Притчи, урок по ОРКиСЭ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шараповская средняя общеобразовательная школа




Курс: «Основы православной культуры»




Практико-ориентированный проект на тему: Учебное занятие по библейскому тексту («Притчи о блудном сыне и о талантах»)
















Шарапово 2015 год













-1-


ПЛАН 1. Введение. а) Евангельские притчи. б) Значение Евангельских притч.

2. Основная часть. а) Текст Притчи о Блудном сыне. б) Толкование Притчи о Блудном сыне. в) Притча о Блудном сыне – «Евангелие Евангелий». г) Вопросы к аудитории (понимание притчи). д) Притча о талантах: мудрость из глубины веков. е) Анкета для слушателей.

3.Заключение. а) Обобщение Евангельских чтений (занятие по ОРКиСЭ в 4 классе). б) Презентация к уроку.

4. Список литературы.

40имрнпнап111111








------ -----33 -3





-2-


1. Введение. Евангельские чтения (лекционный час).

а) Евангельские Притчи.

[pic]

Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.

  Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных рассказов по нескольким причинам. Во-первых, Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было нелегко Его слушателям. А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нем мудрость. Во-вторых, люди, не вполне понимающие учение Спасителя, могли бы по- своему перетолковать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования. В-третьих, притчи имеют то преимущество перед прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но демонстрируют его применимость, как в частной, так и в общественной жизни. Христовы притчи замечательны еще тем, что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили своей наглядности и очаровательной красоты. Притчи являются живыми свидетелями того тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренней причиной и ее проявлением в жизни.

В Евангелиях мы находим более тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после

-3-

Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.


б) Значение Евангельских Притч.


Библейские притчи являются очень важными для верующего человека

Особенно нужны они для подрастающего поколения, когда идет становление нравственности, отношений, ценностей и восприятия мира. Конечно, и взрослый человек может почерпнуть в них немало полезного

Библейские притчи – это в некотором роде сказки и повествования, которые дают повод задуматься о жизни и своих поступках, несут в себе назидательный момент. В каждой из них есть зерно мудрости, которое потихоньку прорастает и дает свои положительные всходы. Постоянное

чтение таких повествований оказывает комплексное воздействие на внутренний мир человека, на познание самого себя и других.


Ценность притчи из Библии в том, что она рассматривает человеческие

отношения и поступки с точки зрения духовности, божественности. Другие подобные рассказы более человечны, в них нет того ореола


-4-


таинственности, хотя они могут быть не менее древними и поучительными. Для подрастающего поколения именно библейские притчи могут стать первым знакомством с верой, Богом, Христом. В дальнейшем это может помочь им в духовной жизни, научит строить свой путь так, как велит Господь, поступать по совести, думать о своей душе и дальнейшем ее Для взрослого человека притча может стать путеводной звездой в определенный момент жизни, а также знаком и ответом на вопрос. Помимо этого они достаточно просты, в них нет витиеватости, которая бывает понятной не всем. О мудрости же этих назидательных историй можно говорить действительно очень много.

Если говорить о маленьких почитателях библейских историй, то следует отметить, что не все из них смогут постичь истину божественных писаний. И, конечно, им понадобится хорошее толкование

разъяснение прочитанного. Библейские притчи для детей обязательно нужно читать с родителями или воспитателями, которые доступно объяснят то, что малыш в силу своего возраста не смог понять.

























-5-__________________


2. Основная часть. (Лекционный час, продолжение).


[pic]



а)ТЕКСТ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

 У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ

-6-


отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын ТВОЙ, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.


[pic]



б) ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына:

Под образом этого человека представляется Бог; два сына — это грешники и мнимые праведники и книжники.

Младший из них:

Младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.

Дай мне:

Сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.

Следующую мне часть имения:

По закону Моисееву (Втор 21, 17), Младший сын получал половину того, сколько получал старший.

-7-


Разделил им имение:

Отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.

Собрав все, пошел:

Тяжела ему показать опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными,

почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона,

предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушает, расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.

Дальняя сторона:

Есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Настал великий голод:

К бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

Пасти свиней:

Самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния.

Наполнить чрево свое рожками:

Это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые впрочем иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей).

Но никто не давал ему:

И этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын.

Придя в себя:

Оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек

-8-


приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает

познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается.

