Филиппова Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»,
г. Нефтеюганска ХМАО-Югры
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Наступившее XXI столетие унаследовало одну из главных закономерностей XX века: в пору взлёта технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте, справедливости, добру. [3,с.8]
Эти ценности человек может постичь, лишь овладев родным языком, так как он начало всех начал и ключ к познанию окружающего мира.
Если педагоги не будут учитывать этого, то у него сложатся стихийные представления, которые могут быть не толерантными.
Опыт педагогической практики позволили сделать такой вывод: проблема национального воспитания детей школьного возраста остается актуальной. Но возникает противоречие между необходимостью приобщения детей к национальной культуре и отсутствием методического обеспечения этого процесса.
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную, патриотическую основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре и на уроках необходимо прослеживать связь времен и память о прошлых веках. [3,с.17]
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.(Вадим Шафнер) . [8,с.173]
Практически все учебные дисциплины, в современной начальной школе, приобщают детей к истокам русской народной культуры.
Самый эффективный способ овладения частью этнокультуры народа — изучение родного языка.
На уроках русского языка можно использовать тексты для списывания, для письма под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это развивает познавательный интерес учащихся, мышление, формирует коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи. . [11,с.94,112,67]
На уроках изобразительного искусства нужно говорить о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме как о символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой.[2,с.64-65]
На уроках технологии школьники знакомятся с элементами декоративно — прикладного искусства рождённого в крестьянской среде, через вышивку, различные виды росписей и гончарные изделия.[12,с 40-41]
При изучении темы «Природные зоны» на уроках ознакомления с окружающим миром тоже можно говорить о традиционных промыслах и ремёслах .Ведь их развитию способствовали во многом:
во-первых, благоприятные природно-климатические условия: мягкий климат, обилие лесов, рек и водоемов, плодородные земли;
во-вторых, этнический состав переселенцев из различных регионов Российского государства, принесших в наш край свои культурно — бытовые традиции;
в-третьих, патриархальный характер ведения хозяйства, необходимость удовлетворять собственные нужды во многих предметах быта: одежда, домашняя и хозяйственная утварь, орудия труда. [9,с.13-17]
Особое внимание хочется обратить на уроки музыкального воспитания, где дети знакомятся с народными песнями.
Педагогическая ценность песни в том, что «красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.» Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т. п.
Слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия
В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь». [5,с.19]
Использование народного творчества на уроках физической культуры через разучивание народных игр.
Испокон веков в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, традиции, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Огромная работа в этом направлении проводиться и на уроках литературного чтения. Учебники по литературному чтению Л.Ф Клемановой 4 класс обогащены произведениями устного народного творчества. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров.
Из произведений устного народного творчества они узнают о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далёких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали.
Народ создал множество песенок и потешек, пестушки для эмоционального контакта с маленьким ребёнком. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели, поэтому народ и создал колыбельные песни, зовутся байками.
Уж я Ванюшку качала,Уж я котику кричала:— Приди, котик, ночевать,Сына Ванюшку качать!или
Расти коса до пояса,Не вырони ни волоса. Расти косонька, не путайся.Дочка маму слушайся.
Особый интерес развивают прибаутки - сказочки в стихах. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевёртыши – особый вид песен-стишков, вызывающих смех.
Комар воду возил,
В тине ногу увязил.
Считалки, дразнилки, скороговорки, загадки несут в себе нравственную идею. Они развивают мышление и память, учат анализировать предметы и явления окружающей действительности. [ 4,с. 9-14].
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок, былин. Например: «Добрыня и змей», где говорилось о борьбе, в которой против зла вставал обыкновенный человек, или «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», где дети знают о божественном исцелении. [ 4,с.158-181].
Освоение ребёнком речи во всём её богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками, которые содержат мораль и поучительный смысл. Особенно актуальны для воспитания патриотизма пословицы и поговорки о Родине такие как: « Жить - Родине служить». Её применяют при изучении произведений о Великой Отечественной войне, например, А. Смирнова «Кто был на войне» 3 класс. [4,с.108-111].
В последние годы особое место на уроках отводится такому качеству как духовность. Здесь дети узнают о учениях священников того времени: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога». Узнают о заповеди христианства «Не убий», которая меняет сознания людей, делает их добрее и милосердие. Эта линия прослеживается и через изучение произведений уже более современных авторов таких как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Осеева, И. А. Крылов и неизвестного автора в произведении «Житие Сергия Радонежского»[4,с.7-87]
Следовательно, наряду с приобщением учащихся к национальной культуре, воспитывается интерес к изучению русского языка, её духовной составляющей который стимулирует развитие детской познавательной активности.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
2.Н.А.Кириченко «Изобразительное искусство» 3 класс, Москва. Просвещение, 2011 г.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.Л.Ф.Клеманова «Литературное чтение» 4 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.
5. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской « Искусство. Музыка »1-7 классы.– М. Просвещение, 2007;;
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6. – С. 21.
8. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997
9. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир»-Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012 г.
10. Р.Н. Бунеев .Литературное чтение 4 кл.2 часть. В океане света.Москва,БАЛАСС,2014 г.
11. М.Л. Закажурникова, Н.С. Рождественский «Русский язык» 4 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.
12. Н.А. Горячева, О.В. Островская «Декоративно-прекладное искусство в жизни человека» 4-5 класс, Москва. Просвещение, 2006 г.