Внеклассное занятие Путешествие в страну слов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Путешествие в страну слов»

Внеклассное занятие

Цель занятия:

  • Стимулировать развитие словесного творчества.

  • Способствовать развитию интереса детей к слову.

  • Развивать мышление, память, внимание.

Оборудование:

Алфавит, мешочек для игры, карточки с буквами, мячик.

Ход урока

I. Игра «Сочини рассказ»

Работа в парах.

1 этап

Учащиеся выбирают букву алфавита. Задача игроков, придумать предложение, в котором слова начинаются с одной буквы. Выигрыва­ет та пара учащихся, которая использовала большее количество слов.

2 этап

Сочинить за 10 минут рассказ из 10 слов, начинающихся с одной буквы.

Победителями становятся те учащиеся, кто придумал более связ­ный рассказ, соблюдая условие игры.

II. Игра «Слово в мешочке»

Учащиеся по очереди запускают руку в мешочек и вытаскивают наудачу 10 букв. Из этих букв надо составить слово. Выигрывает тот, кто смог использовать больше всего букв.

III. Игра «Кузовок» (из народных игр, записанных В. И. Далем)

Ученик кладет на стол корзинку первому игроку и говорит:

- Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ОК, обмолвишься -
отдашь залог. Учащиеся по очереди ставят корзинку и говорят слова в рифму на ОК:

«Я положу в кузовок потолок; а я - платок, я - замок, голосок... По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзинку, один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, тому что делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например, по­прыгать на одной ножке, загадать загадку, рассказать сказку, песен­ку спеть.

IV. Игра «Спрятанные слова»

Тому, кому по жребию досталось отгадывать, выходит из класса на время, пока остальные договариваются, какое слово загадать.

По возвращении игрок задает 7 вопросов одному за другим. Тот, кого спросили, отвечать должен быстро и при этом обязательно ис­пользовать в ответе загаданное слово.

Отгадывающий выслушав ответы и сравнив их, должен догадать­ся, какое слово повторяется повсюду.

Слова должны быть простые - такие, которые могут естественно прозвучать в любой фразе: да, нет, это, но, или, я, ты, мы.

Выигрывает тот, кто угадал слово, и тот, кто при ответе не допус­тил ошибки.

V. Игра «Голос из хора»

Водящий выходит из класса. В его отсутствие играющие выбира­ют строчку из какого-нибудь известного стихотворения. Каждая группа получает по слову из строчки. Водящий возвращается, все одновременно нараспев произносят свои слова.

«Мы играли в хохотушки»

«Вот дом, который построил Джек»

«У меня зазвонил телефон»

«Дружит с солнцем ветерок»

«Ветер по морю гуляет»

VI. Игра «Бросаемся словами»

Бросающий мячик произносит какой-нибудь слог, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог. Только что ответивший сам называет слог. Условие: не повторяться.

VII. Игра «На что похоже?»

Один из учащихся задумывает слово, записав его на доске так, чтобы никто не видел. Затем спрашивает по очереди остальных, на что задуманное похоже. Выслушав всех, он показывает свою запись. Задача каждого, защитить свое предположение.

Например, один заявил, что задуманное похоже на окно, другой полагает, что у этого слова есть сходство с тарелкой, третий сравнил задуманное с весной.

Открывается запись: «солнце». Каждый отстаивает свое предпо­ложение.

  • Солнце, как и окно, дает свет...

  • Солнце по форме схоже с тарелкой...

  • Лучи солнца весной согревают.

VIII. Игра «Запомни, повтори и дополни»

- Кто сможет удерживать в памяти и без ошибки воспроизвести
ряд слов, который становится все более длинным?

Задача учащихся: каждому, когда придет очередь, повторить уже названные слова в правильной последовательности и добавить к ним свое слово.

Перед началом игры выбирается тема:

«Школьные принадлежности»

«Литературные герои»

«Названия цветов»

«Средства передвижения»

«Предметы мебели»

«Спортивные игры»

«Животные леса»

«Фрукты»

Каждый ученик высказывается по очереди. Выбывает тот, кто сбился или не смог уже ничего добавить к сказанному.

Учитель записывает последовательно слова, названные детьми так, чтобы сами дети этот ряд слов не видели.

Победителем окажется самый внимательный.


IX. Игра «Анаграммы»

Анаграммы - слова, полученные перестановкой букв в исходном слове. Например, переставив буквы в слове «сани» - получится «анис». Из слова «сон» образуется слово «нос».

Игра проводится в парах. На столах у учащихся карточки со сло­вами:

Карточка 1

ЛИПА ТОПОР УКЛОН (пила, ропот, клоун, кулон)

Карточка 2

ЛАПША КАРП АТЛАС {шпала, парк, салат)

Карточка 3

КАРЕТА КОТ МОШКАРА (ракета, ток, ромашка)

Карточка 4

АКТЕР АРФА СОСНА (терка, фара, насос)

Карточка 5

ТАПИР ТИК КРОНА {пират, кит. норка)

Карточка 6

КАНТ СОКОЛ ЧУРКА (танк, колос, ручка)

Карточка 7

КАБАН ТУШКА РОГА (банка, шутка, гора)

На работу дается 5 минут. Побеждает та команда, которая соста­вит за это время 3 новых слова из исходных.

X. Игра «Путешествие по городам»

Названия городов идут по алфавиту.

Ключевые фразы: «Я поеду в город... Зачем?»

Тот, кто начинает игру, говорит название города, например, «Я поеду в Астрахань» и спрашивает у следующего участника: «За­чем?» Следующий игрок отвечает на вопрос так, чтобы ответ начи­нался с буквы А. Например: «Акул ловить» (по смыслу возможно и неверно, но такие несообразности вносят в игру веселье). Ответив на вопрос, следующий игрок говорит, куда поедет сам, и спрашивает у третьего игрока: «Зачем?»

Тот, кто ошибся - пропустил букву алфавита или ответил невпо­пад, выбывает из игры. Победитель - игрок, который правильно на­зывал по алфавиту города, отвечал на вопросы с заданной буквы.