Классный час «Встань пред миром, Савичева Таня…»
Цели и задачи:
Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
Ознакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;
Воспитывать чувство сострадания к людям.
Учитель: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые учителя, родители!
70 лет минуло с тех пор, как прошла война.
Учитель. Благополучная, радостная жизнь для детей – это жизнь в мирной стране, с добрыми, любящими родителями. Но не всегда так бывает. Сколько раз люди брались за оружие! Сколько раз беда входила в дома людей, страдали дети. Это не должно повториться! Поэтому сегодня мы будем говорить о детях, о тех детях, которые лицом к лицу столкнулись с войной, которые познали страх и насилие, ужас и горе, у которых детство было опалённое войной.
Учитель: Июнь. 1941год. Лето было в разгаре, тысячи ребят радовались каждому лучику солнца, загорали, отдыхали. Шли такие любимые летние каникулы! Ранним утром 22 июня 1941г. ничто не предвещало о начале трагедии.
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зелёный сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звёздных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
Фонограмма 1-го куплета песни “Священная война”
Да, война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины.
Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала оборона Ленинграда. Фашисты окружили город и были уверены, что “скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде”.
Ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба, небольшой кусочек, больше никаких продуктов. К страшному слову “блокада” прибавилось слово “голод”. Люди слабели, едва двигались, умирали от голода.
Мамочка, милая, только не плачь
Скоро закончится страшный наш час.
Может быть день, ну, а может быть два…
Я не могу посчитать, я мала.
Хочешь, сейчас я рюкзак соберу?
Вместе с отцом я пойду на войну!
Вместе мы быстро врага победим,
Вместе мы солнышко нам возвратим.
Только не плачь, умоляю тебя.
С братиком будем гулять по полям,
Будем смеяться и в школе учиться,
Люди, прошу вас, остановиться!.
Одним из самых страшных документов блокады стал личный дневник Ленинградской одиннадцатилетней девочки Тани Савичевой.
Таня Савичева… Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка - матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре и мандолине, Таня пела, остальные поддерживали хором.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти.
С детских лет вышивала и Таня - все цветы, цветы…
В конце мая 1941 года Таня Савичева закончила третий класс и должна была в сентябре пойти в четвёртый.
Лето 1941 - го года Савичевы собирались провести в деревне у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22 - го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать - белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из - за ПЛОХОГО ЗРЕНИЯ, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в войсках противовоздушной обороны(ПВО).
Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сровнять с лицом земли”.
Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Сестра Женя работала по 2 смены на заводе. Ещё и сдавала кровь для раненых бойцов, сил не хватило – умерла прямо на заводе.
Таня делает первую запись:
“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12. 30 ночи. 1941 года”.
Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. ”.
В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену в цех, сообщили, что он умер…».
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г. ”.
Таня все чаще открывала записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
А потом и мама.
“Мама (здесь карандаш дрожит) 13 мая в 7. 30 ч. утра 1942г.”
Таня не смогла написать слово “умерла”
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестрёнка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…
Учитель: Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”.
Странички Таниного дневника рассказывают о тяжести блокады. По буквам и словам видно, что последние строчки девочка писала с огромным трудом.
Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!
Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.
Жители откармливали и согревали сиротские души. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла в больнице от неизлечимой болезни — прогрессирующей дистрофии.
Ее похоронили на поселковом кладбище. Установили стелу с барельефом девочки и страничками из ее дневника.
Дневник Тани Савичевой выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Девочка из Ленинграда,
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
В память о Тане Савичевой её именем назван астероид.
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина, в чьей книжке вела записи Таня, на самом деле не умерла. Она не пришла домой с работы, потому что её увезли в больницу, а потом вывезли в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями.
Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Нина Савичева, спустя много лет, вспоминала так: «Танюша была младшей. Вечерами мы собирались за большим обеденным столом. Мама ставила в центр корзинку, в которой спала Таня, а мы смотрели, боясь лишний раз вздохнуть и разбудить малышку».
В памяти Нины и Миши Таня осталась как очень застенчивая и не по-детски серьёзная: Таня была золотая девочка. Любознательная, с легким, ровным характером. Очень хорошо умела слушать. Мы ей все рассказывали — о работе, о спорте, о друзьях. От матери ей достался довольно хороший «ангельский» голос, что пророчило ей в будущем неплохую певческую карьеру. Особенно хорошие отношения у неё были с её дядей Василием и, поскольку у него с братом в квартире была небольшая библиотека, все вопросы о жизни Таня задавала именно ему. Вдвоём они часто гуляли вдоль Невы. На фото - Таня и Нина Савичевы.
Среди обвинительных документов против фашистских преступников, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт - Петербургом, на третьем километре блокадной «Дороги Жизни». На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”.
Таня, как и тысячи других детей Ленинграда не воевала с оружием в руках. Они просто жили в осажденном городе. Нет не просто, они мужественно выносили тяготы блокады и показывали всему миру, что даже дети Ленинграда не сдаются.
Время удлиняет расстояния
Между всеми нами и тобой
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой.
Мы познакомились с жизнью Тани Савичевой, которая очень хотела жить.
В память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания.
(метроном)
В заключении песня: «Мы хотим, чтоб птицы пели!»