Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прудовская начальная школа – детский сад «Солнышко»
Симферопольского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО и принято на заседании ШМО
учителей начальных классов
протокол № ___ от ___.08.2016г.
Руководитель ШМО
______________
СОГЛАСОВАНО
зам. директора поУВР
__________
_____.08.2016г.
УТВЕРЖДАЮ
ДиректорМБОУ
_______
приказ от ___.08.2015г.
№______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы:2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: 1ч/неделю, всего – 34 ч/год
Составитель: Л.Н. Ибрагимова
Прудовое, 2016
МУЗЫКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно – нравственных и эпических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко – культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентировать в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро – и макросоциума( группы, класса, школы, города, региона и тд.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам ( или какому – либо виду) музыкально –творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно – нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений в разных видах музыкальной и учебно – творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, использование вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально – слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование.Коллективноемузицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности ( сочинение, импровизация).
Музыкально – пластическое движение.
Общее представление о пластических средствах выразительности.
Индивидуально- личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально – творческой деятельности . Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Содержание начального общего образования по учебному предмету.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:» Музыка в жизни человека», « Основные закономерности музыкального искусства» , « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структуирования содержания учебников различное распределение учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени – 18 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1 классе сокращение часов осуществляется за счет резерва учебного времени.
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, Марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет , симфония, концерт , сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России, Крыма. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, нгры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка, Сочинения отечественных композиторов о Родине .Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно – образная природа музыкального искусства, Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.
Развитие музыки- сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем художественных образов. Основные приемы музыкального развития ( повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации рондо и др.
Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общее представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы ( хоровые, симфонические).Музыкальные театры.
Конкурсы и фестивали музыкантов.
Различные виды музыки : вокальная, инструментальная, сольная , хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские . Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональное музыкально – поэтические традиции: содержание, образная среда и музыкальный язык.
Национально-региональный Компонент:
Изучение музыкального краеведческого материала в рамках введения НРК в тематическое планирование уроков музыки знакомит учащихся с музыкальными традициями: песнями, праздниками и обычаями народов родного края, известными композиторами, коллективами и исполнителями. На реализацию НРК отводится 10% учебного времени, что составляет – 4 часа в год. Введение НРК в тематическое планирование по предмету «Музыка» обусловлено следующими содержательными линиями:
- Музыкальный фольклор народов Крыма;
Крымские композиторы – детям;
- Музыкальный фольклор в творчестве композиторов Крыма;
- Музыкальная жизнь родного города;
-Творчество крымских композиторов;
- Музыкальная жизнь Крыма;
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом:
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». В данной рабочей программе изменён порядок изучения разделов, так как мы считаем, что начать освоение содержания программы 4 класса целесообразнее с тем, событий, близким детям по их мироощущению, что предполагает органичное и естественное включение школьников в учебный процесс.
Содержание образовательной программы учебного предмета
Тематический план 4 класс
Тема
Кол-во
часов
1 четверть
1- раздел «Россия- Родина моя»
1
Вся Россия просится в песню: Мелодия. Концерт №3 для фортепиано с
оркестром ч.1 музыка С. Рахманинова
1
2
«Ты откуда русская зародилась, музыка?» «Колыбельная» в обработке А.Ладова, «Солдатушки, бравы ребятушки», « А мы просо сеяли» в обработке М.Балакирева, Н.А.Римского- Корсакова.
1
3
Как сложили песню. Песни народов Крыма. «Троicтi музики»украинская народная песня.
1
4
Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася Русь. Опера « Иван Сусанин»хор « Славься» музыка М.И.Глинки.
1
2 раздел « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
5
Композитор — имя ему народ.«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». «Сiяв мужик просо», украинская н.п. «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские н.п., крымскотатарские песни и танцы
1
6
Народные праздники «Троица»
1
7
Оркестр русских народных инструментов. Плясовые песни .Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» музыка Н. Римский-Корсакова. Плясовые песни.
1
8
«Музыкант-чародей».Музыка белорусского народа
1
9
«Музыкант-чародей». Обобщающий урок. 1 четверти. Песня – душа народа.
1
3- раздел «В музыкальном театре»
10
Опера « Иван Сусанин» . Опера «Иван Сусанин». М.Глинка. хор из 3 действия
1
11
Русский Восток. «Танец с саблями» из балета « Гаяне» музыка А.И.Хачатуряна.
