Рабочая программа Изобразительное искусство

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



2. Пояснительная записка

Программа предназначена для общеобразовательных школ.

Актуальность программы обусловлена тем, что она соответ­ствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учетом современных педагогических технологий.

Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправ­ленным процессом формирования у учащихся развитого эсте­тического сознания и художественного вкуса, способности вос­принимать и ценить прекрасное в общественной жизни, приро­де, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», неразрывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эф­фективность.

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Учебники «Изобразительное искусство» для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

УМК «Планета знаний»

  • Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение в 1классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2011г

Учебник: Изобразительное искусство, 1 класс. Н.М. Сокольникова ». М.: АСТ Астрель, 2011г

Основные цели

· приобщение школьников к миру изобразительного и де­коративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;

  • воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником тради­ций всех предшествующих поколений.

Реализация целей программы рассматривается в связи с сис­темой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • · эмоционально-развивающая функция, состоящая в воз­действии искусства на эмоционально-чувственную сферу лич­ности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения ис­кусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

  • · ценностно-ориентационная функция, позволяющая уча­щимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художе­ственной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим крите­риям;

  • · арт-терапевтическая функция, состоящая в психологиче­ской коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организа­ции их художественной деятельности;

  • · информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства че­рез освоение учащимися основных источников и каналов ин­формации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компью­терных, текстовых и др.).

  • Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:

  • - изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), про­ведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, вы­разительные возможности основных и составных цветов;

  • - ознакомление с выразительными возможностями графи­ческих материалов (графитный и цветной карандаши, фломас­теры, пастельные и восковые мелки и др.); ознакомление с выразительными возможностями и осо­бенностями живописи (гуашь, акварель);

  • - освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);

  • - формирование умения передачи в тематической компози­ции или иллюстрации смысловых связей между изображаемы­ми объектами;

  • - умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соот­ветствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительнос­ти образов;

  • - освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объек­тов);

  • - ознакомление с традиционными народными художест­венными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск);

  • - освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской по­суды, городецких изделий;

  • - обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометриче­ские формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в при­роде и объектах дизайна;

  • - обучение умению создавать эскизы и модели объектов ди­зайна на основе геометрических форм.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество часов в год 33

Количество часов в 1 п/г в неделю 1/всего 16

Количество часов во 2 п/г в неделю1/всего 17


4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенности курса

Программа «Изобразительное искусство» строится на осно­ве пластических искусств: изобразительного, народного, декора­тивно-прикладного, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию приори­тетных направлений художественного образования:

  • приобщение к искусству как духовному опыту поко­лений,

    • овладение способами художественной деятельности,

    • развитие творческой одаренности ребенка.

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечи­вает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный ма­териал по основам художественного изображения, декоратив­ному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.

Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художествен­ные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, ис­пользовать видеоматериалы по художественным музеям и кар­тинным галереям.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литера ирного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия — наша Родина, строение растений, животных, про­порции человека, связи в природе), математикой (геометриче­ские фигуры и объемы), технологией (природные и искусствен­ные материалы, отделка готовых изделий).

Основы художественного языка излагаются системно, в до­ступной и интересной для учащихся форме. Программой пред­усматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамо­ты, а также формирование у детей практических навыков рисо­вания с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения из­ложены в соответствии с возрастными возможностями учащих­ся, а также непрофессиональным характером обучения в обще­образовательной школе.

Содержание художественного образования предусматрива­ет два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). Такой подход да­ет возможность показать единство и взаимодействие двух сто­рон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать информационного из­ложения материала. При этом учитывается собственный эмо­циональный опыт общения ребенка с произведениями искусст­ва, что позволяет на первый план вывести деятельное освоение изобразительного искусства.

Содержательные линии

«Изобразительное искусство» (авторы Сокольникова Н.М., Ломов С.П.) вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.

Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности худо­жественного творчества: художник и зритель. Образная сущ­ность искусства: художественный образ, его условность, пере­дача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравствен­ности и эстетике: отношение к природе, человеку и общест­ву. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жиз­ни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на при­мере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ве­дущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональ­ная оценка шедевров национального, российского и мирово­го искусства. Представление о роли изобразительных (плас­тических) искусств в повседневной жизни человека, в орга­низации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фло­мастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с раз­личными графическими материалами. Роль рисунка в искус­стве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средства­ми рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнооб­разие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Вы­бор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задача­ми. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с плас­тическими скульптурными материалами для создания вырази­тельного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульп­туры. Основные темы скульптуры. Красота человека и живот­ных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообра­зие материалов для художественного конструирования и мо­делирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания вы­разительного образа (пластилин — раскатывание, набор объ­ёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вы­резание). Представление о возможностях использования на­выков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоратив­но-прикладного искусства и его роль в жизни человека. По­нятие о синтетичном характере народной культуры (украше­ние жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музы­ка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в приклад­ном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение вет­вей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомле­ние с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перс­пектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, даль­ше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Компози­ционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмо­циональном звучании и выразительности образа. Эмоцио­нальные возможности цвета. Практическое овладение основа­ми цветоведения. Передача с помощью цвета характера пер­сонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летя­щие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и худо­жественный образ. Передача с помощью линии эмоциональ­ного состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Транс­формация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Спо­собы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывис­тый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью рит­ма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

В программе использованы различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, цветотерапия и сказкотерапия. Следует от­метить, что в программе отражены арт-терапевтические мето­дики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обязательными (см. приложение «Учителю об арт-терапии»).

Уроки изобразительного искусства, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками музыки на основе:

  • сквозного тематического планирования;

  • выявления общего и особенного в языке разных видов ис­кусства;

  • общности художественно-образного содержания произ­ведений различных видов искусства;

  • общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

С первого класса на каждом уроке осуществляется изучение основ художественного языка (рисунка, цвета, композиции, объ­ема, пропорций и др.). Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. В 1 классе проводится начальный анализ конструктив­но-аналитического строения животных и фигуры человека.

Основы изобразительного языка осваиваются как в процес­се анализа произведений искусства, так и в процессе художест­венного творчества учащихся, а не на специальных уроках.

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, ребенок постепенно начинает взаимодействовать с абстракт­ным материалом: владеть терминологией, замечать цветовые пятна, различать теплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребенка различным ви­дам художественного творчества. У детей происходит формиро­вание восприятия цвета и формы как учебного материала. Ребе­нок осознает, что с помощью этих средств можно передать свое настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.

Особенности художественно-образного решения и компози­ции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе специальных бесед об изобразительном ис­кусстве, которые в 1 классе органично входят в структуру урока.

Программа направлена на развитие у детей способности экс­периментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе вы­полнения конкретных изобразительных, декоративных или ди­зайнерских заданий. Учащиеся 1 класса систематически осва­ивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произве­дениях искусства и объектах дизайна такие геометрические формы, как квадрат, круг, треугольник, и такие тела, как куб и шар. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы.

Освоение традиционных способов и приемов передачи про­странства на плоскости происходит систематически в процессе выполнения изобразительных и дизайнерских заданий. При анализе произведений искусства учащимся предлагается «вой­ти» в пространство.

На протяжении всего обучения в 1 классе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в нее основ цветоведения. Дети получают первоначальные сведения о спектре, цветовом круге, основных и составных цветах, теплых и холод­ных цветах, особенностях восприятия красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов; зна­комятся с элементами светотени, построения композиции, пе­редачи пространства на плоскости листа; осваивают некоторые «игры с пространством» (приемы загораживания дальних объек­тов ближними, уменьшение удаленных объектов и др.).

В процессе выполнения учебных заданий дети учатся осоз­нанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваясь выразительности и образности рисунков.

Большое внимание в процессе всего обучения в 1 классе уде­ляется ознакомлению школьников с приемами работы различ­ными художественными материалами и техниками. Каждый ма­териал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, пастель, акварель, тушь, чернила — это материалы для графики. декоративного украшения предметов быта народными росписями.

Очень важно, чтобы знакомство с художественными про­мыслами России помогло детям научиться ценить красоту и ус­воить нравственно-духовные ценности народного искусства. Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изу­чение имеет важное воспитательное значение. Постичь красоту народного искусства — значит понять душу народа.

Обучение основам дизайна ведется во взаимодействии с осво­ением художественного языка — как средства выражения про­ектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на изучение основ формообразования и цветоведения: свойств цвета и осознания его прикладных возмож­ностей в формировании предметной среды. Работы на плоскос­ти и в объеме закрепляют знание и понимание категорий ком­позиции, а главное — развивают ощущение ритма, движения, глубины пространства и др.

