п/п
Да-та
Тема, тип
(вид) урока
(страницы учебника,
тетради)
Решаемые проблемы.
Задачи деятельности учителя
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия
предметные результаты
универсальные учебные действия
(УУД)
личностные
результаты
Раздел 1. Россия – Родина моя (5 ч)
1
Мелодия – душа музыки (вводный; экскурсия).
У*, с. 6–7; РТ, с. 3–4
Проблемы: Какими чувствами наполнена музыка П. И. Чайковского? Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь»?
Задачи: познакомить с произведением П. И. Чайковского; учить применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения
Композитор, мелодия, песенность, симфония, лирический образ
Узнают понятия: мелодия и аккомпанемент.
Научатся воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, слушать музыкальное произведение, выделять выразительные и изобразительные интонации
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задачи; осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения
2
Природа и музыка (романс). Звучащие картины (изучение и закрепление новых знаний; путешествие
по родному краю).
У, с. 8–11; РТ, с. 5–7
Проблемы: Какой романс вам понравился больше всего? О чём рассказала музыка рус-ских композиторов? Какие картины русских художников созвучны с известными романсами русских композиторов?
Задачи: познакомить с романсами и песнями; учить сравнивать их, определять и находить отличие романса от песни;
создать условия для развития умения передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи
Романс, певец, солист, исполнитель, мелодия, аккомпанемент, гармония поэтического и музыкального текстов
Узнают понятия: романс, певец, солист, исполнитель.
Научатся интонационно осмысленно исполнять романсы, сравнивать романсы с песнями, петь мелодии с ориентацией на нотную запись; называть изученные произведения; выявлять настроение и чувства человека, выраженные в музыке, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, вносить коррективы в свою работу, анализировать результаты соб-ственной и коллективной работы.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека
Представлять образ Родины, историческое прошлое, куль-турное наследие России
3
«Виват,
Россия!»
(кант), «Наша слава – русская держава»
(расширение и углубление знаний; путешествие в истории-ческое прошлое).
У, с. 14–15; РТ, с. 10–13
Проблемы: В каком характере исполняется кант? Сходны ли интонации музыкальные и речевые?
Задачи: познакомить с песнями о героических событиях истории Отечества; способствовать развитию умений распознавать особенности исполнения кантов, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, выражать свое впечатление в пении, игре, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
Кант, песенность, маршевость, интонации музыки и речи
Узнают понятия: кант, песенность, маршевость.
Научатся слушать и исполнять канты, воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты кантат, определять трёхчастную форму кантов, отмечать патриотический характер русских народных песен; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, петь хором, вести диалог, слушать собеседника
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений
4
Кантата
С. С. Прокофьева «Александр Невский» (изучение нового материала; путешествие).
У, с. 16–17
Проблемы: Что общего и различного между музыкальными жанрами «кант» и «кантата»? Как композитор передаёт слушателям состояние тревоги, взволнованности во вступлении к хору «Вставайте, люди русские!»?
Задачи: создать условия для развития умения определять музыкальную форму произведения, раскрывать замысел композитора, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
Кантата, набат, вступление, трёхчастная форма
Узнают понятия: кантата, набат, вступление.
Научатся определять произведение, состоящее из нескольких частей, определять трёхчастную форму; исполнять движением руки партию колокола; сравнивать иконы и картины художников, раскрывать музыкальный образ, понимать замысел композитора; понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, выразительность интонаций, передавать состояние героев произведений.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; исполнять музыку на воображаемых инструментах
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания
5
Опера
М. И. Глинки «Иван Сусанин»
(освоение нового материала).
РТ, с. 20–21
Проблема: Как звучит вступительная хоровая сцена из оперы? Какие черты характера, чувства Сусанина передаёт его ария?
Задачи: познакомить с содержанием произведения, главным героем и его музыкальной характеристикой; способствовать развитию умений сравнить два ответа И. Сусанина полякам: музыкальный из оперы М. И. Глинки и поэтический из стихотворения К. Рылеева, понимать возможности музыки
Опера, хоровая сцена, певец, солист
Узнают понятия: опера, хоровая сцена, главный герой, певец, солист, ария, эпилог, благовест.
