Календарно-тематическое планирование по предмету Музыка (1 класс). Программа Перспективная начальная школа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка


Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на учебную авторскую программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В. (УМК «Перспективная начальная школа»).

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Личностные задачи:

формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.

Познавательные и социальные задачи:

приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;

формировать целостную художественную картину мира;

воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;

развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

Коммуникативные задачи:

формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Учебно-тематический план.

Содержание программы


«Мир музыки в мире детства»

1-я четверть — «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колы­бельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

2-я четверть «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.

3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жиз­ни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

4-я четверть «Волшебная сила музыки»

Темы: Композитор — исполнитель - слушатель. Музыка в стра­не «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

В соответствии с азбучным характером учебная программа вклю­чает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Ти-личеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современ­ных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крыла-това, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.

В программу 1 класса включены произведения русских и зару­бежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

слушание музыки и размышление о ней;

пение;

инструментальное музицирование;

музыкально-пластическое движение;

драматизация музыкальных произведений.

Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

метод наблюдения за музыкой;

метод убеждения и увлечения музыкой;

метод импровизации;

метод переинтонирования;

метод «сочинения уже сочинённого»;

метод размышления о музыке;

метод междисциплинарных взаимодействий;

метод восхождения от частного к общему.


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения


По итогам освоения программы 1 класса учащиеся должны знать/понимать:

смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных жанров (песня, танец, марш);

названия изученных произведений и авторов;

названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);

названия нот;

основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;

уметь:

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.


Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации программного содержания используются: фонограмма, музыкальный инструмент


Литература:

1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Учебник «Музыка. 1 класс». – М.: Академкнига/ Учебник, 2013 год

2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1 класс Методическое пособие для учителя. М.: Академкнига /Учебник, 2012 год.







Календарно – тематическое планирование


Раздел

программы


Тема урока

и номер

Основное

содержание

темы: понятия, термины

Кол-во

часов

Вид

контро-ля

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные умения

Метапредметные умения (УУД)

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Звуки вокруг нас

1.«Звуки вокруг нас»

Звуки в доме

Маши и Миши

«Кикимора». Симфоническая картинка.

«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от род­ного порога.

Воплощение в зву­ках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Знакомство с музыкальными звука­ми. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков.

Первая песня, услышанная в род­ном доме — мамина колыбельная.

Мягкие размерен­ные покачивания ко­лыбельной как ее ин­тонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки.

От музыкальных звуков дома — к «по­ющей природе».

Мелодии жизни за порогом дома.



1

ФК

Знать музыкальные термины: музыкальный звук, мелодия.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека

Личностные:

- Воспринимать произведение, его характер и настроение

- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная? Послушай первую музыкаль­ную тему симфонической картинки «Кикимора». Похожа ли она на колыбельную?

- Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, срав­нивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания.

Передай голосом звуки, которые услышали Маша и Миша на прогулке. Как ты думаешь, о чем «поет» природа?

Чье пение ты слышишь в музыкальной пьесе С. Прокофьева «Прогулка»? Тебе удалось услышать соловья, шум леса, легкий ве­терок?

Регулятивные:

-Принимать учебную задачу

Познавательные:

- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

Что изображает музыка?

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог




2.Рождение песни

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.

Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

1

ФК

Знать музыкальные

термины: мелодия, музыкальная тема, композитор. Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

Личностные:

- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произ­ведений.

Вопросы и задания. Послушай песенку «В гостях у королевы». Как ты думаешь, почему Киска не увидела при дворе королевы никого, кроме мышки?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



3.Рождение песни

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.

Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

1

УИ




4.Колыбельная

«Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. «Колыбельная самим себе».

Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой.

1

ФК

Знать что такое колыбельная песня.

Уметь под-бирать характерис-тики к определению музыкального настроения

Личностные:

-Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная?

Регулятивные:

-адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Коммуникативные:

- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках




5.Поющие часы «Часы». Музыка Н. Метлова.

«Тик-так». Музыка А. Островского, слова З. Петровой.


