Тема четверти: «Художник и зрелище»
Тема урока: «Театр кукол».
Цели урока:
Формировать активность в создании театральных кукол, навыки работы с солёным тестом.
Формировать интерес к театру кукол, желание посетить его.
Воспитывать умение эмоционально откликаться на работу художников в театральных постановках.
4. Развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер.
ф
Оборудование урока: солёное тесто, стеки, клеёнка, дощечка, салфетка.
Зрительный ряд: готовые куклы (перчаточная, тростевая, марионетка); кроссворд, карточки – слова; иллюстрации кукол и голова куклы, изготовленная из солёного теста.
Музыкальный ряд: «Времена года», «Зима».
Ход урока.
I – Организация внимания.
Проверка готовности к уроку.
II – Актуализация.
- Сегодня мы продолжим знакомство с искусством театра.
- Как называется тема нашей четверти?
/ «Художник и зрелище»
- Правильно, тема нашей четверти «Художник и зрелище». На прошлых уроках вы узнали много интересного о театральных масках, об образах театральных героев.
- А что же такое театр?
/ театр – это место для зрелищ, где проходят выступления актёров.
- А где же впервые был создан театр?
/ в Греции.
- А кто скажет, с какими видами театральных искусств вы познакомились?
/ опера, балет, цирк.
- Молодцы! А какой театральный спектакль мы называем оперой?
/ опера – это вид театрального искусства, где образы героев рассказывают о жизни в музыке и пении. Если внимательно прислушиваться, то можно услышать характер героя и его чувства.
- А какой театральный спектакль мы называем балетом?
/ балет – это вид театрального искусства, в котором содержание раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
- А что такое цирк?
/ цирк – это вид театрального искусства, очень эмоциональный и захватывающий, где выступают акробаты, дрессировщики, жонглёры.
- Ребята, а кто же является главным действующим лицом в театральных представлениях?
/ актёр.
- А кто помогает актёру передать характер героя, его настроение, чувства, образ? Например, образ Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, кто же помогает актёру?
/ костюмер, художник- гримёр.
- Что они должны знать, чтобы правильно и точно раскрыть образ театрального героя?
/ характер, эпоху, в которой жил герой.
- Начиная с самого первого урока четверти, вы путешествуете по большой сказочной стране зрелищных искусств. Сегодня, мы познакомимся с новым волшебным театром. А с каким именно, мы узнаем, разгадав кроссворд.
к
т
ё
р
у
б
о
р
м
а
с
к
а
с
п
е
к
т
а
к
л
ь
к
р
а
с
к
и
Кто главный действующий герой в театральных постановках? (актёр)
Как называется та часть костюма, которая одевается на голову актёра? (убор)
Что использовали греки актёры – мужчины, чтобы изобразить женщину? (маску)
Как по-другому назвали театральную постановку? (спектакль)
Спрятались в баночке цвета радуги? (краски)
III – Изучение нового материала.
- Вы сегодня познакомитесь с театром кукол. Как вы думаете, что такое театр кукол?
/это необычный весёлый театр, потому что здесь вместо актёров выступают куклы.
- А сейчас мы попутешествуем по странам и познакомимся с братьями тех кукол, которые живут у вас дома.
- Ребята, представляете, оказывается ещё в древности, люди изображали на скалах неподвижных богов. Около 3000 лет назад эти неподвижные изображения превратились в фигурки, которые человек оживляет с помощью своих рук – это стало началом кукольного театра. Они разговаривают и двигаются, ну прямо как живые, настоящие актёры. Любая кукла тесно связана с рукой…
_ А как вы думаете, рукой кого?
/актёра-кукловода. (карт КУКЛОВОД)
- А вы знаете, какие бывают куклы?
/ТРОСТЕВЫЕ, МАРИОНЕТКИ, ПЕРЧАТОЧНЫЕ
- Марионетки управляются с помощью длинных нитей (показ)
- Актёр – кукловод двигает рукой (карт. ВАГУ – специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых отходят нити. К нитям прикреплена части куклы.)
- Когда кукловод двигает своей рукой вагу, то он создаёт движение кукол. Все свои мысли, чувства переносит кукле, и кукла оживает.
- А как вы думаете, если актёр-кукловод будет создавать медленные движения, то какого героя он хочет передать? (Грустного, тихого, печального)
- А если быстрые движения? (Бодрого, непоседу)
- А вот у ТРОСТЕВОЙ куклы, руки управляются тростями, палочками, проволоками, прикреплёнными к ладошкам, запястьям или локтям кукол. Трости скрыты в рукавах или одежде кукол. Появились эти куклы очень давно на Востоке.
- А это ПЕРЧАТОЧНЫЕ куклы. Перчаточные куклы одни из самых простых, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Голова куклы обычно одевается на указательный палец. Одна рука – на средний палец, а другая рука куклы на большой палец.
-Ребята, как в России такая игрушка называется? (ПЕТРУШКА)
Собирайся люд честной,
Я – Петрушка - шапка на макушке
Всех развлекаю
Грустить не позволяю.
- Представляете, а ведь у Петрушки есть братья, которые живут вдалеке от нас.
- Во Франции – ПОЛИШИНЕЛЬ.
- В Англии – ПАНЧ.
-А в Италии – ПУЛЬЧИНЕЛЛА.
- Я хочу рассказать вам одну очень интересную легенду. Все вы знаете, что такое сцена (место, где выступают актёры) и занавес (штора, прикрывающая сцену).
Так вот. Давным-давно, в древности. Когда ещё дамы ходили в длинных пышных платьях, а мужчины во фраках, жила-была девушка по имени Сцена. И любила она юношу, которого звали Занавес. Но когда девушка выступала перед зрителями, злой король полюбил её и дал себе клятву, что Сцена будет его. Но девушка ему отказала, и король решил её убить «Ни мне, так и никому». Как-то раз, когда Сцена выступала, король выстрелил из пистолета. Но Занавес (её юноша) успел закрыть Сцену своей грудью. С тех пор, там, где люди выступают, это место называют сценой. А ширму, которая закрывает сцену – занавес.
IV –Физкультминутка.
V – Объяснение практической работы.
А вы хотите, чтобы и у вас у каждого была своя перчаточная кукла. Чтобы вы могли ставить свои театральные представления.
Для того, чтобы получилась голова, возьмите кусочек солёного теста. Надо размять и скатать в овальную форму или круглую, в зависимости от того, какую куклу вы будете лепить.
Затем с помощью различных приёмов образуем форму лица:
глаза – вдавливанием;
нос – вытягиванием;
щёки – наращиванием и т. д.
А с помощью стеков можно показать причёску куклы.
Посмотрите, как необходимо снизу как бы вдавить. Это место для шеи. Затем, когда вы всё это сделаете, мы головы покроем краской и сошьём костюмы. Но это уже на следующем уроке, потому что голова должна высохнуть.
Всё ли вам понятно?
V I– Практическая работа.
- Ребята, а для того, чтобы мы могли ставить театральные представления наши куклы не должны повторяться. Поэтому, я вам предлагаю карточки с заданиями. На каждой карточке написаны персонажи сказок, которых вы будете создавать.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Алёнушка Морозко Кощей Бессмертный
Иванушка мачеха Карабас-Барабас
Золушка папа Карло Баба-Яга
Мальвина Буратино старик
король
VI I– Итог урока
вспомнил
Я узнал
хотел бы
VIII – Домашнее задание.
Дома подготовьте материал для продолжения работы по созданию куклы: пуговицы, ткань, шерстяные нити, бисер, мишуру и т. д.
Открытый урок в 3 классе
«ИЗО и худ. труд»
[pic]
Учитель: Харченко Е. В.
МКОУ СОШ №18 п. Загорский