Научатся представлять себя в роли музыкальных героев, сравнивать музыкальные и поэтические темы, торжественно исполнять фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, сравнивать его с хором «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»
С. С. Прокофьева
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; выразительно исполнять музыкальные произведения
Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир
Раздел 2. День, полный событий (5 ч)
6
Утро.
П. И. Чайковский «Утренняя молитва»
(изучение нового материала; путеше-
ствие).
У, с. 24–25
Проблемы: Что роднит и что отличает два музыкальных утра – П. Чайковского («Детский альбом») и Э. Грига (Сюита «Пер Гюнт»).
Задачи: создать условия для развития умений определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов, сравнивать музыкальные произведения композиторов, рисующих картину утра; определять, какая музыка передаёт душевное состояние композитора, связанное с его внутренним миром, а какая – настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира
Песенность, развитие, повтор, лад, тембр
Узнают понятия: песенность, развитие, повтор, лад, тембр.
Научатся определять жизненную основу музыкальных произведений, понимать выразительные возможности музыкальных инструментов в создании различных образов; сравнивать музыкальные произведения композиторов, рисующих картину утра, поэтов и произведения художников; воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфоний
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий; использовать известные средства музыкальной выразительности.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; усваивать особенность музыкального языка как средства создания музыкального образа.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию; узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности
Принимать позицию слушателя
(исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности
7
Портрет
в музыке. «В каждой интонации спрятан человек»
(расширение и углубление знаний; экскурсия в музыкальный театр).
У, с. 26–29; РТ, с. 30–31
Проблемы: Какие портреты нарисовала музыка С. Прокофьева в знакомой сказке «Петя и Волк»? Что помогает увидеть появление нового персонажа, понять его характер, поведение? С какой интонацией прочитал стихотворение А. Барто «Болтунья» композитор С. Прокофьев? Как понимаете смысл слов
«В каждой интонации спрятан человек»?
Задачи: продолжить знакомство с образами произведений С. Прокофьева; создать условия для развития умения применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения
Выразительность, изобразительность, контраст, скороговорка
Узнают понятия: выразительность, изобразительность, контраст, скороговорка.
Научатся сравнивать музыкальные темы и образы героев симфонической сказки, балета и песни; размышлять о характере музыки, о чувствах, настроении, которые в ней выражены, о различии и связи контрастных музыкальных тем; дирижи-ровать и передавать движениями рук характер музыки (полётность, взволнованность, динамические нарастания, устремлённость к кульминации)
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, составлять план и последовательность действий; использовать известные средства музыкальной выразительности.
Познавательные: ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеб-ных заданий; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, слушать собеседника; рассказывать о содержании произведения, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки
8
«В детской». Игры и игрушки
(расширение и углубление знаний; игра).
У, с. 30–33
Проблема: Как музыкальные интонации подчёркивают выразительность речи каждого персонажа?
Задачи: познакомить с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская»; создать условия для развития умений сравнивать музыкальные пьесы М. П. Мусоргского (вокальный цикл «Детская»), П. И. Чайковского («Детский альбом»), С. С. Прокофьева, объяснять, что их объединяет и чем отличаются друг от друга; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцеваль-ность, мар-шевость, фортепиано, аккомпанемент, солист
Узнают понятия: мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, аккомпанемент, солист, песенность, танцевальность, маршевость.
Научатся проводить интонационно-образный и сравнительный анализ на примере музыкальных произведений М. П. Мусоргского,
П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева, определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке
Регулятивные: выбирать дей-ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять этапы выполнения заданий; различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать познавательную цель; понимать содержание произведения.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе, проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки
Проявлять познавательный интерес к музыкаль-ным занятиям
9
Детская тема в произведениях М. Мусоргского (закрепление нового материала; экскурсия в картинную галерею).
У, с. 34–35
Проблема: Как композитор передал содержание пьесы, характеры детей?
Задачи: познакомить с новым произведением и предложить стать участниками прогулки по выставке картин; создать условия для развития умений находить верные ответы на вопросы, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм
Сюита, музыкальная живопись
Узнают понятия: сюита, музыкальная живопись.
Научатся называть музыкальные картины, находить ответы на поставленные вопросы, размышлять о музыкальных образах, определять средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для создания музыкальных иллюстраций на примере музыки «Тюильрийский сад» и «Лиможский рынок»
М. П. Мусоргского
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания; ставить и реализовывать цель.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации, использовать информацию для решения задач.