1

КУ

Знать музыкальные термины: ритмический рисунок, пауза, ритм.

Уметь определять динамику музыкального произведения

Личностные:

- Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, срав­нивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания. Есть ли у часов своя песня? Как они поют? Ритмично? Одинаково?

Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты дума­ешь, что они изображают?

Регулятивные:

- Принимать учебную задачу

Познавательные:

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Вопросы и задания. Покажи руками, как «покачивается» мелодия.

Пропой песню «Часы». Прохлопай ладошками вместе с пением ритмические рисунки песен башенных, стенных и ручных часов.

Спой песню «Тик-Так». Обрати внимание на перерывы, оста­новки в звучании — паузы.

Коммуникативные:

- Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки




6.Кошкины песни.

«Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова.

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.


ФК

Знать музыкальные термины: интонация, ритм.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении

Личностные:

- Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, срав­нивать их с музыкальными звуками.

Вопросы и задания.

Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты дума­ешь, что они изображают?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Вопросы и задания. Какими представил композитор действу­ющих лиц фрагмента;«Кот в сапогах и Белая кошечка»? У кого из героев мелодия задиристая и драчливая, а у кого — важная и строгая? Встречались ли тебе такие герои в жизни? Расскажи о них.

Коммуникативные:

-участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.




7.Кошкины песни

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский.

1

УО



8.О чём поёт природа

«Кукушка». Швейцарская народная песня.

«Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

1

УО

Знать музыкальные термины: темп, динамика, характер.

Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира

Личностные:

- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произ­ведений.

Вопросы и задания.

Расскажи, о чем «поет» природа осенью.

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Вопросы и задания.

. Какая музыкальная интонация помогает по­нять, что в лесной глуши прячется кукушка? («Кукушка в глубине леса»).

Помогает ли такой темп и такая динамика песни «Сарафан на­дела осень» почувствовать осеннее настроение?

- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.

Вопросы и задания.

Каким музыкальным инструментам доверил композитор ис­полнение «Полета шмеля»? Что изображает музыка?

- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

Вопросы и задания.

Передай голосом главную интонацию песни «Кукушка». Спой эхо и прохлопай его ритм.

Вместе со звучанием песни «Сарафан надела осень» покажи движениями рук, как кружатся листья.

Коммуникативные:

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.



9.О чём «поёт» природа

«Сарафан надела осень». Музыка Т. Попатенко, слова И. Чернецкой.

«Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков

1

УО



«Музыкальные встречи Ма-ши и Миши»

(7 ч)


10. «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Музыка про разное.

«Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса,

русский текст М. Цейтлиной.

«Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

Идея четверти: от музыки в жизни ре­бенка - к звучащему образу Родины.

Музыкальное окружение в жиз­ни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей.

Отражение в музы­ке разных жизненных ситуаций.

Сказка в музыке.

Музыка о разных исторических временах.

Образ Родины в музыке: ее просто­ры, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных кар­тинках

1

КУ

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.

Личностные:

- Осуществлять собственный музыкально-исполнитель­ский замысел в пении и импровизации.

Вопросы и задания. Послушай и передай движениями рук харак­тер звучания колоколов в разных регистрах.

Регулятивные:

-осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

-. Сравнивать разные музыкальные произведения.

Вопросы и задания. Сравни мелодию про Кикимору с мелодией про Бабу-Ягу: что в этих музыкальных пьесах общего, чем они от­личаются?

- Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.

Вопросы и задания. Знаешь ли ты, что место, где размещают ко­локола, называется звонницей? А человек, который звонит в ко­локола, — звонарем?

Какой высоте, какому регистру соответствует большой размер колокола, а какому — маленький? Как размер влияет на характер звучания?

- Находить особенности музыкального отражения жиз­ненных ситуаций.

Вопросы и задания. Выбери из предложенного списка опреде­ления, которые наиболее полно отражают звучание колоколов в русской

народной песне «Вечерний звон».

- Размышлять об особен­ностях воплощения сказ­ки в музыке.

Коммуникативные:

- Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.

