п р о е к т
НА ТЕМУ :
«Взгляд на жизнь светский и религиозный »
( в этом проекте рассматривается христианская религия и не затрагивается ислам и буддизм)
Санкт-Петербург
2015
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
В разных областях знаний : философии, теории права, этике, религии не умолкает спор о преимуществах веры и атеизма. И этот спор требует разрешения некоторых вопросов:
— Кого считать верующими людьми?
— Есть ли разница между верующим и неверующим человеком?
— Кто из них более нравственный?
— Чей взгляд на устройство мира более оптимистичный?
— Какие граждане более нужны для государства: верующие и ли неверующие?
— Кто более законопослушен?
— Кем быть для человека правильнее: верующим или неверующим?
—Как воспринимают понятие «вера» верующие и атеисты?
КОГО СЧИТАТЬ ВЕРУЮЩИМ И НЕВЕРУЮЩИМ
Для данного проекта определимся с понятиями. Психология религии выделяет две группы верующих людей: 1) внешне верующие и 2) внутренне верующие.
Внешне верующие –это те, кто говорит, что верит в Бога, носит атрибуты веры (крест, чётки, кольца, браслеты, маленькие иконы и т.д.), посещает храмы, но своим образом жизни не подтверждает своё отношение к Богу и не знает основных положений своей религии. Например, некоторые люди говорят, что они христиане, но никогда не читали Библию, а если и читали (не всю), то ничего не поняли. Такое мировоззрение сродни высказыванию: «Я никогда не учился в медицинском институте, не практиковал, но считаю себя умелым хирургом».
Доказательством пустоты такой веры служит статистика: в России 86% осуждённых к лишению свободы за убийства, разбои, грабежи и кражи называют себя христианами. Возникает вопрос: почему они совершили то, что христианство прямо осуждает? Ответ очевиден: потому что их вера внешняя и не руководит их поступками.
Внутренне верующие –это те, кто знает источник веры (например, христиане –Библию) и в своей жизни руководствуются её положениями. Для них Бог –реальная личность, они убеждены, что Библия –это Его руководство для людей и стараются точно ему следовать. Такие люди будут отстаивать свою веру, даже если это сопряжено для них с трудностями и риском. Их ещё называют истинно верующими.
Есть ещё категория внутренне верующих, которые демонстрируют агрессивное поведение. Это оттого, что их вероучение учит злу (например, сатанинские религии). Но их называют с приставкой «анти» -антихристы.
Вывод: для целей данного проекта под верующими мы будем подразумевать истинно верующих людей.
А неверующий –это тот, кто не признаёт Бога, а также внешне верующий.
Приложение1
ВЗГЛЯД на МИРОЗДАНИЕ
Была ли жизнь создана или появилась сама? –это главный вопрос в споре между верующим и атеистом.
Позиция атеиста строится на некоторых научных концепциях: теории эволюции, или что жизнь на земле возникла из космоса и т. д.
Существует несколько теорий эволюции, но самая популярная –теория Чарлза Дарвина о происхождении видов. В нёй есть самое слабое звено: Ч. Дарвин был католическим священником и на вопрос «Где же первое звено в вашей системе?», он ответил: «Первое звено приковано к престолу Всевышнего». Почему то на это не обращают внимания сторонники теории эволюции?
Взгляд верующего таков: вселенную, землю и жизнь на ней создал Бог. Эта позиция выражена в Библии простыми словами: «Всякий дом строится кем-либо, а построивший всё –есть Бог» (Евреям 3:4). Это высказывание требует осмысления, чтобы суметь его понять. Например, есть такое умственное упражнение: попробуйте внушить себе, что стул появился сам по себе. Ваш разум начнёт протестовать против этого. Но если мы не можем поверить, что стул появился сам по себе, то почему мы верим, что дерево, из которого делают стул, - намного более сложное устройство, появилось само по себе???
Случай для иллюстрации: Один молодой учёный, защищая диссертацию говорил, что задал нужную температуру, давление, освещение, влажность воздуха и у него зародилась молекула ДНК; тем самым он доказал, что жизнь зародилась сама. Но другой учёный –его оппонент спросил: «А кого олицетворяет учёный, который создал все условия для зарождения молекулы?..». Так просто было разбито это открытие.
Вывод: все научные теории о происхождении жизни спорны даже для своих сторонников ; теория сотворения логична для верующих.
Приложение2
Чей взгляд на мироздание более оптимистичный.
Учёные –сторонники эволюции строят теории и об окончании жизни на земле. Все они катастрофичны. Вот лишь некоторые из них:
—Людей ждут экологические катастрофы, в результате чего жизни не останется;
—На солнце начнутся процессы горения, и земля сгорит;
—Солнце как звезда угаснет и земля зам
ёрзнет;
—Землю уничтожат метеоритные дожди и т. д.
Верующие смотрят в будущее с оптимизмом. Он основан на библейских высказываниях:
— Бог утвердил землю на прочном основании. Она не поколеблется вовеки (Псалом 103:5);
—Создатель земли и её Творец, который сотворил её не напрасно (Исайя 45:18).
—Праведники наследуют землю и будут жить на ней вечно (Псалом 36: 29).
Вывод: во взгляде на будущее земли наука пессимистична, а вера оптимистична.
Что такое «вера» в понимании верующего и атеиста
Среди атеистов часто скептическое отношение к вере. Одни считают, что вера в Бога –удел малограмотных людей. Кто-то считает, что верить можно только в то, что видимо или доказано наукой. Кто-то считает, что глупо верить в Бога, которого никто никогда не видел.
В Библии есть определение веры: Вера –это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого.