Коммуникативные: обсуждать вопросы перед принятием реше-
ния, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное суждение о музыке, выслушивать мнения друг друга
Понимать чувства других людей и сопереживать им
10
«Вечер». Обобщение музыкальных впечатлений
(закрепление изученного материала).
У, с. 36–37; РТ, с. 8–9
Проблема: О чём рассказали в своих музыкальных произведениях П. Чайковский, М. Мусоргский и Э. Григ?
Задачи: создать условия для развития умений выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов, сопоставлять пьесы П. Чайковского, М. Мусоргского и Э. Грига, определять созвучие с картинами И. Левитана «Сумерки. Луна» и «Заход солнца» и стихами А. Плещеева «Вечер отрадный…»
Мелодия, аккомпанемент, интонация
Узнают понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление, интонация.
Научатся находить сходство и различие музыкальных пьес, живописных и литературных произведений, отмечать понравившиеся поэтические строки; выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, понимать важность планирования работы, решать творческие задачи, вносить коррективы в свою работу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний, сравнивать особенности воплощения разными композиторами музыкального образа.
Коммуникативные: ставить вопросы, учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки, участвовать в коллективном обсуждении
Понимать значение музыкальных занятий как способа эмоциональной разгрузки
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
11–
12
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя,
нежная моя, добрая моя, мама!» (расширение и углубление новых знаний).
У, с. 40–47
Проблема: Почему весь мир называет Её царицей небесной?
Задачи: познакомить с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери; способствовать развитию умений сравнивать и сопоставлять музыкальные образы и картины художников, проводить интонационно-образный анализ произведений искусства, находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения, участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; содействовать развитию вокально-хоровых навыков
Икона, храм, церковная музыка, тропарь, молитва, песнопение, картина, образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах худож-ников
Узнают понятия: храм, икона, церковная музыка, песнопения, тропарь.
Научатся сопоставлять музыкальные и художественные образы И.-С. Баха,
Ф. Шуберта и Рафаэля,
С. Рахманинова и В. Васнецова, иконы и тропарь
Владимирской иконе Божией Матери, В. Гаврилина, К. Петрова-Водкина, О. Ренуара; подбирать слова, которые передают чувства при слушании музыки, просмотра картины, чтении стихотворений, посвящённых Богоматери (А. Фет, Данте, А. Пушкин, М. Волошин)
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений.
Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; свободно ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, понимать содержание вопросов и воспро-изводить несложные вопросы о музыке; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Понимать связь между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора
13
Вербное воскресенье. Вербочки (закрепление нового материала; импровизация).
У, с. 48–51
Проблемы: Как разные композиторы передали своё понимание стихотворения А. Блока?
Задачи: создать условия для развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, находить самое яркое звучание в песнях, выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения,
в том числе с дирижированием, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Церковные праздники, величания, хор, рок-опера
Узнают понятия: народные песнопения, церковные песнопения, величания, рок-опера.
Научатся выразительно исполнять песни А. Гречанинова и Р. Глиэра «Вербочки», находить в них самое яркое звучание; дирижировать воображаемой пальмовой ветвью хором из рок-оперы Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью; оценивать музыкальные образы людей.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.
Коммуникативные: выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их в дальнейшей деятельности; участвовать в коллективном музицировании, выразительно исполнять музыкальные произведения
Понимать и проявлять сочувствие к переживаниям персонажей му-зыкальных произведений
14
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир (расширение и углубление знаний).
У, с. 52–53
Проблема: Что роднит мелодии молитвы «Богородице Дево, радуйся», «Величания князю Владимиру и княгине Ольге» и «Баллады о князе Владимире»?
Задачи: создать условия для развития умений обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей, понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека, приводить примеры известных музыкальных жанров, форм
Житие, Величания, имена святых земли Русской, равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир
Узнают имена русских свя-тых княгини Ольги, князя Владимира, их «житие» и дела на благо Родины.
Научатся проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере «Величания князю Владимиру и княгине Ольге», «Баллады о князе Владимире», понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; приводить примеры известных музыкальных жанров, форм, обнаруживать сходство и различия произведений религиозного искусства
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, в том числе музыкально-исполнитель-скую, выбирать действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию, форму музыкального произведения.
