Современный урок литературного чтения в начальной школе
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Народная мудрость «Книга – источник знаний» целиком и полностью оправдывает себя. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К.Д. Ушинский называет эти переживания «нравственными упражнениями», обогащающими читателя. Выдающиеся методисты прошлого Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов и др. подчёркивали особую силу влияния художественных произведений на чувства учащихся. А.Т. Твардовский, определяя позднее значимость уроков литературы, писал: « Литература в школе – это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». Следовательно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, формирование высоких эстетических вкусов, развитие чувства прекрасного, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей каждого ученика. Методическая традиция накопила немало эффективных приёмов, подходов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и прочувствования художественных произведений. Успешно реализовать вышеуказанные цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе. К концу 4-ого класса ребёнок должен не только научиться грамотно читать и писать, но и осмысленно работать с готовым текстом, понимать художественное произведение, а также получить первоначальные навыки литературоведческого анализа и самостоятельного литературного творчества. Задача начальной школы заложить первоначальную основу для изучения литературы в старших классах. Это вызвано тем, что дети лишь тогда по-настоящему к изучению литературы, когда у них уже есть определённый запас жизненного опыта, когда они уже умеют анализировать отношения между людьми в различных ситуациях, когда они могут выразить словесно нечто своё, особенное, что бы отражало реальные события жизни. Нельзя забывать, что школьника воспитывают и развивают не сами тексты художественной литературы, а прежде всего та работа, которая способствует их восприятию, при этом, чем осознаннее восприятие, тем полноценнее результат. Уже в первом классе на материале небольших рассказов и стихотворений ребёнок учиться не только читать, но осмысленно пересказывать содержание текста, высказывать своё отношение к прочитанному. С помощью учителя он пытается разобраться в том, как видит мир автор, как тот передаёт свои мысли и чувства. Дети знакомятся с таким понятием как «герой произведения», учатся связывать его с жизнью. Но только осмысленное чтение позволит учащимся понять задумки автора, раскрыть тему и представить то, о ком или о чём читали. Чтобы у первоклассника возникло желание узнать, о чём говорится в тексте, который он будет читать, надо его заинтересовать ещё до чтения. Известно, что интерес, который дети проявляют к изучаемому предмету, прямо влияет на их активность. Здесь очень важно учитывать мотивы учения, опираясь на знание которых, можно будет более успешно строить процесс обучения. Учитывая тот факт, что в первом классе есть как хорошо читающие дети, так и те, кто ещё только учится читать, в свои уроки я включаю игры-загадки, сочинённые мною к отдельным произведениям. Записываю их на доске, сопровождая каким-либо проблемным вопросом или заданием. Например: «Узнай героя по описанию», «Назови главного героя сказки и всех других героев перечисли по порядку без подсказки», «Кто это? Выскажи своё предположение и придумай к рассказу (сказке) продолжение», «Кто примером может служить, и с кем бы ты хотел дружить?», «Подумай и дай ответ: какая пословица к тексту подойдёт, а какая нет?» Игры-загадки помогают активизировать внимание детей до чтения, во время чтения и после прочтения произведения. Важной является и воспитательная сторона как процесса игры, так и содержание текстов загадок и подобранных мною вопросов к ним. Такая работа позволяет учащимся лучше запомнить текст, формирует у них подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.
Известно, что именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому, на мой взгляд, и начинать обучение следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения, которое состоит в умении детально представить себе картину, скупо схваченную автором. Развивать воображение помогают прежде всего творчески виды работ. Обучая младших школьников чтению, надо помнить, что чтение – это раздел практического курса родного языка. Невозможно себе представить, чтобы литературный курс и курс родного языка постоянно не взаимодействовали. Всякий учитель из урока в урок старается обращаться к особенностям языка литературных произведений. По авторскому словесному описанию ученик представляет себе созданную писателем картину жизни: портрет, пейзаж, эпизод… - в этом сущность воссоздающего воображения. Одним из источников получения информации является литература. Более того, на этапе предварительной подготовки мы широко опираемся на прочитанные ранее тексты художественных произведений. Работая с текстами художественной литературы, дети учатся писать сочинения разных жанров, составлять деловые и художественные описания. Постепенно младшие школьники обретают навык самостоятельного творчества. Как показывает практика, младшие школьники с удовольствием беседуют и пишут сочинения после прочтения художественных произведений. Содержание прочитанного они связывают с фактами из своей жизни, сопоставляют с прочитанными ранее произведениями, схожими по тематике. При этом им приходится не просто воспроизвести по памяти текст, а высказать как устно, так и на письме своё отношение к героям прочитанных произведений, сравнить действующие лица, отметив положительные и отрицательные стороны характера, поведения и отдельного персонажа, и всего текста в целом. Такие сочинения являются подготовительным этапом, соединяющим между собой изложение и сочинение. Через художественное произведение учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Встречи детей с героями книг не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в описываемом автором событии – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, формирует умение овладевать оценочной терминологией (умный, глупый, хитрый, жадный, добрый, весёлый, смешной и т.п.), рождает умение удивляться, сопоставлять, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Стремясь подражать им, они начинают мыслить и говорить также, стараясь быть похожими на полюбившегося героя.
У младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений, но эти первые попытки «по-взрослому» посмотреть на читаемое произведение помогут преодолеть барьер перехода в среднее и последующее старшее звено школы, когда нужно будет писать объёмные творческие работы, в основе которых изучаемые не на одном уроке литературные тексты. На мой взгляд. Введение написания творческих работ на подобные темы в младших классах выступит в качестве органического звена единой непрерывной системы литературного образования в средней школе. Эти уроки учат ребят читать вдумчиво. Различая тексты и по жанру, и по стилю, и по художественным особенностям языка, присущему каждому писателю, каждой исторической эпохе. Подобные работы помогут решить следующие задачи: 1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям; эмоционально откликаться на прочитанное. 2. Учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся, их творческие способности. 3. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся. 4. Развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. 5. Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире. 6. Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни путём чтения классиков художественной литературы. 7. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности. 8. Расширять кругозор детей, учить их делать выводы, обобщения, находить сравнения в произведениях, разнообразных по содержанию, жанру, стилю. Формировать речевые умения и навыки изложения своих мыслей на письме, умение работать с различными видами текстов. 9. Обогащать нравственный и эстетический опыт ребёнка. Для того, чтобы решать эту нелёгкую задачу успешно, необходимо учитывать, с одной стороны, умения и навыки, которые должны усвоить ученики на каждом этапе литературного образования, с другой – особенности психологического развития младших школьников. При этом нужно иметь ввиду, что особенностью психологического состояния личности 7-9 –летнего возраста является чрезвычайно быстрое развитие так называемого чувственного интеллекта эмоциональной сферы. Кропотливая, вдумчивая текстовая работа, внимание к слову помогаю ребёнку понять мысль автора, сочувствовать героям, думать вместе с ними. Она, безусловно, оправдывает себя. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной доцентом кафедры детской литературы и педагогики, детского чтения Академии культуры города Санкт-Петербурга И.И. Тихомировой, которая так пишет о литературе: «Чем раньше она коснётся их души, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх, а не злые. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте. И дайте послушать детям». От сочинения к сочинению, от простого к более сложному, от коллективного обсуждения темы при подготовке к написанию творческой работы – к самостоятельному творчеству. Как писала известный методист М.А. Рыбникова «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя».
Учитель начальных классов МБОУ «Сармановская средняя общеобразовательная школа»