- Размышлять об особенностях воплощения сказки в му­зыке, обсуждать это с одноклассниками.

Вопросы и задания. Какой изображена Баба-Яга в музыкальной пьесе П. Чайковского? Почему ты так думаешь? Что в музыке по­могло тебе узнать это?

Каким представил Черномора М. Глинка? Интонации темы Черномора звучат только в низком регистре? Как ты думаешь, за­чем композитор в грозную тему Черномора включил высокие ин­тонации? Что этим хотел подчеркнуть М. Глинка?



11. Музыка про разное.

Ростовские колокольные звоны.

«Вечерний звон». Русская народная песня.

1

УП

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.




12.Музыка про разное.

«Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка.

«Вечерний звон». Русская народная песня.

1

УИ

Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.



13.Звучащий образ Родины.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.

«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.

1

УИ

Знать музыкальный термин: созвучие

Уметь рассказывать о прослушанном произведении. Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения.

Личностные:

- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисун­ка к ней. Ты чувствуешь их созвучие?

Создает ли музыка М. Мусоргского («Богатырские ворота») впечатление богатырской силы, мощи и величия наших предков?

- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкаль­ным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

Вопросы и задания. Соответствует ли название «Богатырские во­рота» характеру музыки?

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных зарисовок из жизни детей

Познавательные:

- Находить особенности музыкального отражения жиз­ненных ситуаций.

Коммуникативные:

-Исполнять различные по характеру музыкальные про­изведения с группой одноклассников.

Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоя­щий солист, а потом хором с друзьями.

Разучи песню «Здравствуй, гостья-зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.



14.Звучащий образ Родины.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.

«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.

1

УИ




15.Здравствуй, гостья-зима

«Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова.

«Зимушка-Зима». Музыка Е. Ботярова, слова М. Пляцковского.

1

КУ

Знать музыкальный термин: солист, темп

Уметь исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Уметь определять темп музыкального произведения.

Личностные:

- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисун­ка к ней. Помогает ли тебе мелодия песни «Родина-Отчизна» предста­вить необъятность родных просторов?

- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкаль­ным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.

- Осуществлять собственный музыкально-исполнитель­ский замысел в пении и импровизации.

Вопросы и задания

Ты знаешь, что хоровод — это танец, который могут танце­вать одновременно все дети? Послушай текст песни «Новогодний хоровод». А теперь представь, какой должна быть музыка. Для это­го подбери нужный темп и характер.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

- Находить особенности музыкального отражения жиз­ненных ситуаций.

Вопросы и задания

Что в музыке песни «Зимушка-зима» помогает почувствовать стремительное движение саней и лыж? Какой характер создается в песне?

Коммуникативные:

-Исполнять различные по характеру музыкальные про­изведения с группой одноклассников.

Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоя­щий солист, а потом хором с друзьями.

Разучи песню «Зимушка-Зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.




16.Здравствуй, гостья-зима

«Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

1

ФК



«Так и льются сами звуки из души!»

(10 ч)

17. «Так и льются сами звуки из души!»

Зимние забавы.

«Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.



Музыка вокруг ребенка — му­зыка в душе ребенка — музыка в его художе­ственном творчестве.

Выразительные возможности музыки. Приобщение к музы­кальному искусству че­рез исполнение песен.

«Общение» на музыкальном языке.

Музыка о временах года.

Задорные песни зимы.

Весенние напевы.

Музыкальные миниатюры о живот­ных, птицах, зверях и игрушках.

Музыка для люби­мых мам и бабушек.

1

КУ

Знать музыкальные термины: фортепьяно, фортепьянная музыка, настроение.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.


Личностные:

- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцеваль­ная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Вопросы и задания. Попробуй передать интонаций пьесы К. Де­бюсси «Снег танцует» в танце. Как ты будешь танцевать: плавно и медленно кружась или быстро и решительно двигаясь?

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

-Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Можно ли определить характер музыкальной

пьесы «Вальс снежных хлопьев» и пьесы «Снег танцует» одними

и теми же словами? Например: нежный, певучий, трогательный,

лиричный.