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению
Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
15
«Настрою гусли на старинный лад…» (былины). Былина о Садко и Морском царе (освоение нового материала; путешествие).
У, с. 56–57; РТ, с. 14–15
Проблема: Какие особенности былины создают ощущение
непрерывности, тягучести звучания?
Задачи: создать условия для ознакомления с музыкальными инструментами, разучивания мелодии былины, развития умений сравнить с песенными мелодиями в народном стиле, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора, слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов, различать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов, исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении
Былины. Гусли. Певец-сказитель. Фольклор
Узнают понятия: былина, фольклор, песня в народном стиле, певец-сказитель.
Научатся называть народ-ный инструмент гусли, выразительно исполнять мелодию былины «То не белая берёза к земле клонится», сравнивать с песенными лирическими мелодиями в народном стиле; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов
Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в исполнении, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, вносить коррективы в свою работу; понимать важность планирования работы, адекватно оценивать правильность выполнения задания.
Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации; отмечать характер народных песен, устанавливать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению, работая в группе
Проявлять познавательный интерес к музыкаль-ным занятиям
16
Певцы русской старины (Баян, Садко)
(освоение нового материала; путеше-ствие).
У, с. 58–61
Проблемы: Какая из мелодий песен Баяна и Садко – подлинный былинный напев? Как подражают инструменты симфонического оркестра звучанию гуслей? Какую роль играют распевы в былинах?
Задачи: создать условия для развития умений находить сход-ство и различие прослушанных мелодий, рассуждать о значении повтора фраз былинных напевов, различать мелодию и аккомпанемент, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях
Былинный напев, наигрыш. Подражание гуслям. Повтор. Распевы. Выразительность
Узнают понятия: былинный напев, наигрыш, распевы.
Научатся исполнять мелодии песен Баяна и Садко, былинного напева, импровизировать в игре на воображаемых гуслях; слышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы игры на примере музыки из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и оперы-былины Н. Римского-Корсакова «Садко»
Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал; сравнивать музыкальные образы разных композиторов с образами народной музыки.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе, принимать мнение, отличное от своей точки зрения
Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье
17
«Лель, мой Лель…». Образы былинных сказителей (решение частных задач;
сказка).
У, с. 62–63; РТ, с. 16–17
Проблемы: Как Н. Римский-Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы? Какие приёмы развития использует в ней композитор?
Задачи: познакомить с образом былинного певца-музыканта Лелем; способствовать развитию умений определять, что роднит песню Леля с народными напевами, музыкальную форму произведения, приёмы развития музыки, эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека
Песня. Куплет. Меццо-сопрано. Кларнет. Литавры
Узнают понятия: песня, куплет, женский голос меццо-сопрано; музыкальные инструменты: кларнет, литавры.
Научатся сравнивать песню Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» с народными напе-
вами; выразительно исполнять мелодию песни Леля «Туча со громом сговаривалась»; определять приёмы развития музыки (повтор, контраст)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника; характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, выслушивать мнения и идеи одноклассников, использовать их в дальнейшей деятельности; участвовать в коллективном музицировании
Понимать чувства других людей и сопереживать им
18
Звучащие картины «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны
(повторение и закрепление изученного материала; игра).
У, с. 64–67
Проблема: Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия, и слова?
Задачи: познакомить с историей возникновения праздника – масленица; способствовать развитию «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения», умений узнавать народные мелодии в творчестве композиторов, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора, передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества, находить в музыкальном тексте особенности формы изложения
Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле
Узнают историю возникновения народного праздника масленица, познакомятся с обрядом прощания с масленицей.
Научатся выразительно исполнять обрядовые песни, заклички, забавы, мелодии из сцены масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, находить музыкальный контраст, сопоставлять мелодии; вслушиваться в «музыку» картин Б. Кустодиева, находить на них приметы Масленицы; узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; проявлять творческие способности, воображение
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слуша-теля и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания; адекватно оценивать правильность выполнения задания.
Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, музицировании; работать в паре, группе; выразительно исполнять музыкальные произведения
Представлять образ Родины, историческое прошлое, куль-турное наследие России
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)
19
Опера
М. Глинки «Руслан и Людмила»
(изучение нового материала)
Проблемы: Какими средствами композитор рисует фантастические, волшебные образы? Какой характер передаёт музыка арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила»? Как в музыке переданы разные чувства Фарлафа? Что отличает тему Фарлафа от темы Руслана?