Программа предусматривает широкое использование дизай­нерской деятельности (художественного конструирования), или, точнее сказать, конструирования с элементами художест­венного проектирования. Школьники на конкретных примерах осваивают взаимосвязь триады: «польза — прочность — кра­сота».

Основы дизайна включают в себя задания по проектирова­нию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, све­тильники, бытовые приборы и др.). Эти задания направлены на обучение учащихся умению определять конструктивные каче­ства различных объектов, познавать закономерности создания геометрических структур, а также видеть эти формы в природ­ной и предметной среде.

Обучение школьников основам дизайна направлено на до­стижение эффекта сознательного ощущения ими формы как одного из важнейших компонентов проектного мышления, умение находить единые принципы строения различных форм. Своеобразие подхода к обучению дизайну в общеобразователь­ных учреждениях состоит в использовании системы упражне­ний и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы как основных принципов гармонии. В 1 классе учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и декорированию объектов дизайна на основе геометрических форм.

Ставится задача создать художественный образ при выпол­нении плоских, рельефных, объемных и пространственно-глу­бинных композиций, которые могут быть использованы для оформления интерьера. В этих композициях учащиеся пытают­ся освоить цветовое и текстурное пространства, проследить особенности восприятия цвета и текстуры на плоскости и в объеме при различном освещении. Таким образом, в дизайнер­ской деятельности осуществляются «игры с пространством». Особое внимание учащихся обращается на использование в ра­боте по созданию объектов дизайна разнообразных средств ху­дожественной выразительности, материалов и техники.

Формообразующие ориентиры, задаваемые учащимся при конструировании, должны иметь, прежде всего, эстетический характер, благодаря чему у детей развивается творческое вооб­ражение. Ориентация учащихся на утилитарно-технические па­раметры конструирования приведет к формированию у них полноценных предпосылок дизайнерских умений и навыков. Излишняя «технизация» конструирования может, напротив, дать обратный эффект.

Стержневая линия программы — развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства создавае­мых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирова­ния. Причем эти свойства должны стать предметом творческого поиска ребенка. Конструирование, таким образом, представля­ет собой особую поисковую и экспериментально-исследова­тельскую деятельность, направленную на организацию будущей конструкции как целого.

Формирование конструкторской деятельности детей по схе­ме «от частей — к целому» предусматривает постепенный пере­ход от репродуктивного (воспроизводящего) конструирования к творческому.

Приоритетными в программе являются творческие формы конструирования, обучение которым основывается на принципе «от целого — к частям и затем опять к целому». При этом необ­ходимо выявлять особенности материала, специфику каких-ли­бо отдельных частей конструкции, способы соединения (креп­ления) деталей и т.д.

Введение прямых и обратных задач в дизайнерскую деятель­ность ребенка создает основу для формирования у него обоб­щенных способов конструирования. Формирование этих спосо­бов и составляет одно из ведущих направлений обучения твор­ческому конструированию.

Программа предусматривает особую организацию констру­ирования по замыслу ребенка. Детей в первую очередь учат нахо­дить, развивать и воплощать в материале общую идею конст­рукции, то есть образ, в котором схватывается целостнообра-зующее звено конструкции. Одна из целей программы как раз и состоит в том, чтобы ребенок мог посильно выполнять функ­ции «генератора идей» не только в конструкторской деятель­ности, но и за ее пределами. Именно в рамках конструирования опыт «генерирования идей» в разнообразных нестандартных ситуациях быстрее осознается самим ребенком.

Особое внимание в программе уделяется обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей).

Работа по этому направлению играет также воспитательную роль: у ребенка возникает одухотворенное отношение к вещам, имеющим культурную ценность. Однако воспитание духовной личности не принесет должных результатов, если оно будет осу­ществляться только «разъяснительными» методами. Ребенок обязательно должен принимать систематическое участие пусть в небольших, но творческих делах. Украшение и эстетическое оформление класса или своей комнаты поделками и рисунка­ми, выполненными собственными руками, вполне может стать одним из таких творческих заданий для ребенка.