Коммуникативные:

- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллектив­ных играх-драматизациях.

Вопросы и задания. Подумай, почему русскую народную пес­ню «Как на тоненький ледок» можно разыграть как музыкальный спектакль? Сколько в ней героев?

Выучи песню. Помоги Маше и Мише разыграть ее с друзьями по ролям.



18.Зимние забавы.

«Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.

«Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса. «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко.

1

УИ



19.Музыкаль­ные картин­ки.

«Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский.

«До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.

1

ФК

Знать героев (персонажей) песен.

Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.

Личностные:

- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.

Вопросы и задания. Что произошло с героями песни «До чего же грустно»? Попробуй объяснить, кто такой — «герой песни»?

Как ты думаешь, на каком музыкальном инструменте испол­няются пьесы «Ежик», «Клоуны», «Хромой козлик»? Музыка, ко­торую пишут для исполнения на фортепьяно, называется «форте­пьянной музыкой».

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

. Обнаруживать общность, истоков народной и профес­сиональной музыки.

Вопросы и задания. Французский композитор К. Сен-Санс подслушал сценку из жизни птичьего двора. Что он услышал? Расскажи, кого он изо­бразил? Правда ли, что эту музыку можно «увидеть», что она очень зримая. Почему?

Коммуникативные:

- способность встать на позицию другого человека, вести диалог



20.Музыкальные картинки.

«Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.

«Журавель». Украинская народная песня.

1

ФК



21.Мелодии жизни.

«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом».

П.И. Чайковский.

«Азбука». Музыка А. Зарубы, слова Б. Заходера.

1

КУ

Знать музыкальный термин: настроение.

Уметь внимательно слушать

музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих

интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Вопросы и задания. Что ты чувствуешь, когда слушаешь пьесу «Болезнь куклы»? Попробуй объяснить, что такое «настроение». Какое настроение создает у тебя песня «Рыжий пес»? Связано ли это с характером музыки? Выбери (из предложенных) подходя­щие слова для определения характера этой песни.

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- Обнаруживать общность, истоков народной и профес­сиональной музыки.

Вопросы и задания. Послушай пьесу С. Прокофьева «Пятнаш­ки». Как ты думаешь, зачем композитор использует повторяющие­ся интонации?

Коммуникативные:

-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке



22.Мелодии жизни.

«Пятнашки»; Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

«Куры ц петухи». Из фортепьянного цикла «Карнавал живот­ных». К. Сен-Санс.

«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова.

1

УИ



23.Весенние на­певы.

«Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского.

«Весной». Э. Григ.

Симфонии № 2 П. Чай­ковского

1

УИ

Знать музыкальные термины: оркестр, симфонический оркестр, симфоническая музыка, чувства, сопровождение.

Уметь внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра.

Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

Регулятивные:

-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности

Познавательные:

- Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Напоминают ли интонации финала Симфонии № 2 П. Чай­ковского знакомую песню? Всегда ли одинаково звучат эти инто­нации?



Какую роль здесь играет оркестр? Попробуй объяснить, что такое «симфонический оркестр», «симфоническая музыка»?

Коммуникативные:

- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллектив­ных играх-драматизациях.



24.Весенние на­певы.

«Самая, самая». Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова.

«Последний снег». Музыка 3. Компанейца, слова А. Толстого.

1

КУ



25. «Поговорим» на музыкаль­ном языке

«Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.

1

ФК

Знать музыкальные термины: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки.

Уметь внимательно слушать музыку, определять характер.

Личностные:

- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцеваль­ная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.

Регулятивные:

воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно прослушанной музыки) от сверстников

Познавательные:

- находить в музыкальном тексте разные части

Коммуникативные:

- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одно­классниками. Инсценировать песни, фрагменты опер.



26. «Поговорим» на музыкаль­ном языке

«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.

«Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского. Музыка М. Красева

1

ФК



«Волшебная сила музыки»

(7 ч)


27.«Волшебная сила музыки»

Компози­тор - испол­нитель — слушатель

«Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музы­ка». С.С. Прокофьев.

