Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
— формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Личностные: отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебной программы:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия.
Познавательные УУД:
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- понимать информацию, представленную в виде рисунков;
- анализировать предметы;
- высказываться в устной форме;
- выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях;
- объединять предметы в группы по заданным признакам в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение;
- допускать существование различных точек зрения;
- эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной и внеучебной деятельности;
- учитывать разные мнения;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Содержание учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Тематический план по разделам
1 Музыка вокруг нас.
16
2
Музыка и ты.
17
Итого
33
п/п
Темы уроков
Даты по плану
Дата фактическая
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
1
н/у Урок -путешествие "Мир звуков". Как услышать музыку.
- Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
- правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения.
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
- с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования.
Регулятивные:
Принимать и сохранять
учебную задачу.
Адекватно воспринимать оценки учителя,
товарищей.
Различать способ и результат действия.
Вносить коррективы в действия.
Познавательные:
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Понимать информацию, представленную в виде рисунков.
Анализировать предметы.
Высказываться в устной форме.
Осуществлять синтез (целое из частей).
Выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Объединять предметы в группы по заданным признакам в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого.
Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и четко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей).
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение.
Допускать существование различных точек зрения.
Способен осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения
задания в учебной деятельности с
помощью учителя по образцу.
Эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной и внеучебной деятельности.
Учитывать разные мнения.
Задавать вопросы по существу.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Владеть монологической и диалогической формой речи.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя.
Включаться в групповую работу, связанную с общением; рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных в первый школьный день; внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать свое мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме.
Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы каждого члена группы, контролировать и оценивать правильность ответов. - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать.
Проявлять интерес к новому учебному материалу.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей,
нравственному содержанию поступков.
Проявлять интерес к новому учебному материалу.
Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.
Сохранять мотивацию к учебе.
Оценивать результаты своей работы на уроке.
Принимать учебную задачу урока и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке.
2
«И муза вечная со мной…».
П.Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик».
3
Хоровод муз.
Р. н. п. "Во поле береза стояла".
- Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.- Понимать истоки музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;- ценить отечественные народные музыкальные традиции.
4
н/у Урок -игра. « Повсюду музыка слышна». Русские народные песни- заклички.
Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- передавать настроение музыки в пении;
5
н/у Урок –игра Душа музыки – мелодия. П.И.Чайковский. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков.
Понимать термины: мелодия и аккомпанемент;
-знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения;
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш).
6
н/у Урок - представление. Музыка осени. П.И.Чайковский «Октябрь». Т.Потапенко "Скворушка прощается."
Различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку.- Выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
7
« Сочини мелодию». Песенка-диалог «Дождь идёт»
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
8
«Музыкальная азбука». «До-ре-ми-фа-соль» А.Островский.
«Музыкальный корабль» Струве.
Узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук.- Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
9
Музыкальные инструменты: свирель, гусли, пастуший рожок, дудочка. Русские народные наигрыши.
Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
- находить сходства и различия в инструментах разных народов. Называть русские народные инструменты – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала;
10
Народный сказ о певце-гусляре Садко.
Былинные наигрыши.
Н.Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».
Внимательно воспринимать информацию;
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;
- определять на слух звучание народных инструментов;
11
Музыкальные инструменты: флейта, арфа. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»..
- Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - Определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;
12
Звучащие картины
И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2 Былинные наигрыши.
Сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
13
Разыграй песню.
А. Коваленков, Л. Книппер.
"Почему медведь зимой спит".
Планировать свою деятельность;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры различного характера;
14
Пришло Рождество, начинается торжество. Рождественские песни разных народов.
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;
15
Добрый праздник среди зимы. Фрагменты из балета П. Чайковского “Щелкунчик”.
16
Край, в котором ты живёшь. Образ Родины в музыке.
Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов.
Регулятивные:
Принимать и сохранять
учебную задачу.
Адекватно воспринимать оценки учителя,
товарищей.
Различать способ и результат действия.
Вносить коррективы в действия.
Познавательные:
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Понимать информацию, представленную в виде рисунков.
Анализировать предметы.
Высказываться в устной форме.
Осуществлять синтез (целое из частей).
Выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.
Объединять предметы в группы по заданным признакам в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого.
Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и четко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей).
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение.
Допускать существование различных точек зрения.
Способен осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь по ходу выполнения
задания в учебной деятельности с
помощью учителя по образцу.
Эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной и внеучебной деятельности.
Учитывать разные мнения.
Задавать вопросы по существу.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Владеть монологической и диалогической формой речи.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Проявлять интерес к новому учебному материалу.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей,
нравственному содержанию поступков.
Проявлять интерес к новому учебному материалу.
Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.
Сохранять мотивацию к учебе.
Оценивать результаты своей работы на уроке.
Принимать учебную задачу урока и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке.
17
Поэт, художник, композитор. Свиридов «Пастораль» из драмы «Метель».
18
Музыка утра.
Э.Григ "Утро". П.Чайковский "Зимнее утро".
Музыка вечера .
«Колыбельная медведицы».
Понимать, что у музыки есть свойство без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь;
-по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения;
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
19
Музыкальные портреты. "Баба Яга" из детского альбома Чайковского. С Прокофьев "Болтунья".
- Сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы, портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
20
Разыграй сказку. Песенка- дразнилка "Баба Яга" .
21
Музы не молчали .
"Солдатушки, бравы ребятушки" разучивание.
Определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках;
- внимательно слушать.
22
Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано. "Праздник бабушек и мам"М. Славкина.
Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
23
Мамин праздник. Дунаевский "Колыбельная."
Музыкальные инструменты. "Звучащие картины"
Песня "Тонкая рябина".
Сравнивать звучание музыкальных инструментов; -узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию,; -имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
24
Музыка в цирке. И.О. Дунаевский "Выходной марш".
Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш;- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
25
Дом, который звучит. "Колыбельная" мамы- Козы из оперы "Волк и семеро козлят".
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям ;
создавать собственные исполнительские интерпретации;
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
26
Путешествие в мир музыкального театра: сказочные сюжеты в опере и балете.
27
"Ничего на свете лучше нету". Г.Гладков. Бременские музыканты.
28
Из музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ю Энтин "Песня друзей"
29
Обобщение по темам: "Музыка вокруг нас" , "Музыка и ты".