Встану, пойду к отцу моему:

Решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую

в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться!

Я согрешил против неба и пред тобою:

Небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою — оскорбленным и негодующим любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его.

Не достоин называться сыном:

Рвение глубокого смирения и не достоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника.

В число наемников твоих:

Выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях быть принятым в дом отчий.

Когда он был еще далеко:

Все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви Отца Небесного к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец — старец, издалека увидев возвращающегося сына бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом — стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами.

Был мертв, и ожил:

Грешник отчуждающийся от жизни в Боге, — то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его

-9-


Богом; в отчуждении же от Него жизни нет ( 1 Тим 5, 6. Рим 6, 13. Мф 8, 22); почему обращение грешника к жизни в Боге представляется как воскресение его из мертвых (Рим 6, 13. Еф 2, 1. Отк 3, 1)

Старший же сын:

В примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они — по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям,

хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, — это они — книжники, и фарисеи, и законники, — это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильного Отца-Бога.

Был на поле:

Работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится.

Услышал пение и ликование:

Пение и ликование — символ веселья и радости вообще.

Он осердился и не хотел войти:

Так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и орешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом

Отец же его, выйдя, звал его:

Со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви.

Вот, я столько лет служу тебе:

Вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного любвеобильного — отче (батюшка); брата он не хочет называть братом,

-10-


А — этот сын твой:

И резкой чертой указывает его поведение; с особенной настойчивостью указывает на службу свою и на то, что никогда не преступал повелений

отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на козленке, и он с завистью упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца...

Он же сказал ему:

Хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением — сын мой — отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства.

Ты всегда со мною, и все мое твое:

Не все имение расточено братом твоим, и не твое, — твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные, могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно – нравственном настроении. — Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6. 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба – Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника.


в) Притча о блудном сыне – «Евангелие Евангелий».


Амвросий Медиоланский в IV в. назвал притчу о блудном сыне Evangelium Evangeliorum — «Евангелие Евангелий», или «сердцевина Евангелия». Почему? Давайте задумаемся об этом. Да, это притча о нашем грехе, да это притча о том, что Бог

-11-


всегда ждет нашего покаяния, да, о том, что часто праведность не в силах простить неправедность. Все это так. Но об этом повествуют многие притчи Евангелия... Поступок младшего

сына страшен не тем, что он промотал деньги. Не тем как он их промотал, живя распутно. А чем же? Тем, что он отнесся к отцу так, как будто тот уже умер, вот что самое страшное. Желая получить свою часть наследства, он словно бы сказал отцу, умри, для меня ты умер. Один человек сказал: «Бог умер». Это был Ницше. Есть такая смешная история. В середине прошлого века на стене одного из европейских университетов появилась надпись: Бог умер. Ницше. Вскоре приписали: Ницше умер. Бог. Так вот это смешно, но с духовной точки зрения неверно. Для Бога каждый жив, каждый желанен, вот о чем, наверное, эта притча, вот почему она – сердцевина Евангелия.

Младший сын просит причитающуюся ему часть имения, тем самым как бы говоря отцу: "Ты знаешь, я устал ждать, когда ты умрешь" (ведь именно после смерти родителей дети получают наследство). Его брату больно за отца, но и обидно, вероятно, что он-то останется ухаживать за стариком, "зарабатывать" свою часть наследства. Потом, когда старший сын возвращается домой и узнает, что младший брат вернулся, он отказывается принять его и простить, несмотря на то, что не знает, как тот вернулся, о чем они говорили с отцом. Отец, против которого согрешил младший сын, уже простил, он принимает его,

не произнося ни слова упрека. Он не расспрашивает сына о том, где он был и что делал, отодвигая заботливой рукой весь стыд и боль от сознания собственной подлости. И только так может происходить примирение и соединение, когда рана свежа и еще болит. Более того, отец не дает сыну сказать вслух всех заготовленных слов. Вернувшийся сын остается сыном и не может быть кем-то иным.

