Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе Осенний лес

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






ГБОУ СОШ №2

Номинация «Урок-исследование»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формирование универсальных учебных действий

на уроке изобразительного искусства, как важные составляющие фундаментального ядра образования»



Ф.И.О Иванова Елена Юрьевна

Должность: учитель начальных классов















Введение

Изобразительное творчество является составной частью художественно-эстетического направления в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

«Изобразительное искусство» является изучением жанров и видов произведений изобразительного искусства, в освоении различных видов и техник искусств. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

































Актуальность темы

Заключается в том, что в настоящее время невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, так как современные школы работают по вариативным программам. В одном случае в основу обучения берётся рисование с натуры (В. С. Кузин), в другом акцент ставится на эмоциональном развитии школьников (Б. М. Неменский), в третьем больше внимания уделяется изучению народного искусства (В. Я. Шпикалова) и т.д., но ни одна программа не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения и декоративно-прикладных работ, так как это значительно обогащает мир ребёнка. 

Цели: определить эффективные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию универсальных учебных действий младших школьников. 
Уровень развития универсальных учебных действий младших школьников будет повышаться, если на уроках по изобразительному искусству в начальной школе использовать нетрадиционные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.
 































II. Основная часть

2.1 История изобразительного искусства

[link]  пришло к нам из древности. Оно начинает своё развитие с наскальных изображений. Начало теоретического обоснования правил изобразительной деятельности принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, определённые каноны. Художники всех эпох старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения изобразительной деятельности было положено рисование с натуры. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к становлению жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, аниматический, исторический и т.д. Опора на различные художественные традиции (первобытное искусство, эллинистическую архаику, Древний восток, детский рисунок, древнерусское искусство, и др.) помогает эмоционально целостно переосмысливать действительность, ярко выражать свою творческую индивидуальность в искусстве. Но изобразительная деятельность влияет не только на развитие творческих способностей, но и на развитие познавательной сферы ребёнка т.к. является специфическим образным познанием действительности и как всякая познавательная деятельность имеет значение для умственного развития детей. А также влияет на развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. 


2.2 Методы и приемы используемые на уроках Изо.
К традиционным мы относим наглядные, словесные и практические методы обучения. 
Нетрадиционным является использование на уроках рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой; применение таких методов как: пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём "штамповки” рисунков и т.д.
Б.М. Неменский в своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» на уроках вводит игровую драматургию по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа [ 2, с.54-58]
О.А. Белобрыкина в своём труде «Маленькие волшебники или на пути к творчеству» отходит от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, рекомендует краской капать, брызгать, ставить кляксы, наносить краску на мокрый лист, рисовать пальцами, «носом», а кисточку советует заменить палочкой, зубной щёткой, свечой и др. Она описывает такие методы обучения изобразительной деятельности как, пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, рисование «носом», приём «штамповки» рисунков, рисование апельсинами и др.
 

2.3 Формирование универсальных учебных действий на уроке ИЗО, как важное составляющее фундаментального ядра образования.

Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса..

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности.

На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

В процессе формирования УУД учитель:

-учит ставить цели и искать пути их достижения,

- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;

- привлекает к открытию новых знаний;

- обучает приемам работы в группах;

- обучает самопроверке;

- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;

- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,

- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,

- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,

- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,

- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.

УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.

ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.

Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: "Женский образ в искусстве", "Образ моря в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.")

Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев -защитников в искусстве").

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Можно предложить ученикам парные задания (например, "Праздник цветения сакуры", "Олимийские игры Древней Греции" и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должныобеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.
















Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы .
Автор разработки: учитель начальных классов
Иванова Елена Юрьевна
Место работы: ГБОУ СОШ №2
Предмет: изобразительное искусство
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Осенний сказочный лес»

Цель и задачи урока:
Формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Развивать внимание и наблюдательность;
Изучить особенности работы в технике монотипия.
Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве.
На этом уроке учащиеся только познакомятся с данной техникой, создавая отпечатки листьев, превращая их в сказочный лес. Это своеобразная игра, в которой интересно, что будет дальше. Если видя или представляя листок, ученик его именно таким и изобразит. То с использованием техники монотипия мы не знаем, какой будет результат и это интересно. Каждый раз отпечаток даже одного и того же листочка будет неповторимым. Все казалось бы очень просто, но на самом деле это не так. Нужно все же попытаться предвидеть результат. И еще положительная сторона применения этой техники при изучении данной темы, что даже те дети, у которых еще не совсем развито чувство формы или у них не достаточно развиты художественные умения, смогут справиться с работой. Все работы будут эксклюзивными.
А для того чтобы каждый ученик справился с заданием на уроке используется презентация с репродукциями художников пейзажистов, читаются стихотворения об осени, звучит музыка и в гости приходят герои сказок. Четкий вводный, текущий инструктаж и доброжелательная атмосфера на уроке способствуют высокому результату учащихся.
Тема урока: «Осенний сказочный лес».
Цель: изучение техники рисунка - монотипия, как нестандартного способа изображения осеннего леса
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию)

Развивать внимание и наблюдательность;
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков. Умение рассматривать, сравнивать
Изучить особенности работы в технике монотипия.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
Оборудование:
Литературный ряд:
Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству»;
Ж. «Начальная школа» № 32, 20012. «Занятия по изобразительному искусству в 1 классе»;
Т.И. Тарабарина «Детям о времени».
А.Н. Мартынова. Загадки, пословицы, поговорки.
Зрительный ряд:
Репродукции с картин художников об осени: И.Левитан «Золотая осень», И. Бродского «Опавшие листья», И.Шишкин «Осень», И.С. Остроухова «Золотая осень».
Презентация к уроку;
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Сентябрь», А. Вивальди «Осень» 1 часть
Для учащихся:
Альбомный лист, кисти, стаканчики
Гуашь,
Палитра,
Осенние листья на партах.
Содержание урока:
Организационный момент.
Ребята, к нам в гости пришёл, отгадав загадку узнаете:
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдется, там след остается (Карандаш)
Он принес загадки:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
Кричит ворона в небе Ка –р!
В лесу пожа –р!
А было просто очень:
В нем поселилась …. (осень)
Правильно, ребята, осень.
2. Объяснение новой темы
(читает школьница)
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной
А. Блонский

Многие поэты с большой любовью и мастерством описывали это чудесное время года.
Беседа о красоте осенних листьев, на основе впечатлений от экскурсии в природу (Дети рассматривают выставку осенних листьев) Класс нарядно украшен листьями.
Обратили ли вы внимание на окраску осенних листьев деревьев и кустарников? Какого цвета трава осенью? Почему осень называют золотой?
А сейчас Художник нас приглашает всех в осенний лес. (Звучит музыка П. Чайковского «Сентябрь», читаю стихотворение И. Бунина)
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселый, пестрою толпой
Стоит на солнечной полянке
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
И. Бунин
Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? Как сказочно красива осень в стихах? А художники описывают осень красками
Кто же расписал терем-лес? (Осень – художница).
Какими цветами она пользовалась (лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно – красный).
Посмотрите, какие цвета выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени. (Смотрим репродукции с картин художников, обсуждает выбранные художниками цветов). Очень важно не только увидеть красоту природы, суметь ее изобразить, найти нужные цвета.
Давайте, обратимся к картине И. Бродского «Опавшие листья», И.Шишкин «Осень»; И.С. Остроухова «Золотая осень».
Какие чувства вызывают у вас картины?
На картине И.С. Остроухова прекрасно показан праздник золотой осени. Правдиво и поэтично передан уголок старого парка. Мы можем долго рассматривать золотистое кружево липы и резных листьев клена. Справа стоят два дерева. Золотая листва, среди которых выделяются светло-оранжевые листья клёна, свешиваются до земли. Из травы поднимаются, уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней вдали группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами.
3. Вводный инструктаж и практическая работа
А теперь попробуем нарисовать красками осенний лес. Но не простой, а сказочный. Мы сегодня с вами говорили о красоте осенней природы, о разнообразии цветов осенней листвы. И мы знаем, что листья бывают разной формы. Они лежат у вас на партах разные разные. А на что по форме похож листочек?
(дети предлагают варианты)
Давайте внимательно рассмотрим один листок и сравним его с деревом. (пояснение сопровождается зарисовкой на доске)
Ножка листочка похожа на ствол дерева. Да?
Прожилки листочка похожи на веточки у дерева. Так?
А сама форма листка напоминает крону дерева. Вы со мной согласны?
А какими бывают по форме листочки?








[pic] [pic] [pic]


И поэтому наш сказочный лес будет создан из листочков. Но на листе бумаги они появятся необычным способом. Мы сегодня с вами познакомимся с новой для вас техникой, которая называется – монотипия. Монотипия в переводе с французского означает печать «печатание». Это очень интересно и я уверена вам понравится .
Прежде чем начать сегодняшнюю работу, давайте, проверим, как вы приготовились к занятию.
Чем мы сегодня будем работать? (Кисточками и красками)
Возьмите, пожалуйста, свои кисточки в руки и прикоснитесь ими к тыльной стороне ладошек. На что похожа наша кисточка? (На ножку, на хвостик)
Если сильнее нажать на кисточку, то ладошке будет больно. Когда мы с вами будем рисовать, надо легко и ласково проводить кисточкой по бумаге, как будто гладишь котенка, не нажимая сильно на «пяточку кисточки».
(Ребята пробуют проводить кисточкой по своим ладошкам).
Перед тем как набрать краску на кисточку ее нужно смочить в воде, а краски «напоить» водичкой.
(Я набираю на кисточку воду и разбрызгиваю ее вокруг себя). Все ли я правильно делаю? Действительно, кисточку нужно аккуратно отжать о край баночки, чтобы не испачкать окружающих, работу и себя.
А как мы разместим на рабочем столе краски? (Правильно, за листом бумаги).
Теперь наше рабочее место в порядке, можно приступать к занятиям
Что делаем в начале….
Но в это время из-под стола появляется «Лесовичок» (Он весь грязный.)
Ты почему такой грязный?
Я с ежиком хотел нарисовать осенние листья. И вот, что получилось.
Это все от того, что ты не выслушал задание полностью.
Ребята, поможем «Лесовечку»?
Но сначала отдохнем вместе с ним
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Руки вверх.)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели. (Махи руками.)
И на землю тихо сели. (Приседание.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встать на носочки, махи руками над головой.)
Закружились, полетели (Покружились.)
И на землю снова сели. (Сесть за парты.)
4. Педагогический рисунок
А теперь приступаем к работе. (Демонстрация классу на мальберте)
Располагаем альбомный лист горизонтально перед собой и делим его простым карандашом приблизительно пополам. Это – линия горизонта;
Изображаем в верхней части листа небо, в нижней землю, покрытую травой и осенними листьями.
А теперь берем листочек, кладем его на черновик и красим краской с той стороны, где прожилки более выражены.
Далее отпечатываем его на уже подготовленный фон. Так мы «посадим» наши осенние деревья в сказочном лесу.
Творческая практическая деятельность учащихся

С помощью музыки П.И. Чайковского создается образ осеннего пейзажа. Под музыку дети рисуют. Она создаёт у детей определенное эмоциональное настроение, которое соответствует теме данного урока.
Подведение итога урока
Оценка работ учащихся. Показ всех работ учащихся. Оформление выставки работ всех детей
Уборка рабочего места

Заключение.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Список литературы

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.

2. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2012 г.

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2010 - 72 c.

4.Изобразительное искусство.Учебно-методическая комплексная документация- М.:Агар, 2010.

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2009.

6. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, М.: 2012

Интернет ресурсы :

http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1285

http://festival.1september.ru/articles/611031





















Приложения

[pic]

[pic]





[pic]


17