1
12
Опера Мусоргского «Хованщина».
13
Балет «Петрушка» Потешная музыка. Первая картина из балета «Петрушка» музыка И. Стравинского.
1
14
Театр музыкальной комедии. Музыка не знает границ. Вальс из оперетты «Летучая мышь» музыка И. Штрауса.
1
4 –раздел «День, полон событий»
15
Приют спокойствия, трудов и вдохновения.
1
16
Зимнее утро. Зимний вечер.
1
17
Что за прелесть эти сказки.
18
Ярморочное гуляние. Святогорский монастырь.
19
Приют сияньем муз одетый. Обобщающий урок 2 четверти.
1
3 четверть
5-раздел «В концертном зале»
20
Царит гармония оркестра. Музыка украинского и русского народов. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. Музыка П. Чайковского.
1
21
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. «Ноктюрн» (3-я часть). Из Квартета № 2. Музыка А. Бородина; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) ; «Июнь» Из цикла «Времена года» музыка П. Чайковского
1
22
Старый замок. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки» музыка М. Mусоргского ; Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.
1
23
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, музыка Ф. Шопен.
1
24
Патетическая соната. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты) музыка Л. Бетховена. Годы странствий.
1
25
Счастье в сирени живёт. «Сирень» музыка С. Рахманинова.
1
5- раздел « О России петь, что стремиться в храм»
26
Святые земли Русской. Илья Муромец Духовная музыка, Былины. «Богатырская симфония» музыка А.Бородина (фрагмент).
1
27
Кирилл и Мефодий. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев
1
28
Праздников праздник, торжество торжеств.(Религиозные праздники народов Крыма). «Христос воскресе!» (тропарь)
1
29
Родной обычай старины. Светлый праздник. Сюита для двух фортепиано музыка С.Рахманинова.
1
6 раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
30
Исповедь души. Революционный этюд.
Этюд №12 («Революционный») для фортепиано музыка Ф.Шопена
1
31
Мастерство исполнителя.
«Пожелания друзьям»; «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
1
32
В каждой интонации спрятан человек.Песня Сольвейг из сюиты « Пер Гюнт» музыка Э.Грига
1
33
Музыкальный сказочник.«Три чуда» из оперы « Сказка о царе Салтане» музыка Н.А.Римского –Корсакова.
1
34
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок 4 четверти
1
Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.
«Россия-Родина моя» - 4 ч.
Знать: название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса, жанры народных песен. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;
Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.
Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? нрк. жанры украинской песни
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
«День, полный событий» - 5ч.
Знать: смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 8. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
«В музыкальном театре» - 4ч.
Знать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Урок 10 Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 11. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 12. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч.
Знать: названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
Урок 13-14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 15. Оркестр русских народных инструментов. нрк. Творческие коллективы Ямала.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 16. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.
«В концертном зале» - 6ч.
Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, фортепианная сюита, симфоническая сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).
Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.
Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18. Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Урок 19. Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 22. Царит гармония оркестра.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» - 2ч.
Знать: названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.
Урок 23. Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Урок 24. Балет «Петрушка»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Знать: народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 26. Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Севера.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Знать: и понимать народные музыкальные традиции родного края.
Уметь: исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.
Урок 29. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Знать: и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33. Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Тема урока и тип урока
Элемент содержания
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты по ФГОС
Предметные
Метапредметные
Личностные:
1 четверть Россия – Родина моя. 4 часа
-
Мелодия «Ты запой мне ту песню…»
Вводный
Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки русских композиторов С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского С. Рахманинов Концерт №3 для ф-но с оркестром. 1-я часть.
П.Аедоницкий «Красно солнышко»
Обсуждение: как народная музыка используется в творчестве русских композиторов
Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием;
Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара
Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту.
Знать основные понятия и музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент.
Уметь: определять характер и настроение музыкальных произведений.
Познавательные:
наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
Регулятивные:
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные:
совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.
понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
-
Как сложили песню. Звучащие картины.
Расширение и углубление знаний
Тема народной песни в рассказе М.Горького «Как сложили песню». Многоголосие картины К.С.Петрова-Водкина «Полдень»
А мы просо сеяли, рус. нар. песни, обработка М. Балакирева,
Слушание музыки.
интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой.
Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту
Исполнение песен с воплощением художественного образа русского народа, гордость за ее красоту.
Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия, аккомпанемент.
Уметь: определять характер и настроение музыкальных произведений.
Познавательные:
владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;
Регулятивные:
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.
Коммуникативные:
совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов
Личностные:
понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
-
Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Жанры казачьих песен
Расширение и углубление знаний
Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?
Слушание музыки.
интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой.
Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии
Исполнение песен с воплощением художественного образа русского народа, гордость за ее красоту.
Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Уметь: эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
Познавательные:
наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
Регулятивные:
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные:
совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов
Личностные:
понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
-
«Я пойду по полю белому...
На великий праздник собралася Русь»
Расширение и углубление знаний
Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни.
С.С. Прокофьев «Александр Невский»;
М. Глинка «Иван Сусанин» Ю. Антонов, сл.М. Пляцковский «Родные места»;
Слушание музыки.
интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой.
Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии
Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара
Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Уметь: эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
Познавательные:
владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;
Регулятивные:
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные:
совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов
Личностные:
понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
«День, полный событий» 5 часов
-
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Сообщение и усвоение новых знаний
Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. Черты, присущие музыке русских. композиторовП.Чайковский. Осенняя песнь; Г. Свиридов. Пастораль. М. Мусоргский В деревне.
Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Черты, присущие музыке русских. Композиторов П.Чайковский. Осенняя песнь; Г. Свиридов. Пастораль. М. Мусоргский В деревне.
Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: соблюдение чистых интонаций, демонстрирование нотной грамотности.
Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара
Знать: черты, присущие музыке русских композиторов; понятия: лад (мажор, минор)
Уметь: сравнивать музыку разных композиторов, коллективно исполнять песни
Познавательные: Умение сравнивать музыку;
Слышать настроение звучащей музыки
Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
-
Зимнее утро, зимний вечер
Расширение и углубление знаний.
Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов.
П. Чайковский. Зимнее утро; У камелька. Зимний вечер. М. Яковлев, ст.А. Пушкина. Зимняя дорога. Ц. Кюи, ст.А. Пушкина.
Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях . Черты, присущие музыке русских. Композиторов П.Чайковский. Зимнее утро; У камелька;
Поэтические образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Знать: Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях.
Уметь: определять жанровую принадлежность, прозвучавших произведений; коллективно исполнять песни
Познавательные:
владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;
Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок
Личностные:
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике
-
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
Сообщение и усвоение новых знаний
Образы Пушкинских сказок в музыке русских композиторов.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Н. Римский-Корсаков Три чуда. Вступление ко II д. оперы «Сказка о царе Салтане».
Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях
Слушание музыки
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Знать: особенности музыки русского народа, русских композиторов.
Уметь: дать характеристику прозвучавшей музыке; коллективно исполнять песни
Познавательные: Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца
Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах.
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
Личностные:
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике
-
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Сообщение и усвоение новых знаний
Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. П.Чайковский Девицы, красавицы
Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». М. Мусоргский «Борис Годунов».
Вступление; Великий колокольный звон.
Высказывание собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвижение идеи и отстаивание собственной точки зрения;
Слушание музыки
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке;
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Знать: разновидности колокольных звонов; жанры духовной музыки.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Познавательные:
владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Регулятивные:
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
-
«Приют, сияньем муз одетый…» (Обобщающий урок)
Обобщающий урок
Выразительность и изобразительность в музыке. общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).Обобщение музыкальных впечатлений четверти
Слушание музыки
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Выполнение тестового задания.
Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Познавательные:
владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Регулятивные:
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
Личностные:
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
2 четверть. « В музыкальном театре». 3 часа
10.
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Расширение и углубление знаний.
Знакомство с линией драматургического развития и основными темами оперы « И Сусанин».
Интродукция, танцы II д.,
Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот;
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.
Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения.
Творческие задания: создание эскизов костюмов главных героев опер и балетов.
Знать: линии драматургического развития в опере. Содержание оперы.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Познавательные:
закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства.
Регулятивные:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
11
Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька.
Расширение и углубление знаний.
Характеристика главной героини оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младешенька…» со вступлением.
Песня Марфы («Исходила младешенька»);
Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок «Ритмическое эхо» - игра.
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.
Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения.