Итак, с позиции верующих настоящая вера появляется только на доказательствах, что Бог есть и исполняет свой замысел.
Откуда верующие берут доказательства?
1) Из размышлений, что природные объекты слишком сложны, чтобы появиться самим по себе,
2) Из глубокого изучения Библии, ведь в ней много раз предсказывалось будущее далёкое и близкое. Пытливый исследователь проверяет эту информацию по истории, геологии, археологии и т.д., и открытия впечатляют. Например, в Библии задолго до открытия наукой было написано, что земля круглая и висит ни на чём (Исайя 40:22, Иов 26:7).
Исполнение пророчеств доказывает верующему, что Бог существует: «Вы хорошо знаете всем сердцем и всей душой, что не осталось не исполненным ни одно из всех добрых слов, которые говорил вам ваш Бог. Все они сбылись» (Иисус Навин 23:14)
Вывод: верующие и атеисты по-разному воспринимают понятие «вера».
Кто более нравственный?
Для многих людей это трудный вопрос, т.к. кажется, что и верующие и неверующие могут быть одинаково нравственными.
Но пример для иллюстрации. Допустим, человек сдаёт квартиру в аренду. По закону он должен платить налоги с этих доходов. Но в нашей стране налоговые органы это не отслеживают. И можно безнаказанно не платить налоги. И тут возникает вопрос :платить или не платить? Это будет на совести каждого. Но для верующего проблемы нет: он будет платить, хотя и доход его будет меньше. Ведь так научил его Бог (Марка 12:14-17). Но чем будет руководствоваться атеист? Ведь его не накажут за неуплату налога. Социологический опрос показал, что 95% людей не считают нужным в такой ситуации платить налог.
Вывод: верующий более нравственный. Он более законопослушный.
Некоторые высказывания о верующих и неверующих
«Жизнь человека без веры ничем не отличается от жизни животного»
Л.Н. Толстой
«Сказал безумец в сердце своём: «Нет Бога!» (Псалом 13:1).
«Добрый человек –только верующий человек» (Китайская пословица)
«…И вы снова увидите различие между праведным и нечестивым, между служащим Богу и не служащим ему» (Малахия 3:18)
Диалог верующего с атеистом
— Говорят, что в прогрессивный удивительнейший век,
Когда о космосе мечтая, туда летает человек,
В век научных достижений, грандиознейших свершений,
В век движения вперёд кто-то Бога признаёт.
Правда, их сейчас не много.
Только это всё равно: в наше время верить в Бога –это глупо и смешно.
Мне поверить трудно в эту удивительную весть:
Неужели правда где-то вот такие люди есть?
— Есть.
— Ты веришь в Бога?
— Верю в Бога.
— В наш-то век, прогресса век, мы стоим ведь у порога новой жизни, человек.
Ты как старый пережиток нам вперёд идти мешал.
Веришь в Бога, а скажи-ка, ты хоть раз его видал?
— Не видал, но в школе как-то, уж прошло немало лет
Изучал: давно когда-то жил учёный Архимед.
Он вошёл в науку дверью, он законы открывал.
Ты-то веришь в это?
— Верю.
— Ты хоть раз его видал?
— Знаю, был такой учёный, но скажу тебе одно:
Не видал, но есть законы, им открытые давно.
— Есть открытые законы; открыватель, значит, был.
Как же ум твой просвещённый о создателе забыл?
Неужели всё творенье не сказало: «Есть творец!»
Мир животных, мир растений, звёзд небесных, наконец.
Изучив светил движенье, кто бы счесть планеты смог?
Есть разумное творенье, значит есть великий Бог.
— Нет, не чьей-нибудь рукою, не премудростью большой,
Всё, что видим пред собою, создалось само собой.
Постепенно создаваясь, изменяясь, развиваясь,
Проходя из века в век, появился человек.
— Подожди, прервись немного, вот часы перед тобой.
Говоришь, не веришь в Бога, говоришь, само собой.
Будь же добр, ответь мне сразу, -в них создатель был живой
Или тоже появились и они сами собой?
— Нет, часы эти созданы очень мудрой головой,
Не могли же они взяться ни с чего сами собой.
Ведь в них сложная машина, хоть и портятся порой,
До сих пор их собирают человеческой рукой.
— Я теорию такую много раз уже слыхал.
Рассказать тебе хочу я, где часы я эти взял.
Тут теория такая: у меня в углу сарая много-много лет лежала
Груда ржавого металла. Ну лежала и лежала,
Что ты хочешь от металла.
Стала куча изменяться, что-то стало создаваться.
Тут колёсико блеснуло, там пружинка вдруг сверкнула.
Где-то что-то закрутилось, куча вся зашевелилась.
Постепенно создаваясь, изменяясь, развиваясь,
И притом сами собой –вот часы перед тобой.
— В эту сказку верить можно только малому дитю.
— Но она ведь так похожа на теорию твою.
Слушай, друг, само собою ничего не может быть,
Нужно думать головою, чтоб часы могли ходить.
Много мудрости, конечно, нужно было проявить,
Чтоб в пространстве бесконечном мир чудесный сотворить,
Чтобы каждое светило по стезе своей ходило,
Чтобы начал свет сиять, чтобы солнышко создать,
Чтобы ты увидеть мог, что действительно есть Бог.
Ты подумай, дорогой, кто создатель будет твой?
Или ты, как сказал выше, появился сам собой?
Хоть часы, хоть что другое, что мы видеть можем,
Всё Создателя имеет, всё с законом схоже.
Ольга Дробышевская (стихотворение на-
писано в советское время)
11