[link]

 В притче о блудном сыне Христос через понятную метафору рассказывает нам историю избранности. Старший сын – народ Израиля, который «всегда со мною», как говорит Христос. Младший сын, который просится к отцу своему наемником – ---остальной мир. Христос пришел проповедовать Евангелие каждому. А старший сын, недовольный тем, что ему, по его мнению, никогда ничего не доставалось, это образ народа Израиля, который жил и ждал Спасителя, который будет Царем миру. В притче слова отца: «брат твой сей был мертв и ожил,

-12-


пропадал и нашелся» - это слова обращенные к Израилю. Слова о том, что пришествие Христа сделало народом избранным каждого там, где проповедано Евангелие и покаяние в исцеление грехов. Царствие Божие с нами со дня пришествия Христа и до конца времен. Весь мир, каждый человек через покаяние может придти к Нему. В покаянии сердца невозможно представить себя сыном Христу. В покаянии человек обретает смирение и стремится делать дела во славу Бога, полностью признавая свою собственную малость. Но не рабов и не наемников ищет Христос, но любимых и любящих детей. И Христос принимает каждого пришедшего в покаянии и отчаянии к нему как сына и радуется и заботится о нем, когда возвращается он в дом отца своего.

Это также и пример поведения современной молодежи, которая не знает пути истинного, а ищет свободу, уходя из родительского дома и от своих корней. В результате всего этого появляется все больше молодых людей, которые не интересуются своим прошлым, и будущее их также не волнует. Все это сказывается на общем развитии, как одного конкретного человека, так и общества в целом. Блудный сын из притчи – это и есть практически каждый из нас, оторванный от Бога, от его защиты, промотавший свое состояние не только физически, но и духовно. Однако Бог не только карает, но и одаривает милостями. Как отец, простивший своего раскаявшегося сына, так Господь ведет себя по отношению к грешникам. Каждый может возвратиться на путь к Богу. Именно эта притча позволяет надеяться на более осмысленную и полную жизнь.


г) Вопросы к аудитории.

- Перечислите действия младшего сына, в которых выразилось его оскорбление отцу. - Перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну. – К чему же привела жизнь блудного сына на чужбине, жизнь в которой не осталось места отцовым заповедям? - Как встретил отец сына? - Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»? - Какой момент в притче является кульминационным? - Нужно ли прощать? (Да) - Сколько раз? (Всегда) - Что приносит прощение? (Радость, свободу в общении)



-13-


- Есть ли обиды, за которые можно не простить человека? (Нет) - Вот в притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил. Правильно ли он поступил?





д) Притча о талантах: мудрость из глубины веков




Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Рассмотрим её смысл с двух аспектов: богословского и психологического. Раздача талантов по сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты – таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому – два, а третьему – всего один. Раздав дары,

господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами.

Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Распоряжение Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое – их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро – теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант – тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его». [Мф. 25: 14-32]

У [pic] слышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал негодного прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу – тому, который пять талантов превратил в десять. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее. Вот такую историю рассказывает притча о талантах. Библия содержит множество коротких поучительных

-14-


повествований, которые можно адаптировать к реалиям сегодняшнего дня. Богословское толкование Проповедники и теологи объясняют, что под «господином» в этой истории нужно понимать Господа Бога, Иисуса Христа. Под «дальней страной» подразумевается Царство Небесное, куда вознёсся Иисус, а возвращение господина есть иносказательное изображение Второго пришествия. Что касается «рабов», то это ученики Иисуса, а также все христиане, рабы Божьи. Именно к ним обращена притча о талантах, толкование которой с точки зрения богословия отражает важнейшие библейские истины. Итак, Господь возвращается с небес, и приходит время Страшного суда. Людям предстоит отвечать, как они воспользовались Божьими дарами. В притче под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности – словом, духовные и материальные блага. Именно об этом иносказательно повествует притча о талантах. Смысл её гораздо лучше проясняется при помощи толкований. Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. Это объясняется тем, что Господь знает слабые и сильные стороны любого человека. А также это делается для того, чтобы люди объединялись и помогали друг другу. В любом случае никто не остаётся без таланта – каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет – всё потеряет. Психологическое толкование Библейской притчи о талантах стала источником крылатого выражения «зарывать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор. Что под этим подразумевается сейчас? Каков смысл данного выражения и самой притчи с точки зрения психологии? Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресурсы), а то, как он это использует. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они пропадут. А если человек зарывает свой талант, отказывается от попыток самореализации, тогда он чаще всего начинает перекладывать ответственность с себя на внешние обстоятельства или других людей, что и сделал «лукавый и ленивый» раб из притчи. И лишь тот, кто не ищет оправдания своему бездействию, заслуживает счастья.