Задачи: создать условия для определения сходства и различия музыкальных образов героев оперы, средств музыкальной выразительности; способствовать развитию умений сравнивать характер музыки каватины и арии Людмилы, музыкальные и поэтические образы главных героев оперы и поэмы
А. С. Пушкина, импровизировать мелодии в характере песни, танца и марша, выразительно исполнять песни с соблюдением основных правил пения, в том числе с дирижированием, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов
Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Симфонический оркестр
Узнают понятия: ария, каватина, баритон, сопрано, бас, рондо, контраст, увертюра, симфонический оркестр.
Научатся сравнивать музыкальные и поэтические образы героев оперы М. Глинки и поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», выразительно исполнять мелодии арий, темы главных героев оперы; называть средства музыкальной выразительности; имитировать жесты дирижёра оркестра; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; различать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Регулятивные: планировать учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, планировать действия по устранению недостатков, оценивать музыкальные образы персонажей оперы; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; ориентироваться на нотную запись в учебнике, использовать приём свободного дирижирования; делиться на группы: дирижёр и оркестр.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, срав-нивать музыкальные образы (фразы, выразительность интонаций).
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы; выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении; отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общее решение при работе в группе
Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки
20
Опера
К. В. Глюка «Орфей
и Эвридика» (изучение и закрепление нового материала; путешествие).
У, с. 76–77
Проблема: Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт контрастные образы оперы?
Задачи: познакомить с творчеством К. В. Глюка; способствовать развитию умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, соотносить содержание му-зыкального произведения с использованными в нем музыкальными средствами; содействовать развитию умений петь напевно, легко, не форсируя звук, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов, узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
Музыкаль-ный театр.
Опера. Хор. Солист. Миф. Лира
Узнают понятия: опера, музыкальный театр,
музыкальный диалог, хор, солист, миф, лира.
Научатся слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем музыкальными средствами, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц оперы; передавать настроения музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально-
творческие задания по заданным правилам, оценивать музыкальные образы персонажей оперы.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; называть, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке; характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц оперы.
Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать вопросы об уточнении непонятного; работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениям
Принимать позицию слушателя
(исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творче-ской деятельности
21
Опера
Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»
(освоение нового материала).
У, с. 78–83
Проблемы: Какое настроение передаёт музыка? Близки ли интонации арии Снегурочки народным песням? Какой инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки? Какие черты характера царя раскрываются в «Шествии…»?
Задачи: создать условия для развития умений определять интонационно-образный харак-
тер главных персонажей оперы, средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембры голоса и инструментов оркестра, слушать и исполнять мелодии из оперы; способствовать развитию умений соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел
Сцена из оперы. Ария.
Сопрано. Шествие. Каватина. Тенор
Узнают понятия: сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор.
Научатся слушать и исполнять мелодии арии Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», «Люблю и таю»; определять тембры инструментов симфонического оркестра, душевное состояние главных персонажей оперы, отмечать интонационно-образный характер; участвовать в разыгрывании сцен из оперы, передавать на музыкальных инструментах шуточный характер «Пляски скоморохов», исполнять заключительную песню в характере радостного и светлого гимна
Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности; выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.
Познавательные: формулировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении (драматизации и пластическом интонировании); передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учеников, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания
22
Опера
Н. Римского-Корсако-ва «Садко». Вступление к опере «Садко» «Океан – море синее» (обобщение полученных знаний; путешествие).
У, с. 84–85; РТ, с. 28–29
Проблемы: Образы природы в музыке Римского-Корсакова. Как композитор передаёт характер моря? В чём здесь секрет?
Задачи: создать условия для развития умений воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разбираться в музыкальной драматургии произведения на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, называть средства музыкальной выразительности, понимать нравственный смысл сказочных образов в опере
Сцена из оперы. Зерно-интонация, развитие, трёхчастная форма
Узнают понятия: опера, интонация, развитие, трёхчастная форма.
