Тема: «Лингвистический калейдоскоп» (интеллектуально - познавательная игра для младших школьников по творчеству
А.С. Пушкина)
Цели:
- обобщить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина;
- развивать артистические способности, речь;
- воспитывать любовь к родному языку, к поэзии;
- способствовать формированию дружеских отношений внутри детского коллектива.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, куб с разноцветными гранями, игровое поле из обручей разного цвета, карточки с заданиями, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Литература: А.С. Пушкин сборник сказок, «Учительская газета» №15, 2000г., журнал «Читаем, учимся, играем» №1, 1999г.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово.
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт, великий Пушкин,
Вас снова в сказки пригласит!
На встрече нашей необычной,
Пусть в городах вам непривычных, но удивительно манящих
Умчаться в сказку, вы снова встретитесь с друзьями!
С какими? Догадайтесь сами!
А догадавшись, громко – громко
Все дружно хлопайте руками, и даже топайте ногами,
Чтоб поддержать своих ребят!
И не заснуть, чтоб невзначай, а ну-ка, хлопать начинай!
(Выход команд)
2. Представление команд.
В игру вступают 3 команды по 6 игроков в каждой. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.
3. Правила игры.
Золотая цепь упала на землю и превратилась в разноцветную дорожку, по которой сегодня пройдут знатоки сказок А.С. Пушкина. Путь укажет куб с разноцветными гранями. Цвет обручей, из которых состоит дорожка, совпадает с цветом граней куба. Игра начинается с колечка «Старт». В порядке очереди каждый игрок кидает куб. Та грань, которая оказалась сверху, укажет место, на которое перейдёт игрок. Закрепить его за собой можно, выполнив правильно задание. В случае неправильного ответа игрок возвращается на прежнее место. Если ответ верный, игрок получает право дополнительного хода. Игра заканчивается, если кто-то из игроков доходит до колечка «Финиш».
Если выпадет белый цвет, то игрок пропускает ход. Во время игры каждая команда имеет право: взять 1 раз помощь своих болельщиков, 3 раза игрок может обратиться за помощью к своей команде.
Провести жеребьёвку команд и определить очерёдность хода.
4. Задания.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
(вопросы по содержанию)
1. Под каким деревом белка грызла орешки? (Под елью)
2. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
3. Кем приходится князь Гвидон царю Салтану? (Сыном)
Каким ремеслом занималась старуха, живя в землянке?
(Пряла пряжу)
5. Назовите кличку собаки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». (Соколко)
6. Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два)
7. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?
(«Закажи Балде службу, чтобы стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь»)
8. Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка-старуха)
9. Какую песенку пела белочка «при честном при всём народе»?
(«Во саду ли, в огороде»)
10. Назовите отчество Гвидона. (Салтанович)
11. О ком идёт речь?
«И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся». (О королевиче Елисее)
12. Место укуса комара на лице завистливой тетки. (Глаз)
13. В кого превратился Гвидон в третий раз? (В шмеля)
14. Какой драгоценный камень находился внутри орехов, которые грызла белка? (Изумруд)
15. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой)
16. Назовите последнее желание сварливой старухи?
(Стать владычицей морскою)
17. Верный сторож царя Дадона. (Петушок)
18. Кем был на самом деле коршун? (Чародеем)
19. Плавучий предмет, выброшенный волной на берег? (Бочка)
20. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах?
(Заморскими винами, печатными пряниками)
21. Назовите рост новорожденного сына царя Салтана.
(Аршин = 71 см. «Сына бог им дал в аршин»)
22. О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (О зиме)
23. Что делали из скорлупы? (Отливали монеты и пускали их по свету)
Что приготовил царь отец в приданое молодой царевне в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(Семь торговых городов и 140 теремов)
25. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? (5 раз)
26. Кем приходятся 33 богатыря царевне Лебеди? (Родными братьями)
27. Кто подсказал Елисею, где искать его невесту? (Ветер)
Мимо какого острова проплывали корабельщики?
(Буян – остров обитания мифических птиц. Согласно преданиям, старшая из птиц - Гагана – мифическая птица с железным клювом и медными когтями. Пушкинский Буян – остров волшебной Лебедь – птицы.)
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ
(автобиографические вопросы)
1. Назовите имя отца А.С. Пушкина. (Сергей Львович)
2. Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799г)
3. Солько лет исполнилось бы А.С. Пушкину в этом году? (217 лет)
4. Какое любимое время года поэта? (Осень)
5. Как звали жену А.С. Пушкина? (Гончарова Наталья Николаевна)
6. Были ли у поэта братья и сестры? (Ольга – сестра, Лев – брат)
7. Как звали маму поэта? (Надежда Осиповна)
8. Назовите родовое имение Пушкиных. (Михайловское)
9. Как звали няню поэта? (Яковлева Арина Родионовна)
10. Какие места Липецкого края связаны с именем А.С. Пушкина?
(Капитанщино, Кореневщина, г. Елец, г. Задонск, Пальна-Михайловка – А.С. Пушкин заезжал к Стаховичам во время поездки на Кавказ)
СИРЕНЕВЫЙ ЦВЕТ
(домашнее задание)
Показать сценку-миниатюру без слов и костюмов. Остальные команды пытаются узнать произведение и героев.
Правильный ответ — 1балл в копилку команды.
Каждая команда готовит несколько сценок.
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ
(задания)
«Найди слова из сказки»
На карточках написаны слова из разных сказок. Игроку необходимо найти среди них слова из той сказки, которая досталась команде по жеребьёвке.
а) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
(Бочка, лягушонок, орешки, муха, коршун, корабельщики)
б) «Сказка о рыбаке и рыбке».
(Корыто, невод, простофиля, дворянка, море, старуха)
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
(Богатыри, солнце, месяц, яблоко, зеркало, королевич)
2. «Таблица с серетом»
Найти за 1 минуту спрятанные в таблице слова и назвать сказку, в которой эти слова встречаются. Слова располагаются по горизонтали и по вертикали.
3. «Знакомые незнакомцы»
Объяснить смысл слова.
Слова для объяснения:
НЕВОД – сеть для ловли рыбы.
ПОЛБА – каша из особого сорта пшеницы.
ОБРОК – дань, принудительный сбор денег.
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
РОГАТКА – орудие наказания крепостных — ошейник с выступающими концами.
КИЧКА – женский головной убор.
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ
(Чьи это слова?)
– Смилуйся, государыня рыбка,
Не дает мне старуха покою… (Старик – рыбак)
– Отпусти, ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь. (Золотая рыбка)
– Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Мачеха)
– Кабы я была царица…
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна. (Ткачиха)
– Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)
– Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить! (Балда)
- Что за диво!
Всё так чисто и красиво,
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажись… (Старший богатырь)
– Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее. (Зеркальце)
– Братец мой, не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала. (Месяц)
– Там, в лесу, стоит одна, - …
Крепко связаны ей локти,
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть. (Чернавка)
– Петушок мой золотой
Будет сторож верный твой. (Мудрец или звездочет или скопец)
12. – Не печалься, ступай себе с богом. (Золотая рыбка)
– Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдешь, поведут поневоле. (Старуха)
– Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских. (Черномор)
– Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо? (Салтан)
5. Подведение итогов игры.
Игра считается законченной, когда одна команда доходит до финиша.
Все игроки получают призы.