е) Анкета для слушателей. – Какой талант мне дал Бог? - Как можно его приумножить, а не «зарыть в землю»? - Как бороться с гордостью, зарождающейся в душе при похвалах?

- Как научиться не завидовать чужим талантам? - Необходима ли исповедь?



-15-



3. Заключение. Обобщение Евангельских чтений( занятие по ОРКиСЭ в 4 классе).



а)План-конспект урока на тему «Притча о блудном сыне. Сила любви».

Цель урока: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям

Задачи урока: Образовательные

- научить младших школьников читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;

- формировать у учащихся представление о жизни,обычаях людей во времена Иисуса Христа;

- раскрыть учащимся содержание таких понятий как «любовь-агапе», «прощение», «почитание родителей»

Развивающие

- развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;

- ознакомить детей с творчеством русских поэтов, использовавших тему блудного сына в своем творчестве;

- ознакомить детей с репродукциями картин русских и зарубежных художников;

Воспитательные

- воспитывать у учащихся почтительное, бережное отношение к родителям;

- воспитывать любовь и уважение к ближнему, умение мирно разрешать конфликты;

- задуматься о причине страданий людей

Оснащение (оборудование) урока

- репродукции картин Рембрандта, Дюрера, А.Иванова, И.Макарова, Г. Доре;

- Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);

- рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши

- томики стихов лорда Байрона, А.С.Пушкина, Н. Языкова, В. Брюсова

- ПК для демoнстpации ppt

-16-



Тип урока: урок «открытия» новых знаний



Ведущие технологии: интерактивная беседа

Основные этапы урока

  1. Организованное начало

  2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Однажды я увидела в Эрмитаже картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Обратите внимание на репродукцию этой картины. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника блудный сын стоит на коленях и прячет лицо на груди старика.

Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившийся к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына.
Перед ними обоими, наверное, в этот момент проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Таинственный свет озаряет их …
Все это буквально захватило меня.

Так я пришла к библейской притче о блудном сыне.

И в связи с этим вспоминаются строки, написанные Байроном, с творчеством которого вы соприкоснетесь в 8-9 классах:

«Блажен, кто Библии страницы пробегая,
Высокий смысл их разумел,
Но лучше во сто крат, о, смертный, не родиться,
Чем строки дивные надменно отвергать».

А знаете ли вы, что Байрон к восьми годам, по его собственным словам, уже прочел всю Библию «от корки до корки»?

Но обратимся к притче о блудном сыне, которую не без основания называют величайшим рассказом всех времен и народов.

Мы уже знаем, что притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Спаситель говорил о событиях и явлениях обыденной жизни и через них вводил людей в мир духовный. Такой прием помогал людям понять, о чем говорил их великий Учитель. Притча – это земная история с небесным смыслом. Иисус Христос избрал метод притч для того, чтобы заинтересовать людей, побудить их к слушанию. Он обращался не к собравшимся в синагоге

-17-



людям, которые так или иначе должны были оставаться на местах до окончания службы. Он обращался к толпе людей, которые были свободны и

могли разойтись в разные стороны в любой момент. Поэтому так важно было вызвать в людях интерес. Предлагаю ученикам репродукции картин А.Иванова, Макарова, Доре, посвященных проповедующему Спасителю.

В чем величие притчи о блудном сыне? Она дает ответ на вопрос, в чем смысл жизни, указывает на причину страданий человека. Притча раскрывает суть понятий «прощение» и «любовь-агапе».

Kак вы понимаете, что такое прощение?

Ученик: «Простить – значит перестать сердиться на того, кто тебя обидел».

Учитель: Правильно. Мы живем в мире, где нас окружают несовершенные люди – такие же, как мы. И в процессе нашего взаимодействия с людьми мы постоянно сталкиваемся с обстоятельствами, когда кто-то поступает с нами неправильно.
Простить – значит забыть обиду, т.е. «отпустить» человека, обидевшего тебя. Представим себе, что у берега стоит привязанная лодка. Если мы ее отвяжем, она уплывет. Так симво­лически можно описать прощение. Прощение – это способ избавления от горечи в душе.

А кто может сказать, что такое любовь-агапе?

Мы знаем, что есть любовь «сторге» - семейная любовь, обусловленная родственными узами. Известна и любовь «эрос» - любовь мужчины к женщине. Дружескoe oтношeниe - это любовь «филия». А что же такое любовь «агапе»?

