Программа по музыке (1-4 классы)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Музыка

Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова.

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий художественные ценности общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

стремящийся жить по законам красоты;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.


  1. Содержание учебного предмета.

1 класс (33 ч)

«Мир музыки в мире детства»

Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это – звуки, окружающие его. Это – музыка природы и дома. Это – музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это – звучащий образ Родины и народные напевы.

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. – в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел – «Мир музыки в мире детства» – является темой данного года музыкального образования.

В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, З. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.

В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.

В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и имеющих преемственность с программой 2 класса.


1-я четверть«Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.

Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме – мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома – к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе

Характеристика деятельности обучающихся:

- Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

- Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

- Осуществлять первые опыты сочинения.


2-я четверть«Музыкальные встречи Маши и Миши»

Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.

Смысловое содержание тем.

Идея четверти: от музыки в жизни ребенка – к звучащему образу Родины.

Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Сравнивать разные музыкальные произведения.

- Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.

- Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

- Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.

- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

- Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

- Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации


3-я четверть«Так и льются сами звуки из души!»

Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

Смысловое содержание тем

Идея четверти: музыка вокруг ребенка – музыка в душе ребенка – музыка в его художественном творчестве.

Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек

Характеристика деятельности обучающихся:

- Выявлять выразительные возможности музыки.

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.

- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.

- Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

- Инсценировать песни, фрагменты опер.


4-я четверть«Волшебная сила музыки»

Темы: Композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: музыка преображает человека.

Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка – вечный спутник человека

Характеристика деятельности обучающихся:

- Осознавать преобразующие функции музыки.

- Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.

- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.

- Рассуждать о роли музыки в жизни человека.

- Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.

- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.


2 класс (34 ч)

«Музыка как вид искусства»

Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.

Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу» музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.

Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с «трех китов», трех основных сфер, основных областей музыки – песни, танца, марша, самых демократичных и массовых областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в своей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусства, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.

Вхождение в мир большой музыки – это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.

Главным здесь является развитие интереса обучающихся к музыке, ибо, как известно, без эмоциональной увлеченности в области искусства невозможно достичь каких-либо результатов. Ею окрашено познание школьниками речи музыки как звучащего искусства.

Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».

Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.

В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рах-манинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свири-дова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С. Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Бизе, И.С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.

В программе представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаинский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. Иванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.


1-я четверть«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»

Темы: Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры.

Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни – музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров – «киты встречаются вместе»

Характеристика деятельности обучающихся:

- Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.

- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

- Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.

- Определять мелодию как «душу музыки».

- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования.


2-я четверть «О чем говорит музыка»

Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.

Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками

Характеристика деятельности обучающихся:

- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

- Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.

- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)

- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов


3-я четверть«Куда ведут нас «три кита»

Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров – песни, танца и марша.

Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы – песни, песни – танцы, песни – марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет.

Назначение концертного зала.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

- Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах.

- Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.

- Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.

- Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).

- Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра).


4-я четверть«Что такое музыкальная речь?»

Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.

Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

- Называть средства музыкальной выразительности.

- Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.

- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации


3 класс (34 ч)

«Музыка – искусство интонируемого смысла»

Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 12 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.

Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.

Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина,
П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинни-кова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.


1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности

2-я четверть – «Интонация»

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки

Характеристика деятельности обучающихся:

- Импровизировать на заданную и свободную темы.

- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.


3-я четверть – «Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное

Характеристика деятельности обучающихся:

- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие

4-я четверть – «Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондоинтересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.

- Перечислять простые музыкальные формы.

- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации


4 класс (34 ч)

«Музыка мира»

Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.

Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.

Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.

Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.

Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».

Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.

Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.

4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.

В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.

Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.


1-я четверть – «Музыка моего народа»

Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.

Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов

Характеристика деятельности обучающихся:

-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.

-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.

-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.

-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.


2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»

Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.

Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

Характеристика деятельности обучающихся:

-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.

-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).

-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.


3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.

- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.


4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»

Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).

- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).

- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.

- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации































3.Тематическое планирование

Распределение количества часов по предмету «Музыка» 1 класс



План

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч


Факт

1.

Звуки вокруг нас

8






2.

Музыкальные встречи Маши и Миши

8






3.

Так и льются сами звуки из души!

7






4.

Волшебная сила музыки

10







Итого:

33







Тематическое планирование с видами деятельности 1 класс.


№ урока

Тема урока

Количество часов

Характеристика видов деятельности

1.

1

Звуки в доме Маши и Миши.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

2

Рождение песни.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

3

Колыбельная.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

4

«Поющие» часы.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

5

«Кошкины» песни

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

6

О чём «поёт» природа?

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

7

Музыка про разное.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

8

Звучащий образ Родины.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


2.

9

Музыка в разных исторических временах

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

10

Рождение песни.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

11

Колыбельная.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

12

«Поющие» часы.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

13

«Кошкины» песни

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

14

О чём «поёт» природа?

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

15

Музыка про разное.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

16

Звучащий образ Родины.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

17

Музыка в разных исторических временах.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

18

Мелодии жизни.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

19

Сказка в музыке

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

20

Здравствуй зимушка - зима!

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

21

Зимние забавы.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

22

Музыкальные картинки.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

23

Зимние забавы.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

24

Выразительные возможности музыки.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

25

Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

26

«Общение» на музыкальном языке.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

27

Изобразительность музыки.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

28

Композитор. Исполнитель. Слушатель.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

29

Дирижёр.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

30

Музыка в стране «Мульти - пульти».


1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

31

Всюду музыка живёт.


1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

32

Малая Родина.


1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

33

Праздник «Прощание с 1 классом»


1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.









Распределение количества часов по предмету «Музыка» 2 класс



План

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч


Факт

1.

Три кита в музыке: песня, танец, марш

8






2.

О чём говорит музыка ?

8






3.

Куда ведут нас три кита?

9






4.

Что такое музыкальная речь?

9







Итого:

34








Тематическое планирование с видами деятельности 2 класс.


№ урока

Тема урока

Количество часов

Характеристика видов деятельности

1.

1

Главный «кит» — песня

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

2

Главный «кит» — песня

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

3

Мелодия — душа

музыки

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

4

Мелодия — душа

музыки

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

5

Каким бывает танец?

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

6

Каким бывает танец?

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

7

Мы танцоры хоть куда

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

8

Маршируют все

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


2.

9

«Музыкальные киты» встречаются вместе

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

10

Маша и Миша узнают, что умеет музыка.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

11

Маша и Миша узнают, что умеет музыка.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

12

Музыкальные портреты.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

13

Музыкальные портреты.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

14

Подражание голосам

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

15

Как музыка изображает движение?

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

16

Музыкальные пейзажи

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

17

Сезам, откройся!»

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

18

Сезам, откройся!»

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

19

Опера

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

20

«Путешествие по музыкальным странам».

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

21

«Путешествие по музыкальным странам».

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

22

«Путешествие по музыкальным странам».

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

23

Что такое балет?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

24

«Страна симфония».

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

25

Каким бывает концерт?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

26

Маша и Миша

изучают музыкальный

язык.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

27

Маша и Миша

изучают музыкальный

язык.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

28

Маша и Миша

изучают музыкальный

язык.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

29

Маша и Миша

изучают музыкальный

язык.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

30

Маша и Миша

изучают музыкальный

язык.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

31

Занятная музыкальная

сказка.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

32

Занятная музыкальная

сказка.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

33

Главная песня страны

«Государственный гимн Российской Федерации».

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

34

Обобщение за год

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


Разделы:


План

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч


Факт

1.

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

8






2.

Интонация

8






3.

Развитие музыки

10






4.