Творческие задания:
Создание афиши к музыкальному спектаклю, (можно использовать материал из Интернета).
Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки
Познавательные:
закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства.
Регулятивные:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
Личностные:
владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпены, Интернет).
12
Русский Восток. Восточные мотивы
Сообщение и усвоение новых знаний.
Поэтизация востока русскими композиторами; отражение восточных мотивов в творчестве русских композиторов. Пляска персидок М. Мусоргского. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Танец с саблями. А. Хачатурян.
Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот;
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков.
Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости.
Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения; работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения.
Творческие задания: создание эскизов декораций к отдельным сценам театральных произведений.
Знать: интонационно-образное развитие в звучавшей музыке. Контраст
Уметь: эмоционально откликаться на музыку; владеть певческими умениями и навыками
Познавательные:
закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства.
Регулятивные:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки
Коммуникативные:
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 часа
13
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России
Расширение и углубление знаний.
Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. У каждого народа есть свои песни. Сходные и различные черты.
Бульба, бел.нар. песни. Солнце, в дом войди груз. нар.песни. Аисты, узб.нар.песня.
Вишня, япон.нар.песня. Ой ты, речка, реченька р.н.песня
Оркестр русских народных инструментов: история их возникновения.
Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно, выразительно. Погружение в мир образов народных песен
Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; интонационно - образный анализ.
Творческие импровизации: разыгрывание инсценировка народных песен.
Музицирование - на ложках воспроизведение ритмического рисунка
Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле.
Уметь: сравнивать, находить сходство и отличие музыки разных народов; выразительно исполнять песни.
Познавательные:
умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства;
Регулятивные:
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке
Коммуникативные:
формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
14
Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона
Расширение и углубление знаний.
Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов.
Светит месяц, рус.нар. песня.Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Оркестр русских народных инструментов. Обсуждение характера звучание, внешнего сходства и различия народных музыкальных инструментов.
Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно, выразительно. Погружение в мир образов народных песен
Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; интонационно - образный анализ.
Творческие импровизации: разыгрывание инсценировка народных песен.
Музицирование - на ложках воспроизведение ритмического рисунка
Знать: название, внешний вид, тембровый окрас русских народных инструментов.
Уметь: определять жанровую принадлежность прозвучавших пр-й и уметь их охарактеризовать; уметь коллективно исполнять песни
Познавательные:
владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности;
задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
15
«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах
Обобщение и закрепление знаний
Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
П.Аедоницкий «Разговор с елкой»
Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок;
Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием;
Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием
Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле.
Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах
Познавательные:
умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства;
Регулятивные:
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке
Коммуникативные:
формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
16
Музыкант-чародей». (Обобщающий урок 2 четверти)
Обобщение и закрепление знаний
Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах.
П.Аедоницкий «Разговор с елкой»
Проверочная работа
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Выполнение тестового задания
Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле.
Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах
Познавательные:
владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;
узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности;
задавать вопросы;
3 четверть. « В концертном зале». 6 часов
17
Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо
(скрипка, виолончель).
Сообщение и усвоение новых знаний.
Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнных квартет. Музыкальный жанр – ноктюрн. Музыкальная форма- вариации. А. Бородин. Ноктюрн 3-я ч. из квартета №2. П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Описание звучания струнных смычковых инструментов, сравнение с тембрами певческих голосов.
Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения.
Творческие задания: рисунки инструментов симфонического оркестра.
Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.
Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели
Познавательные:
владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох;
Регулятивные:
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
18
Старый замок.
Расширение и углубление знаний
Различные виды музыки: инструментальная . Фортепианная сюита. М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» - «Старый замок»
Музыкальные инструменты симфонического оркестра
Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Описание звучания струнных смычковых инструментов, сравнение с тембрами певческих голосов.
Исполнение песен с воплощением художественного образа.
Пластические импровизации: придумывание движений к исполняемым на уроке песням.
Творческие задания: рисунки инструментов симфонического оркестра.
Знать понятия: сюита; инструментальная музыка
Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели
Познавательные:
владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох;
Регулятивные:
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
Коммуникативные:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
19
«Счастье в сирени живет…»
Расширение и углубление знаний
Романс. Образы родной природы. С. Рахманинов Сирень.
В.Пьянков Снежный праздник;
Слушание музыки, интонационно-образный анализ: «Угадай-ка!» - в игровой форме музыкальная викторина, угадывание названия прозвучавших произведений, авторов музыки.