- Никто не может ответить.
С проявлением агапе я столкнулась в небольшом рассказе о леснике Никифоре. Жил он в сибирской деревушке, а соседом его был человек по имени Иван. Этого Ивана за вздорный характер в деревне иначе как «вредный мужичонка» и не звали. Однажды Иван рано утром подмёл свой двор, а груду мусора свалил у ворот Никифора. Когда Никифор открыл ворота и увидел мусор, он сразу понял, в чём дело. Как вы думаете, что он сделал?

Реплики с мест: «Закинул ему мусор обратно», «Отругал его, как следует».

Учитель: Никифор запряг свою лошадь и поехал на рынок. Там он купил два больших арбуза, привёз их и отдал детям своего обидчика, т.к. его самого дома



-18-



не было дома.
Вечером, когда Иван пришел домой, дети с радостью рассказали ему, какие

сладкие арбузы принёс им сосед. Тогда Иван пошел к Никифору и попросил прощения. Так они стали хорошими друзьями.

«Агапе» — это способность любить тех, кто нам не нравится, и кому мы не нравимся.
Это глубокое нравственное чувство, возникающее не спонтанно, как порыв, а сознательно, на основании моральных принципов, чувства долга.

Никифор руководствовался наставлением из Библии: «Никому не воздавайте злом за зло,…но побеждай зло добром» (Римл.12:17,21). Добро обладает невидимой силой. Он простил, сделал доброе дело. Как это повлияло на Ивана?

Ученик: «Иван задумался над своими поступками и, может быть, изменит свою жизнь».

Учитель: А если бы Никифор отругал Ивана, поссорился с ним – как бы отреагировал Иван?

Ученик: «Он стал бы еще злее».

Учитель: Любовь-агапе – это непоколебимая доброжелательность, безусловная любовь, которая любит независимо от того, совершенен объект любви или нет. В христианстве – это любовь Бога к человеку. Именно любовь агапе побудила Иисуса Христа сойти на землю в образе человека ради нашего искупления. Бог любит все человечество любовью агапе.

«Бог есть любовь»1Ин.4:8.

Агапе любит, потому что не может не любить – такова природа любви. Здесь уместно провести аналогию (сравнение) с солнечным сиянием.

Солнце в одинаковой степени светит и прекрасным садовым цветам, и сорнякам, потому что такова природа солнца. Оно не может не светить.

Священное Писание говорит, что смысл нашей с вами жизни состоит в познании любви агапе. Написано: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» I Кор. 13:2.

А сейчас найдите в Библии Евангелие от Луки главу 15, стихи 11-32».

(Дети поочередно вслух читают притчу с паузами для обсуждения содержания стихов).





-19-



«Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
И сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение».



Учитель:По иудейскому закону после смерти отца старшему сыну полагалось 2/3 наследства, младшему – 1/3.

Младший сын обратился к отцу с требованием немедленно разделить имение. Написано: «Что посеет человек, то и пожнет» Гал.6:7. Это духовный закон. Давайте посмотрим, какой духовный посев сделал младший сын, обратившись с таким требованием своему старому отцу. Что он посеял доброту, послушание, способность проявлять заботу, милосердие? Или может быть, страдание и боль ?

Ученица: «Младший сын посеял непослушание, нарушил заповедь о почитании родителей».

Ученик: «Он не захотел заботиться о старом отце».

Ученица: «Он поступил ужасно, по-хамски».

Учитель: Вы помните, что одного из трех сыновей Ноя звали Хамом. Он совершил недостойный поступок по отношению к отцу, и с тех пор человека, проявляющего грубость, неуважение к другому человеку, называют хамом.

Вы правы, он заставил отца страдать, причинил ему боль. Требование младшего сына просто бессердечно: «Дай мне мою часть, которую я все равно получу, когда ты умрешь, и позволь мне уйти». Фактически он сказал отцу: «Умри для меня». Сын посеял страдание. Таков был его «посев», далее мы увидим, каков же был его «урожай».

Отец терпеливо перенес удар.Любовь дает силу любить даже в болезненных обстоятельствах. Он отдает сыну его долю еще при жизни. Это говорит о необыкновенной доброте отца.

Почему отец отпустил сына? Какие чувства при этом он испытывал? Гнев? Облегчение? Радость? Жалость?

