Открытый урок по литературному чтению Краткость-сестра таланта А. П. Чехов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Открытый урок: «Краткость – сестра таланта»

Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас сегодня приветствовать.

Повод нашего открытого урока прост: 17(29) января 1860 г. в маленьком провинциальном городке с покосившимися домиками Таганроге родился один из самых выдающихся писателей России 20 века – Антон Павлович Чехов. Медицинское образование, задатки истинного филателиста, огромный жизненный опыт и уникальное умение чувствовать людей позволили ему прославиться во многих областях. Его произведения, включенные в школьную программу, заняли достойное место на полках истинных библиофилов, а также являются регулярными классическими постановками во всех театрах мира, не исключая и наши самарские.

Как часто мы слышим фразу со слайда: «Краткость - сестра таланта» в современной жизни, но задумывались ли мы, кто автор этого столь мудрого изречения?!

В восьмидесятые годы девятнадцатого века юмористические журналы стали публиковать маленькие рассказы, под которыми можно было найти забавную подпись – Антоша Чехонте. За подобным псевдонимом прятался студент-медик Антон Чехов. Полученные за отличную работу денежные вознаграждения были хорошей поддержкой для семьи молодого писателя, которая не отличалась богатством, а точнее сказать – постоянная нужда их не покидала.

[link] . Это был некий знак протеста против отмены Николаем II избрания М. Гoрького почетным академиком.

Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находился в Ницце.на лечении, потом был в Италию, а в феврале возвратился в Ялту. 25 мая Антон Павлович и Ольга Леонардовна Книппер, актриса Московского художественного театра, венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс - считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», - сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.). Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12 и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер - это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов - его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем - Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чехов наведывался в Москву

«Вишневый сад». Ольга Леонидовна играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» - это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.

15 июля (1-го по ст.стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. И впервые сам попросил послать за доктором сказав твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

22 июля 1904 года он был похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря (фото памятника и могилы).

Так ушел на всегда гениальный человек, написавший очень много ценного о культуре обучения слову, поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему – великому русскому слову.

В Баденвейлере в августе 1998 года здесь был открыт единственный в западном мире музей Чехова. Он получил название "Чеховский салон". Здесь ежегодно проводятся авторские чтения, дискуссии, творческие встречи литераторов разных стран, театральные представления.


Хотим и мы предложить вашему вниманию театральную зарисовку по одному из самых известных рассказов Чехова: «Лошадиная фамилия», она позволит нам максимально почувствовать себя актерами одной реплики.

Инсценировка:

Герои:

1.- приказчик

2. Генерал – майор Булдеев

3. Генеральша

4. Врач

5. Ведущий

Ведущий с открытой книгой в руках: У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскает рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние -- жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.
Приказчик: - Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы -- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет -- и как рукой! Сила ему такая дадена...
Булдеев: - Где же он теперь?
Приказчик: -- А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает.. Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.
Булдеев: -- Ерунда! Шарлатанство!
 
Генеральша: -- Пошли, Алеша! - Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.
Булдеев: -- Ну, ладно. Тут не только что к акцизному, но и к чёрту депешу пошлешь... Оx1 Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?
 
Ведущий: Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Приказчик: -- Его в Саратове каждая собака знает.. -- Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильичу... Васильичу...
Балдеев:-- Ну?
 
Приказчик:-- Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии... А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Чёрт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил... Позвольте-с...
Ведущий: Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.
 
Балдеев и Генеральша: -- Ну, что же? Скорей думай!
 
Приказчик: -- Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая -- из головы вышибло...
 
Балдеев:-- Жеребятников?
 
Приказчик:-- Никак нет. Постойте... Кобылицын... Кобылятников... Кобелев...
 
Генеральша:-- Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

Приказчик:-- Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкин... Всё не то!
Балдеев: -- Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!
Приказчик: -- Сейчас. Лошадкин... Кобылкин... Коренной...

Генеральша: -- Коренников?
Приказчик: -- Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!

Балдеев: -- Так зачем же, чёрт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? Ступай отсюда вон!

Ведущий: Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.
Балдеев: -- Ой, батюшки! -- Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!
Ведущий: Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:
Приказчик: -- Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко. Нет, не то! Лошадинский... Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...

Ведущий: Немного погодя его позвали к господам.
Балдеев: -- Вспомнил?
Приказчик: -- Никак нет, ваше превосходительство.
Балдеев: -- Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?
Ведущий: И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию...
     Приказчика то и дело требовали в дом.

[pic] [pic]      -- Табунов? -- спрашивали у него. -- Копытин? Жеребовский?
     -- Никак нет, -- отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух. -- Коненко... Конченко... Жеребеев... Кобылеев...
     -- Папа! -- кричали из детской. -- Тройкин! Уздечкин!
     Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами...
     -- Гнедов! -- говорили ему. -- Рысистый! Лошадицкий!

Ведущий: - Но наступил вечер, а фамилия всё еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.
     Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

Балдеев: -- Не Меринов ли? -- спросил он плачущим голосом.
 Приказчик:-- Нет, не Меринов, ваше превосходительство.
 
Генеральша: -- Да может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!
 
Приказчик:-- Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже отлично помню.
Балдеев: -- Экий ты какой, братец, беспамятный... Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!
Ведущий: Утром генерал опять послал за доктором.
Балдеев: -- Пускай рвет! -- Нет больше сил терпеть...
Ведущий: Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича... Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны...
 
Приказчик: -- Буланов... Чересседельников... -- бормотал он. -- Засупонин... Лошадский...
 
Врач:-- Иван Евсеич! -- Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...
 
Ведущий: Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.
 
Приказчик: -- Надумал, ваше превосходительство!

Ведущий: закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу.

Приказчик: -- Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!
Балдеев: -- На-кося! -- Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!

Аплодисменты нашим актерам.

В рассказе ярко описываются невоспитанность и грубость богатых людей. Пока приказчик обещал помочь в излечении зубной боли, генерал называл его и голубчиком, и братцем. А когда услуги Ивана Евсеича стали не нужны, он заслуживает от Булдеева только грубые слова и грубый жест.

Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» был напечатан впервые в 1885 году. С тех пор он многократно переиздавался и известен не только на русском, но и на многих других языках мира.

Антон Павлович очень любил театр. В гимназические годы принимал участие в домашних спектаклях товарища. Впервые оказался в театре в 13 лет посмотрел оперетту «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позже в одном из писем он скажет: «Театр мне давал когда – то много хорошего… Презже для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои многих его произведений актеры и актрисы.

Интересна современная судьба чеховского рассказа «Хамелеон». Российский художник – микроминиатюрист Анатолий Коненко – директор ООО «Сибирский Левша» в городе Омске выпустил книгу по рассказу «Хамелеон» размером 0.9 на 0.9 миллиметров. В ней 29 страниц, 3 цветные иллюстрации и портрет Чехова.

Книга была признана самой маленькой на Всемирном конгрессе любителей миниатюрных книг в 1997 году и попала в Книгу Рекордов Гиннеса.

В 2009 году по мотивам этого рассказа режиссер Алексей Демин снял 13-ти минутный мультфильм – фантазию «Очумелов» (возможен просмотр отрывка – 2,37 мин) в рамках проекта «Русская классика детям». В год выпуска фильм получил 5 наград, а в 2010 кинопремию «Ника». Экранизация и театральные постановки по произведениям Антона Павловича – отдельная, очень интересная тема для вас, когда повзрослеете.

Для справки: Позже А. Коненко создал книгу «Русский алфавит» (0.8*0.8 мм). А в 1913 году японцы создали книгу со сторонами 0.75*0.75 мм.

Ну что ж ребята, вот мы и познакомились с жизнью и творчеством великого писателя, предлагаю провести сейчас викторину для гостей нашего открытого урока, а заодно и нам закрепить услышанное и увиденное сегодня:

  1. Где и когда родился Антон Павлович Чехов?


  1. В каких юмористических журналах печатал свои произведения Антон Павлович Чехов:

А) Фитиль

Б) Стрекоза

В) Будильник


  1. Назовите псевдонимы, которые не принадлежали А.П. Чехову:

А) Антоша Чехонте;

Б) Игудиил Хламида

В) Человек без селезенки


  1. Как звали одну из собак Антона Павловича:

А) Хина

Б) Аспирин

В) Скипидар


  1. Назовите произведение по фрагменту из мультфильма:

А) «Хамелеон»

Б) «Каштанка»

В) «Ванька»


  1. Перед каким праздником герои рассказа «Мальчики» приехали в дом Королевых? (Рождество)

  2. Как звали пса, который первым встретил гостей? (Милорд)

  3. Имена трех сестер Володи? (Катя, Соня, Маша)

  4. Куда хотели бежать мальчики? (в Калифорнию)

  5. Как Чечевицын называл себя и своего друга Володю? («Монтигомо ястребиный коготь» и «Бледнолицый брат мой»)

Чехов – один из тех счастливых авторов, кого не только почитают, но и читают. Его пьесы ставятся на сценах всего мира, его произведения получают новую жизнь в кино- и теле - экранизациях, в радиопостановках, в живописи, музыке, балете. Ибо этот, по выражению Льва Толстого, «Пушкин в прозе» помог нам правдиво взглянуть на самих себя – что, по мысли самого Антона Павловича, является лучшим стимулом самосовершенствования человека, в котором, как свято верил писатель, «все должно быть прекрасно».


17