Идея четверти: музыка преображает человека.

Ребенок как слуша­тель и исполнитель.


Любимые музыкаль­ные герои.

Новые встречи с музыкой.

Музыка — вечный спутник человека

1

КУ

Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки.

Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь рассказывать и выполнять правила поведения в театре.



Личностные:

- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, испол­нителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой дея­тельности.

Вопросы и задания. О ком поется в песне «Дирижер»? Кто такой дирижер? Зачем он нужен оркестру, хору? Станет ли хор дружным, если будет четко выполнять команды дирижера? Помогает ли дири­жер исполнять музыку в нужном темпе? Показывает ли он характер произведения? Дает ли дирижер исполнителям сигнал к началу ис­полнения музыки? Можно ли назвать дирижера исполнителем?

Вспомни, как называют человека, который пишет музыку? По­листай страницы учебника и скажи, кого можно отнести к испол­нителям музыки? Вспомни, в каких случаях ты был слушателем, а в каких — исполнителем.

Регулятивные:

- адекватно воспринимать предложения учителя

Познавательные:

- находить в музыкальном тексте разные части

Коммуникативные:

- Отражать в исполнении интонационно-мелодические

особенности музыкальных образов.

Вопросы и задания. Послушай песню «Соловейка» и обрати

внимание на вступление. Что оно изображает?

Как ты считаешь, мелодия песни имеет сложное развитие или

простое? Пропой ее. Следи за мелодией по нотной записи.

- Воплощать художественно-образное содержание народ­ной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Вопросы и задания. Разучи первый и второй куплеты песни «Ди­рижер». Выучи отдельно припев. Попробуй продирижировать пес­ню, которую споют твои друзья или родители.



28.Компози­тор - испол­нитель — слушатель

«Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева.

«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музы­ка». С.С. Прокофьев.


1

УИ



29.Музыка в стране «Мульти-пульти».

«Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

«Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями». С. Слонимский.


1

КУ

Знать музыкальные термины и понятия:

вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.

Личностные:

-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально – практической деятельности

Регулятивные:

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей

Познавательные:

-. Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.

Вопросы и задания. Сравни музыкальные характеристики героев разных музыкальных произведений из страны «Мульти-пульти». Кому поет колыбельную Медведица? Похожа ли колыбельная мамы-медведицы на другие известные тебе колыбельные?

Чьи характеристики ты услышал в фортепьянной пьесе «Дюй­мовочка»? Сравни звучание первой, второй и третьей частей. О ком они?

Коммуникативные:

- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одно­классниками. Инсценировать песни,



30.Музыка в стране «Мульти-пульти».

«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.

«Игра воды». М. Равель.


1

ФК



31.Всюду музы­ка живет

«На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой.

«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.


1

ФК

Знать музыкальные термины и понятия:

вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.

Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении

Личностные:

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями

Регулятивные:

-принимать учебную задачу

Познавательные:

- Рассуждать о роли музыки в жизни человека. Вопросы и задания. Послушай стихотворение О. Гаджикасимова. Верно ли, что музыка звучит внутри нас, окружает нас везде? При­веди конкретные примеры из своей жизни.

Разучи песню «На лесной тропинке» и спой ее хором с друзьями. Впереди лето. Может быть, эта и другие песни, которые ты выучил, пригодятся тебе в походах и на прогулках во время летнего отдыха.

- Осознавать преобразующие функции музыки.

Вопросы и задания. Вспомни музыкальные произведения, в которыми ты встретился в этом году. Назови несколько из них. Скажи, какое действие они оказали на тебя, твоих однокласс­ников, членов твоей семьи. Поднималось ли у тебя настроение, или портилось? Почему это происходило? Объясни на приме­рах,

Коммуникативные:

- Воплощать художественно-образное содержание народ­ной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

Вопросы и задания.

Можно ли сказать, что песня «Наш край» — это песня о Роди­не? Что она изображает широкие поля и долины, реки и леса?



32.Всюду музы­ка живет

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.


1

КУ



33.Всюду музы­ка живет

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.


1

УИ