Ученица: «Он испытывал жалость к сыну. Отец был мудрым и понимал, что сын растратит все деньги, а потом будет страдать».

Учитель: «Правильно. Отец понимал, что лишь в нужде и лишениях сын чему-то научится.

Что ответил бы обычный отец в соответствии с общепринятыми обычаями ?

Ученик: «Мог бы отругать его и выгнать из дома».

-20-



Учитель: Конечно, мог. Непочитание родителей в Израиле всегда считалось большим грехом. Отец мог лишить сына наследства, проклясть его. Но отец с горечью поддался требованию сына, т.к. любил его. Продолжим чтение притчи.

«По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
И он рад бы наполнить чрево сво
e рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

Учитель: Что означают слова «расточил имение свое»?

Ученик: «Это значит, что он растратил все, что имел».

Учитель: А как вы думаете, на что он растратил деньги ?

Ученик: «Дом себе купил красивый, одежду. Но, в основном, на всякие там пирушки, наверное. В общем, он развлекался».

Учитель: Какой же «урожай» начинает собирать сын, посеявший боль и страдание ?

Ученица: «Он сам начинает страдать. Ему никто не помогает».

Ученик: «Младший сын все растратил. Он стал нищим. Ему нечего было одеть, он голодал».

Учитель: А какую работу он себе нашел ?

Ученики хором: «Он стал свинопасом».

Учитель: Да. Блудный сын отправился из отчего дома в страну, очевидно, языческую, где разведение свиней было делом обычным и распространенным. У евреев, считавших свинью животным нечистым, разводить свиней запрещалось. Таким образом, пасти свиней на чужбине считалось особенно унизительным.

К тому же, как мы видим, хозяин свиней почти и не кормил своего работника, ведь в стране был голод, так что младший сын, живший когда-то в обеспеченном отцовском доме, дошел до самого позорного унижения. Не имея никакой пищи, он рад был есть плoды рожкoвoгo дepeва, предназначенные для свиней.

Иисус Христос живoписyет степень падения персонажа своей притчи.

-21-



Читаем далее.
«Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!
Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою,
И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему».

Учитель: Что означают слова «пришед в себя»?

Ученица: «Опомнился!».

Учитель: Правильно. Обратите внимание на репродукцию картины Альбрехта Дюрера, которая посвящена именно этим словам из притчи. Сын находится на скотном дворе хозяина, к которому он нанялся в услужение. Поблизости пасутся свиньи. Блудный сын – что он делает? Обратите внимание на положение его рук. Да, он молится. Он обратился к сокровищам внутри себя. Те достоинства, которыми обладает Создатель, человек несет в своем внутреннем мире из-за своего подобия Ему.

Мы находим Создателя во внутреннем мире человека, самого драгоценного творения во вселенной. «Господь Бог твой среди тебя». Софония 3:17.

Наше истинное «Я» глубоко предано добру, любви. Мы несем в своем внутреннем мире радость, прощение, жертвенность. Именно эти качества составляют нашу истинную духовную сущность. Иисус Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть». Лк17:21.

Увы!– человек способен действовать в этом мире противно его истинной духовной сущности, и, как только он делает так, погружается в страдание. Зависть, ненависть, ложь, непрощение всё это искусственные типы поведения. Ими мы подменяем естественные – терпимость, доброту, прощение, любовь.

Какие слова младшего сына говорят о том, что он осознал всю неправедность своей жизни?

Витя: «Я согрешил перед небом и перед тобою». Сын понял, что жил неправильно, что бросил старого отца ради развлечений.

Учитель: Да, он осознал свою вину. А ведь блудный сын мог сказать: «Отец, ты сам виноват, что поддался на уговоры разделить имение. Меня, такого вот глупого, отпустил далече, в другую страну». Или он мог сказать: «Старший брат мой вместо того, чтобы уговаривать и удерживать меня, занимался своим

-22-



делом, трудился ради накопления имущества, две трети которого ему потом и достанутся».

В Библии говорится о том, что «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» Пр.28:13. Блудный сын осознал свои ошибки, и он был помилован отцом.

Итак, сын решил вернуться домой и просить отца принять его назад уже не как сына и даже не как раба, а как наёмного слугу, подёнщика. Обычный раб был, так сказать, членом семьи: хозяин должен был одевать, кормить и лечить его. Наемный же слуга мог в любой день оказаться выброшенным на улицу – он не имел никаких прав в семье.

