику и изобразительные материалы для создания задуманного образа. Выбирать вид маски и

образ ряженого и представлять его характерные отличия в композиции (конструкции) масок. Использовать характерные признаки зимы в её декоративном решении. Рисовать эскиз маски для ряженого. Выражать

в творческой работе своё отношение к создаваемому фантастическому или сказочному образу маски. Выполнять маску в материале. Участвовать в коллективном действе — хождение по классам школы (ряжеными в маски) с поздравлениями Нового года или Рождества в традициях этого старинного обычая. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

17 неделя


В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги

Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства — народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных), представленные в учебнике. Высказывать своё мнение о функциональности и красоте русского народного костюма, использовать образные слова о нём из поэтических произведений.

Основные содержательные линии. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Участвовать в обсуждении художественных особенностей народных праздничных женских костюмов из разных регионов России.

Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Определять недостающие элементы народного женского костюма Русского Севера. Называть полный состав элементов северорусского (сарафанного) комплекса. Находить общее и различное в начертании и расположении орнаментальных мотивов в вышивке северорусского и южнорусского народного костюма. Узнавать орнаменты на основе сетки и квадрата, поставленного на угол. Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нём места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом. Использовать ось симметрии при изображении силуэта женской фигуры.

Выражать в творческой работе своё уважение к работе народных мастериц, гордость за их работу известными художественными приёмами и средствами выразительности.

Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

18 неделя


  1. .

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя.

Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национального костюма. Высказывать своё мнение о них. Участвовать в обсуждении одежды сказочных героев, которую можно видеть в кинофильмах, мультфильмах, на иллюстрациях к сказкам, в произведениях художников, выявлять особенности русского наряда (излюбленные цвета, орнаментика, пластичность, величавость,

торжественность), которые больше всего подчёркиваются художниками в сценических костюмах. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения.

Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному образу, в соответствующем ему костюме. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

19 неделя


Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры

Рассматривать произведения народных мастеров, художников-живописцев, фотографии, на которых запечатлены образы замечательных памятников русской архитектуры — крепостных сооружений старинных русских городов Ростова Великого, Великого Новгорода, Пскова и Переславля-Залесского и Белозерского мо- настыря. Высказывать своё мнение о произведениях, воспевших памятники крепостного зодчества России, о чувствах, вызванных видом старинных русских городов, о значении крепостных сооружений в истории Отечества и современной жизни общества. Объяснять значения понятий кремль, архитектура, зодчество. Диалог об искусстве. Архитектурный комплекс крепостного сооружения (крепостные стены, боевые башни, восточные и западные ворота, дворец князя, собор, арсенал, склады продовольствия, присутственные места). Участвовать в обсуждении облика старинных русских

городов-крепостей, находить общие черты в характере оборонительных сооружений наиболее вы дающихся памятников крепостной архитектуры — кремлей в Москве, Великом Новгороде, Смоленске, а также памятников крепостной архитектуры родного края.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Различать зависимость расположения крепостных сооружений в рисунке от местности, на которой они возводились, от уровня линии горизонта и точки зрения художника, изображающего крепость.

Работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению. Выражать в творческой работе своё отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

20 неделя


Город чудный…Памятники архитектуры

Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарного города Китежа. Высказывать своё мнение о нём. Участвовать в обсуждении образа града Китежа, вос-созданного живописцем, узнавать в нём облик старинного русского города-крепости, называть известные храмы и терема, описывать приёмы построения композиции произведения (симметрия, ритм, цвет, пространство),давать характеристику элементов композиции. Объяснять смысл понятия театрально-декорационное искусство.

Завершать работу над композицией рисунка старинного города-крепости, начатую на уроке 19. Выражать в творческой работе своё отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.

21 неделя


Защитники земли Русской. Сюжетная композиция.