Важнейшей особенностью данной программы является вве­дение в обучение арт-терапии. Это обусловлено тем, что на на­чальном этапе обучения художественному творчеству (изобра­зительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребенка способности эмоционально пере­живать свое продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.

Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррек­ция негативных психологических состояний у детей с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ре­бенка, его воображение и направлена на овладение учащимися различных способов изображения, способствующих проявле­нию различных эмоций.

Арт-терапия делает акцент на свободное самовыражение ре­бенка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыра­жение необходимо (или желательно) для того, чтобы помочь ре­бенку устранить проявления его негативного психоэмоци­онального состояния, разрешить внутренние (связанные с са­мочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребенка.

На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рас­сматривание картин, рисование, лепку, конструирование, рабо­ту с природными материалами, иллюстрирование сказок и му­зыки и др.

Одной из арт-терапевтических техник является ассоциатив­ное рисование. В процессе такого рисования дети учатся выра­жать свои чувства и эмоции в абстрактных (формальных) и изо­бразительных композициях.

Другой особенностью данной программы является предло­жение осуществить во внеклассной работе разнообразную про­ектную деятельность. Цель проектной деятельности — расши­рить представления учащихся об искусстве, приобщить их к поискам новой информации, к самостоятельной исследова­тельской работе. Почти все проекты предполагают посещение выставочных залов, музеев, библиотек, просмотр специальных телепередач и видеофильмов, чтение дополнительной лите­ратуры.

Одной из форм проектов может выступить тематическая вы­ставка по какой-либо теме с использованием репродукций, фо­тографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года).

Ряд проектов предполагает проведение интегрированных музыкально-изобразительных занятий. Это — игра-импровиза­ция «Цвет и звук», «Новогодний карнавал сказочных героев», «Путешествие на воздушном шаре», «В гостях у сказки», «Яр­марка изделий народных мастеров» и др.

Предлагаемая программа рассчитана на 32 часа (по одному часу в неделю).

Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произ­ведения искусства, которые учитель может использовать на уроках.

Вариативная часть программы предполагает взаимосвязь уроков изобразительного искусства и различных форм допол­нительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. Все задания носят или относи­тельно длительный характер (1—2 ч) или кратковременный, бы­стрый — наброски и зарисовки (5—10 мин). Одаренные дети могут за один урок выполнить не одну, а две работы.

Программой также предусмотрены индивидуальные и кол­лективные формы выполнения заданий. В индивидуальной ра­боте учащиеся осваивают новые виды и техники работы, изо­бразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивают развитие у ребенка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективного труда школьни­ков (дети совместно создают одно изображение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и т.д.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую де­ятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Успех программы во многом зависит от индивидуального подхода учителя к ее реализации. Главная задача педагога в ра­боте с детьми — создание творческой атмосферы, в которой происходит саморазвитие активной личности. Педагог должен помнить о том, что на каждом занятии важно создавать ситу­ацию успеха для ребенка, что является непременным условием его творческого и эмоционального развития. У школьников не­обходимо воспитывать стремление добиваться положительного результата, а также бережное обращение к выполненным рабо­там. Очень важно подчеркнуть практическую значимость работ ребенка: они могут быть хорошим подарком для близких и дру­зей, а также украсить интерьер комнаты ребенка, класс или ак­товый зал в школе.

На уроках изобразительного искусства у детей формируется умение воспринимать окружающий мир и произведения искус­ства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, ха­рактерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам. Особенно важно то, что постигая заложенные в про­изведениях искусства духовно-нравственные ценности, дети совершенствуются и растут морально и, тем самым, готовятся к решению жизненных проблем.


5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и при­родных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз­ных географических широт. Использование различных худо­жественных материалов и средств для создания выразитель­ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность те­матики, передаваемых чувств, отношения к природе в произве­дениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шиш­кин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных на­родов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искус­ства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в ха­рактере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изоб­разительного искусства с музыкой, песней, танцами, былина­ми, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Оте­чества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ чело­века в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоцио­нальная и художественная выразительность образов персона­жей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыс­тие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздраже­ние, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материа­лов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представ­ление о роли изобразительных (пластических) искусств в по­вседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения. Отражение в пластических искусствах природ­ных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одеж­ды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декора­тивно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па­мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композици­ей, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализа­ции собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цве­та, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной дея­тельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумаж­ной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подруч­ных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся [link] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования