Филиал «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке
для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
2016-2017
Пояснительная записка
к рабочей учебной программе по музыке в 3классе
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально – творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно – смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе другим людям, отечеству, миру в целом.
Цель курса «Музыка» - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273
Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и внесении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования "
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Москва «Просвещение» 2011г.
Программа учебного курса комплекта «Школа России».
Учебный план образовательного учреждения.
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Сведения о программе.
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
4. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.
При создании программы по музыки авторы учитывали потребность современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Информация о количестве учебных часов:
Программа и материал УМК «Музыка» рассчитаны на 34 часа в год (1 час в неделю).
1 четверть - 7 часов
2 четверть - 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Используемые формы организации образовательного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков:
уроки-путешествия,
уроки-игры,
урок-экскурсия,
уроки-концерты.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
Используемые технологии обучения:
развитие критического, логического и образного мышления,
информационно-коммуникационные,
проектная.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Особенностью программы является то, что она способствует формированию ключевых компетенций, определяющих современное качество образования:
Коммуникативные - умение вступать в диалог с целью быть понятым.
Информационные - владение информационными технологиями.
Социальные - умение жить и работать в коллективе.
Автономизационные - способность к самоопределению и самообразованию.
Нравственные - способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Самостоятельность, способность к самообразованию.
Умение планировать работу по выполнению задания.
Умение анализировать, оценивать результаты работы.
Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.
Ответственность за принятое решение.
Самопрезентация.
Виды и формы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Информация об используемом учебнике.
Этот учебник – следующая ступенька на пути в мир Музыки, в мир Прекрасного. Слушая музыку. Рассматривая иллюстрации, отвечая на вопросы, выполняя задания, учащиеся продолжают знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, народной и духовной музыкой, с основными музыкальными терминами и понятиями.
Эти знания и умения, а также впечатления от прослушивания музыкальных сочинений и знакомства с прекрасными произведениями живописи помогут маленькому человеку в дальнейшем понимать, чувствовать и любить хорошую музыку, а значит – стать духовно богаче.
Учебник написан в соответствии с примерной программой, с соблюдений требований, заложенных в Стандартах второго поколения, а также в соответствии с программой Г.П.Сергеевой и др. «Музыка. 1-4 классы.»
Содержание рабочей программы
Тема раздела Содержание
Требования
к уровню подготовки
Перечень контрольных мероприятий
«Россия – Родина моя
Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«День, полный событий»
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня. Романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ).
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Тест №1
«О России петь – что стремиться в храм…»
Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольские княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Тест №2
«В музыкальном театре»
Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно – музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах). Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
В концертном зале
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В.Глюк, Н.Паганини, П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
Тест №3
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж.Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С.Прокофьева. Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Итоговый тест
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия для учителя.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.
Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М., Просвещение, 2010.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы)/ авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы: метод. пособие с электронным приложением / Л.В.Золина. – М.: Глобус, 2008.
Затямина, Т.А. Современный урок музыки / Т.А.Затямина. – М.: Глобус, 2008.
Курушина, Т.А. Музыка. 1 – 6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т.А.Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Осеннева, М.Е. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.Е.Осеннева, Л.А.Безбородова. – М.: Академия, 2001
Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. – М.: Владос, 2002.
Литература для учащихся.
учебно-методический комплект (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 класс;)
нотная хрестоматия,
фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение, 2007г.;
дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Владимиров, В.Н. Музыкальная литература /В.Н.Владимиров, А.И.Лагутин. – М.: Музыка, 1984.
Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И.Ю.Куберский, Е.В.Минина. – СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
Музыка: большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я / Э.И. Финкельштейн. – СПб.: Композитор, 1997.
Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся /Ю.С. Булучевский, В.С.Фомин. – Л.: Музыка, 1988.
Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей /И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
3.Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы (Электронный ресурс): методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – Режим доступа:
http://www.prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2.Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа (Электронный ресурс)/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- Режим доступа:
http://www.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/index.html
3.Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
4.Наглядные пособия.