Исполнение песен с воплощением художественного образа.
Пластические импровизации: придумывание движений к исполняемым на уроке песням.
Знать понятия: сюита, романс
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Познавательные:
владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох;
Регулятивные:
оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников;
Коммуникативные:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
20
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы,
танцы…
Сообщение и усвоение новых знаний.
Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыка: трехчастная. Ф. Шопен. Полонез Ля мажор; Мазурки №47 ля минор, №48 Фа мажор; №1 Си-бемоль мажор.
Слушание произведений:
жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений
Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии передать образы танцевальной музыки Шопена.
Определить общие черты танцевальной музыки и найти различия между разными танцами: вальсом, мазуркой, полонезом.
Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения.
Знать: интонации и особенности различных танцев (полонез, мазурка)
Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение.
Познавательные:
владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;
Регулятивные:
оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
21
Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий.
Расширение и углубление знаний
Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра.
Л. Бетховен. Соната №8 (Патетическая)
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Творческие задания: отгадывание кроссворда по теме «Музыкальные инструменты»
Знать понятия: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Познавательные:
владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох;
Регулятивные:
оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников;
Коммуникативные:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
22
Царит гармония оркестра.
Расширение и углубление знаний
Музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: смычковые, духовые, ударные. Дирижер. М. Глинка Арагонская хота.
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков
Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения.
Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии передать образ музыкального произведения
Знать: музыкальные инструменты симфонического оркестра
Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение.
Познавательные:
владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;
Регулятивные:
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
Коммуникативные:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
« В музыкальном театре» 2 часа
23
Балет Стравинского «Петрушка»
Сообщение и усвоение новых знаний
Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.
И. Стравинский первая картина из балета «Петрушка».
Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок;
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.
Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения.
Творческие задания: создание эскизов костюмов главных героев опер и балетов
Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке.
Уметь: определять оркестровые тембры.
Познавательные:
закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства.
Регулятивные:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
24
Театр музыкальной комедии.
Расширение и углубление знаний
Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Музыкальный театр Ростова-на-Дону. Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности Уметь: Эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров и направлений.
Познавательные:
закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства.
Регулятивные:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки
Коммуникативные:
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
« О России петь – что стремиться в храм» 4 часа
25
Святые земли русской. Илья Муромец.
Расширение и углубление знаний
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Стихира русским святым. Величание. Былина. Земле Русская, стихира.
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых
Знакомство и рассуждение об образах святых земли Русской в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Слушание произведений: осмысленное прослушивание музыкальных произведений, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций».
Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа, гордость за ее красоту.
Знать: о возникновении героического образа Ильи Муромца; понятия: стихира, величание, гимн.
Уметь: определять характер музыкальных произведении; .коллективно исполнять песни
Познавательные: Умение сравнивать музыку;
Слышать настроение звучащей музыки
Регулятивные:
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
26
Кирилл и Мефодий.
Р/К Народные праздники Дона.
Расширение и углубление знаний
Народные музыкальные традиции Отечества. «Житие» и дела святых равноапостольных – Кирилла и Мефодия.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Знакомство и рассуждение об образах святых земли Русской в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Слушание произведений: осмысленное прослушивание музыкальных произведений, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций».
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Выполнение тестового задания
Знать: святых земли Русской; народные праздники Дона; жанры: тропарь, молитва, величание
Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение.
Познавательные:
умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров.
Регулятивные:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Личностные:
участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
27
Праздников праздник, торжество из торжеств.
Сообщение и усвоение новых знаний.
Праздники русской православной церкви -Пасха; Тема праздника в духовной и народной музыке. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Тропарь праздника Пасхи. П. Чесноков «Ангел вопияше». Молитва. «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов
Знакомство и рассуждение об образе Иконы Богоматери Владимирской - величайшей святыни Руси. Воплощение этого святого образа в искусстве.
Слушание произведений: Жанрово- стилевой разбор произведений. Формирование эстетического отношения к миру, образу святых, стремление к гармонии и красоте.
Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения
Знать: о возникновении героического образа Ильи Муромца; понятия: стихира, величание, гимн.
Уметь: определять характер музыкальных произведении; .коллективно исполнять песни
Познавательные:
умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров.