Рассматривать произведения народного мастера, художника-живописца, художников-плакатистов, создавших героические образы защитников Родины в разные времена. Высказывать своё мнение о произведениях, посвящённых великим историческим событиям в жиз-

ни страны, о чувстве гордости за свой народ, за героев-защитников земли Русской. Раскрывать смысл патриотического девиза А. Невского «Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет!». Участвовать в обсуждении художественных произведений, посвящённых воинской славе, описывать участников изображённых событий, композиционные приёмы, средства художественной выразительности (ритм, симметрия, пропорции фигур, цвет и др.), которыми пользуются художники в создании образов русских воинов, в передаче их героизма, воли, му -жества, приёмов выделения композиционного центра произведения.

Выбирать живописные или графические материалы согласно замыслу. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придёт — от меча

и погибнет!». Выражать в творческой работе своё отношение к воинской доблести, героизму русских солдат художественными приёмами и средствами выразительности живописи, графики или декоративно-прикладного искусства.

Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

22 неделя



Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 4 ч


Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

Рассматривать женские портреты в живописи. Высказывать своё мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике. Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины. Участвовать в обсуждении характерных черт русских женщин (возраст, настроение — радость, задумчивость, грусть, вдохновение, удивление, костюм, причёска, вы-

ражение лица), запечатлённых художниками-портретистами.

Работать по художественно-дидактической таблице «Пропорции человеческого лица (фронтальное расположение и поворот)».

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать соотношения частей лица человека в разных позициях. Объяснять роль пропорциональных соотношений в изображении людей разных возрастов, с разными особенностями внешности, выражениями лица,

настроениями. Рисовать женский портрет самого дорого человека

(мамы, бабушки, сестры, подруги и т. д.), передавать

его красоту, неповторимость. Выражать в творческой работе своё отношение к портретируемому.

Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

23 неделя


Широкая масленица.

Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Федоскино), декоративную композицию из текстиля, передающих праздничную атмосферу народного гулянья на Масленицу. Высказывать своё мнение о них. Рассказывать о том, как отмечается праздник Масленицы

в родных местах. Участвовать в обсуждении сюжетов празднования проводов зимы, запечатлённых в произведениях искусства,

атмосферы праздничного действа, персонажей, атрибутов праздника, колористического решения и техники выполнения сюжетно-декоративных композиций (лаковая миниатюра, коллаж из цветных лоскутков тканей), средств художественной выразительности, с

помощью которых выделяется сюжетно-композиционный центр

произведений. Создавать образ широкой Масленицы в технике об-

рывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа. Выражать в творческой работе своё отношение к празднику проводов русской зимы, выделяя композиционный центр цветом, размерами изображения. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

24 неделя


Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка.

Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Сопоставлять свои оценки русской игрушки с описанием деревянной богородской игрушки, данной в поэтическом произведении. Высказывать своё мнение и отношение к деревянным игрушкам, назы-вать, какие из них нравятся больше всего, и объяснять почему.

Участвовать в обсуждении творчества мастеров-игрушечников, особенностей формы и росписи токарной матрёшки, резной богородской игрушки, приёмов её изготовления, многообразия образов животных и человека. Работать по художественно-дидактической таблице. Находить соответствующие промыслы для игрушки и

называть характерные художественные особенности

каждого из них. Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народ-

ной деревянной игрушки, расписывать её росписью соответствующего промысла или воссоздать неровную поверхность в виде следов от резца. Выражать в творческой работе своё отношение к народной деревянной игрушке, выбирая средства изображения, соответствующие избранной игрушке. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

25 неделя


Герои сказки глазами художника.

Рассматривать произведения русских художников, создавших в живописи, майолике, книжной иллюстрации образы сказочных персонажей, героев преданий.

Высказывать своё мнение о произведениях разных видов изобразительного искусства, воплощающих образы весенних сказок и преданий, объяснять, какие из них нравятся больше всего. Участвовать в обсуждении особенностей передачи в сказочных образах человеческих качеств, традиционных народных костюмов, деталей декора, роли фона в портретном изображении героя в живописном произведении, приёмов построения многофигурной композиции, расположения и взаимодействия персонажей, характеризующих каждого из них. Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром, цветом, проявлять основные части, а потом детали. Вы-ражать в творческой работе своё отношение к героям сказочной композиции известными художественными приёмами и средствами выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

26 неделя






Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 8 ч


Водные просторы России. Морской пейзаж.

Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Высказывать своё мнение о произведениях мариниста, называть наиболее понравившиеся пейзажи и объяснять почему. Основные содержательные линии. Пей-

зажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Сравнивать пейзажи И. Айвазовского с пейзажами других маринистов. Находить в них общее и различное в передаче морской стихии. Объяснять значение понятий марина, художник-маринист. Участвовать в обсуждении морских пейзажей И. Айвазовского, средств выразительности, с помощью которых в его картинах переданы разные состояния, мощь и красота морской стихии.

Работать по художественно-дидактической таблице. Находить различия в построении композиции на этих схемах, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта, как изменяются видимые размеры изображённых на схемах предметов (волн, парусников и т. д.) по мере их удаления от зрителя. Определять по композиционной схеме соответствующий ей пейзаж.

Исследовать возможности живописи, смешивать краски для получения цветовых оттенков морской воды. Создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению на одну из тем (по выбору): «Подготовка к плаванию», «Ремонт корабля (лодки, парусника)», «Закат на море (реке, озере)». Выражать в творческой работе своё отношение к изображению водных просторов, морских или речных судов (рыболовецких и пассажирских катеров, кораблей, лодок, парусников, яхт и т. д.).

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

27 неделя


Цветы России на павловских платках.

Рассматривать произведения художников, рисунков для набойки. Высказывать своё мнение и отношение к произведениям народных мастеров из Павловского Посада — расписным шалям, называть традиционные мотивы росписи. Высказывать свои суждения и впе-

чатления от произведений художников, воплотивших образ женщины в русском костюме с павлово-посадской шалью.

Объяснять значение понятий набойка, манера, набойщик. Участвовать в обсуждении разнообразия русских платков и шалей (шёлковые, шерстяные, ситцевые, кашемировые и т. д.), цветочных узоров на шалях, мотивов, цветовых приёмов и оттенков в передаче объёма и

формы цветов в их узорах. Рисовать цветок розы по мотивам узора павлово-посадских шалей (вариация). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству русской набойки, к изображению самого распространённого мотива павлово-посадской росписи — розе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

28 неделя


Всяк на свой манер.


Рассматривать произведения художников, рисунки для набойки. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений народных мастеров из Павловского Посада. Сравнивать цветочный узор на павлово-посадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия. Объяснять значение понятия рапорт. Участвовать в обсуждении разнообразия узоров павлово-посадских платков и шалей, их композиционного строя, ритма, колорита. Работать по художественно-дидактической таблице. Находить композиционные схемы, соответствующие

узорам на шалях. Передавать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к искусству расписных шалей Павловского Посада. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

29 неделя


«В весеннем небе – салют Победы».

Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроения тревоги и торжества, связанные с разными событиями Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Высказывать своё мнение о художественных произведениях,

сохраняющих память о трагических и героических событиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., свои патриотические чувства, использовать образные слова из поэтических произведений.

Участвовать в обсуждении исторических событий 1941—1945 гг., великого подвига народа, его значения для России и всего мира; произведений живописи, посвящённых героическим страницам в жизни соотечественников, запечатлевших празднование Победы в го-

родах-героях; средств выразительности в передаче праздничного салюта в вечернем небе.

Рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы». Решать, какой приём использовать для передачи салюта. Подбирать на палитре оттенки так, чтобы гамма салюта создавала ощущения радости и торжества. Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест, которые отстояли и сохранили в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества.

30 неделя


Гербы городов Золотого кольца России.

Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать, что изображено на гербах городов Золотого кольца и гербе своего города, посёлка, высказывать своё отношение к ним. Объяснять значение понятий геральдика, герб. Составить эскиз герба своего города (посёлка, села), места летнего отдыха, герба своей семьи или собствен-

ный герб согласно условиям творческого задания. Защитить проект (эскиз) герба. Выражать в творческой работе отношение к своей семье, родным местам. Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

31 неделя


Сиреневые перезвоны. Натюрморт: цвет и свет.

Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кисти сирени. Рассматривать произведения живописцев, запечатлевших цветущую сирень, фрагменты стихотворения о ней. Высказывать своё мнение и отношение к красоте сирени в природе и произведениях живописцев,

запечатлевших натюрморты с сиренью, использовать образные слова из поэтических строк произведений для их описания. Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия, пояснять ассоциации, возникающие в пору цветения сирени. Участвовать в обсуждении красоты цветущей весенней природы, буйства цветения сирени, произведений художников, в которых каждый по-своему передаёт своё восхищение неброской красотой весенних цветов. Исследовать возможности живописи, подбирать от-

тенки цвета сирени на свету и в тени. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению. Выражать в творческой работе своё отношение к цветущей природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности

32 неделя


У всякого мастера свои затеи

Воспринимать произведения традиционного искусства народов разных стран (Индонезии, Китая, России). Сравнивать декоративные образы-символы с реальными, называть, в чём их сходство и различия.

Высказывать своё мнение о произведениях народного искусства, содержащих в себе образы-символы животных и птиц, и отношение к ним, называть наиболее понравившиеся, объяснять почему.

Находить дополнительную информацию в Интернете или других источниках о фантастическом льве Баронге (Индонезия), о богине Сиванму (Китай), о птицах, льве, коне в русском народном искусстве.

Участвовать в обсуждении разнообразия природных мотивов в произведениях традиционного искусства народов разных стран, символики декоративных образов с мотивами животных и птиц в украшении различных предметов быта, игрушек, вышивки, росписи.

Рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь, олень, птица-пава, лев и др.), составить орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной технике (по выбору) — вырезная аппликация, вышивка,

роспись. Выражать в творческой работе своё отношение к орнаменту народов России и мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

33 неделя


Наши достижения. Наш проект «Счастливы те, кто любит цветы»

Участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы». Выбирать рабочую группу в соответствии со своими

интересами. Выполнять творческое задание по группам:

-составить панно или фриз из творческих работ на

темы «Осенние цветы», «Весенние цветы» в группе живописцев;

-составить коллективную композицию-инсталляцию из живых цветов в вазах для создания контраста между плоскостным размещением живописных работ и объёмными (живыми) цветами в группе флористов;

-составить две экспозиции из эскизов росписи подносов по мотивам жостовских подносов и из объёмных подносов, сконструированных из картона на уроках технологии, в группе народных мастеров расписного подноса;

- составить панно из эскизов, выполненных одноклассниками для набойки павлово-посадских шалей, оживить композицию сконструированными из бумаги фигурками девушек с наброшенной на плечи расписной шалью в группе народных мастеров набойки;

-составить экспозицию из цветочных композиций, выполненных в технике текстильного коллажа, в группе народных мастеров лоскутной техники. Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им оценку.

34 неделя




Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»


10 ч


Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»


4 ч


Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»


8 ч


ИТОГО:

34 ч




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. Дополнительная литература.

1) Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.

2) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

3) Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

4) Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

5) Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.

2. Интернет-ресурсы.

1) Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2) Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

3) Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

4) Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

5) Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

3. Информационно-коммуникативные средства.

1) Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

2) Большая электронная энциклопедия (CD).

3) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

4) Аудиозаписи. Классическая музыка.

5) Наглядные пособия.

5. Технические средства обучения.

1) Компьютер.

2) Интерактивная доска с проектором.

3) Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

_________________________________

от «____» ______________ 2016 № 1



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______________ Н. В. Никологорская

«____» ________________ 2016