Выступление на тему: Развитие зрительного восприятия

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Выступление на ППС:


«РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КООРДИНАЦИИ

В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА»


Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспри­нимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из воз­можных способов познания мира — с помощью осязания и зре­ния, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, кото­рый приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыду­щего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознако­мых предметов или целостных ситуаций процесс предваритель­ной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опо­знанию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975).

Вот почему важным для ребенка, поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнако­мых прежде предметов и явлений, оказывается высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к ана­лизу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процес­сы служат непременным условием деятельности наблюдения, со­поставления и сравнения объектов окружа-ющего мира, формиро­вания о них полных и правильных представлений и понятий.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной зада­че, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления на­глядно воспринимаемого материала, несфор-мированностью на­выков выделения деталей и признаков объекта и т. д. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц, ф и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания соответствующей помощи.

В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти учитель может использовать следующие виды коррекционно-развиваюших заданий:

  • Узнавание учениками реальных предметов и их изображений
    с последующим называнием.

  • Узнавание стилизованных изображений предметов (рис. 5).




[pic]





Рис. 5. Догадайтесь, какие товары продаются в каждом из отделов магазина.


  • Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (рис. 6).


[pic]






Рис. 6. Какие предметы изображены? Назовите их.


  • Узнавание точечных или пунктирных изображений предме­тов, геометрических фигур, букв, цифр (рис.7).

[pic]

[pic] [pic] [pic]







Рис 7. Какие предметы изображены? Назовите их.


  • Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, бук­венного или цифрового материала (рис. 7).

[pic] Рис. 8. Какие буквы и цифры написаны здесь? Назовите их.


  • Запоминание последовательности визуально представленно­-
    го ряда с постепенным увеличением числа включенных в него
    элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа
    «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).

  • Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других
    (рис. 9).

[pic]

Рис. 9. Найдите и зачеркните все многоугольники


  • Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображени­ях (рис. 10).

Рис. 10. Найдите семь отличий в этих рисунках.

[pic]

  • Расчленение буквенного или цифрового знака на составляю­-
    щие элементы с последующим анализом.

  • Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом
    или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группи­-
    ровка их на этой основе (рис. 11).


а) Ю О С Э

б) Н И П

в) Ь Б Я Р


Рис. 11. Чем похожи эти буквы?


  • [pic] Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных ри-­
    сунках, узнавание их по отдельным характерным деталям (рис. 12).

Рис. 12. Какие слова спрятались за ширмой?

  • Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (рис. 13).

[pic]

Рис. 13. Что неправильно нарисовал художник?


  • Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков (рис. 14.).

г [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]



[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


Рис. 14. Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркните их.


  • Преобразование фигур, букв или цифр.

  • Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами
    печатного и рукописного шрифта (рис. 15).


Б Е А е Б

[pic] Б а [pic]

б Е а Б

Рис. 15. Какие буквы написаны? Сколько их?


  • Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фи­гур, символов, знаков и т.д.

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработ­ку у учеников навыков точной и четкой координации в системе «глаз—рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Эти за­дачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых выраба-тывается и закрепляется ком­плекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т. д.), выделять составляю­щие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (пе­реносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).

Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной кор­ректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала учитель предлагает задания на копирование образ­цов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения де­тей, а затем постепенно удаляет и распола-гает их, например, на классной доске. Находящийся на столе (парте) перед глазами ре­бенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со вре-менем становится возможным включение в такую деятельность и механиз-мов, позволяющих анализировать, запечатлевать зри­тельную информацию и достаточно продолжительное время удер­живать ее в памяти, все реже обра-щаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.

Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизве-дение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), конструирование по заданному образцу рис. 16—18), включенные в программму коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны для учащихся и позволят сфор­мировать координированность в деятельности зри-тельного и дви­гательного анализаторов, столь важную при овладении навы-ками письма.


[pic] Рис. 16. Рассмотрите внимательно фигуры. Перерисуйте их в тетрадь


Рис. 17. Продолжите в тетради узоры по образцу.



[pic]

ж кр с с ж кр с с ж кр

з с с кр ж ж з с с кр ж ж


Рис. 18. Выложите из цветных палочек точно такой же узор

(кр — красный цвет, с — синий, з — зеленый, ж — желтый).