Регулятивные:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Коммуникативные:
совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов.
Личностные:
участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
28
Родной обычай старины. Светлый праздник.
Расширение и углубление знаний
Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. С. Рахманинов «Светлый праздник» финал сюиты-фантазии для двух фортепиано.
Знакомство и рассуждение об образах святых земли Русской в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Слушание произведений: осмысленное прослушивание музыкальных произведений, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций».
Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения
Знать: святых земли Русской; народные праздники Дона; жанры: тропарь, молитва, величание
Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение.
Познавательные:
владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке .
Регулятивные:
прогнозирование результата музыкальной деятельности:, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности;
Коммуникативные:
совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.
Личностные:
усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1 час
29
Народные праздники. «Троица».
Сообщение и усвоение новых знаний
Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником.
«Троица» А.Рублева. Троицкие песни.
Ю.Антонов «Утренняя песенка»
Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок;
Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием;
Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием
Знать: основные праздники русской православной церкви (Троица);
Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение;
Познавательные:
умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства;
Регулятивные:
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке
Коммуникативные:
формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Личностные:
понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 часов
30
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Сообщение и усвоение новых знаний
Музыкальные жанры: прелюдия, этюд. Знакомство с творчеством Рахманинова и Шопена; Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Элементы нотной грамоты: пение по нотам несложных попевок; дирижирование;
Слушание произведений:
Определение сходства и различия музыкальных образов, индивидуального стиля и музыкального языка Ф.Шопена, С.Рахманинова
Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием
Пластические импровизации: передача в пластических несложных движениях характера исполняемых песен.
Знать понятия: прелюдия, этюд
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; владеть певческими умениями и навыками
Познавательные:
владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений
Регулятивные:
прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность
Коммуникативные:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения
Личностные:
понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.
31
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты
Расширение и углубление знаний
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Б. Окуджава Пожелания друзьям; Музыкант. В. Высоцкий «Песня о друге» С. Никитин, сл. Ю. Мориц. «Резиновый Ёжик»; «Сказка по лесу идет».
Элементы нотной грамоты: пение по нотам несложных попевок; дирижирование;
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем.
Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием
Пластические импровизации: передача в пластических несложных движениях характера исполняемых песен.
Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель
Уметь: владеть сведениями из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Познавательные:
владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений
Регулятивные:
прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность
Коммуникативные:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения
Личностные:
развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.
32
В каждой интонации спрятан человек.
Расширение и углубление знаний
Музыкальные портреты в балетах С. Прокофьева. Принцип «Тождества и контраста»
С Прокофьев «Золушка», «Ромео и Джульетта»
Элементы нотной грамоты: «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; «Ритмическое эхо» - игра.
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем.
Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием
Знать: понятия: музыкальные интонации, музыкальные характеристики-портреты, вальс, гавот.
Уметь: давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы,
Познавательные:
владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений
Регулятивные:
прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность
Коммуникативные:
поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения
Личностные:
развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.
33
Музыкальный сказочник.
Расширение и углубление знаний
Н.А.Римский –Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехеразада». Музыкальные образы. Образы торя в операх и сюите. Музыкальная живопись. Н. Римский-Корсаков.
«Шехеразада» фрагменты
Я.Дубравин «Синеглазая речка»
Элементы нотной грамоты: «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; «Ритмическое эхо» - игра.
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем.
Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием
Знать: Художественное единство музыки и живописи.
Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение; владеть певческими умениями и навыками
Познавательные:
умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров.
Регулятивные:
прогнозирование результата музыкальной деятельности
Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
Личностные:
развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.
34
Рассвет на Москве-реке.
Повторение и обобщение полученных знаний
Закрепление знаний о музыкальных жанрах, инструментах симфонического оркестра; совершенствование исполнительские вокальные навыки. Симфоническая картина. М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
Элементы нотной грамоты: «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; «Ритмическое эхо» - игра.
Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем.
Исполнение песенного репертуара
Выражать художественно-образное содержание произведений
Выполнение тестового задания
Знать: музыкальные жанры, инструменты симфонического оркестра;
Уметь: давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы,
Познавательные:
умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров.
Регулятивные:
прогнозирование результата музыкальной деятельности Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения.
Личностные:
развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.