Развитие творческих способностей младших школьников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Развитие творческих способностей младших школьников

в процессе обучения



Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям

В.А. Сухомлинский.



ПЛАН


1. Проблема развития творческих способностей младших школьников.

2. Характеристика творческих способностей младших школьников.

3. Творческие задания в младшей школе.

4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия

учащихся и педагога.

Выводы

Библиографический список



1. Проблема развития творческих способностей младших школьников



На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

К моменту поступления в школу ребенок становится субъектом разнообразных видов деятельности, у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако, у него нет потребности и способности к самоизменению. И то, и другое может возникнуть, оформится и развиться в процессе школьного обучения. И.Я. Лернер выделил два компонента содержания образования: базовый, включающий систему знаний и навыков, и продвинутый, содержащий опыт творческой деятельности (перенос знаний, умений и навыков в новую ситуацию). Природосообразная личностно ориентированная дидактика Дж. Дьюи выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся.

Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития творческих способностей младших школьников, способствующих освоению доступных видов творческой деятельности, обеспечению накопления субъективного творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о "выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса". В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.



2. Характеристика творческих способностей младших школьников



Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

- самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

- комбинирование ранее усвоенных способов.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.


3.Творческие задания в начальной школе


Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, это сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

- соответствие условия выбранным методам творчества;

- возможность разных способов решения;

- учет актуального уровня развития;

- учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, Г.В. Терехова предлагает программу, в которой выстраивается система творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе. Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий Г.В. Терехова учитывала два фактора:

- творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,

- творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Галина Владимировна Терехова, автор методических материалов «особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» к программе «Уроки творчества», приводит следующую классификацию тематических серий творческих заданий.


Тематические серии групп творческих заданий


Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Обучение грамоте
Художественный труд
Окружающий мир

“Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование
Использование в новом качестве

Окружающий мир
ОБЖ

“Бесприродный технический мир”

Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными

Преобразование
Использование в новом качестве

Художественный труд

“Фантастические сюжеты”

Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов

Познание
Создание
Преобразование

Обучение грамоте
Литературное чтение

“Да-Нетки”

Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов

Познание

Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
Художественный труд

“Безопасность”

Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Окружающий мир
ОБЖ
Художественный труд

“Проблемы третьего тысячелетия”

Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство)

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

“Реклама”

Разгадывание секретов построения рекламных трюков

Познание
Создание

Дополнительная учебная программа

“Гениальные” задачи”

Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Дополнительная учебная программа

“Достойный ответ”

Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения

Познание
Использование в новом качестве

Обучение грамоте
Литературное чтение
Окружающий мир

“Что такое хорошо?”

Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия )

Познание

Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
Художественный труд


Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

- формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Приведем в качестве примера несколько занятий по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста, предлагаемые доктором психологических наук Евгенией Яковлевой.


Занятие «ЭТО Я»


Цель
Создание каждым учеником автопортрета.

Материал
Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.


Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?

Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.

Ведущий. Да, когда человек сам себя рисует (принятие).

Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета.

Ведущий. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).
Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому ведущий может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле».
В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим:
«Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).
Может быть и так, что ведущий не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет».
Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?

Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.

Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет

Ответы детей: это был бы просто портрет.

Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?

Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.
Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур. Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.
Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы.

Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят).

После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную.
Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают.

Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:

Ты, оказывается, любишь джинсы!

О, тебе идут свитера!

Какой прекрасный костюм принцессы!

Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в зеркало.) При этом ведущий обязательно напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».
После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит. По ходу этого рассказа ведущий осуществляет безусловную поддержку и принятие.
Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме.

Эта реакция ребенка тоже принимается ведущим: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился».
При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.


Освоение метода дихотомии в игре «Да-нет»


Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры «Да – Нет». В рамках дополнительной учебной программы могут быть использованы следующие «Да-Нетки». Узнай объект по описанию.


1. Перечисляются признаки объекта (тема «Объект и его признаки»):
сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

2. Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда (тема «Органы чувств»):

- 5 глаз, и все на руках (морская звезда);

- животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);

- животное, которое "видит" носом (дельфин);

- животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви);

- животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);

- животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка);

- животное, которому нос может заменить глаза (собака);

- этому животному зрение заменяют слух и голосовые органы (летучая мышь);

- животные, которые слышат всем телом и могут найти дорогу по запаху (рыба);

- животное, у которого органы обоняния и осязания находятся на руке (слон);

- у этих животных удивительное зрение - очень широкий угол зрения, позволяющий видеть все вокруг (птицы);

- глаза этого животного лучше видят ночью, чем днем, чуткие уши слышат добычу с далекого расстояния (сова);

- животное, у которого органы чувств очень схожи с органами чувств человека (обезьяна).

3. Найди загаданный объект.

- редлагается ряд геометрических фигур, среди которых учащиеся находят загаданную фигуру (тема «Материал»);

- предлагается ряд предметов, изображенных в неявном виде: телефон, книга, кошка, звезда, звук, букет, подарок, ветер (тема «Мышление»);

- предлагается ряд объектов, расположенных в таблице. Требуется отгадать объект, пользуясь признаком расположения (тема «Внимание»).

4. Определи возраст человека: приводится описание поступков людей, характеризующих их возраст (тема «Признак», «Время»).

Однажды на пороге скромной обители второкурсника возник величавый седобородый старец, профессор Ульм Джеймс. Он зашел поздравить юного автора с удачной статьей в студенческом журнале, и этот неожиданный визит положил начало ежедневным беседам в доме Джеймса, за чашкой чая. Сколько лет было юному автору?

Французский врач Ален Бомбар на собственном примере доказал, что можно довольно долго жить, бороться с морской стихией и побеждать ее, оставшись без воды и пищи. Ален в течение 65 дней на резиновой лодке переплыл Атлантический океан, не притронувшись к еде и воде. В каком возрасте Ален совершил свой подвиг?

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала:
Ты почему трех поросят съел?
Волк молчит.
Ты почему трех поросят обижал?
Волк поджал хвост.
Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк!
Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, он больше не будет. Сколько лет Маше?

Как-то на Рождество отец подарил Генриху книгу Георга Людвига Ерера "Всемирная история для детей", в которой мальчик увидел рисунок к мифу о Трое. Мальчик радостно воскликнул: "Отец, ты ошибся, Ерер видел Трою, иначе он не смог бы ее нарисовать!" "Сынок, - ответил он, - это лишь воображаемая картина". Но на вопрос сына, имела ли в действительности древняя Троя такие стены, он ответил утвердительно. "Отец, - сказал Генрих, - если такие стены были, то они не могли быть уничтожены". Отец возразил мальчику, но Генрих стоял на своем, и, наконец, они порешили на том, что Генрих когда-нибудь откроет Трою. Сколько лет было мальчику?

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока не вернутся родители из города.

Ты даешь мне слово? - спросил отец.

Даю честное слово, - ответил Старший.

- Хорошо, - сказал отец. - Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное - за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

Ровно в полночь маленький Геракл проснулся. Он лежал в темноте, сосал кулак и слушал во все уши, потому что был умен не по возрасту. Вдруг он услышал возню и шуршание на пороге, потом тихий свист и шипенье на полу. Любопытный мальчик приподнял голову и заглянул за край колыбели. В ту же минуту он увидел большую змеиную голову рядом со своей головой. Геракл немного испугался и откинулся назад.

5. Решение задач на внимание (тема «Внимание»).

В пригороде Парижа - кафе на улице. Туда садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: "У меня в кафе - диверсант". Как он это узнал?

Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой нитки, однако ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти?

У одного шофера не было с собой водительских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запрещающий знак, он миновал перекресток и остановился напротив милиционера. Видя все это, регулировщик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. Почему?

Прохожий обращается к горько плачущему ребенку:
- Будь хорошим мальчиком и не плач.
- Я не могу быть хорошим мальчиком, - был ответ, и это была чистая правда.

Интервью с близнецами: "Вы братья? - Да! - Родились в один день? - Да! - Вы двойняшки? - Нет!" Почему? (тема «Творческое мышление»).

Результатом многократного включения заданий «Угадай объект», «Угадай явление» должна явиться карта - классификация объектов реального мира, позволяющая кратчайшим путем, целенаправленно сужая поле поиска, находить загаданный объект, явление, составленная учащимися под руководством педагога.

Выбираемые учителем методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.



4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия

учащихся и педагога



Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим.

Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

- умение поставить учебно-познавательные проблемы;

- стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;

- поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

Все это предполагает учение создавать атмосферу творчества на занятиях, которая создается путем выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).

При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы «Я = Я». Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание, разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения», предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.

При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.

Творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.

В линии поведения учащихся младших классов творческий стиль может проявляться в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке творческой деятельности и деятельности товарищей.

В современной школе проблеме формирования у ученика потребностей к индивидуальному и коллективному труду, осознанию последствий своих поступков, отношения к собственному здоровью, по мнению педагогов, уделяется недостаточно внимания. В российской системе образования отсутствует обоснованная система обучения и воспитания, обеспеченная настойчивой активизацией процессов освоения здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой образовательной школе. Для решения этих проблем была создана технология, нацеленная на развитие творческой активности, расширение кругозора младших школьников через обучение подвижным и спортивным играм.

Для создания технологии необходимо было объединить основные принципы и типические свойства учения Л. В. Занкова (многогранность, процессуальность, вариативность, коллизии) с основными принципами сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры (В. М. Дьячков, П. Ф. Лес­гафт, Н. Н. Богданов, В. Д. Чепек, Л. П.  Гри­мак, В. А. Ясвин, В. В. Давыдов). В основу принципа сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры входит не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты (осознание собственного «я» в условиях постоянного физического и психического развития). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также для интеллектуального развития. При соответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситуациях, сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения.

Для обогащения опыта младших школьников и разработана технология «Принципы и методы направленных сопряженных воздействий». В основу данной технологии легли концептуальные особенности систем известных специалистов в области теории и методики спортивной тренировки (В. М.  Дьячков, В. К. Бальсевич):

- принцип конвекции (использование творческих возможностей);

- принцип гармоничности развития личности обучающегося (освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, мобилизационных, коммуникативных ценностей физической и спортивной культуры);

- принцип активного формирования здоровья (своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка):

    • своевременное формирование компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков;

    • обязательное соответствие тренирующих и воспитывающих воздействий ритма возрастного развития;

- принцип накопления потенциала социальной активности (процесс накопления ценностей физической и спортивной культуры);

- создание моделей единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.

- принцип свободы выбора.

Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых движений является обратная связь. Важно отметить, что для учителя наличие обратной связи позволяет оценить не только успехи ученика, но собственную педагогическую эффективность. Весь процесс обучения мы строим через совместную деятельность: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа, учитель – группа, взаимное обучение. Эти формы организации учебной деятельности помогают сформировать и развить у младшего школьника определенные психологические качества и формы поведения (умение общаться друг с другом, помощь в выполнении задания, индивидуальная ответственность и т. д.).

Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предметам. Соотношение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в малых группах выливается в представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Под рефлексивными действиями будем понимать:

- готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

- умения обретать новый смысл и ценности;

- умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

- умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.

Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С.Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С.Гафитулиным, Т.А.Сидорчук).

Шкала "Фантазия" включает пять показателей:

- новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));

- убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);

гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);

- художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);

- субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровень используемого метода.

Для определения уровня творческого мышления можно использовать методику С.И. Гин. Во избежание односторонней, субъективной оценки креативности учащихся нужно применять психологические и педагогические методики диагностирования в комплексе. Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П.Торренса, Е.Туник.


Система критериев развития креативных способностей

младших школьников


Для оценки полученных результатов можно выделить три уровня развития креативных способностей: I - низкий, II - средний, III - высокий. Оценка уровня каждого ученика осуществляется по трем критериям: творческое мышление, творческое воображение, уровень творчества, каждому из которых сопоставлено определенное количество баллов.

Озарение, новое видение предмета, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, поиску ответов. В итоге появляется информационный запрос, у каждого — свой. Возникает потребность в получении знаний под руководством учителя или с помощью родителей.

Полностью реализовать систему творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся может компенсировать факультативный курс, внеклассная работа.

Основные цели факультативного курса и внеклассной работы:

- развитие системности, диалектичности мышления;

- развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;

- обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий.

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:

- вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

- системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

- промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.



Выводы



В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения творческих замыслов. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих умений и знаний как в аналогичные, так и в измененные условия.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строится на междисциплинарной, интегративной основе, способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, затем к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Принято считать, что творчество проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного — например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Существуют технологии в основе которых лежит новый подход к пониманию творчества. Творчество — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта.
В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов.
Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность — это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках. Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другого; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные. В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.
Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.

В этом случае систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться учениками.

Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который компонует задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Важно учитывать, что при выполнении заданий оценивается только стремление к работе, задания носят не оценочный, а развивающий характер.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.

  2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.

  4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: Аст-Пресс, 1999.

  5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.

  6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.

  7. Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. - Гомель, 1995.

  8. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-71.

  9. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.

  10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

  11. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

  12. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.

  13. Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008, № 4, с. 63-65.

  14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.

  15. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997.

  16. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр "Эксперимент". - Рига, 1994.

  17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.

  18. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1996.

  19. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2000.

  20. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 41-48.

  21. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4).- М.: Просвещение, 2001. - Ч. 2.

  22. Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 53-55.

  23. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом "Восток", 2001.

  24. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод. руководство. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1998.

  25. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.

  26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998.

  27. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.

  28. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.