Научатся слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции; называть произведения и автора (опера «Садко» Н. Римского-Корсакова, картина художника
В. Ермолаевой «Море»), средства музыкальной выразительности, определять трёхчастную форму; следить за развитием темы
в музыке
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать способы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства
Понимать значение музыкальных занятий как способа эмоциональной разгрузки
23
Балет
П. Чайковского «Спящая красавица» (изучение и обобщение полученных знаний; экскурсия в музыкальный театр).
У, с. 86–87; РТ, с. 18–19
Проблемы: Каково значение выражения: «Зло мгновенно
в этом мире, неизбывна доброта»? Как передают контраст художник и композитор?
Задачи: создать условия для развития умений сравнивать темы по нотной записи, передавать в движении характер тем феи Сирени и феи Карабос, рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к балету, дирижировать музыкой «Вальса» из балета, представлять происходящее на сцене, соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями
Контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие
Узнают понятия: контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие.
Научатся соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями, слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции; называть наименования и автора балета (балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского), сравнивать музыкальные темы и передавать их в движении; участвовать в инсценировании сцен из балета
Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.
Познавательные: формировать замысел, использовать и реали-
зовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании.
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения,
о композиторе; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразитель-ным средствам; участвовать в со-здании композиций, работать в паре, группе
Понимать связь между нравственным со-держанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора
24
В современ-ных ритмах (мюзиклы)
(освоение нового материала; путеше-ствие).
У, с. 90–91; РТ, с. 6–7
Проблемы: Как исполняются песни в музыкальном спектакле? Чем мюзикл А. Рыбникова отличается от детской оперы М. Коваля?
Задачи: создать условия для ознакомления с жанром мюзикл, особенностями музыкального языка, манерами исполнения; способствовать развитию умений наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки, разыгрывать сцены из спектаклей
Сцена из мюзикла, современные интонации и ритмы, развитие
Узнают понятия: сцена из мюзикла, современные интонации и ритмы, развитие.
Научатся слушать и исполнять музыкальные темы из спектаклей «Волк и семеро козлят» оперы М. Коваля и «Волк и семеро козлят на новый лад» мюзикла А. Рыбникова; выразительно исполнять песню о звукоряде из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»; участвовать в театрализованных композициях
Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам; оценивать музыкальные образы персонажей оперы и мюзикла.
Познавательные: формировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении: драматизации и пластическом интонировании.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, общаться внутри группы, выбирать речевые формы; оценивать качество исполнения
Понимать и проявлять сочувствие к переживаниям персонажей му-зыкальных произведений
Раздел 6. В концертном зале (6 ч)
25
Музыкальное состязание (кон-
церт) (изучение и закрепление новых знаний; экскурсия в концертный зал).
У, с. 92–95
Проблемы: Как звучит песня «Веснянка» в Концерте № 1 П. Чайковского? Как она звучит
в партии фортепиано и у симфонического концерта?
Задачи: познакомить с жанром инструментальный концерт; создать условия для развития умений определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов
Композитор, испол-нитель, слушатель, концерт, вариационное развитие
Узнают понятия: концерт-ный зал, тема, тембр, пар-титура, инструменты.
Научатся узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятель-ности; определять жанр инструментального концерта; различать звучание музыкальных инструментов
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников; расширять свои представления о музыке и музыкантах.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе
Демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений
26
Музыкальные инструменты
(флейта). Звучащие картины
(закрепление и обобщение знаний; путешествие).
У, с. 96–99
Проблемы: Какие инструменты исполняют темы в симфонической сказке «Петя и волк»? Как звучит голос флейты в «Шутке» И.-С. Баха? Какие качества музыки подчёркивает звучание флейты? Может ли флейта звучать в оркестре и исполнять маршевую музыку?
Задачи: познакомить с историей создания флейты; способствовать развитию умений определять музыкальные инструменты, называть авторов прослушанных произведений, петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов
Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка. Худож-ники
Ю. Лейстер,
М. Врубель
Узнают понятия: деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка; познакомятся с творчеством художников Ю. Лейстера, М. Врубеля.
Научатся узнавать звучание деревянных духовых инструментов, изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов, соотносить исполнение музыки с собственными впечатлениями
Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем.
Познавательные: различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (классическое, современное), музыкально-сценическим формам, создателям музыки (композиторы).
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям
Проявлять познавательный интерес к музыкаль-ным занятиям
27
Музыкальные инструменты
(скрипка)
(закрепление и обобщение знаний; путешествие).