Построение (формы) музыки

8







Итого:

34














Распределение количества часов по предмету «Музыка» 3 класс




Тематическое планирование с видами деятельности 3 класс.


№ урока

Тема урока

Количество часов

Характеристика видов деятельности

1.

1

«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

2

Открываем для себя новые качества музыки

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

3

Мелодичность – значит песенность?

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

4

Танцевальность бывает не только в танцах.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

5

Где слышится маршевость?

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

6

Что значит танцевальность, песенность, маршевость?

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

7

Встречи с песенно-танцевальной музыкой.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

8

Встречи с песенно-маршевой музыкой.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


2.

9

Обобщение темы четверти «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

10

«Интонация»

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

11

Сравниваем разговорную и музыкальную речь.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

12

Зерно-интонация в музыке.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

13

Выразительные интонации.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

14

Изобразительные интонации.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

15

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

16

Обобщение темы четверти «Интонация»

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

17

«Развитие музыки»

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

18

Почему развивается музыка?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

19

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

20

Что такое исполнительское развитие?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

21

Виды развития музыки: повтор и контраст.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

22

Развитие, заложенное в самой музыке.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

23

Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

24

Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

25

Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

26

Обобщение темы четверти «Развитие музыки».

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

27

«Построение (формы) музыки»

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

28

Почему музыкальные произведения бывают одночастными?

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

29

Когда музыкальные произведения имеют две или три части

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

30

Рондо – интересная музыкальная форма.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

31

Как строятся вариации?

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

32

О важнейших средствах построения музыки.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

33

Куплетная музыкальная форма.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

34

Обобщение тем четверти и года «Музыка – искусство интонируемого смысла».

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.










Распределение количества часов по предмету «Музыка» 4 класс



План

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч


Факт

1.

Музыка моего народа

8






2.

Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ

8






3.

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

9






4.

Композитор-исполнитель-слушатель

9







Итого:

34







Тематическое планирование с видами деятельности 4 класс.


№ урока

Тема урока

Количество часов

Характеристика видов деятельности

1.

1

Россия - Родина моя.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

2

Россия - Родина моя.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

3

Музыка как энциклопедия жизни.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

4

Музыка как энциклопедия жизни.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

5

«Преданья старины глубокой».

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

6

«Преданья старины глубокой».

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

7

Музыка в народном духе.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


1.

8

Сказочные образы в музыке моего народа.

1

- Слушание музыки.

- Пение. Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

-Драматизация музыкальных произведений.


2.

9

Выразительность и изобразительность музыки народов мира

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

10

Выразительность и изобразительность музыки народов мира

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

11

Своеобразие музыкальных интонаций в мире.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование. - Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

12

Своеобразие музыкальных интонаций в мире.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

13

Своеобразие музыкальных интонаций в мире.

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

14

Как музыка помогает народам дружить?

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

15

Как музыка помогает народам дружить?

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


2.

16

Как музыка помогает народам дружить?

1

Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

17

Как музыка помогает народам дружить?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

18

Как музыка помогает народам дружить?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

19

Как музыка помогает народам дружить?

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

20

Вслушивайся и услышишь.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

21

Вслушивайся и услышишь.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

22

Вслушивайся и услышишь.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

23

Вслушивайся и услышишь.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

24

Вслушивайся и услышишь.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


3.

25

Вслушивайся и услышишь.

1

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

26

Триединство понятий «Композитор», «Исполнитель», «Слушатель»

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

27

Композитор – творец красоты.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

28

Композитор – творец красоты

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

29

Композитор – творец красоты.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4

30

Композитор – творец красоты.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

31

Галерея портретов исполнителей.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

32

Галерея портретов исполнителей.

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

33

Исполнитель - состав исполнителей (солист, ансамбль, оркестр, хор).

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.


4.

34

Исполнитель - состав исполнителей (солист, ансамбль, оркестр, хор).

1

-Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений.









36