Продолжим чтение притчи.

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему:
отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим:
принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
И приведите откормленного теленка, и заколите: станем есть и веселиться,
Ибо этот сын мой был мертв и ожил. Пропадал и нашелся. И начали веселиться».

Учитель: Какие слова говорят о том, что отец терпеливо ожидал возвращения сына ?

Ученик: «Отец увидел сына, когда тот был еще далеко. Значит, он каждый день выходил на дорогу и смотрел вдаль, не появится ли сын».

Учитель: Сын потерял все, что пoлyчил, но при встрече отец не сказал: «Так, так, так… – явился!». Он простил его, ни в чем не упрекая. Отец любил своего заблудшего сына и вернул ему его положение – статус сына, горячо любимого отцом. Когда человек чувствует себя любимым, он чувствует себя эмоционально полноценным. Стабильная и сильная отцовская любовь много значит – если ребенок вырос в ней, у него будет чувство защищенности всю жизнь.

Отец целует и обнимает его, выражая прощение и любовь. Он восстанавливает самооценку споткнувшегося сына. Сила любви помогает поддержать человека эмоционально, поддержать его достоинство. Это и есть любовь-агапе.



-23-



Изучение притчи о блудном сыне мы продолжим на следующих двух уроках. Тема блудного сына используется в творчестве русских поэтов. Te, ктo гoтoвил дoмашнee заданиe, сейчас прочтут нам стихи.

Ученик: «Я прочту отрывок из элегии русского поэта Николая Языкова

Печальный, трепетный и томный
Назад, в отеческий мой дом,
Спешу, как птица в куст укромный
Спешит, забитая дождём».

Ученик: «Я прочту отрывок из стихотворения Брюсова Валерия Николаевича:«Блудный сын».

«Ужели, перешедши реки,
Завижу я мой отчий дом
И упаду, как отрок некий,
Повергнут скорбью и стыдом!»

Ученик: «Я прочту отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Воспоминаниe о Царском Селе».

«Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок Библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
увидев, наконец, родимую обитель,
главой поник и зарыдал».

Ученик: «А что означает «фиал»?»

Учитель: Фиал – это чаша. Пушкин говорит о чашe раскаяния.

Творческая работа учащихся. Младшие школьники выполняют рисунки. Они могут рисовать все, что у них ассоциируется с любовью агапе, прощением.

Домашнее задание. Учитель: Объявляется конкурс на лучший «семейный» рисунок на тему о блудном сыне. Расскажите дома своим родным и близким содержание притчи и попросите их принять участие в конкурсе.

Подведение итогов урока.

- позитивная оценка учителем работы учеников

- благодарность учителя ученикам за участие в подготовке урока и заинтересованную, активную работу на уроке

-24-


- просьба к ученикам высказать кратко свое мнение о том, пригодятся ли им в жизни полученные сегодня знания.





б) Презентация к уроку.




[pic]





[pic]





[pic]



[pic]

[pic]


[pic]

[pic]












-25-_________________________



4. Список литературы



  1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М., 2005г.

  2. Епископ Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 1. Четвероевангелие. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995.

  3. Полный церковно-славянский словарь. Составитель протоиерей Г. Дьяченко. М., Изд. отд. Московского патриархата, 1993г.

  4. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М., 1997г.

  5. Свт. Иоанн Златоустый. Избранные творения. Толкования на святого Матфея Евангелиста. Книга вторая. М., Изд. отд. Московского патриархата, 1993г.

  6. Священник Дмитрий Дудко. В терние и при дороге, М., Типография Снигеревой, 1993г.

  7. Свт. Иоанн Златоустый. Избранные творения. Толкования на святого Матфея Евангелиста. т. 7 ч. 2, М., Изд. отд. Московского патриархата, 1993г.

  8. Прп. Антоний Великий. Добротолюбие.т. 1., 1:90. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992г.

  9. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26-е., Сергиев Посад, 1992г.

  10. Прав. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Издательство Белорусского Экзархата-Белорусской Православной Церкви, 2006г

11. О.Д. Ушакова. «Понятия и определения. Литература. Словарик школьника.» С-Пб, 2005г

12. Энциклопедия для детей. Русская литература. М. «Аванта+», 2006г