У, с. 100–101
Проблемы: Где можно услышать скрипку? Как звучит музыка в виртуозной скрипичной пьесе Н. Паганини «Каприс»?
Задачи: познакомить с творчеством Н. Паганини, музыкальным инструментом скрипкой; способствовать развитию умений воспринимать и понимать музыку разного эмоционально- образного содержания, разных жанров, узнавать тембры музыкальных инструментов, называть имена известных отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей; привлечь к участию в коллективном воплощении музыкальных образов; развивать умение выражать свое мнение в общении со сверстниками
Скрипач-виртуоз. Мелодия. Стради-
вари. Гварнери. Никколо Паганини
Узнают понятия: скрипач-виртуоз, мелодия; имена композиторов Страдивари, Гварнери, Никколо Паганини; познакомятся с музыкальными произведениями: «Мелодия» П. Чайковского, «Волшебный смычок», норвежская народная песня, «Каприс» Н. Паганини.
Научатся называть имена знаменитых скрипачей и мастеров, создавших чудесные скрипки; находить и рассказывать стихи, рассказы, петь песни о скрипке и скрипачах; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности, выразительно исполнять музыкальные произведения
Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье
28
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» (изучение и закрепление новых знаний; путешествие).
У, с. 102–105
Проблема: Какие переживания выражает музыка?
Задачи: расширить представления о единстве выражения и изображения интонации; совершенствовать музыкальное восприятие, умения анализировать, сравнивать, выделять главное; способствовать развитию ладотонального, звуковысотного, тембрового слуха, музыкальной памяти, умений понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека
Сюита, те-ма, вариационное развитие. Песенность, танцевальность, мар-шевость
Узнают понятия: сюита, тема, вариационное развитие, песенность, танцевальность, маршевость.
Научатся сравнивать разные части сюиты, находить сходство и различие, передавать словами характер музыки, музыкальные образы, выражать свои чувства на примере пьес «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке
Понимать чувства других лю-дей и сопе-реживать им
29
«Героическая» (симфония). Мир Л. Бетховена (изучение и закрепление новых знаний; путешествие).
У, с. 106–111
Проблемы: Что помогает услышать характер движения в музыке? Почему финал Симфонии № 3 называют «праздником мира»?
Задачи: создать условия для развития умений эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям, определять и сравнивать музыкальные и художественные образы, используя средства музыкальной и художественной выразительности, различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений
Выразительность и изобразительность музыки. Темп. Контраст. Симфония. Дирижёр. Маршевость, песенность. Финал. Тема. Вариации. Контрданс
Узнают понятия: симфония, дирижёр, контраст, маршевость, песенность, финал, вариации, контрданс (сельский танец).
Научатся слушать музыку, анализировать произведения, сравнивать образы, созданные композитором и художниками, петь мелодии тем симфонии, дирижировать музыкой; различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений
Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников; расширять свои представления о музыке и музыкантах.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства
Понимать значение музыки в собственной жизни
30
Мир Л. Бетховена (изучение и закрепление новых знаний; экскурсия).
У, с. 112–113
Проблема: Как музыка учит людей понимать друг друга?
Задачи: создать условия для восприятия и понимания музыки разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии, развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, осознания значения средств музыкальной
выразительности; способствовать вовлечению в коллективную работу по воплощению музыкальных образов
Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад
Узнают понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель. Научатся слушать и понимать музыку, сравнивать образы небольших сочинений Л. Бетховена с образами разных частей Симфонии № 3 «Героическая», проводить интонационно-образный анализ; выразительно исполнять песни хором, дирижировать музыкой на примере сочинений: «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передавать свои впечатления о воспринима-емых музыкальных произведениях.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; выразительно исполнять музыкальные произведения
Проявлять устойчивое положительное отношение к урокам музыки
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (4 ч)
31
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки
(изучение и закрепление полученных знаний; путешествие).
У, с. 116–119
Проблемы: В каких танцевальных ритмах написаны песни австрийского композитора
Й. Гайдна и современных композиторов Д. Кабалевского,
Я. Дубравина? Какова главная отличительная особенность музыкального языка джаза?