1.Портреты композиторов.
2.Альбомы с демонстрационным материалом.
3.Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
5.Интернет-ресурсы.
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru
2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
Названия изученных жанров и форм музыки;
Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
Названия изученных произведений и их авторов;
Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Участие в коллективном пении;
Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения Количество часов
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1 четверть
7
1
Россия – Родина моя
5
2 четверть
8
2
День, полный событий
4
3 четверть
10
3
О России петь – что стремиться в храм
7
4 четверть
8
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4
Итого
34
5
В музыкальном театре
6
6
В концертном зале
4
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
4
Итого
34 ч.
Календарно – тематическое планирование
Музыкальный пейзаж. Песенность, танцевальность. Выразительность. Изобразительность. М. Мусоргский. «Вечерняя песня».
2 четверть (7 ч)
О России петь - что стремиться в храм (7 ч)
10
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Прелюдия.
Тропарь. Куплет. Припев.
Интонационно - образный анализ. Определение жанра кантаты.
«Мама» из вокально - инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин.
«Богородице Дево, радуйся»,
С. Рахманинов. №6 из «Всенощной» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери
Ф. Шуберт. «Аве Мария»
Современные песни о маме.
11
Древнейшая песнь материнства.
12
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
13
Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Хор. Величания. Традиции.
Л.Уэббер. «Осанна», хор из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда.
А. Гречанинов «Вербочки», Р. Глиэр. «Вербочки».
14
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.
Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого.
15
О России петь - что стремиться в храм
Тембры колоколов. Названия колокольных звонов.
16
Обобщающий урок.
Музыка на Новогоднем празднике.
Новогодние песни
3 четверть (10 ч)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
17
Жанр былины.
Былина. Певец - сказитель. Гусли.
Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.
«Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н. Римского - Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н. Римский - Корсаков. Третья песня Леля, хор из пролога оперы «Снегурочка».
18
Певцы русской старины
19
Сказочные образы в музыке
20
Народные традиции и обряды. Масленица
Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички.
Встреча весны. Масленичные и весенние песенки -заклички. Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Проводы Масленицы».
В музыкальном театре (6 ч)
21
Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка.
Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр.
Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор.
М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.
22
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».
К. Глюк. «Орфей и Эвридика».
23
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка»
Н. Римский – Корсаков. «Снегурочка», фрагменты из оперы.
24
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Садко»
«Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков.
25
Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского
Определение балета, балерина, танцор. Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие.
П.Чайковский. «Спящая красавица», фрагменты из балета.
26
Мюзикл как жанр лёгкой музыки.
Современные интонации и ритмы. Мюзикл.
А.Рыбников. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. Р. Роджерс. «Звуки музыки».
4 четверть (8 ч)
В концертном зале (4 ч.)
27
Жанр инструментального концерта. Выразительные возможности флейты, скрипки.
Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз.
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Народная песня в Концерте. Л. Бетховен. Симфония №3 («Героическая») фрагменты, Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.
28
Жанры музыки: симфоническая сюита
Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.
«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э. Григ. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля».
29
Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена.
Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации.
Симфония №3 («Героическая») фрагменты
30
Мир Л. Бетховена.
Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад.
Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно». «Сурок». Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч.)
31
Джаз - музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики.
Джаз. Импровизация. Ритм. Известные джазовые музыканты - исполнители. Джаз-оркестр.
«Чудо-музыка» Д. Кабалевский, «Острый ритм» Дж. Гершвин, «Камертон», норвежская народная песня.
32
Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Сюита, симфония, балет, контата. Особенности стиля композитора
«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.Свиридов. «Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г. Свиридов.
33
Мир композиторов.
Г. Свиридов (маленькие кантаты) и С. Прокофьев («Шествие солнца»).
34
Прославим радость на земле. Обобщающий урок.
Л. Бетховен. Ода «К радости» из Симфонии № 9.
В.А. Моцарт. «Слава солнцу, слава миру!» канон.
В.А. Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала.
Учебно-тематическое планирование уроков музыки в 3 классе