Задачи: создать условия для развития умений передать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов, придумывать и исполнять музыкальное сопровождение к песням, исполнять песни о музыке; способствовать развитию умений слушать инструментальные и вокальные джазовые композиции, называть имена современных джазовых исполнителей
Песенность. Танцевальность. Куплетная форма. Лад. Импровизация. Ритм. Джаз-ор-кестр
Узнают понятия: музыкаль-ный лад, тембр, краска, песенность, танцевальность, куплетная форма, импровизация, ритм, джаз-оркестр.
Научатся придумывать и исполнять музыкальное сопровождение к песням, выразительно исполнять песни о музыке композитора
Й. Гайдна «Мы дружим с музыкой», современных композиторов Д. Кабалевского «Чудо-музыка», Я. Дубравина «Всюду музыка живёт»; слушать инструментальные и вокальные джазовые композиции Дж. Гершвина,
Л. Армстронга, Д. Эллингтона, называть имена современных джазовых исполнителей
Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач, выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполни-тельскую задачу.
Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации; выбирать способы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, находить общее решение при работе в группе; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки
Принимать позицию слушателя
(исполнителя) музыкальных произведе-ний, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творче-ской деятельности
32
«Люблю я грусть твоих просто-
ров». Г. Свиридов (пов-торение и обобщение полученных знаний; путешествие).
У, с. 120–123;
РТ, с. 22–25
Проблема: Как выразил своё отношение к природе композитор Г. Свиридов?
Задачи: создать условия для понимания настроения пьесы, особенности музыкального языка; способствовать развитию умений определять родство музыкальных и поэтических интонаций в вокальных сочинениях, узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов, применять полученные знания в исполнительской деятельности, исполнять попевки, ориентируясь на нотный текст
Песенность. Музыкальные иллюстрации. Кантата. Хор. Симфонический оркестр. Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка. Музыкальная речь
Узнают понятия: музыкальный лад, песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симфонический оркестр.
Научатся слушать музыку, петь мелодии, опираясь на нотный текст, понимать основные термины и понятия музыкального искус-ства, особенности музыкального языка на примере пьес: «Весна. Осень», «Тройка», «Снег идёт» Г. Свиридова; «Шествие солнца», «Утро» Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского
Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя, вносить необходимые дополнения и изменения в план, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат действия; самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности
Представлять образ Родины, культурное наследие России
33
Певцы родной природы
(Э. Григ,
П. Чайковский) (решение частных задач).
У, с. 124–125
Проблемы: Какие сочинения композиторов вы вспоминаете, рассматривая рисунки? Могут ли иссякнуть мелодии?
Задачи: способствовать закреплению понятий, полученных на уроках, развитию умений называть изученные произведения различных музыкальных жанров, называть особенности музыкального «почерка» П. Чайковского и С. Прокофьева; содействовать развитию умений строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки, ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора, понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека, владеть первоначальными навыками самоорганизации культурного досуга
Консерватория. Конкурс. Интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура
Узнают понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад.
Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям; слушать на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов; определять музыкальные жанры и обобщать особенности музыкального почерка композиторов
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о рас-
пределении функций в совместной деятельности, работать в группе; выразительно исполнять музыкальные произведения
Принимать позицию слушателя
(исполнителя) музыкальных произведений; владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творче-ской деятельности
34
Прославим радость на земле (повторение изученного материала, обобщение знаний; концерт).
У, с. 126–128;
РТ, с. 26–27
Проблема: Как вы понимаете высказывания композиторов и поэтов о творчестве В.-А. Мо-царта?
Задачи: создать условия для развития умений выявлять изменения музыкальных образов, озвученных разными инструментами, объяснять высказывания композиторов Э. Грига и П. Чайковского о В.-А. Моцарте; способствовать развитию умений импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей
Опера. Симфония. Песня. Ода. Кант. Гимн
Узнают понятия: опера, симфония, песня, ода, кант, гимн.
Научатся слушать музыку, сравнивать музыкальные образы, характеры, средства музыкальной выразительности; выполнять предложенные задания, выразительно исполнять канон «Слава солнцу, слава миру!»
В.-А. Моцарта, «Оду к радости» Л. Бетховена, «Славься» М. Глинки, канты «Радуйся, Росско земле!» и «Орле российский»; соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями
Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: работать в группе, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам; принимать мнение, отличное от своей точки зрения
Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания